-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
16 марта 2023 г. Ад и Рай – внутри нас
Есть определённые духовные законы, следование которым приближает нас к Блаженству. Отдаление от следования им подталкивает к страданию. Господь в виде Заповедей в Священном Писании эти закономерности и предлагает людям к рассмотрению.
Например, похоть. Если любящие друг друга люди вступают в интимные отношения – то этот сектор совместной жизни не становится аддикцией. Все потому, что в браке, созданном по любви, общение происходит не только на сексуальном уровне. Супруги переживают вместе радости и горе. Совместно воспитывают детей (ведь интимные отношения и предполагают рождение детей). Супруги соприкасаются на разных уровнях бытия, поэтому интимная жизнь не становится изолированным очагом.
Если же люди вступают в отношения без любви, да еще вне брака – то соприкасаются только в сексуальной плоскости. Достаточно быстро этот сексуальный очаг становится автономным, не уравновешенным другими, а человек становится аддиктом. Интимная область развивается в страсть, которая его поглощает. Ни о чем другом такой человек думать не может. Он страдает. У него регрессирует способность выстраивать отношения с людьми, вплоть до прямой вражды.
Один человек, который был в свое время охвачен, затоплен нецеломудренными мыслями, переходящими в поступки, говорит, что испытал «ад и испепеление души».
Естественно, человек, испытывающий на себе «ад и испепеление души», может сказать – Бог меня карает. Но Божественное возмездие не выражается в отдельном акте, который Господь каждый раз сознательным решением применяет к каждому жителю Земли. Святой Антоний Великий говорил, что Бог блажен. Если Он должен гневаться на каждого грешника – какое уж тут блаженство? Поэтому слова «Бог гневается на человека» даются людям исключительно в метафорическом смысле.
На самом деле Бог не гневается ни на кого. Он – источник Жизни. Здесь уместна аналогия с солнцем. Человек, удаляющийся от источника жизни, страдает. Если человек прячется от солнца – то остается во тьме и мучается. Мысль «Бог гневается на людей» равносильна высказыванию, что солнце скрывает свой свет от слепых. То есть человек, переступивший некую грань, нарушивший определённый закон, существующий в мире, страдает вследствие собственного выбора. Он несет последствия своих поступков.
Прощение Божие выражается не в том, что Господь вдруг закрывает глаза на Ваши преступления, а в том, что Вы через глубокое покаяние столь меняетесь внутренне, что погружение в прошлые проступки становятся невозможным.
Вследствие глубокого покаяния человек становится другим и разрывает связь с тем прежним, кем был раньше. Прощение Божие зависит не от какого-то Божественного акта, а от того, что человек раньше шел в сторону тьмы – и вот – повернулся к Свету.
Патриарх Сергий (Страгородский) так объясняет слова пророка Иезекииля. Грешник, всю жизнь грешивший, если под конец жизни покается – то будет жить [сохранит свою душу для вечного блаженства]. Но праведник, который всю жизнь жил по правде, если совершит неправду – умрет [для вечной блаженной жизни, а случается что и для жизни земной]. Казалось бы, есть здесь некая несправедливость. Но она видится только в том случае, если мы смотрим глазами земного суда. Правда Божия не такова. Если человек всю жизнь жил во тьме и вдруг развернулся к Свету – то он приобщается к Источнику Жизни. Но если праведник, по какой-то причине развернулся в сторону тьмы – то его контакт с солнцем пресечен. Он утерял связь с Источником жизни и погибает. Дело не в Боге, дело в людях.