-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
7 апреля 2025 г. О решимости и поступках как необходимом условии духовной жизни
Когда мы вспоминаем о Благовещении Пресвятой Богородицы, нам трудно понять, ЧТО Благовещение могло значить для людей, живших в то время.
Мы с вами застали уже христианскую цивилизацию и воспринимаем мир как осмысленный, понимаем, что мир не оставлен Богом. Даже самые закоренелые атеисты, которые жили в нашей стране, на Пасху всё равно христосовались, делали куличи, красили яйца… Понимание осмысленности мира [как мира, в котором воплотился уже Христос] уже было.
Те же люди, которые жили ещё до Христа, если изучать историю – жили в период какого-то отчаяния. Самые большие умы, самые крупные философы не могли найти выхода из того внутреннего раздрая, в котором они пребывали.
Для того, чтобы это Благовещение произошло – целое поколение, цепочка праведников должна была воспитаться. Нужно было вначале создать среду, общество, в котором эта череда праведников жила бы. И вот, поколение за поколением люди очищали свою природу, чтобы на пике этой цепочки появилась Та, посредством Которой можно было бы воплотиться Самому Богу.
Представьте только, если будет 30 поколений военных или 30 поколений врачей… 31-ый врач будет, наверное, самым гениальным врачом, потому что все наши усилия, которые мы прилагаем – это даже наука признала – они генетически в нас записываются. И следующее поколение уже обладает, отчасти, и нашими достижениями.
Пресвятая Дева Мария явилась на пике этой цепочки, в максимально доступной вообще для человека чистоте. И Архангел Гавриил возвестил Ей тогда: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1. 30–33).
В Евангелии это особо не расшифровывается и описано очень кратко, но как один духовный автор говорил, ситуация для Пресвятой Девы Марии была очень непростая. Если она даёт своё согласие на зачатие – то по закону тогдашнего общества, если бы Иосиф не признал Её плода своим – Её бы ждало побиение камнями. Люди не способны были понять, что это зачатие – от Святого Духа. Её бы просто убили. А если бы Иосиф Её изгнал, отпустил бы… По нашему летоисчислению она ещё была практически несовершеннолетней. Что же было бы делать девочке в обществе, когда она одна с ребёнком, в обществе, где она отвержена?
Сейчас к матерям-одиночкам уже привыкли, а тогда это могло породить у людей какие-то сомнения, подозрения. И то, что она решилась, несмотря на все эти перспективы, сказав «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1. 38), мол «будь что будет», то, что она согласилась исполнить волю Божию, являет Её высочайший подвиг веры.
Понять, что, может быть, значило Благовещение для Её современников – для праведного Симеона, для остальных людей, живших в то время в Иерусалиме, – можно по историям нынешних христиан, что пришли ко Христу от какого-то, например, отчаяния. Люди, которые в поисках внутреннего покоя побывали в Индии, в Гималаях, в Перу, Мексике… Прошли всевозможные культы, различные ритуальные обряды, окунались в религии всего мира, чтобы где-то найти покой, но нигде не обретали. И вот, когда уже их отчаяние достигало пика, они встречались со Христом и описывали, что вне Христа покоя они нигде не могли найти.
Некоторое примирение с самими собой, с миром, с Богом у них тогда появлялось. Даже когда потом что-то в их христианской жизни не получалось, и они хотели, например, уйти из христианской общины – они понимали, имея какой-то прожитый опыт, что идти особо некуда, что вне Христа покоя нет.
Эта решимость, которая была явлена в поступке Божией матери – она заметна и у этих христиан.
Многие христиане, родившиеся в христианской культуре, теплохладные: яичко освятить на Пасху, свечку поставить, “Спаси Господи” в нужный момент сказать… Часто такие христиане практически замерли, не двигаясь в духовной жизни вперед.
Те, кто всю жизнь искал Христа, исходя из других культур, ища покоя, когда обретали Его, понимали: для того чтоб удержать Христа в себе, сохранить эту связь, – необходимы постоянные усилия.
Один христианин описывал, что до того, как принять Христа, он не только в разных религиях побывал, но, в том числе, занимался и грабежами, нечестными махинациями. Когда он уже стал христианином, нуждался в деньгах – он по привычке поступил по прежней схеме. Подошёл к своему знакомому в мастерскую и попросил выписать ему справку, что он обратился в мастерскую с тем, что сломали ему замок в машине и ремонт обошёлся в такую-то сумму. С этой справкой он должен был пойти в страховую компанию, чтобы эти нечестные деньги получить. Но у него не получилось, трюк не сработал, так как он уже стал христианином.
Он описывал все эти колебания, которые тяготили его последующую после посещения банка неделю. Он понимал, что новая жизнь, которая открылась ему во Христе – радость, счастье и блаженство – несовместимы были с тем его поступком. Он понял, что сделал совершенно неправильную вещь и понял, что должен всё исправить. Несмотря на то, что ему было невыносимо стыдно, он пошёл в этот банк, к этой девушке-клерку, сказал ей: «Вы, наверное, посмотрите на меня как на сумасшедшего, но неделю назад, когда я приходил сюда с документом из ремонтной мастерской – я вас обманывал, желая получить фиктивные деньги». И когда он это сказал – у него будто камень с души свалился.
Идея подвига часто уходит у современных христиан из сознания. Они считают, что в состоянии, которое получили во Христе, можно удержаться просто так. Но просто так не удержишься, и часто от христиан остается только одна оболочка, потому что нет реальных поступков, которые помогли бы подтвердить, укрепить и развивать дальше свою веру.
У Божией Матери был реальный поступок. По-человечески совершенно было непонятно как из этой ситуации (Благовещения ей Архангелом Гавриилом о том, что предстоит ей родить Сына от Духа Святого) Она будет выходить. Согласится ли принять во чреве? Пред лицом праведного Иосифа станет ли беременной? Примет ли он Её или нет? Но Она решилась.
Когда нам жизнь предоставляет подвиг веры – от этого шага зависит наша дальнейшая религиозная жизнь. Сумеем ли мы его сделать? Решить и где-то, даже закрыв глаза, сделать?
Остается всем пожелать, чтобы, когда этот выбор перед нами будет, мы бы смогли его, по своим силам, сделать, – как этот шаг сделала Матерь Божия в день Благовещения.