-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
25 мая 2025 г. Слепота совести
Мы с вами слышали повествование о слепом человеке, который был исцелён, и это исцеление продемонстрировало слепоту тех, кто должен был быть учителями народа (Ин 9. 1–38).
Почему такое пристальное было внимание к этому событию? Потому что в иудейских книгах было описано, как узнать Мессию. Если кто-то исцелил человека, потерявшего зрение – то, может быть, это сделал искусный врач. Но если исцелён слепорождённый – это мог бы сделать только Мессия. Вот перед тобой (иудейским старейшиной) факт, но этого факта ты принимать не хочешь, поэтому ты допрашиваешь родителей слепого, его самого два раза – и всё равно не принимаешь. Поэтому те, кто должен был максимально быть зрячими в этой ситуации, оказались максимально слепыми.
Хотелось сказать несколько слов о таком явлении как слепота.
Один современный автор, не христианский, в своей книге «Добровольная слепота» пытается разобрать это явление, выяснить почему люди могут совершать чудовищные должностные преступления, почему они оказываются перед фактом злоупотреблений на работе, не принимают меры, когда система безопасности просто кричит о том, что твоё оборудование изношено… Как автор говорит, когда происходят масштабные катастрофы на предприятиях, оказывается, что на самом деле это ни для кого не было тайной, секретом. Все давно обо всём всё знали. Всем всё было известно, но никто не принимал никаких мер, никто не сигнализировал, потому что все считали «ну как-то живём – и живём». Все уже давно стали считать это нормой.
И, несмотря на то, что автор книги приводит факты действительно крупных промышленных катастроф, факты злоупотреблений, он не может, как человек, далёкий от христианства, проанализировать этот феномен. Автор считает, что к слепоте нас приводит контакт с людьми, которые одного с нами духа, мол, мы в таком случае теряем способность смотреть с разных углов на мироздание. Считает, что вера человека делает слепым, но в подтверждение своей мысли приводит случаи каких-то диких сект.
Также автор считает, что нас делает слепым сообщество, ориентация на сообщество, и считает, что от слепоты человека уберегает только уверенность в себе. Это такой американизированный подход. Но при этом, во второй половине автор сетует на то, что во всех описанных случаях люди демонстрируют чудовищное пренебрежение к реальным фактам и чудовищную гордыню, чудовищную уверенность в себе. При этом автор даже не замечает, как то, что она пропагандирует, – это и является прямой причиной всех этих чудовищных преступлений. Потому что, если человек ставит своё «Я» выше морали – естественно, он и пренебрегает всеми правилами, ценностями, нормами.
Для современных людей эта позиция характерна. Они одной ногой пытаются устоять в христианской эпохе, считая, что все остальные в окружении должны быть очень гуманными, совестливыми, сочувствующими, а сами-то они должны быть выше всего этого. «Я должен поступать только как я хочу, но все остальные должны терпеливо, смиренно, выполнять свой христианский долг, не мешая мне при этом делать мои дела». Такие люди остаются слепыми к собственному поведению. Если вдруг начинает что-то рушиться, начинаются какие-то проблемы, – они не понимают, что их собственное поведение могло привести к этому, спровоцировать все эти настроения.
Это явление слепоты преодолевается заранее. Даже говорят мастера боя говорят, что настоящий бой выигрывается до боя. Если заранее тренировался – ты сможешь и из этой ситуации выйти. Схиархимандрит Софроний (Сахаров) говорил, что надо учиться жить без греха. Даже в самой маленькой какой-то ситуации, если наша совесть о чём-то сигнализирует, – попытаемся эту ситуацию понять и исправить. Ведь совесть не только сигнализирует о наших нарушениях. Совесть – это орган, который вообще просвещает наш жизненный путь. В одних случаях – да, она говорит нам о некоем нашем внутреннем отступлении. Но если мы прислушаемся к этому голосу совести – то в следующий раз, если мы попадём в запутанную ситуацию, совесть скажет, предупредит нас, что в этой ситуации есть что-то угрожающее. Она подскажет нам признаки, на которые мы можем обратить внимание, не погибнуть. И те, кто прислушивается к совести, со временем, по мысли о. Софрония и других авторов, приобретают способность чувствовать примесь греха в самом сложном запутанном деле.
То есть, например, если человек в среду старается поститься и не поддаётся на искушение съесть что-то не то – он уже тренирует совесть.
Понятно, бывает что-то от нас не зависящее, и мы не всегда можем соблюсти пост. Например, когда мы в дороге или нас пригласили на День рождения… Но если у человека были все возможности предусмотреть, что он будет кушать в среду, но он этого не сделал, и потом, в среду открыв холодильник, говорит: «ну да, я съел, что было, мне недосуг об этом думать – моя голова занята более важными делами», – получается тогда, что человек добровольно начинает в мелочах игнорировать какую-то правду о себе, о жизни. И у него тогда не вырабатывается способность чувствовать ситуацию.
