Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. Таинство Причащения (Евхаристия)

3 марта 2023 г.

Давайте рассмотрим, почему без Церкви встреча с Богом затруднительна. Попробуем посмотреть с позиции современного человека. Если раньше была классическая литература, которая несла в себе отголосок христианских идей, то сейчас, когда человечество вступило в эпоху постмодерна, у человека не осталось никаких ориентиров. Даже, если он хочет изменить свою жизнь, исправиться, ему не к чему «приткнуться». Наберите «смысл жизни» в Интернете. Система выдаст огромное количество ответов, но многие ли из них ведут к цели? Попадая в поле Церкви, человек начинает осознанный путь. И главное, что конечно есть в Церкви, – это возможность приобщиться человеку к Божественной Благодати. Своими силами человеку себя «сбить» с греховного пути невозможно. Пересозидание человеческого естества, поврежденного грехом, совершается благодатью Святого Духа. Это происходит, конечно, при условии, что человек сам стремится двигаться в этом направлении.

Как сказал один древний святой: «Дай мне медный обл, я отвешу тебе тысячу талантов». Обл – это денежная единица, наподобие медной копейки. Талант – это определенное количество килограммов серебра. Это означает: «Дай мне медную копейку, я тебе отвешу сотни килограммов драгоценного металла». Господь даст человеку возможности, но человек сам должен куда-то двигаться.

Для этого, как писал священномученик Иларион (Троицкий) в своей работе «Христианства нет без Церкви», Господь пришел даровать людям таинство Евхаристии в Таинстве Причащения, которое происходит в результате совершения Литургии. Литургия – это часть Богослужения. Есть разные части Богослужения: Вечерня, Утреня, Литургия и т.д. Сейчас не будем погружаться в данные подробности. В процессе совершения Литургии хлеб и вино через призвание Благодати Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христовы (становятся Телом и Кровью Христовой). Если человек действительно готовился к Таинству Причащения сознательно – говел (постился и т.д.) – то он ощутит в себе некую внутреннюю перемену. Если у кого-то есть хотя бы небольшой опыт, то будет понятно, что своими усилиями эту перемену вызвать невозможно. Например, в тебе были приступы гнева, бешенства, ненависти. Ты причастился – и вдруг мгновенная тишина, штиль внутри. Если кто-то скажет, что это может быть самовнушение, то это означает, что этот человек просто никогда не испытывал этого. Если вы пробовали себе что-то внушать или договариваться с собой – тогда у вас уже есть опыт, что унять в себе эту бурю, мы самостоятельно не в состоянии. Люди, которые причастились, ощущают, что некоторое время действительно в них действует благодать, им хочется любить, быть добрыми.

Почему нужна Евхаристия? Потому есть закон греха. Тот первородный грех, который Апостол Павел назвал «законом греха», выражается в разрыве между умом, сердцем и телом. Человек понимает, что любить нужно, но не имеет в себе внутренних сил для того, чтобы учение о любви привести в жизнь. До Христа были люди, которые говорили о любви. И, если бы Христос ограничил свою проповедь только учением о любви – Его учение было бы бесполезным, потому что оно не давало бы человеку силы на применение в жизнь этого учения. Человеку мало было просто объяснить, ему нужно дать силу, чтобы это реализовать. В Таинстве Евхаристии мы получаем эту силу. И ощущаем, что некоторое время она действует. Мы легко забываем обиды, хочется любить людей. Другой вопрос, что дальше в суете жизни мы эту благодать утрачиваем. Можно некую аналогию привести, что мы как сосуд дырявый. Если у вас есть треснувшая кружка, и в неё налили благоуханный напиток – он постепенно начинает вытекать. Также происходит и с благодатью, которая уходит, например, через человеческие страсти. Какие страсти бывают? Кто-то много хохочет, кто-то напивается, кто-то ещё что-то. И вот мы получили вот эту Святыню, но потом вечером поступили неправильно, на следующий день что-то ещё сделали – и потихоньку благодать из нас улетучивается.

Наш подвиг состоит в том, чтобы по прошествии дня хотя бы пять, десять, пятнадцать минут рассматривать как прошел день. И особенно обращать внимание на те ситуации, в результате которых мы потеряли внутренний мир. Таким образом мы начинаем примечать ситуации, в которых мы теряем внутренний мир. У нас появляется определенный опыт «прогнозирования» нашего будущего. Например, мы много раз сталкивались с тем, что после ссоры с другими мы теряли внутренний мир. И в следующий раз, когда произойдет такая ситуация, и нам захочется наругать человека, мы вспомним: «Уже много раз было такое, и потом я чувствовал себя очень плохо после этого». Тогда мы решаем остановиться. Здесь можно привести аналогию с боксёром, которого избили на ринге. После боя при просмотре видеозаписи и проведении «разбора полётов» с тренером, увидев где он пропустил удар, боксер приобретает опыт. С годами и христианин должен научиться жить в гармонии, чтобы полученную благодать, не растрачивать через свои страсти.

