Заметки

Прокопий (Пащенко), иером. Спасение наше в ближнем нашем

23 ноября 2025 г.

Мы слышали притчу о милостивом самарянине (Лк 10. 25–37), в которой нам даётся понимание того, что деятельное внимание к другому – это основа жизни. Именно это явление сейчас уходит повсеместно из сфер нашего бытия. Напротив, больше к людям приходит некая популярность идеи самореализации.

Самореализация – это неплохо, но рассматривая этот вопрос в таком ключе, люди не учитывают тот факт, что подлинная самореализация возможна только во взаимодействии с другими людьми. Об этом написано очень много литературы: и духовной, и светской, и научной… Если суммировать мнения всех авторов – развитие у нас происходит в деятельном взаимодействии с другими. Мы накапливаем какие-то полезные сведения. Во взаимодействии с другими мы формируем себя. Это не значит, что мы, как личность, отдельно не существуем. Существуем, но, чтобы развиваться, нам нужно социальное взаимодействие.

Хотя, конечно, если сложится так, что человеку не с кем будет взаимодействовать, – он всё равно не пропадёт, ведь он взаимодействует с окружающей действительностью, с Богом, с духовными законами. Но если человек уходит в автономию, перестаёт советоваться, перестаёт проверять свою точку зрения мнением окружающих, – то он прокладывает такой путь, который приводит человека к психозу, к неспособности отличить собственные внутренние переживания от действительности. Человек попадает в такие грёзы, из которых выбраться очень сложно. Можно сказать, в настоящие лабиринты. Он мучается, ищет помощи, но никто не может ему помочь. Потому что многие годы он провёл в автономии, которая сейчас пропагандируется лозунгами вроде: «ты – центр», «поверь в свою мечту»…

Конечно, это замечательно, что у человека есть мечта. Но если у вас есть только ваша мечта, и вы в неё верите, – то она мало чем отличается от шизофрении. Как говорят, кто больше всего боится сойти с ума? – психи, потому что для них их внутренний мир является абсолютной реальностью. И разубедить такого человека, призвать к критическому мышлению практически невозможно. Шизофрения – таинственная болезнь. Но есть люди, которые сами движутся по этому направлению и с годами его достигают.

Бывает, человек погружается в свои грёзы. Причём он может быть образован, может даже занимать какую-то должность, по своей должности он может общаться с большим количеством людей, воспроизводить впечатление безпроблемного человека, коммуникабельного, открытого, но он наполнен страхами, фантазиями, предположениями. Если с такими людьми начинаешь беседовать – понимаешь: то, как они понимают действительность, очень далеко от реальности.

В романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи» молодой человек гулял по городу, и ему казалось, что у него какие-то особые отношения со зданиями, с прохожими, что кто-то ему кивает специально. Ему казалось, что он в пересечении каких-то взаимодействий. И когда появился реальный человек, который мог ему помочь выйти из этого лабиринта, он всё-таки выбрал остаться в своих грёзах. Потому что реальный человек часто оказывается неудобен, как больной из евангельской притчи. Ты идёшь по своим делам и встречаешься с проблемой. Ты понимаешь, что не можешь пройти мимо. Перед тобой два варианта: закрыть на это глаза, или, может, даже ругаясь на то, что ты тратишь время, включиться в эту ситуацию.

Конечно, сейчас очень сложное время, и мы должны помнить слова из послания мужей апостольских: «Милостыня должна вспотеть в твоей руке». То есть, прежде чем кому-то помогать, ты должен подумать: будет ли это на пользу человеку? Сейчас есть люди, у которых очень развита иждивенческая позиция, очень развит обман. В отделе по церковной благотворительности на семинарах учат, что должна быть проверка случая. Если человек обращается за помощью – нужно обязательно проверить его случай, выяснить, так ли обстоят дела, как он говорит. И только если всё совпадает, если он нам предоставит полную информацию о своей ситуации, мы можем включиться в помощь. Если он по какой-то причине не хочет предоставить полную информацию о своей жизни, о том, что с ним и почему, – то мы не обязаны дальше взаимодействовать с ним.

