Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. Дети. Индивидуализм или «родная жизнь»

21 сентября 2024 г.

Сегодня мы празднуем Рождество Божией Матери.

Её родители, святые праведные Иоаким и Анна, поминаются на отпустах богослужений, как те люди, которые достигли возможного для человека пика в своём развития.

Но если бы святые Иоаким и Анна жили бы в наше время и сообщили бы врачам, что они хотят рожать – скорее всего им порекомендовали бы аборт (так как им было уже около 70 лет, по преданию). Им бы объяснили, что вы пожилые, процессы остановились, вы не сможете воспитывать ребёнка, и так далее, и так далее…

Я знал одну женщину – очень красивую, ещё не старую и относительно молодую, в которой я замечал механистическое поведение, она чем-то напоминала робота. Что-то спонтанное, в хорошем смысле слова, из неё будто ушло. И когда я говорил об этом с её мужем, он сказал: «Это – после аборта».

Когда они узнали, что будет очередной ребёнок, эта женщина сказала мужу, мол, когда мы родим, то будем уже немолодые, над ребёнком будут смеяться, он будет нас стесняться, привела кучу доводов. «Я, – говорит муж, – дурак, согласился». И вот после аборта с ней что-то произошло.

Когда человек себя ведёт идеально во всём: идеально говорит, идеально готовит еду – такое ощущение, что к нему приклеена маска. Естественно, она не может быть на нём 24/7. Рано или поздно в состоянии сильного аффекта эта маска слетает и человека начинает «нести», причём очень сильно.

В итоге произошёл развод. Они не сумели сохранить брак.

Современный человек полагает, что его желание является тем правилом, которое он должен выполнить. Современный мир одержим идеей самореализации, саморазвития.

Но если мы знаем, что на грядке давать расти всему – и сорнякам и цветам, то скорее всего, эта грядка зарастет дикими травами. Так же и с человеком.

К сожалению, современный человек утратил понимание того, что заповеди и этические нормы не являются ограничением для него. Они, наоборот, являются путём, идя по которому ты можешь развиваться. Ведь осмысленная речь и осмысленное движение возможны только тогда, когда у нас есть определённые представления, которым мы следуем.

Человек, который стал на путь самореализации при игнорировании того, чем он не является, на самом деле теряет грань между допустимым и недопустимым. Он начинает разрушаться. Такой человек сталкивается с трагедией, потому что он не достигает того, чего он желал в глубине своей души. Потому что, даже если кто-то желает достичь высот – в творческом ли смысле, в социальном плане, либо же в карьерном отношении – всё равно это можно сделать только сообща [вместе].

Ты достигаешь желаемого, когда ты развиваешь лучшие качества своей души, когда переживаешь полноту жизни. Но полноту жизни переживать можно только тогда, когда твои чувства исцелены. Когда преодолён твой эгоизм, который отделяет тебя от Бога, от мира, от других людей.

Достичь того, чего каждый человек желает, даже эгоист, можно только, когда освобождаешься от тормозов, что тебя сдерживают. Но сдерживают не заповеди, а сдерживают страх, уныние, отчаяние, гнев – которые тебя разрушают. И с каждым годом твоей жизни, если ты с ними никак не борешься, они будут тебя разрушать всё сильнее и сильнее, сводя на нет все плоды твоих трудов. И человек, если он захвачен такими качествами, даже если добьётся всего, чего хотел, – это потом не приносит ему радости.

Человек, сделавший ставку на развитие в современном понимании индивидуальности, после многих тренингов, курсов, коучей разрывает созидательную связь между собой и ближними. И православная аскетика, и светская наука здесь говорят об одном и том же: только через созидательный контакт между нами, миром, мы и развиваемся. Если эта связь утрачивается – человек начинает деградировать.

Некоторые считают, что счастье возможно тогда, когда с помощью манипулятивных стратегий, ты заставишь других поступать так, как хочешь ты. Но этом пути счастья не найти.

Если мы учимся понимать других, мир, самих себя – только тогда и возможно подлинное счастье. Потому что ты понимаешь: есть что-то, что мешает твоему единству с миром, с другими людьми, с Богом – и ты начинаешь как-то работать над собой, чтобы это препятствие устранить, и твоя душа всё более и более раскрывается.

И наоборот. Мы знаем из истории, что те страны, в которых этот предельный эгоизм начинал развиваться, приходили к упадку. Одним из признаков, что всё становилось плохо – это то, что в стране переставали рождаться дети. Их рождалось всё меньше и меньше. Потом, для защиты своих границ государство вынуждено было нанимать иноплеменников, варваров. Естественно, когда страна наполнялась варварами – они начинали диктовать стране свои условия, страна начинала разрываться противоречиями и сообщество погибало.

Действительно, развитие индивидуализма – тренинги, коучи (хотя, казалось бы, это личный выбор каждого) ведут к тому, что мы видим даже на внешнем социальном плане: перестают рождаться дети. [Здесь не говорится о том, что вся психология плоха, здесь делается акцент на том, что огромное число направлений в качестве ответа на запрос предлагают развитие индивидуалистической заточенности].

