-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
5 декабря 2024 г. Нести свой крест: опора или бремя?
Сегодня мы вспоминаем с вами Крест Христов. Как сказал апостол Павел, «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор 1. 23).
Люди, которые имеют образование, любят философию (те, кто раньше в прежние века были философами, сейчас стали психологами и «экспертами»), – конечно, для них Крест Христов превращается в какую-то насмешку, в какой-то абсурд и ересь.
И когда читаешь какую-то литературу современную, то бывает, что попадаются слова, в которых так или иначе звучит мысль, что традиционное общество словами «нужно нести свой крест» порабощает женщин, у которых выпивают мужья и что-то в таком ключе.
Также доводилось слушать что-то вроде «Вы, православные, просто терпилы с вашим терпением, смирением…»
Но на самом деле, если вдуматься, что такое добродетель терпения, – то это, в первую очередь, возможность довести своё дело до конца. Возможность, не отвлекаясь, сделать то, что задумал.
Почему многие талантливые люди ничего в жизни не могут сделать? Потому что нет добродетели терпения. Потому что ты сел работать, или что-то тебя отвлекает или кто-то чем-то задел – и вот постоянная раздражительность никак не даёт тебе сосредоточиться.
Человек, который стяжал добродетель терпения, который в разумном ключе понимает выражение «нести свой крест» со временем приобретает способность всюду быть спокойным, где бы он ни был. Подобные мелкие сигналы и даже крупные уже не отвлекают его внимания (он их фиксирует, но не они не выбивают из его колеи).
Терпение позволяет людям не разрушить семью из-за какого-то пустяка, из-за какой-то нелепой ситуации. Бывает ведь, что возникает ссора, которая заматывает, как водоворот, многие семьи, или, например, большой коллектив – и он распадается.
Терпение даёт человеку возможность радоваться жизни. Мы касались этой темы на одной из бесед, я приводил два примера, свидетелем которых был.
Кто ещё помнит Архангельский аэропорт – зал ожидания там раньше был маленький, хотя сейчас уже большим стал. Там ещё курили в туалете и это всё ощущалось в самом зале. Один респектабельный господин ждал вылета в другой крупный город. Была задержка рейса. В зал добавился народ ещё и с другого рейса, мы были как сельди в бочке. Этого господина прорвало, респектабельность проявилась другой стороной. Он стал буквально кричать: «Почему нет условий?! Создайте мне условия!» Человек мог спокойно читать, общаться с спутницей, радоваться жизни, отдать эти несколько часов чему-то хорошему… В итоге он был полностью деморализован.
Также мне пришлось наблюдать в больнице очень брутального мужчину. Не то, чтобы «настоящего полковника», но что-то в этом роде. Его попросили не кушать, чтобы взять анализы – кровь из пальца. Эти 40 минут без еды для него превратились в настоящую пытку. Он стал кричать, возмущаться, грозить врачам и медсёстрам какими-то пытками, казнями… От соприкосновения с такой почти что нейтральной ситуацией он был деморализован. Видимо, потому что у него не было навыка человека соразмерять свои желания с чем-то высшим.
В реальной жизни тоже доводилось общаться с молодыми людьми, у которых есть какой-то талант или призвание, и прямо с детства проявляется наклонность к какому-то серьёзному делу. Бывает, люди с младших классов что-то изучают и это порождает какие-то насмешки.
Довелось по данному поводу сказать одному: подожди до 20-25 лет, все насмешки там закончатся, потому что тот, кто жил как перекати поле, у кого не было никаких ценностей, кто не был укоренён – тот будет ощущать тщетность своей жизни. Он будет придумывать фиктивные занятия, к которым мог бы приобщиться (какие-то искусственные процессы, сообщества, субкультуры).
И потом на такого увлечённого человека не то чтобы с завистью смотрят, а смотрят с желанием узнать, что же сообщает ему такое спокойствие и глубокую внутреннюю силу. А это то, что он действительно знает, что такое – «нести свой крест».