Евхаристия – первое Таинство, к которому приступают после Крещения. К Евхаристии, как говорят некоторые духовники, желательно, готовиться раз в две недели. Такой срок дается, потому что человеку необходимо к этому Таинству достойно подготовиться.

Слишком редко причащаться – это тоже очень трудно, т.к. наша жизнь сейчас очень трудная. Она нас бьёт, как говорится, «почём зря». Выносить эти удары только своими человеческими силами – это очень болезненно. Евхаристия должна проводиться регулярно. Потому что человеку нужно постоянно получать такую «поддержку», «подпитку».

Почему именно регулярно, а не по наитию? Люди часто говорят: «Я хочу по наитию, когда мне хочется». Это хорошо, что тебе сейчас хочется. Представьте ситуацию, когда в вашей жизни что-то рухнет, вы впадёте в депрессию. А депрессия – это апатия, человек лежит на диване, не имеет сил ни встать, ни куда-то пойти, он хочет только умереть. Если у вас есть определенный режим, например, «я причащаюсь раз в две недели», «каждое воскресенье я в Храме», «даже в то воскресенье, в которое я не причащаюсь, я всё равно в Храме», «у меня есть молитвенное правило», «в 15:00 я читаю кафизму» – то вы всё равно себя из этого состояния апатии выдергиваете, так или иначе, с Божией помощью. А если у вас нет устоявшегося режима, и вы причащаетесь только по наитию – то сейчас есть наитие, а потом наитие просто лежать и ничего не делать. Это нужно делать также, как, например, умываться, чистить зубы. В состоянии апатии, бывает, и об этом забывают…

Итак, почему причащаться нужно раз в две недели? Потому что, если это делать слишком часто – то пропадает определенное напряжение. Человек начинает причащаться по привычке. Начинает это делать, как будто ходить на работу. Перед Причастием нужно поговеть три дня. Конечно в критической ситуации можно хотя бы один день подготовиться. Если, например, вам плохо и у вас сильная депрессия, что даже есть мысли покончить с собой – тогда даже, если не постились, нужно прочитать Правило ко Святому Причащению, один покаянный Канон и утром пойти причащаться с благословения батюшки. И на Исповеди батюшке сказать, что вы не постились достаточно, что сейчас вам очень тяжело, и что просите допустить до Причастия в надежде на то, что благодать Божия к вам прикоснётся и изменит вас.

Это большая ошибка людей, которые думают, что причащаться надо только, когда вы внутренне уравновешенны. Речь не идет о том, чтобы причащаться в состоянии явно и осознанно совершаемого вами зла. Т.е., например, вы готовитесь ко Причастию – и тут же накануне Причастия идете в какое-то увеселительное заведение и добровольно увеселяетесь. Просто есть вещи, немощи, с которыми вы не можете справиться самостоятельно. Гнев, ненависть, депрессия, апатия – это одно, а ваш сознательный выбор, например, накануне Причастия увлекаться различными излишествами – это другое.

Если человек причащается слишком часто – то подготовиться у него уже не получается и нет какого-то внутреннего напряжения при этом. Как писал епископ Василий (Кинишемский), что простые люди, миряне, не могут жить в постоянном напряжении. Аскеты жили в постоянном напряжении, всецелом устремлении к Богу. Но миряне так не могут. И поэтому у них напряжение может быть только «фазовое». Т.е. ты живешь-живешь обычной жизнью, и раз – поднапрягся. Это не означает, что человек причастился, а потом, как сом под корягу, пускается в злодеяния, – нет. Потом должна быть какая-то жизнь более-менее ровная, христианская. А в момент подготовки к Причастию нужно подготовиться, поднапрячься. Идея в том, что когда мы напрягаемся духовно, – то всё происходит по аналогии с мышцами. При напряжении они у нас начинают по чуть-чуть расти. Поэтому если есть элемент напряжения, мы начинаем куда-то двигаться. А когда вот такое ровное по привычке – мы, живем, как зверек, который ждёт чего-то в норке и ничего не делает.

И, соответственно, раз в неделю готовиться ко Причастию может быть тяжеловато, потому что говеть по три дня каждую неделю не у всех получится. А раз в две недели можно и три дня поготовиться, и поднапрячься. В эти дни говения люди сами перед своей совестью решают: кто-то себя ограничивает в просмотрах телевизора, кто-то – интернета, и побольше углубляются в чтение, размышление.

Тип: Заметки