Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. Покаяние – второе Крещение

19 января 2023 г.

Покаяние называют вторым Крещением. Покаяние включает в себя некий мистический, духовный аспект, – когда Господь исцеляет человека, снимает с души тяжесть, которая всем нам хорошо известна. Но покаяние имеет ещё и аспект человеческий.

Покаяние – это возможность вернуться к тому себе, кем был до совершения поступка, расколовшего тебя. Мы, бывает, совершаем поступок, который противоречит внутренним устоям, в силу обстоятельств или под давлением страстей, когда что-то очень хочется сделать. Но неверна пословица «Если нельзя, но очень хочется – то можно». В народе говорят: «Если нельзя, но очень хочется – то нельзя вдвойне». Когда»очень хочется» – это страстное желание тянет нас в бездну, после которой будет этот внутренний раскол.

Если человек имеет покаяние, мужество честно взглянуть на происшедшую ситуацию – он может исцелить внутренний раскол. Но если покаяние, осознание не приходит, – тогда в состоянии мучения становится невозможно жить. Тогда наше сознание создаёт бредовую версию происшедшего, в которой мы будем правы: это остальные нас предали, кинули…

Проблема в том, что на такой шаг мы можем решиться только один раз. Если сознание уже перестраивается – то дальше, в общении с остальными людьми, даже с теми, кто никак не участвовал в конфликте, мы уже исходим из позиции, что мы были кинуты определёнными людьми. Жизнь начинает рушиться, а человек даже сам того не понимает. В своих глазах – он прав.

Бывает ещё более тяжёлая версия отсутствия покаяния. Если у нас мучительное состояние после совершённого поступка, который противоречит нашим внутренним устоям – разгорается внутреннее страдание, из которого очень тяжело выйти. Кто-то забивает его алкоголем, психоактивными веществами… Но через некоторое время психика не выдерживает и человек входит в состояние психоза, при котором для него происшедшее перестаёт быть проблемой. Ситуация, которая ещё вчера тебе казалась аномальной, в состоянии психоза воспринимается как норма. Естественно, ничего хорошего в этом нет. Уровень напряжения падает, но отныне всю остальную жизнь, если не будет осознания, человек живёт в состоянии разрыва с реальностью. Это порождает одиночество, страдание, а в некоторых случаях – и смерть.

Мы имеем возможность принести своё покаяние на Исповедь, что, конечно, отличается от покаяния “домашнего”. Те душевные раны, о которых было сказано, человек не имеет власти и возможности исцелить самостоятельно. Здесь нужна божественная благодать. В этом ошибаются протестанты, когда говорят, что им не нужен посредник. Не все молитвы принимаются Богом от лица человека.

В Великий Пост в храмах читается история Иова Многострадального. Когда друзья Иова ошиблись и согрешили пред Господом, Он сказал им, что не примет их молитв, пока они не пойдут к праведнику Иову – пусть он помолится за них, и тогда молитвы будут приняты.

Если у нас есть хоть малый опыт духовной жизни – мы понимаем невозможность самостоятельного исцеления. В каких-то моментах, связанных с повседневными грехами, мы чувствуем облегчение тут же, когда раскаиваемся. Но если произошёл распад сознания – нам нужно на Исповедь. Таинство как раз и подразумевает, что под видом некоего действия человеку незримо подаётся благодать Святого Духа.

Многие из нас переживали во время и после Исповеди состояние облегчения, обновления, словно ты оказался тем, кем был до совершения какого-то поступка.

В некоторых храмах, где нет частной исповеди, иногда бывает много народа – и не успеваешь сказать всё, что хотел. В таких случаях можно прийти пораньше в храм, подойти к местно чтимой иконе или к какой-то другой, если никто не видит, встать на коленочки – и всё, что хотелось на исповеди сказать, сказать сейчас перед иконой. И тогда уже на общей исповеди получить разрешительную молитву – и душа получит облегчение.

Некоторые люди не испытывают облегчения после краткой исповеди, потому что им хочется договорить всё, что у них было приготовлено.

Это происходит по разным причинам, но чтобы было ощущение догово́ренности, даже если мало времени, хорошо бы дома обдумать всё, что хочется сказать на исповеди. Если мы уже прокрутили эту ситуацию в своём сознании – тогда, даже когда мы на исповеди говорим просто «каюсь в раздражении», наш ум понимает, какие конкретные ситуации мы имеем ввиду. Тогда, даже если на исповедь было отведено 10 секунд, мы действительно испытаем облегчение.

Особенно чётко мы будем понимать, что́ говорить на исповеди, если хотя бы 10-15 минут каждый вечер вспоминать, как прошёл день. Огромное количество святых отцов и духовных авторов рекомендует нам это делание, которое называется “испытание совести”. Избавиться от внутреннего зла можно только таким образом.

Некоторые жизненные ситуации часто повторяются как паттерны, но мы этого не понимаем. Если же мы каждый день анализируем (как он прошёл с позиции покаяния) – то со временем начинаем узнавать те ситуации, в которых мы толкаемся на разрушающие поступки.

Постепенно получаем навык вспоминать прошедший день, который превращается в навык быть в данной конкретной секунде. То самое состояние, за которым все гонятся, даётся через покаяние. В момент, когда сползаем в раздражение, например, мы успеваем себя схватить за руку.

Если этот навык укрепляется – ещё через некоторое время ситуация, ведущая к разрушению, чувствуется уже заранее. Нутро, которое много раз вечерами проходило испытание совести, уже говорит: «Если ты сейчас не остановишься – ты сползёшь в саморазрушение».

Покаяние – это основа и духовного, и психического здоровья, которого всем в этот Праздник желаю достичь.

Тип: Заметки