Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. О духовной пище

18 августа 2024 г.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы опять с вами слышали Евангельскую повесть о том, как ученики Христовы накормили народ (Мф 14. 14–22).

Когда на всех у них было мало еды – чудесным образом эта еда была увеличена, и апостолы Христовы чудесным образом разделили эту еду людям и сами получили по целому коробу из «укрух», т.е. апостолы тоже остались сыты.

Вкратце хотел бы прокомментировать это сквозь призму идеи проповеди и духовно-культурного возрастания народа.

У святителя Феофана Затворника была замечательная мысль о пастырях, что если пастыри не следуют тому предназначению, которое в них раскрывается через дар рукоположения, – они испытывают томление.

И здесь он приводит слова пророка Исаии, который отмечал в своей книге, что Господь дал ему слово, чтобы говорить народу, но он попытался это слово в себе удержать и не говорить ничего. И это слово стало как бы огнём, который стал его мучить изнутри и томить его кости.

Свт. Феофан говорил, что если пастырь не следует своему предназначению, – тогда то, что он получил в виде дара, не выходит в какой-то пастырской деятельности и такой пастырь будет испытывать томление духа.

Один современный духовник, с которым мне довелось общаться, говорил, что если бы то, о чем будет сказано ниже, происходило бы, – то и священники жили бы полной жизнью, могли бы испытывать настоящее блаженство. Но так как не все этому пути следуют и убегают от народа, – священник и не чувствует, что в нём эта полнокровная жизнь реализуется. Начинается какая-то тоска, интернет и алкоголизм, в некоторых случаях…

Этого духовника я спросил, что делать с людьми, у которых, например, сложные психические состояния, которые проходят и терапию? В том числе, я сказал, что, наверное, эти психические состояния, основаны на сформированной модели поведения. В православной аскетике сформированную модель поведения можно сопоставить с гордостью (ведь гордость – это не только мания величия, а и когда человек следует своей разрушительной модели поведения; см., например, статью священника Александра Ельчанинова «Демонская твердыня. О гордости»). И потому, спросил далее духовника: такие люди могут выйти из ступора, если эту гордость преодолеют?

На что духовник ответил: да, ты, отец Прокопий, правильно мыслишь, но вы, монахи, имеете эту возможность, у вас есть свободное время заниматься духовным делом, но у мирян такой возможности нет. И, конечно, для них проще принять «таблетку», потому что, возвращаясь домой, они встречают ещё детей, которым нужно уделить внимание, у них есть ещё какие-то домашние дела, им как будто легче принять препараты, посмотреть что-то в интернете и ложиться спать. И так, из года в год в жизни ничего не меняется, и человек постепенно деградирует.

Но есть другой вариант, который возможен, если бы на приходах (к сожалению, это мало где реализуется), проходили бы на регулярной основе собрания с людьми и разбирались бы не только церковные праздники, но всё, что человека касается.

И если бы человек имел и духовника (но где взять их в таком количестве?), и с духовником бы обсуждал не только свою главную проблему (у нас у каждого проблема ведь есть своя главная: у кого обжорство, у кого алкоголизм, или он не может удержать гнев в отношении детей), а вообще – что он смотрит, что он думает, как он ведёт себя с людьми… Ведь в духовной жизни всё связано со всем: если ты не дотягиваешь где-то в чём-то одном – не будешь дотягивать в чём-то бо́льшем.

И тогда, через 3-4 года, у человека сформировалась бы какая-то картина мира, образ жизни, система смыслов, которые бы дали ему основу и возможность преодолеть и ту главную проблему, которая у него не имеется. Конечно, даже очень хорошие духовники не имеют возможности в таком объёме общаться с людьми, но была бы возможность реализована, если бы на приходах существовали бы на регулярной основе такие встречи.

