Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. Мир и безопасность – как достичь? Истинный путь и ложный.

29 октября 2023 г.

Дорогие братья и сестры, сегодня с вами во время чтения Евангелия (Лк 7. 16–21) мы слышали притчу, как у одного человека случился большой урожай, и он решил разрушить свои старые амбарные хранилища, чтобы собрать в них новый урожай. То есть, разрушив старые, создать новые житницы. И, имея такой урожай на многие годы вперёд, он решил есть, пить и веселиться. И Господь сказал: в эту ночь душу твою возьмут от тебя, и кому достанется все то, что ты приготовил?

В послании святого апостола есть похожее место в отношении последних времен (1 Фес 5. 2–3). Он сказал, что когда люди будут говорить «мир и безопасность», то внезапно найдёт на них пагуба.

И эту ситуацию хотел бы вкратце прокомментировать. Эпоха Вселенских соборов дала нам один большой урок. Вселенские соборы – это не те соборы, на которых прибыли епископы со всего мира, хотя, отчасти, и так можно сказать. Вселенские соборы – это соборы, решения которых были приняты всей Церковью. А почему были приняты всей Церковью? Потому что обсуждения шли не быстро, а порою и очень долго, и решение принималось только тогда, когда были выслушаны все стороны: и приятные, и неприятные.

И вот когда всё это было внимательным образом разобрано, – то даже те, кто держался какой-то ереси, понимали, что их точку зрения выслушали, на неё аргументированно ответили. Уже не было такого состояния обиженности, когда тебя не выслушали, прогнали, – и ты уходишь в раскол.

И вот этот опыт Вселенских соборов, – его нужно усваивать и в семьях, и в государствах, и на рабочих местах.

Когда мира и безопасности достигают не путём открытого обсуждения, выслуживания всех точек зрения (а в каком-то смысле – и изживания даже каких-то противоречий, ведь мы их изживаем, когда вместе с человеком проходим какой-то путь жизненный, когда у нас с ними есть противоречия), если мы идём не таким путем – тогда нас настигает пагуба.

Сейчас современный мир перестраивается на другую точку зрения. Мира и безопасности и пытаются достигать не через открытое обсуждение, а через игнорирование других сторон жизни.

Если происходит какая-то конференция – просто не приглашают сторону, у которой есть другая точка зрения.

Если это какой-то семейный конфликт, – кому-то просто говорят: «заткнись», «молчи».

Если это какой-то другой конфликт, на каком-то другом уровне, – просто подавляется та сторона, точка зрения которой сейчас неприятна.

В итоге, другая сторона замыкается, уходит в раскол, в обиду.

Когда это противоречие не изживается в открытом виде – оно уходит в землю. Получается как бы скрытое тление, которое становится потом пожаром. Вот как бывает в лесу: костёр, вроде бы, затушили, но какая-то искра попала в сухой мох, где-то там между корней эта искра себе прокладывает путь, а потом взрывается пожаром – и сгорает весь лес.

Поэтому, тот путь, который избирает современная цивилизация – через подавление любого инакомыслия, через игнорирование точек зрения, – такой путь приводит не к миру, а, в итоге, к катастрофе.

Мы знаем, были уже цивилизации, страны, которые пошли этим путём. Но когда мир лишается своего разнообразия, когда мир лишается разных точек зрения (я здесь беру, всё-таки, какие-то здоровые точки зрения; как говорил один писатель, что я прославляю свободу здоровья, а не свободу болезни – потому что если люди уходят в какую-то патологию, то вряд ли можно сказать, что у них есть какая-то точка зрения), когда всех пытаются подвести под одну какую-то планку – тогда внешне хотя и кажется, что эта ситуация мирная, но она грозит катастрофой, потому что мир лишается какого-то творческого импульса, развития и обмена мнениями.

Вторая сторона вот этого ложного «мира и безопасности» – это, как говорил один современный православный мыслитель, игнорирование долгосрочных последствий.

Когда люди болеют, кто-то достигает здоровья и равновесия в организме через развитие иммунитета. Но современная цивилизация пошла путём развития технологий фармакологии. Может быть, это и неплохо, но при таком подходе игнорируются долгосрочные последствия. Организм не может столько много в себя принимать различных медицинских препаратов, на каком-то этапе рождается онкология. На каком-то этапе, когда человека «зашивают в кафель» [помещают в стерильную обстановку], его чем-то опрыскивают, обливают, дезинфицируют, – может быть, иногда и кажется, что это – здоровье, но человек в итоге становится больным, нежизнеспособным. Дети, таким образом «излеченные» болеют, плохо учатся.

