Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. О покаянии, чистоте жизни и познании духовных законов – логосов и догматов

25 мая 2023 г.

Вследствие греха личность человека искажается и человек становится неспособным воспринимать Божественную благодать.

Вследствие же нравственного переворота, преграда, отделяющая человека от Бога, истончается – и человек вновь способен воспринимать благодать Святого Духа.

В православной традиции, которая в первую очередь основана на практическом понимании жизни, грех воспринимается как то, что отрывает тебя от Бога. Слово «грех» с греческого означает «мимо цели».

Греховным является то действие, которое идёт вразрез с какими-то фундаментальными законами мироздания.

Один и тот же поступок, совершенный разными людьми, может быть, как греховным, так и нет. Все дело в мотиве. Какова была цель? Например, один человек не дал другому требуемой суммы из-за жадности и согрешил. Другой, отказывая в деньгах из-за боязни, что ближний купит алкоголь или наркотики и повредит себе, не согрешает.

Грех воспринимается как некая рана, наносимая самому себе. Грех отлучает человека от Бога и пресекает доступ к приобщению благодати Святого Духа. Соответственно, грех не может быть устранён через какое-то даяние. Нужна активная жизнь, противоположная совершенному греху.

Так преподобный Иоанн Лествичник определяет покаяние: «Покаяние – это жизнь, противоположная греху», «завет с Богом об исправлении жизни» и примирение с Ним «чрез совершение благих дел, противных прежним грехам».

Подобная мысль встречается и творениях прп. Марка Подвижника. Покаяние «совершается посредством заповедей Христовых».

Совершая поступки, противоположные греху, мы изглаживаем из своей внутренней жизни рану, полученную вследствие совершения того или иного поступка. Например, человек, что был жесток и немилосерден, покаявшись, должен воспитать в себе щедрость, готовность помогать. Человек, испытывающий внутреннюю боль от разрыва в период своей греховной жизни отношений с родственниками, должен не только принести покаяние, но и восстановить утраченные связи, постараться изменить вектор отношений с ними на основании любви и доверия. Таким образом, грех будет устранен из жизни человека.

Устраняя из своей жизни грех через формирование добродетели, человек созидает в себе то внутреннее состояние, с которым он перейдет в жизнь вечную.

***

Одни только теоретические размышления о Боге могут и не дать человеку познания Бога. Если человек изучает богословие, но не борется со своими страстями, то и ум может начать искаженно воспринимать и сами богословские понятия. Иоанн Лествичник писал, что как небезопасно плавать в одежде, так и небезопасно человеку страстному изучать догматы («Небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться Богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть»).

Необходимо иметь не только внешнее знание о Боге, но и внутреннюю духовную жизнь… Когда человек побеждает свои страсти, в том числе страсти гнева и уныния, его ум приобретает способность видеть идеи и смыслы, которые Бог положил в основание сотворенного мира. Эти идеи и смыслы (логосы по В. Лосскому), описанные языком богословия, называются догматами.

Если бы внутренняя жизнь была оставлена на собственное усмотрение человека, человек мог бы запутаться в своих фантазиях и субъективных доводах, поэтому необходим некий критерий проверки внутреннего опыта, и этим критерием выступают догматы Церкви. Они не навязывают человеку правила жизни, а указывают на некий рубеж, при выходе за который внутренняя жизнь человека начинает искажаться. Догматы можно уподобить оградительным столбам, стоящим вдоль серпантинной дороги.

Один духовный автор отмечал, что догматы – это то, что может быть познано каждым, они описывают духовную реальность. И когда человек выстраивает свою жизнь в соответствии с данными ориентирами, в нем начинает раскрываться духовная жизнь. А познание логосов сотворенного мира в практической жизни человеку дает понимание, как поступить в той или иной ситуации. Человек неким непостижимым образом ощущает закономерности, пронизывающие явления.

P.S.Следует разделять вопрос о страстях. Есть страсти, которые в некотором виде были и святых (прп. Макарий писал, что у святых есть нечто горделивое). И другое дело – страсти грубые – обжорство, гнев. Особенно, если речь идет о случае, когда человек с ними почти не борется. Если – второй вариант, то о духовной жизни вряд ли приходится говорить, человек является заложником страстей (к серьезной духовной практике молитвы приступают, когда хотя бы преодолеваются грубые страсти). Поэтому, если такой человек возьмется «богословствовать», то на духовные вопросы будет смотреть сквозь призму страстей.

О влиянии состоянии нервной системы на отношение к идеям религиозного плана см. первые две части текста «О вере». В части 4.1 – подробнее, о чем рассказывалось в данном тексте.

«О вере».

Часть 1: «Откуда берется религиозный экстремизм: О чем спросил мусульманин, посетивший Соловки?»

Часть 2: «Чем отличаются православие и католицизм [и протестантизм]: О чем спросили француженки, посетившие Соловки?»

Часть 3: «Как познать Истину?: Что спросил паломник из Великобритании?»

Часть 4.1: «Познание Истины и состояние ума» 

Тип: Заметки