-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
1 мая 2023 г. Депрессия и выход из неё
Текст подготовлен на основе беседы о депрессии (в 2-х частях), проведенной в рамках программы «У нас в гостях» иером. Прокопием с Людмилой Зотовой, в эфире радио «Град Петров».
Предпосылки депрессии. Что это и зачем в человеке, каковы её функции?
Людмила Зотова: Кто из нас не испытывал состояния уныния, депрессии, и как порой нелегко выйти из этого состояния. Где и в чём искать опору?
Отец Прокопий: Тема депрессии очень объемная. Когда мы говорим о красоте и о мире, о равновесии, можно провести аналогию со зданием: как возвести здание, которое будет высоким и не рухнет? Чтобы ответить на этот вопрос, наука должна была развиваться в течение какого-то времени; люди, отвечающие за это, должны получать образование… Как бойцу во время схватки сохранить равновесие и остаться на ногах? Ответ в системе навыков.
Проблема в том, что люди воспринимают такие вопросы на уровне какого-то фокуса или интеллектуальной операции: «Какую интеллектуальную операцию провести, чтобы обрести равновесие?» Не обращают внимание, что человека к определенным состояниям бросает весь образ жизни. К примеру, человек уезжает в другой город, вызывает такси, а такси вовремя не приезжает – сразу все кругом становятся виноваты. Такие ситуации случаются, мы уже не обращаем внимание на них, на наши мысли, но агрессия внутри накапливается…
Ведь на наше внутреннее состояние влияет то, что человек смотрит, слышит, как ведёт себя с другими. Вот внутри начинается разброд – а человек ищет какой-то интеллектуальный фокус, который позволит этот разброд унять. Хорошо бы начать хотя бы по 15 минут вечером думать, как прошёл день, не только в русле анализа, а сквозь призму христианского мировоззрения: за хорошее – поблагодарить, в плохом – покаяться. Но главное – начать изучать самого себя, смотреть, как наши страсти связаны друг с другом, что за чем идёт. Может, человек ехал по дороге, его кто-то подрезал, он выругался – и в своё сердце сложил частичку грязи… Чему удивляться: приехал домой – сердце как ведро, забитое мусором. Оно уже не способно кого-то любить, сопереживать, чему-то радоваться. Человек смотрит на мир сквозь призму этого состояния.
Как сказал один человек, депрессия – это уныние, перешедшее в соматику. Если такая история повторяется изо дня в день – естественно, человек застревает.
Есть разные научные версии об эндогенной депрессии. Но сейчас, какой бы диагноз мы не начали разбирать, возникает множество версий, высказываний. Ответ не всегда можно найти: его отсутствие маскируется наукообразными разговорами о той же самой депрессии… То, что нам приведут множество гипотез, от чего она возникает, не даёт ответа. Проблема не в том, что современная психология плоха – это не так. Но сейчас она абсолютно безразлична к нравственной шкале. Бывает, человек придерживается концепции, что материться на работе полезно, что это тебя взбадривает, а вечером домой он приезжает в раздрае – и ищет какую-то технологию, чтобы избавиться от депрессии.
С точки зрения свт. Иоанна Златоуста, печаль обладает конструктивной направленностью. Такого же мнения придерживаются многие духовные авторы, среди которых Жан Клод Ларше. В своей книге «Духовное бессознательное» об исцелении духовных болезней он отмечает, что страсти – это извращенные добродетели. Изначально Богом человеку был дан какой-то процесс для конструктивных целей. Но этот процесс утратил свой первоначальный замысел и выпал из контекста. С этой святоотеческой мыслью согласуется учение Льва Выготского, который рассматривал гармонию психической жизни по аналогии с косичкой, куда вплетены пряди. У нас есть разные психические функции и, пока они вплетены в косичку, – они соразмеряются друг с другом, поддерживают друг друга в равновесии. Проблемы начинаются тогда, когда одна прядь выпадает из косички.
С точки зрения духовных авторов, задача печали – сигнализировать человеку, что он совершил ошибку. Например, поддался гневу, наорал на кого-то. Только что человеку нравилось жить, всё было хорошо – и вдруг весь мир для него потемнел, стало тоскливо. Словно из небытия встали вопросы, которые ещё вчера казались решёнными. Снова не нравится страна, в которой он живёт, работа, жена, дети… Человек не понимает: если бы он сейчас откатил эту ситуацию назад – ему бы снова нравилась и страна, и дети казались бы хорошими… В этом сила покаяния. Если мы сами не успели зафиксировать, что совершили ошибку – об этом сигнализирует печаль. Что-то в сердце надломилось – нужно осмотреться, сделать конструктивный вывод, исправить ситуацию, начать формировать в себе противоположный навык – вместо гневливого. Таким образом, печаль становится стартом для улучшения.
Проблемы начинаются, когда человек воспринимает печаль не в контексте всей духовной жизни в целом. Он фиксирует внимание на ней самой. Тогда он проваливается в этот процесс; печаль становится доминантой, сквозь призму которой человек смотрит на мир.