Иеромонах Симеон (Мазаев) хорошо сказал, даже замечательно: если у человека есть какой-то талант – это тоже крест. Потому что все могут идти, например, на пляж, отдыхать, развлекаться, но, если тебе Господь дал какой-то талант – ты должен его развивать. Это тебя ко многому обязывает. Что-то дополнительно изучать, спрашивать, советоваться, ставить какие-то эксперименты… В общем, куда-то двигаться. Что, конечно, требует дополнительного времени, сил, средств.
С одной стороны, если наблюдать за таким человеком снаружи, иногда над ним можно посмеяться, потому что кажется, будто он несвободен. Но с другой стороны, у него есть какая-то глубокая укоренённость в жизни, и он как раз понимает, что не зря топчет эту землю.
С крестом ещё непонятно: ты ли несёшь свой крест или он несёт тебя. Потому что, если у тебя есть жизненная задача и ты её принял, с ней согласился, начал работать над её развитием, то она формирует тебя, тянет ввысь, зовет вперед. Каждому ведь из нас Господь даёт персональные задания.
Вот на Соловках стандартная ситуация – конфликт с тем ближним, к которым ты вместе действует на послушании. И тебе кажется, что все твои беды жизненные – из-за него. Но если ты эту ситуацию примешь, как свой крест, то ты выработаешь навык терпения. И тебе в награду будет дано потом умение общаться со всеми. Если ты научишься общаться с этим братом, с которым ты делишь совместное бытие на послушании, то потом тебе будет легко со всеми, да, и, вообще, – везде будет легко.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что силу Кресту сообщает Христос и только вера во Христа как Сына Божия. Поэтому без Христа, без того, что мы испытываем нужду во Спасителе, Крест Христов действительно может иногда восприниматься как амулет. Он может быть красивым, может быть сделан из драгоценного металла. Но если человек не воспринимает Христа как Спасителя, как Сына Божия – он не может понять тайну Креста.
Так же и человек, который сам никогда не пробовал нести свой крест – он, конечно, никогда не сможет понять и тех, кто знает, что это такое. Глядя на христиан, он всегда будет видеть робость, покорство, раболепство, апатию. Но такой человек не сможет объяснить себе почему, как ему кажется, эти робкие, апатичные, покорные христиане выстояли во всех войнах…
Если мы вернёмся к укоренённости – может быть, и в этой тоже выстоим.
Если закончить мысль, которая была в начале, – иногда и современных философов, психологов тоже можно понять. Если человек просто усвоил эту фразу, исходя из традиции «нести свой крест», но не понял, что Крест – он – Христов, тогда, действительно, он, может, и превращается в это вялое, покорное животное, которое несёт свою жизненную лямку только потому, что боится эту лямку сбросить.
Только когда человек приобщается ко Христу – тогда он понимает, что эта жизненная задача тебе дана не просто так. Если ты в неё вникнешь и усвоишь её уроки, то эта жизненная задача в награду даст тебе какое-то понимание жизни, добродетель, соединит тебя с Богом, с людьми.
Это все обретается только через деятельность. Если человек сам, деятельно, этого пути не прошёл – он не может понять ни тех, кто об этом говорит, ни самой сути христианства. Поэтому он всегда будет в отношении к христианству только «снаружи». Будет только ёрничать и киснуть от своей тоски.
Всем вам желаю, если Крест Христов появился в вашей жизни, понять в чём его суть и через приобщение к нему получить внутреннюю силу. Отчасти, – приобщиться к тому, что было у Христа. Ведь Он не просто нёс крест, а у Него была определённая задача, которую Он, несмотря на все препятствия и несмотря на все трудности, – выполнил.
Так же сможем и мы, если будем иди за Ним.
Дополнительно по теме:
святитель Феофан Затворник «Три слова о несении Креста».