Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. Крест как лекарство для человечества

30 января 2023 г.

Как писал сщмч. Илларион (Троицкий), цель пришествия Иисуса Христа – это пересозидание человеческой природы. В чем оно заключалось? Он взял на себя всю нашу природу: с нашей усталостью, с нашим голодом и т.д. и своим внутренним подвигом исцелил её, обновил.

Что это значит? Допустим, у нас есть машина с помятым капотом. Что нам с ней нужно сделать, чтобы капот вернуть в первозданную форму? К вмятинам надо приложить определенное усилие, противоположное усилию удара. Т.е. изнутри как бы надавить, чтобы капот стал ровный. Вот вы, наверняка знаете примеры, когда люди испытывали голод и были способны даже убить. Были в истории осажденные города, где был известен каннибализм. Даже некоторые матери ели своих детей в состоянии голода. И как можно такую «вмятину» исправить в нашей природе? Как ее исправил Иисус Христос?

Если будете в Палестине – там можно посетить Иорданскую пустыню. Это безводное место с тяжело переносимой для человека высокой температурой. В этом пекле Иисус Христос провёл сорок дней без пищи и воды. Представьте, каковы могут быть муки голода в этом состоянии. Тут дьявол подходит к Иисусу Христу и говорит: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф 4. 3). Т.е. «сделай камни хлебами, что тебе стоит?»

Чтобы это проще было понять, представим чиновника, которому сказали построить реабилитационный центр для ветеранов войны и выделили сколько-то миллионов денежных средств. И вот у него искусительные помыслы: «Если ты закажешь кирпич хуже качеством – кто проверит? А ты себе купишь машину, квартиру. А потом всё равно известкой замажут. И ветераны будут все равно жить». Также и Господу, искуситель предлагает употребить свою Божественную силу на себя самого. И Господь отклоняет это предложение. Он понимает, что если сподвигнет людей на веру только через обещание “хлеба”, то это будут ненадежные верующие. Если верующие пойдут за “хлебом” – то после они предадут. И, показывая, что дух сильнее плоти, Он отклоняет это предложение. Т.е. в нашей аналогии Он тем самым «надавил» на первую «вмятину».

Когда Он был распят на Кресте, римские воины перед смертью Его очень мучили. Свт. Николай Сербский говорит что дьявол сподвигал воинов через их мысли так издеваться над Ним, чтобы, испытав эти невыразимые муки, Господь раскаялся, что создал род человеческий. Тогда, будучи Всемогущим Богом, с Креста, возможно, Он проклял бы человеческий род. Дьявол это делал, чтобы род человеческий прекратил свое существование. Но вместо этого Господь говорит: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23. 34). Так Господь исправил другую «вмятину» в природе человека.

За всю Его жизнь, Господь полностью обновил нашу природу. И те люди, которые принимают Христа, как своего личного спасителя, как Бога-искупителя, получают возможность приобщиться к этой обновленной природе.

При этом, воспринять Христа, как именно своего личного Спасителя трудно. В каком плане, почему? Потому что пока мы не боролись со грехом, нам кажется, что это очень просто. Спросите, к примеру, у пьющего человека: «Ты относишь себя к алкоголику?» Он скажет вам: «Нет, я не алкоголик, хочу пью, хочу брошу. Просто сейчас бросить мне не хочется». Но, если бы он попытался хотя бы в течение месяца испытать себя, он увидел бы насколько это тяжело. Также и те люди, которые не пытались бороться ни с гневом, ни с обжорством часто считают себя людьми неплохими: «Я не убил, не украл…» Но, если бы они пытались побороться со грехом – они увидели бы, сколько в них грязи, и какие у них внутри живут драконы.

Столкнувшись с обилием зла внутри себя, ты понимаешь, что твоих сил здесь недостаточно. И тогда возникает нужда в Спасителе, как некое призывание Его, Христа Спасителя.

Через Таинство Крещения мы приобщаемся к этой обновленной природе Христа. Но, конечно, в Таинстве нам не даётся всё сразу. Мы получаем определенную возможность – внутреннюю свободу, позволяющую с Божией помощью не согласиться на предложение зла. Но подвиг наш от нас, как христиан, никто не забирает.

Тип: Заметки