Но в целом, путь милосердия правильный. И тот, кто, ругаясь, ёкая, всё-таки находит в себе силы включиться в жизнь людей, – со временем с удивлением обнаружит, что Господь даёт ответы именно на этих путях. Ты можешь искать ответы на свою жизнь очень долго, но ты никогда их не найдёшь, если ищешь только для себя. Так устроено, что, когда ты помогаешь другому человеку решать его вопрос, – как-то незаметно через это решится и твой вопрос. Либо через этого человека к тебе придёт нужная информация, либо взаимодействие с этим человеком освободит тебя от каких-то иллюзий, и это поможет тебе что-то понять в жизни.

Я не говорю, что все одинокие люди одиноки только по своей вине. Есть другие независящие от нас объективные причины, которые делают нас одинокими. Возможно, Господь нас готовит к чему-то.

Одна женщина, психиатр, первый брак которой распался, 10 лет была одинока. А потом, по её словам, она поняла, что Господь дал ей это одиночество, чтобы она углубилась в науку, во многом разобралась, стала помогать людям, причём очень хорошо помогать. Но если бы у неё не было этой паузы в 10 лет – она бы не смогла настолько глубоко освоить эти области, в которых сейчас помогает, у неё не было бы на это времени.

То, что другие люди неудобны, – это и хорошо. Мы вынуждены постоянно выходить из своего алгоритма. Сейчас общий тренд в нашей жизни – это счастье, а счастье – это то, когда ты живёшь, как ты придумал (так полагают).

Я говорил с одним нейрохирургом, который сказал, что говорит своим студентам на лекции: пройдёт очень немного времени – и нас ждёт катастрофа. Всё меньше людей нуждаются в ком-то. Чат GPT уже заменяет собеседника, даже любовные переписки ведутся в чате GPT. Роботы для интимных услуг достигают настолько филигранной детализации, что если на них будет поставлен чат GPT, – огромное количество людей просто перестанут испытывать нужду: женщины – в реальных мужьях, мужья – в реальных жёнах.

Но путь мы прокладываем уже сейчас, в этой изоляции. Когда человек погружается сам в себя – начинается процесс загнивания. Другой человек заставляет нас выйти из этого, что, конечно, больно. Мы напоминаем дистрофиков, которые долго лежали в коме. Вот они проснулись, надо расхаживаться, а им всё больно…. И человек говорит: «Доктор, сделайте мне ещё укол промедола или что-нибудь такое, мне больно ходить».

Но через боль, кусая в кровь язык, ошибаясь, вступая во взаимодействие, тыкаясь, как слепые котята… Может, где-то в чём-то мы будем обмануты. Нам будет больно. Мы кому-то доверимся не по делу, нас ранят – и это тоже будет больно. Но если мы правильно настроены – всё это делает нас опытными людьми.

Выход из этого не в том, чтобы разочароваться в жизни. Со временем начинаешь разбираться в людях, понимаешь, с кем можно вести дела, с кем не стоит. Со временем формируется круг, который помогает тебе развиваться. Но как только ты остаёшься один – если ты не святой и не подвижник – ты быстро начинаешь зарастать тиной, собственными непроверенными домыслами, фантазиями.

Таких людей очень жалко. Помочь им крайне тяжело, потому что ещё до того, как ты начнёшь говорить, у этих людей по поводу тебя сформируется трёхэтажная философская система, сквозь которую тебе не пробиться.

Иногда нам помогают только жизненные катастрофы. Я многим советую читать статью священника Александра Ельчанинова «Демонская твердыня гордости», очень коротенькую, но гениальную. Её можно перечитывать бесконечное количество раз, и всегда найдёшь что-то новое. Он описывает, как человек завинчивается в этот колодец, из которого выхода нет. Человека вырывают из этого колодца либо катастрофы, либо любовь к людям, когда ты потихоньку, по ступенькам, начинаешь прислушиваться к людям, ради любви к ним отрываешься от собственных недостатков, что-то перестраиваешь в своей жизни. Что-то начинает улучшаться – и тебе становится радостно жить.

Всем желаю этого пути, кто нашёл – не потерять, а тем, кто ещё не нашёл – найти. Где-то он страшен может быть, этот путь: «а вдруг меня обманут, вдруг я останусь без денег, а вдруг это манипулятор». Но как говорил один верующий учёный: да, мы можем быть обмануты, но лучше быть обманутым и остаться в бодрой струе жизни и продолжать жить, чем заранее впасть в апатичную тоскливую позицию, когда все кругом гады, сволочи, а я один недооценённый.

Тип: Заметки