Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. Ситуация на грани

21 июля 2022 г.

Современная психологическая доктрина проецирует человека на ощущение, что он травмирован, что человек суть то, что на него наложили родители, общество. Это даёт ему оправдание злости, раздражительности. В своем собственном мышлении человек начинает воспринимать себя чрезвычайно хрупким. Вследствие стремления все свои внутренние процессы психологизировать, он не развивается в своем целостном единстве (не пытается почувствовать, например, социальную ситуацию, а все пропускает через фильтры концепций, о которых нет достоверных сведений, что они адекватно описывают реальность).

Но многое зависит от того, как человек настраивается жить. ПТСР [посттравматическое стрессовое расстройство] возникает тогда, когда у человека нет собственного мировоззрения, нет опоры, принципов, на основании которых формируется личность. Тогда уродливые обстоятельства формируют в человеке уродливый отпечаток.

Проблема страсти заключается в том, что силы нашей души нацелены не на благо. Наша познавательная способность дает возможность изумляться красоте мироздания; находить причинно-следственные связи, на основании которых мы можем найти конструктивные решения; помышлять о чем-то хорошем. Вместо этого мы ещё с детства занимаемся, к примеру, осуждением, критикой людей за что угодно. И получается, что познавательная способность уже натренирована таким образом реагировать на происходящее. На каком-то этапе такой «перекос» начнет разрушать человека: он сам разогнал этот процесс и сам теперь от него мучается. Но если просто отключить сознание, как предлагает эзотерика (ведь суть йоги, например – это прекращение деятельности ума) – то потеряешь способность воспринимать этот мир во всей полноте, чувствовать ситуацию (в погоне за избавлением от страдания).
В Православии же познавательная способность остаётся: эту силу души надо оторвать от страсти и соединить с добродетелью. Нужно направить её на развитие в Боге. Тогда человек вырастает целостным, силы его сознания не заняты обработкой каких-то ужасов – они направлены на другое.

Тем, кто испытывает запредельный стресс, нужно осваивать Иисусову молитву.

Наше внутреннее пространство бездонно. Если эта бездонность не озарена Логосом, высшим смыслом, если человек не завершён Христом, то эта бездонность становится дурной бесконечностью (на эту тему много писал преподобный Иустин (Попович) в своей книге «Философские пропасти»). Она заполняется страхами, боязнью. Человек и в грусти становится беспределен. Область молитвы – это область этого пространства. Святые отцы советуют нашей мыслительной способности давать в пищу – вместо размышлений – Иисусову молитву. Она соединяет нас с Богом, а Он – источник всякого блага. В душу проистекает мир и покой, даже посреди страданий. Человек, осваивающий Иисусову молитву, все видит, все понимает, все сознаёт, но его сознание не затопляется ужасом. Иисусова молитва дает ему понимание того, что происходит в его внутреннем мире, озаряет его мыслительную способность, становится понятным, куда поставить стопу при следующем шаге.

Паника несет с собой некое ядовитое наслаждение – есть соблазн ей поддаться. У человека, который опирается только на себя, во время паники возникает ощущение, что стоит ему лишь сконцентрировать на собственных мыслях, так сразу будет найдено решение. Но как только он входит в поток тревожных мыслей, они сразу подхватывают его сознание и несут неведомо куда. В измененном состоянии сознания нельзя искать ответы, нужно сперва выйти из потока измененного сознания. Человек гордый не может выйти из этого потока, опираясь на свою самонадеянность. Смирение состоит в том, чтобы признаться себе, что ответа сейчас нет. Что моё мышление закольцовано, я нахожусь в ИСС [измененном состоянии сознания] и надо бы сосредоточиться на Иисусовой молитве, а вот когда выйду из «облака» – тогда и подумаем, примем какое-либо решение и осуществим его. Но не раньше.

Когда ум человека входит в Иисусову молитву, происходит то, что люди ищут в медитациях. В мозгу как будто перестаёт работать бетономешалка. Но есть и то, чего в медитации нет: человек выходит из негативного потока мыслей, но конструктивная мысль остаётся. Находясь в Иисусовой молитве, человек начинает лучше понимать окружающее, себя, он действует в этом мире, не выключая сознание. В какой-то момент Бог даёт человеку смысл, который его успокаивает, примиряет.

Когда поселяется внутренний мир, человек не становится пассивным и равнодушным. Он может и бороться. Но теперь в своих действиях он определяется не внешней информацией, которая агрессивно и разрушительно на него воздействует (он учитывает информацию, но не определяется ею), не собственными разрушительными эмоциями, а конструктивными смыслами.