Бог есть любовь. Как сказано в «Православном катехизисе» еп. Александра (Семёнова-Тянь-Шанского), образ Божий заключается в стремлении к единству всех. Мы знаем, о таинстве любви Пресвятой Троицы, что Троица едина, что каждое из Лиц Пресвятой Троицы любит Других. И даже люди, которые являют любовь, обладают неким слабым подобием тайны Пресвятой Троицы. У них есть единая воля, но она достигается не за счёт подавления каждого, а за счёт того, что люди настолько любят друг друга, что они выбирают, в принципе, одно, – и это их никак не тяготит.

Основываясь на приближение к этой тайне, можно сказать, что есть три пути.

В монастыре мы приближаемся к этой тайне через послушание Христу, Божественным заповедям, монашеским уставам, духовникам, братству, в том числе. Один из шести обетов, которые даёт монах – это послушание: не только настоятелю, но и братству.

Миряне же достигают цели преодоления эгоизма, в том числе, в семейной жизни, в рождении детей. Хотя это иногда бывает и тяжело, сопряжено с большими трудностями, с остановкой карьерного роста… Но именно эти трудности – они и делают нас людьми.

Как-то я разговаривал с одной женщиной, которая прошла полосу больших страданий. У неё были дети, у кого-то из них – зависимость, кто-то отвергал её, свою мать… Но потом как-то всё выровнялось и уже по прошествии многих-многих испытаний она сказала, что если на чашу весов положить всю возможную карьеру, которую только можно было сделать, но без детей, а на вторую – всё, что с ней было, со всеми слезами, то она никогда не выбрала бы первый путь, хотя то, что она испытала – было очень тяжело. «Что бы со мной ни случилось, куда бы меня жизнь не двинула, заболела я или была здорова – я всё-таки знаю, что моя жизнь не была напрасной, что у меня есть дети», – сказала она.

Действительно, только пройдя череду испытаний, через те трудности, которых мы, по идее, пытаемся всегда избежать, эта женщина, будучи такой самовластной (даже скорее назвал бы её своевольной, потому что в Православии самовластие – это когда мы имеем внутреннюю силу преодолевать свои страсти), только через эти испытания, через полосу скорбей, связанных с воспитанием детей, она обточила какие-то свои острые углы и стала радоваться жизни. С каждым годом её душа всё более и более расцветает.

Также я знал другую паломницу, которая говорила, что, если бы не ребёнок, – она вообще не знает, где была бы, бросилась бы во все тяжкие, наверное, и только ребёнок её на этом пути к регрессии затормозил. Хотя на первых этапах мы этот «тормоз» воспринимаем как нечто плохое, он нам не позволяет двигаться в том направлении, в котором мы разгоняемся. Только потом мы понимаем, что разгонялись-то мы как машина, едущая в бетонную стену на большой скорости.

Конечно, не у всех есть дети, тем более сейчас (хотят детей, но они не рождаются, или не получается вступить в брак). Поэтому есть третий путь – это любовь к людям в миру. Те идеалы, которые достигаются в монастыре через послушание Христу и Его заповедям – как отдельные цвета стягиваются в луч любви Божией. То, что достигается в семье мирянином, другим человеком, если он и не вступил в семью и не имеет детей, может достигаться через любовь к людям.

Советские годы явили этот прекрасный образ христианского жития. В Москве архимандрит Сергий (Савельев) практиковал со своими прихожанами тот образ жизни, который получил название «родная жизнь» (см. документальный фильм «Родная жизнь»; https://yandex.ru/video/touch/preview/1350315400541444520). Это когда люди в христианской общине не номинально, а по факту деятельно поддерживали друг друга, интересовались жизнью друг друга… У этих мирян было нечто такое, как у нас в службе Новомученикам поётся: «союзом любви связуемые». И вот эта взаимная любовь давала людям иммунитет, давала им силы жить в крайне тяжелых социальных условиях.

Поэтому, если перед нами стоит выбор пути, нужно понимать: то, что кажется нам ограничением сейчас, может на самом деле быть развитием, если заповедь Божия призывает нас туда направиться (для кого-то это будет рождение ребёнка, может даже в пожилые годы, для кого-то – какая-то иная ситуация). Но если поступаешь согласно собственному индивидуализму – ты отсекаешь от себя вот этот созидательный путь развития и, хотя думаешь, что развиваешься, – приходишь потом к регрессии. То, что изначально тебе кажется тормозом, как для пожилых родителей может показаться тормозом их ребёнок (если представить это в современной жизни: сколько всего надо изучить, сколько обдумать, потом школа, ещё что-то…), впоследствии сделает тебя лучше, твой мозг – оживёт.

Только здесь надо иметь в виду, что воспитание должно быть в вере. Общаюсь с одной женщиной, она воцерковлялась уже в зрелые годы, работала в крупной компании. Она говорила, что у неё есть с чем сравнить: когда живёшь со Христом – то воспитание детей ассоциируется при всех трудностях с счастливым созиданием, особенно когда стараешься жить по заповедям, не забываешь о молитве. Говорила, что помнит то время, которое было до этого – бесконечные чаты родительские и т.п., от чего с ума сойти можно, когда это не освящено духовным светом.

И каждый из нас на своём уровне имеет возможность прийти к этой родной жизни,

Тип: Заметки