-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
12 марта 2023 г. Переосмысление прошлого, необходимое для благополучного будущего
Борьба с трудными жизненными обстоятельствами и переживаниями часто делает человека более стойким, расставляет новые приоритеты относительно настоящего. Но существуют и другие изменения, которые могут затрагивать личность.
Мы, бывает, совершаем поступок, который противоречит внутренним устоям, в силу обстоятельств или под давлением страстей, когда что-то очень хочется сделать. Но неверна пословица «Если нельзя, но очень хочется – то можно». В народе говорят: «Если нельзя, но очень хочется – то нельзя вдвойне». Когда «очень хочется» – это страстное желание, тянущее нас в бездну, после которой будет этот внутренний раскол.
Человек поступил плохо, может даже ужасно – это, естественно, мучает его. Попадая в этот круг переживаний, он может выйти наверх, переосмыслив поступок – либо уйти вниз, очерствев, убедив себя, что он имел на это право.
Если человек имеет покаяние, мужество честно взглянуть на происшедшую ситуацию – он может исцелить внутренний раскол. Но если покаяние, осознание не приходит, – тогда в состоянии мучения становится невозможно жить. Тогда наше сознание создаёт бредовую версию происшедшего, в которой мы будем правы: это остальные виноваты, нас предали, кинули…
Проблема в том, что на такой шаг мы можем решиться только один раз. Если сознание уже перестраивается – то дальше, в общении с остальными людьми, даже с теми, кто никак не участвовал в этом, условно говоря, конфликте, мы уже исходим из позиции, что мы были кинуты определёнными людьми. Жизнь начинает рушиться, а человек даже сам того не понимает. В своих глазах – он прав.
Бывает ещё более тяжёлая версия отсутствия покаяния. Если у нас мучительное состояние после совершённого поступка, который противоречит нашим внутренним устоям – разгорается внутреннее страдание, из которого очень тяжело выйти. Кто-то забивает его алкоголем, психоактивными веществами, пытается отвлечься тем или иным способом…
Но через некоторое время психика не выдерживает и человек входит в состояние психоза, при котором для него происшедшее перестаёт быть проблемой. Ситуация, которая ещё вчера тебе казалась аномальной, в состоянии психоза воспринимается как норма. Естественно, ничего хорошего в этом нет. Уровень напряжения падает, но отныне всю остальную жизнь, если не будет осознания, человек живёт в состоянии разрыва с реальностью. Это порождает одиночество, страдание, а в некоторых случаях – и смерть.
Митрополит Антоний Сурожский говорит, что иногда Господь даёт людям в зрелом возрасте заново пережить прошедшее, то есть заново перед тобой, с необыкновенной силой встаёт картина прошлого, и кто-то тебя незримо спрашивает: как бы ты поступил сейчас?
«Когда вы были молоды, вы, в узких пределах своего понимания, порой поступали нехорошо; и словом, и мыслью, и действием порочили себя и других. Потом вы это забыли и в разном возрасте продолжали в меру своего понимания поступать подобно, опять-таки, себя унижать, осквернять, порочить. Теперь, когда у вас больше нет сил сопротивляться воспоминаниям, они всплывают, и каждый раз, всплывая, как бы говорят вам: Мария Андреевна, теперь что тебе за восемьдесят лет, почти девяносто – если бы ты оказалась в том же положении, которое тебе сейчас вспоминается, когда тебе было двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят лет, ты поступила бы так, как поступила тогда?.. Если вы можете глубоко вглядеться в то, что было тогда, в свое состояние, в события, в людей и сказать: нет, теперь, со своим опытом жизни, я ни за что не могла бы сказать это убийственное слово, не могла бы так поступить, как я поступила! – если вы можете это сказать всем своим существом: и мыслью, и сердцем, и волей, и плотью своей, – это от вас отойдет. Но будут приходить другие, еще и еще другие образы. И каждый раз, когда будет приходить образ, перед вами Бог будет ставить вопрос: это твой прошлый грех или это все еще твой теперешний грех? Потому что если вы когда-то возненавидели какого-нибудь человека и не простили ему, не примирились с ним, то тогдашний грех – ваша теперешняя греховность; она от вас не отошла и не отойдет, пока вы не покаетесь».
Если человек понимает, пересматривая опыт прошлого, что он никогда бы не повторил прошлой ошибки – то кошмар прекращается и мучительное состояние отступает, если нет – то внутреннее напряжение будет расти. Именно по этой причине люди, которые, казалось бы, жили благополучно, возможно, и кончают самоубийством.
Один монах, занимающийся профессиональной реабилитацией людей, побывавших в сектах и прошедших опыт оккультизма, говорит, что даже если сознание повреждено практически полностью, но человек хотя бы на микродолю осознаёт своё заблуждение – то у него есть возможность выхода и реабилитации. Готовность осознать своё заблуждение дает надежду на восстановление, но если такого понимания нет – то дальнейшая реабилитация проблематична. Когда человек совершает что-то вопреки фундаментальным убеждениям своей совести – то, как пишет академик Ухтомский, единая цельная доминанта раскалывается на две ветки. Поступок против совести запускает действие бредовой системы, призванной сшить эти две ветки вместе. Человек пытается найти точку опоры в рамках, где его поступок логичен, естественен, оправдан, но таким образом он лишь входит в измененное состояние сознания, которое меняет его точку зрения на весь окружающий мир и способность его понять: так развивается бредовая система.
И пока не придет осознание – выхода, как объяснял Ухтомский, из бредовой системы не будет. Поступок совершённый в прошлом – это трещина, которая определяет и наше будущее; и, если мы не вернёмся к этому поступку, не залечим его – то не удастся построить и будущее.
«Путь христианского примирения начинается с признания вины. Не для того, чтобы с наслаждением перебирать прошлые грехи, а для того, чтобы на расстоянии увидеть их со всей ясностью».