Человек, который привык в повседневной жизни проявлять раздражение, когда что-то ему не по нраву, обзываться, оскорблять, привыкает и жить соответствующе. Кризисная ситуация развинчивает его окончательно. Пропадает и тот, кто считает себя мудрым. В кризисной ситуации, если он ни при каких вариантах не видит исхода, такой человек отчаивается. Ему не приходит в голову, что ситуация может незапланированно измениться, могут вступить в силу новые обстоятельства, может прийти Божия помощь. Тот, кто сделал из своего интеллекта идол – тот полностью полагается на свои расчеты. И если они показывают, что он пропал, то его активность парализуется, он не способен двигаться дальше, предается панике.

Гордым посылается искушение в виде отнятия силы терпения. Если говорить современным языком – тревожная депрессия. Нет способности терпеть и справляться с ситуацией (см. слово 79-ое в книге преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические»). Любая мало-мальски тревожная ситуация вызывает в таком человеке взрыв.

Чтобы справляться с тревожными ситуациями, надо привыкать в повседневной жизни не поступать хаотично. Если давать ход любой мысли, которая залетела в сознание, можно потеряться. Приучаясь сдерживать поток мыслей, вводить его в конструктивное русло, человек и в панической ситуации имеет возможность остановиться, не раскачать процесс до уровня психоза. Когда в повседневной жизни мы поступаем по совести и несём какие-то скорби, притом стараясь не входить в состояние ярости – мы тренируем силы, которые помогут перенести и критические ситуации. Нужно уходить от гордости и стараться переносить мелкие искушения – учиться на мелочах. Стараясь жить без греха, человек вырабатывает твёрдость души. И такой человек остается живым человеком: он может сорваться и покричать, понервничать – но это его не захлёстывает.

Необходима способность видеть положительное: даже в социальном аду – обращать внимание не на проявление жестокости, а на любовь и милосердие. Важно и понимание, что вот именно эта ситуация делает нас более стойкими.

Если мышление человека работает в сторону негатива, кризисная ситуация проявит все то, что человек формировал в своем сознании. Мышление такого человека принимает специфическую направленность: везде он видит одни тупики. На рациональном уровне такому человеку трудно что-либо объяснить. Всю поступающую в его сознание информацию он интерпретирует в специфическом ключе, перерабатывает в труху: «всё плохо, все плохие».

Если и пытаться такому помочь, то начинать надо с выстраивания его отношений с ближними, с постижений основных принципов, на основании которых развивается мироздание (описаны в Евангелии), что поможет ему сместить фокус внимания, обратить взоры на те факты, понимание которых поможет принять решение и изменить текущую ситуацию. Таким образом его внимание не столько уводится от острой темы, сколько фокусируется на том, что несет на себе печать искры жизни. Нужно выстраивать основания для социальных поступков и ментальные обоснования для них, чаще анализировать, задаваться вопросом – «Почему я совершил то или иное действие в отношении себя, мира или других людей?

Та линза, сквозь призму которой мы воспринимаем мир, формируется в течение определенного времени. Здесь речь идет о сложных нейрофизиологических процессах. Когда наш мозг «тиранит» нас, мы получаем то, что вкладывали в него годами. Осуждая людей в повседневной жизни, в кризисной ситуации мы обратим внимание только на мерзость, помноженную на тысячу. И наше восприятие ситуации усугубить наше положение в ситуации, которая и без того непроста. То, что мы вкладываем в себя, нам либо поможет, либо уничтожит.

Наш мозг – это посредник между нами и миром (так на него смотрят некоторые исследователи), тот инструмент, которым мы понимаем мир. А исходя из условий, из тех кодов, что мы прописываем, возникает картинка, которую мы получаем. Она либо полная, либо усечённая. Мы видим мир либо уродливым, либо красивым – но на основании тех посылов, которые мы закладываем. Мы не всегда это понимаем. Но всё то, что мы смотрим, анализируем, осознаём – всё это формирует нейронную сеть, сквозь призму которой мы будем смотреть на мир, на самих себя, на ближних.

Подробнее:

«Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления» 

«Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». Часть 2.1 «Травматический опыт как некогда пережитая, воспроизводимая, изменяемая и преодолеваемая доминанта».

Фрагменты из эфира «Ситуация на грани: не справляюсь или возрождаюсь из пепла?»

Тип: Заметки