Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. О духовном зрении в современном мире

4 февраля 2024 г.

Сегодня в храме мы с вами слышали Евангельское повествование о слепом человеке.

«Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу» (Лк 18. 35–43).

Физическая слепота является аналогом слепоты духовной. Современные технологии управления сознанием предполагают намеренное ослепление человека с помощью так называемых сетевых технологий.

Сегодня сетевая война признана официальной доктриной войны. Сетевая война подразумевает, что сетевой операцией может быть не обязательно уничтожение противника на поле боя. Это, например, определённое воздействие через средства массовой информации, вследствие чего, например, тысячи людей покидают свою страну. Либо половина армии противника сдаётся в плен или совершает дезертирство. Это тоже считается стратегией сетевой войны.

Такая война предполагает медленное расшатывание тех неявных основ, которые у нас есть. Что такое неявные основы?

Один современный автор, который говорит, что, например, образ Ильи Муромца (хотя это, безусловно, был живой человек – он жил, остались даже его мощи) в нашем сознании ассоциируется с былинами, былины ассоциируются с образом Святой Руси, и так далее. Поэтому, чтобы в человеке расшатать его мировоззрение, нужно расшатать тень явной опоры, одной из которых является Илья Муромец.

Например, снимается фильм, где доказывают, что он был вовсе не Муромцем, а женщиной, и т.п. Соответственно, те базовые принципы, на основании которых мы принимаем решения, определяем – добро это или зло, красивое это или уродливое, – начинают неявно размываться. Человек начинает сомневаться вообще во всём в своей жизни, не может совершить осмысленного выбора.

Такого человека можно назвать, в полном смысле этого слова, слепым, потому что он не способен принимать [верные] решения. Хотя, безусловно, считает себя зрячим. Это один из главных принципов сект: заставить человека поверить в собственную исключительность. Если у человека минимум образования, минимум критического отношения к собственным мыслям, но максимум гордости и максимум гонора, – он становится управляемым.

Защититься от сетевого воздействия крайне тяжело. Можно иметь множество высших образований, чтобы уметь разгадывать эту манипуляцию, но и в этом случае не справиться, потому что уровень закладки ложной информации в эти сериалы, фильмы, которые мы смотрим, настолько глубок, что даже специалисты не всегда могут отследить, каким образом совершается это воздействие.

Поэтому главным методом защиты для нас, конечно, является образ жизни, когда человек всё-таки имеет какие-то принципы, против которых он не идёт. У апостола Павла есть замечательные слова о последних временах: «люди не приняли любви и истины для своего спасения, и за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фес 2.10–11).

Иногда поражает слепота некоторых современных людей. У человека может быть одно, два, три высших образования, но в итоге он начинает лечиться у какого-то шарлатана, платит огромные деньги, хотя лечением это назвать трудно. И никакие попытки объяснить человеку, что он стал жертвой мошенников, не увенчаются успехом, потому что человек не способен воспринять правду.

Если вспомнить слова апостола Павла, можно признать, что, возможно, когда-то, ещё до этого момента жизни, человек имел конфликт с кем-то из близких, может быть, с родителями. И когда он согрешил против любви и истины – кого-то предал, кого-то вышвырнул из своей жизни – Божественная благодать отступила него. Такой человек становится жертвой мошенников.

Если ты не хочешь смиряться в нормальном человеческом обществе – будешь смиряться в руках мошенников, которые доведут тебя до краха.

О будущих временах, об антихристе, говорил Серафим (Роуз): антихриста не узнают те христианские общины, которые считают правыми только себя. Сейчас есть общины, которые уже приближаются к расколу, считают правыми только себя, а остальных – анафематствуют. Такие не смогут узнать антихриста.

Следующее, что поможет нам сопротивляться такому добровольному ослеплению, – это чтение святых отцов.

Из их творений мы узнаём, что такое внутренняя брань, что демоны воюют с человеком посредством отпечатков в сознании. Когда-то давно мы увидели некий образ, может быть, он нас напугал. Теперь демон использует этот образ, постоянно активирует его в нашем сознании, вызывая чувство страха. Или, например, активирует образ алкоголя, – и человек напивается.

Современные люди, конечно, смеются, когда упоминается слово «демон». Но если изучить принципы сетевой войны, можно обнаружить интересную вещь. Даже если на секунду представить, что демонов нет (хотя они есть), те рецепты, которые святые отцы дали нам, чтобы мы могли вести эту духовную брань, точно так же работают и в нашем мире, когда мы являемся объектами атак маркетинга, сетевых технологий. Человек, который знает, как выстраивается принцип духовной брани, может сопротивляться и этому манипулятивному воздействию, может отстоять свою независимость в принимаемых им решениях.

Следующий момент – этика.

Один современный профессор рассказывал об исследовании того, кто вложился в МММ в 90-х годах. Оказалось, это люди с высшим образованием.

Простые люди с Библейским мировоззрением, если в Библии читали, что «В поте лица съешь хлеб твой», – понимали, что так не бывает: вкладываешь 1 рубль – получаешь 100. Значит, какая-то здесь уже ловушка… Люди, у которых вот этой этической грани не было, легко поверили мошенникам.

Ещё одно, что у нас есть [для противостояния манипуляциям и обнаружения лжи] – это молитва.

