-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
8 марта 2025 г. Союз любви или индивидуалистическое существование
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братья и сестры, в Евангельском чтении мы слышали, как Христос объяснял ученикам, что ему предстоят страдания и крестный пусть. И сразу же, буквально, двое из ближайших Его учеников – Иаков и Иоанн, которые были прозваны «сыновьями громовыми», – просят, при помощи своей матери, сесть у Него по правую и левую стороны в Царстве Мессии.
Мы знаем, ученики до последнего ждали, что Мессия восстановит царство Израиля и создаст, как считают толкователи Евангелия, всемирное господство. Есть такая версия, что в этом поступке ученики проявили истинную преданность и желание быть ближе к Учителю, что это было похвальное желание. Может быть, эта версия справедлива. Но мы знаем, что остальные ученики вознегодовали. Также мы знаем из других мест Евангелия, что когда Христос рассказывал ученикам про свой крестный путь, – ученики не понимал о чём идёт речь.
Можно предположить, что здесь имелось в виду то самое наше желание первенства. То есть, обойти других, стать заметнее, выше, сильнее. Действительно, сейчас очень много споров: правильное ли это желание или нет? Христианская антропология отвечает нам на этот вопрос, что в нас вложены какие-то стремления Богом для достижения цели. Но если мы не развиваемся в добродетели, если мы не приходим ко Христу, – тогда эти наши процессы душевные не достигают своего первоначального замысла и становятся страстями[1]. Конечно, жажда совершенства, жажда приближения к Богу, к полноте любви в нас есть. Но если она не реализуется в добре – то жажда совершенства может обернуться гордыней.
Как писал епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский), во всех живых существах есть неистребимая жажда единения. Она при невозможности достичь единства в любви обернулась в Деннице (самом совершенным из всех сотворенных духов) в жажду достичь единства во всеобщем разрушении. То есть, не имея возможности достигнуть единства со всеми другими живыми существами, он начал реализовывать идею единства таким искаженным образом[2].
Такая метаморфоза произошла с Денницей, когда он захотел все иметь лишь для себя одного, никому ничего не отдавая. И его самозамкнувшаяся личность стала оскудевать. А так как природы не терпит пустоты – личность Денницы стала наполняться плодами собственного воображения (суррогатами), так рождается влечение ко множеству идолов. Так самый совершенный из сотворённых духов стал Сатаной.
Замысел же Бога состоял в том, чтобы живые существа, наполняясь, передавали свои содержания друг другу, реализуя, тем самым, общение в любви.
О том, как принцип, проявивший свое действие в Деннице, реализуется в процессе формирования страстей, в том числе, химических зависимостей, рассказывается в тексте «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Становление личности как путь преодоления зависимого поведения», в части 2-ой «Образ жизни, противостоящий зависимому поведению. Через любовь вырваться из замкнутости», в главе «Суть эгоизма и голод на образы».
Хотелось бы здесь привести пример, рассказать про один реабилитационный центр и объяснить, о том, как этот пример связан с сегодняшним евангельским чтением.
Есть хороший реабилитационный центр в Санкт-Петербурге (центр социальной адаптации во имя святителя Василия Великого), где очень хорошая статистика, даже по мировому уровню. От 60 до 80 процентов ребят, которые выросли в очень неблагополучных семьях, оставляют криминальный и наркотический образ жизни.
Работа центра показывает глубокую неправду тех научных публикаций, которыми нас сейчас пытаются засыпать, о том, что неблагополучное детство накладывает фатальный отпечаток на наш мозг и делает нас неспособными к любви и к добру. В Центр попадают самые неблагополучные дети из всех, каких можно представить. Им очень трудно понять, что такое любовь. Когда они слышат что-то на тему помощи другим и сострадания – они могут смеяться, потому они привыкли жить как маленькие волчата, думающие только о себе.
Центр – православный, хотя там не проповедуется напрямую Православие, поскольку было замечено: когда напрямую идёт какая-то проповедь – ребята охотно слушают, в надежде получить какую-то привилегию. Например, чтобы их отпустили домой. Этот Центр работает в симбиозе с государством и ребята, по приговору суда попавшие в центр, не могут без разрешения отправиться домой на выходные. Поэтому там о вере говорится только с теми, кто этого захочет.
Православный подход остаётся в том, что в каждом видят личность. К малолетним преступникам обращаются по имени-отчеству, но это не значит, что им позволяется манипулировать взрослыми. Во имя их же блага им создаются определённые проблемы, которые они должны решать. Так и происходит их выравнивание.