И здесь уже каждому из нас надо избрать тот путь, которым нам идти.

Что означают слова из этого Евангельского отрывка: «Не в Бога богатея»? Если знакомиться с современной литературой (не обязательно, может быть, российского производства, хотя и в России – тоже такая присутствует), то можно заметить одну странную особенность.

Из литературы научной и психологической Бога давно уже изгнали. Но теперь изгоняют ещё и всё то высшее, что делает человека человеком. То есть, сейчас большие умы, институты, издательства настроены на то, чтобы убедить нас, что в человеке нет сознания, что человек – это просто набор каких-то клеток, что если ты родился с какими-то склонностями характера – то и живи с такими склонностями. И это сейчас транслируется.

Почему? Потому что человек – опасен. Человек творчески развитый, имеющий самосознание, может пустить свою силу в какое-то положительное дело, но может пустить её и в какое-то дело революционное. Он опасен и поэтому, видимо, его хотят сделать более плоским и простым. Но когда человек, который становится более «плоским», теряет человеческое лицо, – он становится вдвойне опасен, потому что способен к неконтролируемому взрыву. И, возможно, когда Бог будет окончательно изгнан из цивилизации, когда окончательно изгнан будет даже и человек как образ Божий, – на какое-то время будет у людей ощущение мира, но потом произойдет колоссальный взрыв. Потому что у человека не будет никаких тормозов: ни божественных, ни человеческих. Поначалу люди, возможно, будут совершать просто самоубийство, а потом это будет какое-то коллективное насилие.

Также изгоняют Бога и человека, потому что есть такая точка зрения, что если бы не было христианской цивилизации, – то мир был бы счастлив. Люди бы не знали, что есть, например, какой-то там блудный грех или ещё что-то такое. Спокойно бы занимались своими делами… Поэтому, мол, христианство всех ограничивает и делает несчастными.

Но сейчас мы видим ситуацию обратную. Там, где изгоняется совесть, этика, нравственность и мораль, – количество психопатологии не уменьшается, а возрастает.

Ещё одна особенность этого ложного мира состоит в том, что он находится в эзотеризме. Эзотеризм может быть скрытый – когда человек пытается достигнуть мира и безопасности не путём возрастания в Боге.

Человек, который связь со Христом почувствовал, – идёт через лес и не боится.

В воспоминаниях монахини Елены (Казимирчак-Полонской), можно заметить, что она знала: и волос не упадёт с её головы не по воле Божией. В годы Второй мировой войны она шла через лес и за ней побежала немецкая овчарка, собака-убийца, которая была натаскана, чтобы людей рвать на куски. Елена прыгнула в небольшое озерцо, там было совсем немного воды. Собака стояла напротив неё, думала-думала, потом её позвал хозяин-немец – и она убежала.

В жизнеописании Евфросинии Керсновской был случай, когда она из Нарымского края совершила побег, преодолела немыслимый путь, – прошла полторы тысячи километров по тайге, практически без еды, зимой. Она говорила, что можно было умереть от ужаса, но она не боялась. Господь был рядом.

Другой же путь «мира-безопасности» – ложный путь – когда человек пытается зафиксироваться в некоем таком комфортном для себя состоянии, игнорируя при этом всех своих родственников, у которых есть какие-то проблемы, а также прочих «других людей»… Сейчас модно таких людей, которые нам рассказывают про их проблемы, называть «токсичными». И вот человека ограничивает себя от тех «токсичных» людей, от всех неприятных сигналов, от всех образов бедных людей на улицах, от всех друзей своего сына, которые, как кажется, говорят какие-то нехорошие слова… И в итоге человек погружает себя в какую-то капсулу, но это работает только пока у тебя есть деньги и пока ты способен, оплачивать какие-то меры своей безопасности. Но, оказавшись в капсуле, человек потихоньку начинает деградировать.

К этому может добавиться что-то вроде медитации – и человек пытается фиксировать себя в комфортном состоянии с помощью психотехник или ещё чего-то внешнего, но при этом потихоньку начинают разрушаться те его навыки, которые помогают ему адаптироваться к реальной жизни.