Знаю одного православного монаха, который в своё время был буддистом. Он то ли для того, чтобы помогать товарищам, которых знал до того, как стал православным, то ли по какой-то старой памяти (хотя мне это видится очень опасным), иногда изучает сайты скептиков, читает всякие атеистические ресурсы. Однажды он читал сайт скептиков, которые пытаются доказать, что Бога нет, духовного мира нет, и приводят какие-то аргументы. «Читаю, – рассказывал он, – их сайт, понимаю, что это ложь, но эту ложь распознать не могу, потому что она очень хитро замаскирована. Я чувствую, что мне становится всё хуже и хуже, мне конкретно уже плохо, но я уже заразился этим вирусом лжи, я уже не знаю, как из себя это извергнуть. И тут я вспомнил про Иисусову молитву, стал её читать. Моё сознание прояснилось и в уме как-то благодать высветила, в чём заключается ложь. Прямо по пунктам стало понятно, где они меня и в чем пытаются обмануть».

Следующий пункт – это стараться жить без греха.

Архимандрит Софроний (Сахаров), ученик преподобного Силуана Афонского, говорил, что если человек старается в мельчайших ежедневных событиях жить без греха, то со временем у него вырабатывается фантастическое чутьё. В сложнейшей ситуации он примесь греха, лжи – почувствует. Иными словами, если мы стараемся держать пост, стараемся жить без лукавства, согласно заповедям, стараемся сами не обманывать, то когда против нас ополчатся все обманы мира и нас поместят в среду, где обман очень ловко замаскирован, – за счёт того, что у нас есть какой-то иммунитет, мы этот обман и сможем разгадать. У нас будет какие-то шансы не стать жертвой этого обмана.

И последний пункт – это хранение искры.

Современная ложь очень многообразна. Разобраться в ней интеллектом, практически невозможно. Примечательно, что попадают в секты люди с высшим образованием: министры, доктора наук… Образование, если у человека нету этики и духовной жизни, не спасает. Поэтому времена, когда в секты попадали только люди, которые, условно, закончили два класса образования, прошли.

Знал одну девушку, с прекрасным образованием, она попала в очень серьезную секту. Её время от времени оттуда профилактически выгоняли. Почему выгоняли профилактически? Потому что в рамках какой-то организации создаётся, с помощью определённой технологии, такое состояние эйфории, которое человек в своей жизни почувствовать не может. И людей время от времени выгоняют, чтобы они приползли на коленях потом. Каждый раз, когда она покидала секту, у неё случалась какая-то масштабная депрессия, и она возвращалась униженно. Тут кто-то ей подсказал читать утренние и вечерние молитвы. Она вообще не знала что такое Православие, что такое молитвы, просто стала читать утреннее и вечернее правило. Ждала, когда уже у неё начнется депрессия, когда опять на коленях обратно поползёт. А депрессия так и не настала, никуда она не поползла.

У нас, христиан, есть эта искра [благодать], которую мыполучаем в Таинстве Святого Причащения, мы должны научиться её хранить. Например, мы с кем-то поругались – и эту искру потеряли. Из-за этого человек начинает думать: почему я эту искру потерял? Как в будущем избежать этой потери? Во-первых, человек каждый новый день, в хорошем смысле, учится думать. И когда такой человек попадёт в сложнейшую ситуацию, где его захотят ослепить с помощью обмана, – он в этом обмане сумеет разобраться.

Пока эта искра присутствует в нас, как в моём знакомом монахе, она будет освещать путь. Даже в сложнейших ситуациях, в которых, например, оказались наши предки вот в смутное время послереволюционное. Кто читал об этом, помнит: один раскол, второй, третий… Какие-то епископы выходят с какими-то заявлениями. Как простому человеку было вообще разобраться: кто прав, кто виноват? Но простые люди, у кого молитва была, даже эти «бабушки», которые, может, всех догматов не знали, – они-то и сумели разобраться за кем идти, куда…

Поэтому самое главное – эту искру не потерять. Тогда у нас есть шанс не ослепнуть в этой жизни.

С праздником!

Дополнительные материалы по теме:

«Счастье и страдание. Опыт христианского подвига и практическая психология»: Часть 1; часть 2; часть 3.

В этой беседе, проходившей в музее Бутовского полигона, речь шла о том, как опыт новомучеников помогает избежать расчеловечивания нам сегодня. Что до нас доносит опыт тех, кто прошел нечеловеческие условия репрессий и концентрационных лагерей? Человеку помогает выжить и сохранить человеческое лицо забота о другом и о других, наличие человеческих отношений. Наличие сакрального ядра и духовная жизнь – опыт тех, кто нашел путь к тому и другому, помогает нам и сегодня. Ведь психологический портрет жителя мегаполиса чем-то напоминает психологический портрет узника.

«Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления среды»

В лекции нашли свое развитие размышления о параллелях между опытом выживания и смерти личности в условиях физической несвободы в трудовых лагерях и мнимой свободы – в современных мегаполисах. Акцент в исследовании сделан на поиске той стратегии, модели выживания, которая позволила бы человеку сохранить свою идентичность в экстремальных условиях, несмотря на оказываемое внешнее давление. Критически оценивается роль интеллектуальной деятельности и ее достаточности, самой по себе, в деле спасения. Предлагается возможный альтернативный путь, истинность которого свидетельствуют жития подвижников веры – узников Соловецких лагерей.

«С чего начать христианскую жизнь? Ч. 3: Сохранить огонек в условиях современной жизни, города. Вертикаль. Опыт христиан, переживших гонения».

Тип: Заметки