Среди них заметно соперничество, когда каждому хочется выдаться вперёд, вследствие чего среди них постоянно идет «грызня». Например, мальчик идёт к стиральной машине, а там крутятся чьи-то вещи. Он думает: «но мне же надо носки постирать!» – и останавливает стиральную машину, выбрасывает оттуда вещи, стирает свои носки. Конечно, когда он постирает свои носки, он не кладёт вещи, которые он выбросил, обратно. Когда другой мальчик, вещи которого выброшены, приходит – начинается, естественно, выяснение отношений.
Реабилитационный процесс предполагает, что люди, хотя бы минимально, учатся слышать друг друга. Однажды в этом Центре началась серия конфликтов, которые казались неразрешимыми, и тогда руководство центра пригласило очень серьёзного специалиста, чтобы тот объяснил, почему эти конфликты возникают. Изучив работу центра, характер деятельности социальных работников и педагогов, он сказал гениальную вещь. При открытии центра декларировалось, что центр православный, но при работе центра стали постепенно использоваться совсем другие методики, которые вступили в конфликт с первоначальным уставом. Этого никто не хотел признать и поэтому возникали конфликты, люди обращались к уставу, но поступали не по уставу.
Мы знаем, что сейчас есть огромное количество переводной с английского языка литературы, которая была создана в специфической ментальности, принципиально чуждой нам. Сейчас эта литература в топе и хотя мы, формально, все христиане (на уровне догматики, за догматы – всеми руками и ногами, цитируем святых отцов и т.п.), но в реальной жизни мы иногда считаем, что так жить глупо. Поэтому человек, который старается жить по заветам святых отцов, вызывает какой-то смех: «ну что ты, дурак, что ли?» «Пишут же умные люди, что надо продвигаться, опять же – самореализация и т.д…»
Когда Христу сказали, чтобы прославляющие его люди замолчали, он ответил: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк 19. 40). Одному духовному автору принадлежат слова, что археология стала этими «кричащими камнями». Если людям не хватает веры – действительно, церковная археология показывает справедливость событий, описанных в Священном Писании.
Сейчас, наверное, настало то время, когда нам помогает даже атеистическая литература, потому что в среде христианства верить в Бога легко, т.к. в каждом человеке это присутствует чувство благоговения перед чем-то высшим. Если в человеке не подавлена совесть – у него есть понимание присутствия чего-то, что выше него. Может, он не знает Бога, но он понимает, что есть в мире какой-то высший Закон. Но верить в ближнего и быть способным как-то склониться перед ним – это всё равно очень трудно.
О том насколько трудно бывает смириться перед тем, кто почитается низшим тебя, рассказывает пример Денницы. По мнению некоторых святых отцов, Господь открыл ангелам тайну «воплощения Слова, в Котором имело соединиться Божество с человечеством в лице Христовом, Которому все ангельские существа должны будут кланяться». Денница же, «рассмотрев высоту своего естества» и бренность существа человеческого, которую взял на себя Христос, отказался поклониться Ему[3].
Эта неспособность признать кого-то высшим себя (хотя бы – равным себе) является основой многих наших падений, страстей, хотя мы многого не признаем. В наших приходах, к сожалению, сейчас стали проползать, под видом психологической помощи, разные индивидуалистические концепции. Это очень хорошо, что Церковь занялась помощью страждущим, но плохо то, что в эту помощь страждущим не вкладывается то, что мы полагаем за основу жизни. Получается, что мы, на уровне проповеди, верим во Христа, но на уровне реальной жизни мы как будто считаем, что так жить – глупо. Что более перспективно – это вот эти методики, Мелоди Битти и подобные.
Эти творения пытаются христианизировать, но проблема в том, что мы пользуемся переводной литературой, которая запаздывает на несколько десятков лет. На западе развитие индивидуалистических культов началось уже давно. Сейчас эта волна индивидуалистической литературы уже пришла к теории социальной справедливости. В сухом остатке главный посыл такого рода литературы состоит в том, что нужно освободить всех от всего: женщин, например, от семьи и самой женственности (так как семья признана формой угнетения, от которой женщина становится зависима). Начинают в противовес женским развиваться мужские движения, одно из которых отрицает, что среди женщины могут быть и хорошие особы.
Начинается война всех против всех, потому что никто не хочет слышать друг друга и мы к этому тоже идём, если не осознаём эту опасность.
