Соловецкий листок
  • 25 декабря 2025 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Все ли в человеке определяется биологией? (приложение к циклу бесед «Здравый смысл»). Ч. 1. Не только мозг

    В настоящее время нередко как со страниц печати, так и посредством средств массовой информации доносится мысль, что человек – не более чем биология. Внушается, что свободы выбора нет, личности, как таковой, нет. Человек описывается как изначально обусловленный на то или иное поведение. Какое поведение ожидается от тех, кто близко к сердцу принимает такие сообщения? Напрашивается предположение, что по мысли авторов такой позиции, человек должен смириться с тем, что он является человекообразным животным и принять предлагаемую ему программу улучшения?

  • 21 ноября 2025 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. О включении пришедших из оккультизма в жизнь прихода, их катехизации

    В этом тексте поднимается вопрос о том, как могла бы строиться приходская работа с людьми, пришедшими в Церковь из оккультизма. Поводом для размышлений стала история одной девушки, которая, пройдя Чин Присоединения к Церкви, попыталась осмыслить свой путь и столкнулась с некоторыми трудностями. На счету у нее было несколько оккультных инициаций. Оказалось, что перейти в Православие внешне – лишь начало. Куда труднее выровнять кривизны ума и исцелить мысли и привычки, сформированные годами эзотерических блужданий.

  • 19 ноября 2025 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Слово перед Чином отречения от занятий оккультизмом, связи с оккультистами

    Этот текст является несколько расширенной расшифровкой беседы, которая прошла перед чином отречения по поводу участия некоторых соловецких паломников в оккультизме. Беседа под номером 68 входит в состав цикла «Зазеркалье», в котором, в том числе разбирается вопрос, что человек может противопоставить навязчивым мыслям и состояниям (с каковыми кто-то встречается после занятий оккультизмом).

  • 4 ноября 2025 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Говорить или молчать. Ч. 2: Хранить тайну или «играть в секретики?»

    Говорить или молчать? Вариантов ответа на этот вопрос – масса. Сам вопрос, как видится, если и ставится, должен рассматриваться в обогащенном ключе. То есть с привлечением внимания к других аспектам ситуации, рассмотрение которых склонит чашу весов. В некоторых случаях – в сторону – сказать. А в некоторых – станет ясно, что лучше промолчать.

  • 29 октября 2025 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Говорить или молчать? Ч. 1: Также – о хранении внутреннего мира и соблюдении порядка в делах внешних

    Иногда приходит слышать вопрос: «Говорить или молчать?» И приходится нередко отвечать на этот вопрос в том ключе, то он неверно поставлен. При каких-то условиях, может, стоит и промолчать. А при каких-то – говорить. Признаков, которые делят ситуацию на двое – масса. И ниже – лишь некоторые из них.

  • 15 августа 2025 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Куда уводит аниме?

    С начала 1990-х годов культурное пространство России активно наполнялось разнообразными заграничными течениями в литературе, искусстве, киноиндустрии, мультипликации. В молодежную среду влились субкультуры готы, эмо, но субкультура аниме по своему масштабу и силе воздействия на молодежь не сопоставима ни с какой другой субкультурой. Это не просто мультфильмы, это некая среда, которая содержит свои правила и системы ценностей. Сегодня мы беседуем об особенностях влияния субкультуры аниме с иеромонахом Прокопием (Пащенко), насельником Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, который уже много лет помогает трудным подросткам и людям, попавшим в зависимость.

  • 29 июня 2025 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Концепция созависимости vs смирение. Смирение – путь к апатии или к полноте жизни? Ч. 3.8

    Данный текст подготовлен на основе бесед 27.1 и 27.2 из цикла «Проблема отклоняющегося поведения: родственникам, родителям, педагогам». Ставится вопрос об альтернативе тому пути, на который толкают своих адептов концепции созависимости и сепарации. И который приводит шествующих по нему, в итоге, к изоляции и иным не слишком приятным следствиям. Компонентом той совокупности, которая может быть признана за альтернативу, является добродетель смирения. Но некоторые полагают, что смирение – это путь к апатии, раболепству и подчинению. Так или это? Или данная добродетель приводит человека к совершенно иным навыкам души и формам поведения, к иному восприятию действительности (если, конечно, окажется правильно понятой человеком)?

  • 15 июня 2025 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. КОНЦЕПЦИЯ материалов о преодолении ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ, подготовленных иеромонахом Прокопием (Пащенко). Ч. 3.7: Спорность концепции созависимости и альтернативный путь

    Как в данной части, так и в следующей подводятся итоги размышлений о совокупной концепции созависимости / сепарации / границ, а также об альтернативном пути. Хотя остановиться в разборе данной темы трудно, ибо широка она. И вследствие того, что всего необходимого сюда не втиснешь, в помощь двум частям записаны беседы с 18 по 21 в рамках цикла «Проблема отклоняющегося поведения: родственникам, родителям, педагогам».

  • 30 мая 2025 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Современная компания и человек. Ч. 5: Духовное делание и иммунитет

    Символом пятой части может послужить папоротник. Это растение, которое может выжить в абсолютно непригодной среде (почве, пропитанной мазутом). [Речь идет не том, что все люди приглашаются жить в такой среде. А о том, что раз уже условия сложились таким образом, то при наличии внутренней жизни человек может избежать разрушения]. По мысли преподобного Петра Дамаскина, если у человека есть правильное познание и желание исполнять заповеди, чему содействует благодать Святого Духа, то ничто не сможет положить препятствие реализации им замысла Бога о себе. «И в богатстве и в бедности, и в девстве, и в супружестве, и в начальствовании, и на свободе, и в подчинении, и в рабстве, и просто: во всякое время, на всяком месте, при всяком деле»

  • 14 апреля 2025 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. «Диалог на тему теории созависимости – монах Иоанн (Адливанкин) и иеромонах Прокопий (Пащенко)»

    В диалоге на тему теории созависимости с критическими комментариями в адрес этой теории приняли участие монах Иоанн (Адливанкин), ведущий специалист душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, и иеромонах Прокопий (Пащенко), насельник Соловецкого монастыря, автор книги «Созависимость», продолжение которой является книга «О проблемах созависимости».