Почему же встречи часто оказываются провальными? Потому что либо на них начинают обсуждать исключительно церковные праздники, либо, как известный преподаватель Священного Писания И.Ц. Миронович говорил, что, к сожалению, проповедь ограничивается убогим пересказом сегодняшнего Евангелия. И те, кто уже несколько лет ходят в храм, уже, в принципе, все эти темы изучившие – они просто перестают ходить на эти встречи. Если встречи ориентируются только на «двоечников», т.е. только на тех, кто только вчера пришёл, – опять начинать надо с нуля. Человек уже несколько лет что-то читает, думает, у него возникли уже какие-то вопросы другого уровня. Если священник приглашает прихожан после службы на беседу, а на беседе – «опять – двадцать пять», опять о каких-то «основах», – то, конечно, такие встречи становятся просто мертворождённым проектом, люди просто перестают ходить.

Мне посчастливилось видеть одну рабочую ситуацию проведения собраний в Центре святого праведного Иоанна Кронштадтского. Но, к сожалению, эти встречи там уже прекратились, потому что отец Иоанн, который их вёл, – уже не имеет таких сил и возможностей.

Как же проходили встречи? И как, наверное, на многих приходах они могли бы проходить примерно в том же ключе?

Когда я приходил в гости, а у него была община, он спрашивал: отец Прокопий, что тебя сейчас беспокоит? Какую тему ты сейчас обдумываешь? Я говорил: меня, например, интересует, как человек мог бы в современных компаниях оставаться христианином и выполнять свой рабочий функционал. И о. Иоанн давал возможность людям высказаться.

Чем это собрание отличается от сообщества Анонимных Алкоголиков? Всё-таки отец Иоанн, как, можно сказать, глава этой общины, – он же и подводил итог: вот эта точка зрения была неверна потому-то и потому-то… Не просто потому, что он так сказал, а всегда он объяснял причину, основывал точку зрения на фактах.

Получается, что тяжелейшие люди, у которых были серьёзные психиатрические диагнозы или которые были разрушены оккультизмом, эзотерикой, – через несколько лет выравнивались. У них появлялась какая-то картина мира и развёрнутый полный взгляд на христианскую жизнь.

Можно сказать, что мы не можем нормально жить, потому что у нас есть, например, около 300 пунктов, которые в нас вызывают чувство тревожности. И вот за несколько лет эти 300 пунктов могли бы быть перебраны.

И вот посещение такой общины всегда приводит к тому, что ты уходишь, унося с собой две-три какие-то здоровые мысли, которые ты можешь внедрить в свою христианскую жизнь.

Примечательно, что те, кто внимательно читал роман «Бесы» Фёдора Достоевского, помнят, что в «Ненапечатанной главе», в последней главе Ставрогин спрашивает епископа Тихона, что же ему делать. И епископ Тихон не даёт прямого ответа, но говорит: 5-7 лет (примерно) проведи в послушании. То есть, за это время человек успеет обсудить с духовником весь свой круг жизни, те мысли, которые беспокоят и постепенно жизнь его выровняется.

Но если у нас нет духовников и нет таких общин, то мы, примерно ориентируясь на этот срок, можем начать читать книги, может быть по какому-то плану даже, и ставить перед собой вопрос: почему я теряю внутренний мир именно сегодня? Что мне сделать, чтобы его не терять, и что мне сделать, чтобы его вернуть.

Подводя итог, можно сказать, что если бы эта ситуация реализовалась, о которой говорят опытные духовники, – тогда действительно бы 12 апостолов (в современном варианте – пастырей) могли бы насытить тысячи людей хлебом.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своё время говорил, что придёт время, когда люди будут жаждать не от отсутствия хлеба, а будут жаждать от недостатка слова Божия.

Надеюсь, что вы тоже этот путь пройдёте, в течение нескольких лет, формируя свою христианскую картину мира, и сможете справиться со своей главной проблемой.

– Более подробно данная тема разворачивается в тексте «Внешняя жизнь и мир мыслей», часть 4.1 «Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира»;
– Развитие темы – в цикле бесед «С чего начать христианскую жизнь»;
– Описанные выше принципы были положены в основу эфиров, проводимых, в том числе, совместно с ТГ-каналом «Доброта на завтрак». В течение нескольких лет (проект еще не окончен) рассматриваются разные темы с целью описания христианской картины мира, на основе которой человек мог бы уже и самостоятельно отвечать на свои вопросы.

Тип: Заметки