Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. Женщине

23 января 2023 г.

При развитии всех граней личности, женщина может и активной остаться, и женщину в себе не потерять. И сильной быть (есть такие сильные натуры), и в конфликтах с мужчиной не увязать. То есть предпосылки для семейного счастья могут уживаться с сильным характером, если женщине удастся свой характер «приручить».

Одна девушка с сильной натурой так и говорила о своей семейной жизни: «выбрала быть счастливой, а не быть правой». Речь не о том идет, что дома ее «гнобит» супруг, а она все безропотно сносит. Суть в том, что она старается по любви решать все встающие перед молодой семьей вопросы, и при этом удается не ругаться. Не стоит забывать мудрое предостережение Экзюпери: «Случалось ли тебе снова влюбиться в женщину после того, как на суде она доказала, что была кругом права? Тяжбы озлобляют».

Данный вопрос, как говорил один современный автор, стоит перед женщинами, которые, например, служили в армии. Сильные натуры под стать себе хотят найти мужчину. Если найдут и при том не осознают некоторых важных «вещей» – начинают соревноваться с ним, кто сильней. При таком варианте мужчина может уйти. Может согласиться с женщиной – лишь бы она успокоилась, а она уступку мужчины вследствие некоторых особенностей своего мышления воспринимает как слабость («тряпка, не мужик»). Получается – тупик, если, конечно, она не сумеет «приручить» некоторые черты своего характера.

Как этого достичь такого равновесия? Должен пробуждаться внутренний человек. Апостол Петр, обращаясь к женщинам-римлянкам, сказал: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет 3. 3).

А внешние формы жизни будут уже найдены в процессе. Главное, чтобы пульс внутренней жизни начал биться. Бояться не стоит, что «внутренний человек» сделает жизнь пассивной. Ведь и мастера рукопашного боя говорят, что действовать можно тогда, когда внутри ощущаешь спокойствие. Конечно, они говорят не о внутреннем мире, который рождается вследствие духовной жизни, но аналогия, думается, понятна.

Стоит обратить внимание на слова отца Митрофана Серебрянского (в монашестве – Сергий, причислен к лику святых), который многие годы был духовником сестер из Марфо-Мариинской обители, то есть женскую натуру он, по идее, должен был неплохо изучить. Вот какое наставление он дал Наталье Соколовой насчет того, как ей вести себя с будущим мужем:

«Мы, мужчины, грубая натура, а потому более всего ценим ласку, нежность и кротость – то, чего в нас самих не хватает. И нет ничего более отталкивающего мужчину от женщины, как дерзость и суровая грубость или наглость в женщине» (из книги Н. Соколовой «Под кровом Всевышнего»).

Конечно, перед женщинами стоят задачи, которые во времена отца Митрофана трудно даже было себе представить. Но все же, оставаясь активной и целеустремленной, важно не растерять своих женских качеств.

По мысли одного автора, мужчины могут найти мужественность при опоре на духовную жизнь. Без этой опоры стремление мужчин обрести мужские качества может уйти в деспотизм и агрессию.

Стремление женщин обрести «своё» при игнорировании духовных законов может уйти в жеманство и сексуальную раскрепощённость.

Священник Александр Ельчанинов так писал в своем дневнике:

«О женщине сказано – “немощный сосуд” – “Infirmior vasa”. Эта “немощь” состоит главным образом в подвластности женщины природным стихиям в ней самой и вне ее. В силу этого – слабый самоконтроль, безответственность, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина от этого не свободна, она всегда раба своих страстей, своих антипатий, своего “хочется”.

Только в христианстве женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумие, терпение, способность рассуждать, мудрость. Только тогда возможна ее дружба с мужем.

Бесконечное количество несчастных браков именно от того, что каждая сторона считает себя собственником того, кто любит. Почти все трудности брака – отсюда.

Величайшая мудрость брака – дать полную свободу тому, кого любишь: брак наш земной – подобие брака небесного (Христос и Церковь), а там полная свобода».

Фрагменты из подборки «Женщине»

Тип: Заметки