Что ещё такое может подразумеваться под «камни возопиют»? Это о том, что даже с виду атеистическая литература, в которой о Боге не говорится, свидетельствует, что работа нашего мозга настроена на социальное сотрудничество[4]. Не на конкуренцию, как говорил Дарвин, а что мозг созидательно развивается только когда мы способны вступать в здоровые отношения друг с другом. То есть, современная наука подтверждает, что в базе христианское учение верно.
Даже те, кто занимается устройством сообществ, компаний, уже понимают, что индивидуалистическая концепция, которая тебе позволяет быть лидером, – это не конечная точка роста. Правда в том, что если ты имеешь в голове большой проект, мечту, в хорошем смысле слова, – ты никогда не сможешь достичь её один. Это можно сделать только сообща. Но, чтобы достигать чего-то вместе с кем-то сообща, ты не можешь постоянно доминировать над этим человеком. Где-то тебе надо к нему прислушаться, где-то – смириться. Только в таком здоровом сотрудничестве, вместе, мы можем сделать что-то большое.
В этом и состоит учение о Церкви как о Теле Христовом. В организме все клетки выполняют свою работу, вкладывая в организм что-то своё и от организма получают соки, питание, информацию, что позволяет всему телу и каждой клеточке расти одновременно.
Учение о Церкви как о Теле Христовом, в том числе, по творениям священномученика Илариона (Троицкого) – в главе «Непреображенная природа и учение святого священномученика Илариона (Троицкого)» из текста «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния “тирании мысли” и преодолении того, что толкает человека к алкоголю».
Если обратиться к области современных представлений о болезни – можно сказать, что если клетка пытается расти, игнорируя законы развития тела, то получается онкология, раковая опухоль. В этом смысле приходят на ум слова из поучения преподобного Ефрема Сирина «В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей»: «…все вправе делать выговоры, все законодатели, все любословы, все толковники, все учители, все повелители, все попечители, все домоправители, все первые, все вторые».
Скажет кто-то: а как же расти, развиваться, неужели тогда надо в бездействии сидеть на месте? И расти, и развиваться, но не нарушать притом принципа любви, иначе можно потерять все в итоге.
В Православии есть синтез частной жизни и общественной: когда ты развиваешься сам по себе, но ты развиваешься и вместе со всеми. Поэтому тот, кто выпадает из этого здорового единства, – остаётся ни с чем, потому что он начинает оскудевать. Конечно, сейчас мало духовников, мы утратили традицию, которая бы позволяла нам учиться слушать ближнего, потому что это очень трудно. Это, наверное, самое трудное, что есть. Просто быть готовым услышать и понять, что другой человек тебе в данный момент говорит.
Может быть, поэтому сейчас настало время христианам прийти к тому опыту, который был у христиан в годы гонений. Когда люди собирались, что-то вместе читали, обсуждали. У нас сейчас очень мало времени читать и мы, поэтому, плохо развиваемся. Но, например, когда мы сидим, мы можем обсуждать не новости, которые мы и так узнаем, друг без друга. Кто-то, например, мог бы взять на себя труд почитать какую-то книжку, потом своим друзьям, близким, эту книжку за полчаса пересказать, и все вместе её могли бы обсудить. Так бы мы развивались, совершенствовались и у нас был бы какой-то иммунитет против раздробленности, которая сейчас на нас находит.
Есть очень хорошая традиция, которая способствует нашему развитию, обогащению – не только в интеллектуальном плане, но и на уровне углубления самой христианской жизни. Например, христиане собираются за столом и каждый по кругу рассказывает, в чём в его жизни проявлялся Божественный Промысел. Мы так пробовали – и это очень здорово!
Окружающая информация льётся потоком и, если мы не ставим заслон, либо критически её не осмысляем, – она нас перерабатывает, хотим мы этого или нет, превращая нас в субъекты каких-то секулярных отношений. Но когда мы слышим от наших ближних, как Промысел Божий действовал в их жизни, мы понимаем, что Евангелие – это не история, которая произошла две тысячи лет назад, а что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13. 8).
Расскажу истории, которые я слышал, когда мы так собирались с христианами и общались. Однажды мы сидели за столом и так сложилось, что люди рассказывали про потерянные вещи. Одна женщина рассказала историю, как они с мужем поехали в Геленджик, был шторм, а они гуляли там по пляжу достаточно долго по кромке воды (ноги при прибое засасывало в песок). Когда они вернулись к машине, оказалось, что ключей нет. Уже была ночь. Что делать? Жена сказала мужу: «Иди ищи!» А у неё в детстве был опыт, когда мама подарила ей колечко на 16-летие и колечко соскочило, когда она купалась в море. Колечко было дорогое и она боялась выйти на берег без кольца, не зная, что ответить маме, когда она спросит, где кольцо? И она прочитала молитву «Отче наш» и нырнула примерно там, где могла его потерять. Кольцо оказалось прямо перед ней! Теперь ситуация такая: ночь, у мужа включен фонарик на телефоне, пляж десять километров. И он пошёл искать, читая молитву «Отче наш» и вдруг понял, что смотрит прямо на ключи!
