Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. Важность Таинства Исповеди

20 мая 2023 г.

Конечно, требуется Таинство Исповеди. Нам бывает очень трудно силы души развернуть к этому источнику Жизни. Когда мы приносим на Исповедь свою неспособность, нерешительность или даже некую вялость души – то через участие в Таинстве в нас вливаются силы. Господь снимает с нас ту тяжесть, что легла на душу от совершенного поступка против совести. Ведь совершая такое деяние, мы сталкиваемся с некими образами, переживаниями. Все это словно неким слоем ложится на душу. Нас метафизически тошнит. Мы даже осознаем неправоту, но это наслоение самостоятельно скинуть не можем. Благодаря же Исповеди обожжённый струп души регенерирует.

Если Вы уже это решение [покаяния] внутри себя приняли – то самое главное совершилось. В Таинстве Исповеди Ваше решение закрепится и в Вас вольются благодатные силы и помогут воплотить его в жизнь.

Таинство Исповеди, конечно, отличается от покаяния «домашнего». Те душевные раны, о которых было сказано, человек не имеет власти и возможности исцелить самостоятельно. Здесь нужна божественная благодать. В этом ошибаются протестанты, когда говорят, что им не нужен посредник. Не все молитвы принимаются Богом от лица человека.

В Великий Пост в храмах читается история Иова Многострадального. Когда друзья Иова ошиблись и согрешили пред Господом, Он сказал им, что не примет их молитв, пока они не пойдут к праведнику Иову: пусть он помолится за них – и тогда молитвы будут приняты.

Если у нас есть хоть малый опыт духовной жизни – мы понимаем невозможность самостоятельного исцеления. В каких-то моментах, связанных с повседневными грехами, мы чувствуем облегчение тут же, когда раскаиваемся. Но если произошёл распад сознания – нам нужно на Исповедь. Таинство как раз и подразумевает, что под видом некоего действия человеку незримо подаётся благодать Святого Духа.

Многие из нас переживали во время и после Исповеди состояние облегчения, обновления, словно ты оказался тем, кем был до совершения какого-то поступка.

Некий подвижник, которому Господь отверз духовные очи, сидел рядом с Храмом и видел входящего человека «чёрным». Чернота эта была видна только духовными очами. Кстати, иногда человек, провалившийся в бездну греха, становится мрачным. Его лицо, конечно, не черного цвета, но воспринимается темным. Так вот, из Храма тот человек вышел светлым. Подвижник удивился подобной перемене. А сам человек рассказал, что по дороге в Храм его душа болела. Он размышлял о том, сколько совершил неправды и пришел к четкому намерению изменить свою жизнь. Зайдя в Храм, он обратился к Богу и просил Его о помощи с твердой решимостью не возвращаться к тому, против чего совесть его протестовала. Совершился переворот. Из Храма он вышел уже светлым.

Испытание совести, позволяющее избавиться от внутреннего зла

Некоторые люди не испытывают облегчения после краткой исповеди, потому что им хочется договорить всё, что у них было приготовлено.

Это происходит по разным причинам, но чтобы было ощущение догово́ренности, даже если мало времени, хорошо бы дома обдумать всё, что хочется сказать на исповеди. Если мы уже прокрутили эту ситуацию в своём сознании – тогда, даже когда мы на исповеди говорим просто «каюсь в раздражении», наш ум понимает, какие конкретные ситуации мы имеем ввиду. Тогда, даже если на исповедь было отведено 10 секунд, мы действительно испытаем облегчение.

Особенно чётко мы будем понимать, что́ говорить на исповеди, если хотя бы 10-15 минут каждый вечер вспоминать, как прошёл день. Огромное количество святых отцов и духовных авторов рекомендует нам это делание, которое называется “испытание совести”. Избавиться от внутреннего зла можно только таким образом.

Некоторые жизненные ситуации часто повторяются как паттерны, но мы этого не понимаем. Если же мы каждый день анализируем (как он прошёл с позиции покаяния) – то со временем начинаем узнавать те ситуации, в которых мы толкаемся на разрушающие поступки.

Постепенно получаем навык вспоминать прошедший день, который превращается в навык быть в данной конкретной секунде. То самое состояние, за которым все гонятся, даётся через покаяние. В момент, когда сползаем в раздражение, например, мы успеваем себя схватить за руку.

Если этот навык укрепляется – ещё через некоторое время ситуация, ведущая к разрушению, чувствуется уже заранее. Нутро, которое много раз вечерами проходило испытание совести, уже говорит: «Если ты сейчас не остановишься – ты сползёшь в саморазрушение».

Покаяние включает в себя некий мистический, духовный аспект, – когда Господь исцеляет человека, снимает с души тяжесть, которая всем нам хорошо известна. Но покаяние имеет ещё и аспект человеческий. Покаяние – это возможность вернуться к тому себе, кем был до совершения поступка, расколовшего тебя. Покаяние – это основа и духовного, и психического здоровья.

Тип: Заметки