Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. О слепоте

8 января 2023 г.

Слепота бывает разная. Иногда она выражается в том, что человек принципиально не может чего-то понять в этой жизни.

Профессор Иван Попов проходил заключение на Соловках. Про него говорили, что это самый образованный человек здесь: если сложить образование всех архиереев, которые были заключены на Соловках – то и это будет меньше, чем уровень образования профессора Попова.

Однажды, когда он находился в одном из западных европейских университетов, он был поражён тем, как местный профессор-протестант формулирует мысли, структурирует информацию… Но главным образом поражён он был тем, как человек с настолько развитым интеллектом может не понимать главного в жизни – ведь в целом протестантизм основан на ложной идее.

Один миссионер комментировал это так: Христа мы познаём не интеллектом, а той частью нашего сердца, которой способны поболеть за кого-то. Соответственно, если человек в этой жизни не испытывал сострадание, если ему не было больно за ближнего – то и Христа понять он не может. Если он не уловил самой главной идеи в этой жизни – и всё прочее будет ущербным.

Сейчас есть много аналитиков, которые размышляют о судьбах России и Украины. Но бывает так: если человек отмечает, что он не пришёл к вере или если негативно о ней высказывается – и в дальнейшем можно заметить, что есть некая червоточина в ходе суждений этого человека. Если он не понял главного в жизни – то и потом его размышления оказываются не полновесными.

Если вникнуть в истории многих людей, выясняется, что духовная слепота иногда бывает добровольная. Где-то человек совершил выбор – не в сторону Христа. И потом он мучается, до конца не может понять реальность, но ничьи объяснения ему не помогают. Проблема не в том, что он чего-то не понимает, а заключается она в Том выборе.

Однажды мне довелось разговаривать с человеком, который ездил по монастырям и искал Старцев, чтобы они ответили на его очень сложные вопросы. Я предложил ему свою помощь, чем смогу быть полезен. Его вопросы оказались банальными, уровня воскресной школы. Трудно было понять, почему человек эти банальные вопросы считал очень сложными. Как-то в ходе очень долгого разговора зашла речь о милосердии. И вдруг он закричал: «Не могу я! Не могу я!» Я перепугался: «Успокойтесь, что вы не можете»? И тут выяснилось, почему для него простые вопросы об иконах, о храме казались неразрешимыми.

Его родители были православными, но они от него отказались: они занимались своими делами, отдав его бабушке, которая была протестанткой. И хотя умом он понимал, что протестантизм ложен, но бабушка была тем человеком, который за ним ухаживал, и её мнение было важным. Он ненавидел родителей – и здесь возникло серьёзное противоречие с христианством, которое в пятой заповеди говорит: «Почитай отца твоего и мать твою».

Он попытался создать свою версию христианства, которая бы включала бабушкины убеждения, но не учитывала бы эту пятую заповедь. Хотя часть его существа чувствовала, что это ложь, но он пытался в этой лжи «разобраться», уложив все это в свою голову. Но пока не будет осознана первопричина – сделать это невозможно.

Я пытался что-то ему объяснить, но он не хотел со мной соглашаться. Когда мы прощались, я сказал: «Ваши проблемы не в том, что вы не понимаете Православие, а в том, что Вы ненавидите своих родителей. И пока эта ситуация не изменится – Вы ничего не сможете здесь понять. Эта слепота будет продолжаться и дальше».

Одну женщину обвиняли в безчеловечных экспериментах, в убийстве людей. Сама она рассказывала о себе следующее. Когда она была молода – очень жаждала любви. Будучи совсем подростком, она думала, что с её внешностью имеет право на счастье. И когда отец устроил бал на её 16-летие – она, жаждущая любви, вдруг обнаружила, что её сестру приглашают на танцы, а её нет. В этот вечер она возненавидела Бога, сказав, что Бог не даёт ей счастья (хотя понятно, что 16 лет – не тот возраст, когда начинается семейное счастье). Став на этот богоненавистнический путь, она пришла к сатанизму и к страшным делам.

На рациональном уровне такому человеку не объяснить в чём состоит его заблуждение. Эта слепота не пройдёт, пока он в себе чего-то не увидит. Как бывает в организме – микроопухоль пережимает нерв, по которому поступает сигнал с сетчатки глаза: глаз целы, мозг цел – а картинки нет. Так же и у человека, который имеет ложные убеждения: какая-то ересь внутри его ума образовалась – и препятствует тому, чтобы человек ясно видел.

Действительно, иногда лекарством против этой слепоты является принятие Христа, но принятие не умом (как у протестантского богослова, который вроде всё Писание хорошо знал, но в целом – мыслил ложно), а когда человек естественным образом начинает менять своё поведение, тянуться к чему-то истинному… Постепенно у человека формируются новые навыки, он на реальность начинает смотреть как-то иначе, начинает восстанавливать какие-то контакты, что-то понимать. В итоге как-то и голова у него проясняется, и ход истории становится ему понятен, и какие-то собственные события в жизни.

Всем этого и остаётся пожелать – ведь в большей или меньшей степени, мы все наверное, в прелести, как говорил свт. Игнатий (Брянчанинов) – чтобы, идя ко Христу, совершая реальные поступки, мы начинали как-то исцеляться.

В заключение вспомню одну историю, рассказанную митрополитом Антонием (Сурожским), в которой также описывалась добровольная «слепота».

Он как-то говорил с человеком, который сетовал,что никак не может прийти к вере – пытается, мол, как-то умом понять веру, но ничего не получается.

Тогда свт. Антоний сказал ему : «Вспомните – может, Вам когда-то стало выгодно не верить?»

И человек тот вспомнил, что когда был маленьким, мама приучала его к милосердию, каждый раз после храма давая ему 1 копейку, чтобы он отдавал её какому-нибудь бедняку. Он так и делал, но однажды увидел в магазине игрушку, которая стоила 2 копейки. И он подумал тогда, что два воскресенья подряд будет обманывать маму и этого нищего, подходя к нему, но ничего не давая, а оставляя копейку себе. Собрав таким образом 2 копейки, он пошёл и купил что ему было нужно…

И вроде бы и радость от покупки испытал, но совесть ему говорит, что маму и нищего он обманул, а Бога-то не обманешь! Тогда он предстал перед выбором: либо вернуть эту вещь – либо оставить у себя, отвергнув Бога. И он сказал совести: «А Бога нет!»

После этого что-то в нём надломилось – и всю жизнь, до встречи с митр. Антонием (Сурожским) – он с этим сломом жил.

Пока этот слом не будет осознан, то, как эта микроопухоль в глазном канале – он будет пережимать наш «зрительный нерв». Поэтому, конечно, и нам надо вычислять такие «опухоли» в себе и избавляться от слепоты.

Тип: Заметки