-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
28 ноября 2022 г. Духовным дочерям
У всех людей есть свои дарования, и у мужчин, и у женщин. Господь, когда создавал человека, всё задумал премудро, соразмеренно, гармонично. Но в результате грехопадения те естественные благие силы и побуждения, которые в нас есть перемешались со злом и пошли в «другом» направлении. В течение жизни нам надо как-то исправить эту несуразность.
У женщин много положительных качеств. Это и преданность, которая – больше, чем у мужчин.
У женщин есть чувствительность, которая помогает постигать мир, других людей. Поражает глубина женского проникновения в суть предмета. Но при других обстоятельствах эта чувствительность может стать проклятием – мнительностью; когда женщина – ещё ничего не случилось – переживает, мучается. Все её уважают и любят, но ей кажется, что её никто не любит. И она «находит» мельчайшие подтверждения своим подозрениям.
У женщины есть замечательное качество – открытость. В отличие от несловоохотливых мужчин женщины много разговаривают со своими детьми. И те научаются говорить. Но эта открытость может перерасти в банальную болтливость.
Добродетель находится где-то посередине. Есть солдат безрассудный, который встаёт в полный рост, идёт под пули, хотя ситуация того не требует. Есть солдат трусливый, который во время общей атаки сидит в окопе. И есть солдат благоразумный, который во время атаки выходит из окопа, но где не нужно -– не подставляет себя под пули.
Так же нам – и женщинам, и мужчинам – нужно свои внутренние качества урегулировать.
В религиозной жизни женщинам также чувствительность и открытость помогают. Может, они дольше приходят к истине, но и дольше в этой истине стоят, являют постоянство. То, что они чувствуют сердцем, помогает постигать им то, что бывает трудно постичь мужчинам, которым надо всё взвесить, обосновать, логически разложить.
Но бывает, что эта чувствительность играет плохую роль. Вокруг сектантов, например, много экзальтированных женщин. Сектанты очень хорошо знают человеческую психологию. Они знают о стремлении женщины идеализировать священника (или другого причастного к религии мужчину). Женщина делает из него идола, ставит на пьедестал.
Протоиерей Владимир Воробьёв говорил, что у женщин и мужчин разные религиозные характеристики. Женщина неосознанно ищет в мужчине твёрдость, решительность, энергичность. Когда она не находит этих качеств в семейной жизни, она, не осознавая этого, хочет компенсировать эту нехватку в беседах со священником. В священнике ищет опоры, мужского начала. В этом нет ничего неправильного. Священник может и должен дать женщине эту опору, приютить с собой рядом, устроить церковную жизнь. Но священник не должен быть ни для кого мужем, кроме своей матушки. Он может быть отцом.
Единственное правильное отношение, которое может быть у женщины к священнику, – как дочери к отцу.
Но часто женщины этого не улавливают и стремятся получить то, чего им не хватает в жизни. Они хотят, чтобы священник был для них не просто духовным отцом. Они требуют внимания.
До какого-то момента это – нормально. Душевные аспекты тоже имеют право на существование. В житиях святых – Серафима Саровского, Амвросия Оптинского – тоже есть моменты, когда они вели себя с кем-то ласково. Но это должно быть только начало, когда человек только обращается к Церкви, или у него какое-то горе. Когда ему нужна душевная поддержка, когда он ещё не готов к духовному. Такого человека нужно приласкать. Но когда придёт время, священник должен требовать исправления, борьбы со страстями, движения в духовной жизни.
Но многие женщины этого движения не хотят. А хотят оставаться на уровне душевности, душевной ласки.
На объяснения о бесполезности такого пути женщины реагируют обидами, слезами, истериками.
Отец Рафаил (Карелин) подмечал такое отклонение в духовной жизни. Совершенно разное – быть духовным сыном или духовной дочерью.
Женщинам надо быть осторожными в общении с духовным отцом. Духовник должен решать главные вопросы в духовной жизни человека. Сколько для этого надо встречаться – надо решать в каждом конкретном случае. Но нужно тщательно готовиться к каждой встрече, обдумывать вопросы, не задерживаться дольше, чем нужно. Иначе может последовать снижение духовной жизни. Сначала теряется благоговение к своему наставнику, потом развивается привязанность. В общении будет всё меньше духовного и всё больше мирского. Общение может закончиться пристрастием и дойти до истерической ревности.
Нужно сохранять благоговение: спросить, что беспокоит, получить ответ и отойти. Некоторые женщины же просто хотят побыть рядом.
Одной своей духовной дочери, которой было 60 лет, отец Рафаил сказал, что возраст относится к телу. В душе страсти в течение жизни не умирают, а только начинают появляться по-новому.
Хотелось бы пожелать всем нашим жёнам-мироносицам возрастания в подвиге духовной жизни, а также – духовной рассудительности и мудрости, чтобы уметь отделять страстные движения от праведных.
Фрагменты проповеди «Духовным дочерям», сказанной в День памяти святых Жен-мироносиц, несколько лет назад.