Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. Благая весть истинная радость и наше личное счастье

7 апреля 2023 г.

Сегодня мы с Вами празднуем день, который называется Благовещение, в переводе – благая весть.

Когда мы рассматриваем какое-либо представление, в частности, это, – оно должно включаться в какое-то цельное мировоззрение, потому что когда какое-либо представление рассматривается само по себе, то трудно понять в чем его смысл.

С одной стороны, у нас есть православные с сайты с символикой: грех, смерть, черный фон, пришествие антихриста, заколачиваются уже последние гвозди в гроб… И непонятно – в чем же тогда на этом сайте представлена благая весть?

С другой стороны, когда на каких-то ресурсах одни улыбки, голуби, счастливые люди – тоже понимаешь, что в этом есть что-то не то.

В чем же отличие этой сектантской радости от радости подлинно православной? Сектантская радость возникает вследствие того, что человек сам себе что-то придумал. Что он стимулирует собственное воображение, и так как в одиночку с этим справиться трудно – то, поэтому, сектантская радость невозможна без сообщества. Все люди должны поддерживать эту гиперстимуляцию воображения, эту игру в какое-то счастье.

Православная радость возникает всё-таки вследствие того, что человек обретает глубокую связь со Христом. Когда преодолеваются страсти – он способен пережить эту близость [с Богом]. И, как писал в своей работе «Православное учение о спасении» Патриарх Сергий (Страгородский), в православном понимании блаженство равняется добродетели.

То есть, если человек как навык своей души стяжал добродетель – он становится блаженным. Блаженство – это синоним счастья.

Что такое добродетель? Не единократно он кому-то оказал милосердие, а стал милостивым. Милостивое сердце стало качеством его души. Так человек будет счастлив, блажен, даже если внешне он будет в каких-то не очень счастливых обстоятельствах.

Когда студенты духовной Академии спросили преп. Варсонофия Оптинского «Что такое жизнь?», он дал парадоксальный ответ, что жизнь – это блаженство. Даже несмотря на всё горе, разочарования, на то, что иногда мы вовлечены в труд, за который нас не благодарят…

Но, тем не менее, если человек полюбил Христа, если он стяжал то, о чем говорится в Заповедях Блаженства (блаженны милостивые… и так далее, как об этом сказано в Евангелии от Матфея, гл.5 ст. 3-11), – то он приобретает эту способность к высшему счастью даже посреди, казалось бы, скорбных обстоятельств.

Если человек принимает волю Божию и не прилепляется к земному – то он становится в высшей степени блаженным еще здесь, на земле.

Конечно, слова о принятии воли Божией нельзя рассматривать как призыв к некой пассивности и отказ от разумной деятельности – нужно и деятельность развивать, и где-то рисковать в наши непростые дни… Но понимать при этом, что так как главное УЖЕ находится в нашей душе, то это главное мы не утратим, даже если будет ситуация критическая. Поэтому это главное мы можем унести с собой и сберечь, как наши предки-новомученики – и в ссылке, и где угодно.

На христианских путях для достижения радости необходима разумная аскеза, потому что, если мы не будем тормозить свои страсти: зависть, обжорство, гнев, гордыню и т.п., то эти страсти подавят все благие движения нашей души.

Духовные авторы говорят о радостотворном плаче. Парадоксально, как люди в покаянии проливают слёзы, но эти слёзы очищают душу, и такие люди становятся способными к радости. Православная радость становится парадоксальной.

Прп. Паисий Святогорец говорил: если человек, когда пришло время собирать урожай, употребляет большое усилие, устаёт, но делает это из осознания того, чтобы ничего из Богом дарованного урожая не погибло – то сердце его ликует от радости. Если мы кому-то сопереживаем, пропуская чужое горе через своё сердце – мы тоже должны печалиться. Но если мы делаем это ради Христа, то сопереживание другому человеку приводит нас к радости.

Сектантская радость совсем другая. Она исключает разумную работу над собой, человек пытается фиксировать себя только на положительных эмоциях и со временем приходит к разрыву отношений с близкими людьми, потому что близкие имеют все-таки свои проблемы, делятся с нами своими переживаниями. Но вместо того чтобы выслушать, вникнуть, как-то попробовать помочь – такие люди объявляются токсичными и от них происходит отсечение. Человек избегает любых серьёзных тем, которые могут каким-то образом нагрузить его негативной информацией, в том числе, если тема касается его близких или его детей. Он входит в некое изменённое состояние сознания и пытается удержать себя в этом состоянии, игнорируя даже те ситуации, которые требуют его незамедлительной реакции. Вплоть до того, что разрывается его связь с реальностью, а это уже приводит к катастрофе.

Пример такого понимания радости был показан на вроде бы успешном бизнес-проекте, но в то же время очень несчастной личной жизни известного бизнесмена Тони Шэя, который основал компанию Zappos и написал своей бестселлер «Доставляя счастье». При жизни его главным девизом было, что он хочет сделать счастливыми всех людей, но после смерти выяснилось, что вокруг него жили люди на зарплате: он давал двойное жалование людям, главной задачей которых было создавать вокруг него обстановку счастья. Оказалось, этот человек был глубоко одиноким, зависимым от наркотиков. Он пытался игнорировать те сигналы реальности, которые до него пытались донести люди. Он прекращал общение со всеми, кто пытался объяснить ему, что он находится на ложном пути.

Сейчас наша страна вроде бы пытается создавать свой суверенитет, независимость, но при этом мы глубоко находимся в рабстве ментальном. Современная концепция сетевой войны предполагает, что точкой приложения являются не ракеты и бицепсы воина, а сознание гражданского населения.

Сейчас (хотя и раньше такое было) нас наводняет поток книг, технологий, тренингов, разных психологических концепций, которые обещают сделать нас счастливыми, но никто нам не говорит, что в стране, которая производит эти книги и концепции, 85% населения принимает прозак – жесткий антидепрессант.

Наш народ только тогда сможет стать свободным, когда, в том числе, поймёт разницу между этими двумя путями: выберет лучшее, отказываясь от худшего.

С Праздником! С Благой вестью!

Тип: Заметки