Человек, который способен во вторник вечером подумать, что он будет есть в среду утром (вроде бы о такой мелочи!), когда попадёт в сложнейшую ситуацию, когда будут сталкиваться какие-то корпорации, или какой-нибудь континент будет уходить под море, – он сумеет заранее увидеть признаки грядущей катастрофы и предпринять действия, чтобы, насколько возможно, обезопасить себя.
Про эту слепоту также было хорошо рассказано в одном случае про два реальных племени, одно из которых погибло. Это были ловцы жемчугов. Надвигался тайфун, Признаки бедствия были известны обоим племенам: если слоны уходят в горы, птицы ведут себя особенно, – значит, надо спасаться. Но одно племя ушло в горы, а второе даже не тронулось с места. И когда спросили выжившего, почему, по его мнению, все из другого племени погибли, он ответил: «Потому что они смотрели только на жемчуг».
Когда человек смотрит, например, только на деньги, если он привык игнорировать сигналы своей совести, – то на каком-то этапе он и большие сигналы проигнорирует, он их просто не увидит и не почувствует.
Понятие совести есть не у всех народов. Есть даже религиозные сообщества, – как, например, иудеи, – у которых нет учения о совести. Ты ориентируешься на написанное, на текст, на схему, и при этом совершенно неважно, что ты по этому поводу чувствуешь. Люди в течение своей жизни, годами практикуют такой подход, их внутренняя рефлексия полностью игнорируется. Ты способен совершать чудовищные преступления, думая при этом, что ты очень правильный человек.
Для жизни по совести очень важно внимание к конкретному человеку, стоящему перед тобой. Мы понимаем: схемы схемами, книги книгами, но вот перед тобой человек: кто он? Какого возраста? Болит у него что-то или не болит? Что он хочет конкретно от тебя? Если у тебя будет вырабатываться способность понять этого человека, – со временем, с годами выработается и большое чутьё на большую ситуацию.
Один наш паломник, предприниматель, рассказывал, как друзья смеялись над ним. Была ситуация, когда он ехал по Москве в сумерках, 6-8 полос плотного движения машин, каким-то чудом на другой стороне дороги он увидел замерзающего человека. Несмотря на сложности, развернулся, подобрал его, отвез в пункт помощи бездомным. Кто-то смеялся: зачем ему это? Я утешил его, как мог. Рассказал ему свою версию, которая впоследствии подтвердилась: человек, который в сумерках через 6 или 8 полос, двигаясь на большой скорости, может что-то заметить, когда будет масштабный финансовый кризис, – он тоже что-то заметит. Он почувствует эту ситуацию заранее и сумеет каким-то образом предпринять необходимое для своего выживания.
Феномен слепоты очень хорошо описал священник Александр Ельчанинов. Его гениальную статью «Демонская твердыня. О гордости» можно читать и перечитывать. Он описывает, что именно гордость настолько цепляет человека, что он начинает делить в весь мир на «моё» и «не моё». Он становится абсолютно слеп к тому, что происходит вокруг, но ещё не разрывает связи с Богом. Но на каком-то этапе разрывает и с Богом.
Всем вам и себе, в том числе, желаю развития этих двух драгоценных качеств: внимания к своей совести и внимания к другому человеку, конкретному, живому. Только двигаясь таким путем в течение нескольких лет, мы имеем хоть какую-то возможность научиться понимать действительность.
Как говорил иеромонах Серафим (Роуз), ошибаются те, кто думает, что узнают антихриста, потому что антихриста узнают только те, кто был готов в этой жизни поступать по любви. Те христианские общины, которые готовы анафематствовать всех, кто мыслит иначе, его не узнают.
Один очень конфликтный молодой человек, который здесь трудился, поклонник того, что нужно обращать очень большое внимание на антихриста, как-то взял на себя функцию учить всех остальных жизни. Как-то он подошел ко мне и ещё одному брату (тогда я ещё тоже был трудником) и сказал: вы тут все про духовную жизнь говорите, но, когда ракета полетит во время антихриста, я перекрещусь, скажу, «Господи, благослови», – Господь меня возьмёт в рай, а вы со своей духовной жизнью будете в минусе. Я все думал, как он услышит, когда ракета полетит, если многие ракеты летят бесшумно, и как он вообще узнает, когда нужно перекреститься?.. Конечно, это утопия.
Надо понимать, что, если вы в маленьких ситуациях не вырабатываете драгоценного качества внимания к ситуации, – то и в большой ситуации вы останетесь слепы, не сможете разобраться и, как вероятность, погибнете. Надо искать жизни, любви, совести.