У нас на Соловках тоже был случай, когда одна паломница поехала на остров Муксалма (это километрах в двенадцати) и потеряла телефон по дороге. Она не знала, что делать. Ночью возвращаться было как будто бы бессмысленно. Где его ночью найдёшь? Она села на велосипед и стала молиться. Напоролась на какой-то камень и упала с велосипеда. Когда вставала – смотрит, в кустах что-то блестит, это оказался потерянный телефон.
Ещё мне очень понравилась история одного нашего паломника, который рассказывал, что он был очень суеверным, несмотря на то, что был христианином с детства. С детства у него пошло, что, если ты пришёл в школу на контрольную работу – надо вещи положить в шкафчик №12. Если этот шкафчик кто-то уже занял – работу, как ему казалось, ты не сдашь. Он постоянно окружал себя какими-то суеверными обычаями.
Как-то он отправился в экспедицию в тайгу. Он был хранителем экспедиционного дневника, который носил у себя в правом кармане из чисто суеверных предположений, что если положить его в левый карман, – случится нечто нехорошее. Несмотря на то, что дневник всегда был с ним, однажды он понял, что дневника нет. Вокруг сотни километров без человеческого жилья, что делать? Тогда он понял свою ошибку и обратился к Богу со словами: «Господи, я больше никогда не буду ничего делать по суеверию!» И просто пошёл, куда глаза глядят. Он вышел на полянку, где стоял пенёк, а на этом пеньке лежал дневник экспедиции, правда, белочки его немного загадили. И тут же они встретили другую экспедицию, которая довезла их до нужного места, сэкономив им много времени.
Как это связано с изначальным посылом проповеди? Христос действует не так прямолинейно, как нам кажется. Нам кажется, что есть прямая связь, между нашим усилием и конечным результатом. Иногда кажется, что поступать по Евангелию – это как-то глупо. Но в этом и заключается вера, что ты совершаешь шаг веры, не имея прямой гарантии, что у тебя что-то получится. Зато так получается, что в момент, когда ты должен упасть, появляется какая-то опора. Причём она появляется совершенно из ниоткуда, от тех людей, от которых никак не мог предполагать.
Даже потом, когда люди анализируют, как это так произошло, что всё рассосалось, они не понимают как это могло быть. Тяжело жить по вере, когда вокруг тебя «засветка». Дело в том, что сейчас самое главное качество окружающей жизни – это непредсказуемость. Люди сходят с ума, получив по 3-4 высших образования, сидят на антидепрессантах, потому что они пытаются с помощью интеллекта просчитать эту реальность, но её не просчитать, потому что она слишком сложна и всё более и более усложняется.
Когда человек начинает свой путь веры – отсутствие гарантий его злит. Ему хочется быть как все. Ему хочется быть, как в популярной литературе индивидуалистического характера. То есть, ты сделал какой-то план на день, план реализовался и ты – молодец.
Но дело в том, что только действуя сообща, относясь к ближнему по заповедям, ты получаешь некую информацию, которая помогает тебе выжить, найти правильные точки соприкосновения с реальностью. И каким-то образом из твоего шага, который ты сделал, не видя впереди никакого результата, вырастает дерево, которое укоренено в реальности и которое тебе помогает жить. И ты со временем адаптируешься к непредсказуемости, она перестаёт сводить с ума, потому что за непредсказуемостью ты видишь действие Промысла Божия.
Поэтому всем вам я желаю эти навыки найти не в индивидуальном существовании, но, как сказано про апостолов «союзом любви связуемы». Это то, что мы утратили. Обратите внимание на апостолов, которые во время путешествий останавливались у новоначальных христиан. Обратите внимание, скольким людям апостолы передают привет! Скольких людей они помнят! То есть это был, действительно какой-то союз любви, к которому нам желательно бы возвращаться.
[1] См. книгу Жана Клода Ларше «Исцеление духовных болезней».
[2] См. главу «Падение Денницы» из книги епископа Александра (Семенова-Тян-Шанского) «Православный катехизис».
[3] См. главу «Начало летописи» из книги святителя Димитрия Ростовского «Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова».
[4] Например, Иоахим Бауэр, «Принцип человечности».