Потом такому человеку достаточно небольшого толчка, какого-то печального известия, какой-то болезни, чтобы вся жизнь ему просто посыпалась.

Здесь можно вспомнить В. Быкова, известного оккультиста, который приехал как-то на разговор к прп. Нектарию Оптинскому (их беседа сохранилась в произведении «Тихие приюты»). Быков, хотя считал себя христианином, – при этом он занялся эзотерикой. Он, видимо, пытался это состояние равновесия найти не в Боге.

На каком-то этапе вся жизнь его начала сыпаться. Когда он обращался к падшим духам, через спиритические сеансы, – они отвечали ему, что ты, мол, настолько быстро и высоко растешь, что вызываешь зависть у высших духов. Когда у него возникли проблемы разного рода, они ему так говорили, – что это, якобы, всё нормально. Нектарий Оптинский, провидя его состояние, начал ему рассказывать издалека, как бы о другом человеке, что когда человек отступает от Бога и лишается Божьего благословения, – то начинается ничем не мотивированный будто бы, распад всей жизни, семьи…

Вроде бы, всё хорошо – но радости-то нету. Начинается какая-то депрессия, всё начинает сыпаться, – и человек этот процесс остановить не может.

Бывает, иногда с людьми разговариваешь и они говорят, что, мол, я эту жизнь строил годами, десятилетиями, по крупицам, и все это складывал, думал, что вот оно – счастье, – и вдруг оно начинает просто рассыпаться.

Наш мир, христианский, – он не такой. Монахиня Никона (Осипенко) издала замечательную книжку «Союзом любви во Христе соединённые», в которой приводятся письма исповедников, новомучеников. Когда читаешь эту книгу – кажется, что это, может быть, несколько лишнее чтение, потому что мы сейчас привыкли, что чтение или фильмы должны быть сплошь наполнены аффектами, переживаниями. Здесь же люди пишут спокойно, но потом, к середине книги понимаешь, что в этом-то и суть: люди находятся в ссылке, в критических обстоятельствах, но над ними это не довлеет. Они спокойны, потому что они наполнены чем-то…

У них есть связь с Богом, но связь с Богом не просто какая-то абстрактная. Чтобы связь с Богом была – человек должен учиться любить ближних, какая-то аскеза разумная должна быть, какие-то навыки должны быть воспитаны.

Человек тогда пытается эту связь в каких-то жизненных ситуациях хранить, и, если потерял эту связь, – думает: почему потерял эту радость? значит, надо что-то в поведении исправить. И со временем человек начинает внутренне меняться, становится способным хранить внутренний мир посреди даже каких-то скорбных обстоятельств, посреди трудностей. Он ощущает эту безопасность, но безопасность не надуманную, – он понимает, что волос не упадёт с его головы, он не боится.

Когда мы говорим о мире Христове, то можно вспомнить слова митрополита Антония Сурожского о смирении. Смирение – это не про пассивность или боязливую покорность. Смирение, в переводе с латинского, – это земля. То есть, как земля принимает от Неба дождь и прочие явления, так и человек не защищает себя от Бога.

Ведь совесть может нас призвать к какому-то очень непростому решению, действию, совесть может сказать, что мы были где-то неправы, поэтому надо это как-то исправить. Но люди, бывает, хотят защититься от этого голоса совести, объявить его несуществующим и прийти к ложному миру, отсечь себя от жизни, от всего, что призывает нас к развитию… В итоге, люди потом очень страдают.

Мы, если нас совесть к чему-то призывает, – к какому-то труду, – вроде бы, на каком-то этапе и лишаемся этого внутреннего мира, потому что нужно сейчас потрудиться, что-то сделать. Но, в итоге, как говорил митр. Антоний, на каком-то высшем уровне мы снова обретаем это равновесие, – уже выросшими, изменёнными, окрепшими.

Вот это и есть наш внутренний мир: когда мы достигаем его не через искусственное конструирование психологических состояний, а через приобщение к реальной связи со Христом. Но люди, которые мир Божий потеряли, пытаются обрести некое искусственное состояние, которое рано или поздно лопается, когда стучится реальная жизнь.

Всем вам желаю найти этот путь к подлинному миру Христову. И тогда, может быть, удастся кому-то помочь, тем, кто встал на этот ложный путь, что-то объяснить.

Тип: Заметки