-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
5 ноября 2023 г. Не терять связь с главным
В Евангельской притче про (Лк 16. 19–31) показано, что жизнь человеческая ценна вне зависимости от того, сколько у человека денег, успешен он или не успешен.
Хотя не совсем понятно, что такое успех. Человек богат и крайне несчастен – это успех или не успех?
Успех – это качество, присущее человеку, когда он осознаёт ценность своей жизни. Здесь идёт речь не о современных терминах «самоценность» или «самооценка». Эти термины появились, скорее, тогда, когда уже была разрушена целостная Христианская культура, и люди утратили способность связывать термины с сакральным ядром.
Суть в том, что человек ощущает включенным себя в картину мира, ощущает свою связь с Богом. Ощущает, что ответственен не перед племенем, как в язычестве, не перед законами… В своей совести он ответственен только перед Богом. Такое качество по-современному называется «субъектность».
«Субъектность» – это когда человек принимает решения исходя из своей внутренней картины мира. Когда у человека есть это качество, он может выжить в экстремальных условиях. Как показывают исследования, люди, обладавшие этим качеством, возвращались с войны, не имея посттравматического стрессового расстройства.
Человек с такой картиной мира мыслит иначе. Его очень трудно просчитать, загнать в ловушку, потому что он живёт не как животное, руководствуясь инстинктами. Когда человек живёт как современное высокоорганизованное животное, когда думает только о деньгах, еде, успехе, – его можно просчитать, заманить в ловушку, зная, что он сделает в следующем шаге.
Человека, у которого есть совесть, своя картина мира, очень трудно просчитать. Трудно понять, какой шаг он сделает следующим, потому что он делает шаги исходя не из каких-то внешних стимулов, а исходя из внутренних побуждений.
Так сложилось, что у нас это качество украли. Долгое время, ещё начиная с XIV века, русским людям объясняли, что самое главное – это быть европейцем. И вроде бы нас хотели вывести на международный уровень, в эпоху Просвещения. Но в итоге нас лишили всего. Заставили стыдиться того, что мы не европейцы. Жителей Алтая заставили стыдиться, что они жители Алтая, а не жители Лиссабона. Многие люди ощущают ущербность своей жизни, только потому что они не соответствуют стандартам, которые современная повестка вынесла как норму.
Надо потихоньку возвращаться к связи с Богом, которая наделяет ценностью человеческую жизнь вне зависимости от того, как обстоят его внешние дела, какая точка зрения у окружающих людей.
Наши предки христиане прошли годы гонений, они теряли всё: имущество, статус, общественное положение, финансы. Когда читаешь их письма – поражаешься, что у них не было отчаяния, уныния. Они понимали, что самое главное всё равно остаётся с ними.
Один немецкий психиатр, к сожалению, не верующий и покончивший жизнь самоубийством после концлагеря, может, не мог найти этот путь, но по крайней мере знал, где примерно этот путь должен быть. Он говорил: если у человека есть главное внутри – он способен бросить вызов страху, когда потеряет всё. Человек, у которого связи с главным нет, не способен этого сделать. Он будет вынужден бояться, будет вынужден примкнуть к какой-то общественной силе, даже если это будет сила страшная, какой была сила Третьего рейха.
Тех людей, которые отвергли субъектность, делая ставку на современный Вавилон, на цивилизацию, которая провозглашает материальный достаток, трудно назвать благополучными.
Одна паломница, которая работала в крупной международной компании, рассказывала: когда в головном офисе шли увольнения, связанные с кризисами последних лет, то у здания офиса стояли машины скорой помощи. Люди, получавшие приказы об увольнении, кидались в окна. У нас такое было, в 37-ом году. Но там это было не как в России. У нас, увольняясь, получают в лучшем случае оклад на 2-3 месяца, а могут не получать ничего. Там, увольняясь, люди получают зарплату на годы вперёд. При этом у них есть страховки, социальные выплаты. Тем не менее, приказ об увольнении с работы воспринимался как полная катастрофа, потому что человек, по всей видимости, вне работы себя никак не мыслил. Всё, что было с ним связано, что было для него ценно, – было связано с внешним статусом. А качества субъектности не было.
Притча о нищем Лазаре – это не призыв к нищете. Это призыв к тому, что, в каком положении ты бы ни оказался, нужно помнить, что главное – не терять связь с главным. Тогда твоя жизнь состоится, что бы об этом ни говорили с экранов.