Существует мнение, что китайские учёные научились лечить депрессию с помощью кетамина (анестетик, снижающий порог сознания; его назначают женщинам во время родов, когда нельзя дать обезболивающее). Под действием кетамина снижается порог восприятия: те проблемы, которые вчера тебе казались важными, перестают тебя волновать. Отличие от наркотиков в том, что человек может ходить на работу, выполняя простейшие функции. При этом голова не болит, однако человек тупеет… В сериале «Доктор Хаус» есть серия под названием «Счастье в неведении»: некий молодой гений был умным, но несчастным. После попытки суицида ему дали наркотики. Он почувствовал себя более-менее сносно, хотя голова стала работать хуже. Его сознание регистрировало мироздание на стадии распада, хаоса, конфликтных ситуаций. Не было мировоззрения, которое могло бы собрать все эти элементы в созидательную картину. Для этого нужно христианское мировоззрение.
По данным китайских ученых во время депрессии у человека активируется тот отдел коры головного мозга, который отвечает за принятие решения. Человек совершил какую-то ошибку в жизни. Если это малыш и он не понял, что сделал что-то не то – его ставят в угол подумать о своём поведении. А пока не подумаешь – ни тебе сладкого, ни мультиков… У человека в депрессии еда теряет вкус, плотские утехи перестают трогать, он даже может не чувствовать прикосновения. В голове, как красная точка, какая-то ситуация: либо совершенный аборт, либо брошенный друг, либо ещё что-то или кто-то. Вместо того, чтобы задуматься, человек начинает рассеивать своё сознание с помощью определённых препаратов, алкоголя. Не знаю, были ли исследования, которые бы показывали, что с людьми происходит дальше.
Выход сверху и выход снизу
Один из классических примеров развития событий – «комплекс осужденного». Человек, совершивший преступление, не может освободиться от образа совершённого, который постоянно напоминает ему, что тот преступил грань дозволенного. Сколько бы общественность ни говорила, что нет психологической нормы, есть научные работы, которые показывают – психологическая норма есть. Заход за грань этой нормы порождает определённые проблемы.
Психиатр Антон Кемпински, хотя считал себя атеистом, отмечал: «Никто не знает, что такое совесть». Попытка человека преступления этой грани приводит его к психопаталогии.
«Комплекс осужденного» возникает вот отчего: человек заступил за какую-то грань, которая для нас описана в Евангельских терминах. Заповеди – это не повеления. Это предупреждение: будешь милостивым, например, – будешь блажен[1]. Что такое «будешь блажен»? – На ровном месте тебе будет классно, кайфово жить. [Будешь счастлив[2]]. Как говорил Пётр Мамонов: «Я всю жизнь искал кайфа, пока не пришёл в Православие». Будешь жить иначе – будешь страдать. Это не значит, что Бог будет каждый раз лично принимать решения. Святой Антоний Великий объяснял это так: мы говорим, что Бог гневается применительно к нашему примитивному земному языку. А Бог не гневается ни на кого – Он источник жизни. Но если человек выбирает не то направление жизни, он начинает натыкаться на острые углы, начинает страдать. Это не Бог наказал, это человек выбрал такой путь.
Из «комплекса осужденного» есть выход «вверху»: человек возвращается к точке, с которой его жизнь пошла не по той ветке и вырабатывает навык, противоположный той системе взглядов, на основании которых он вошёл в эту ситуацию. Поднимается над собой прежним, выходит на новый уровень. Депрессия проходит, потому что она выполнила свою задачу, стала источником мудрости. Иван Ильин говорил, что страдание – это преображение жизни, и оно не отступит, пока не справится со своей задачей.
Либо есть так называемое «спасение снизу». Аддиктология, которая примерно на 90% совпадает с православной аскетикой, говорит о тех реальных проблемах, от которых человек пытается уйти через психоактивные вещества и экстремальные активности.
Из внутреннего страдания есть либо выход сверху – как в православном мировоззрении, либо выход снизу – это похоже на индуистские, буддистские течения. Буддистский подход к страданию отражается в оглушении сознания, в утрате способности фиксировать какие-либо сигналы с помощью различных практик, випассан и прочего. Вся жизнь сигнализирует человеку, что он идёт не туда, но вместо того, чтобы эти сигналы воспринять – он сосредотачивается на кончике губы[3], на чем-то ещё.
Депрессию можно уподобить игре «Горячо-Холодно». Человек ищет предмет в комнате, а другие говорят: если близко – «тепло, горячо», если отдаляется – «холодно». Если же он уйдёт в другую комнату, где искомого нет, говорят – «там совсем ледышка». Ситуация, когда «совсем ледышка» – и есть депрессия.
Сейчас существует множество публикаций о триптофане, триптомине, молекулах серотонина, о том, что нужен шоколад, бананы… Неужели у миллионеров, которые покончили собой от тоски, не было пяти тысяч рублей, чтобы покупать себе связку бананов и шоколадку в день? Говорят, человеку не хватает дофамина, нет гормона радости… Люди погружаются в эти убеждения как в кашу.
Когда кто-то говорит, что серотонин – это гормон радости, возникает вопрос о компетенции этого человека. Серотонин не имеет отношения к радости. Его задача – торможение центра негативных эмоций. Вы пришли на экзамен, вам страшно, у вас трясутся ноги, вы обтекаете потом. Задача организма – вас встряхнуть, всё это притормозить, чтобы вы имели шансы сдать экзамен. Этот подъем людям нравится. Его пытаются вызывать с помощью психоактивных веществ. Но эти механизмы очень тонкие. И если такую встряску пытаться вызвать искусственно – механизм ломается.
У меня был велосипед, на котором сломался болт, ответственный за нормальное положение руля. Ты едешь, а руль на ходу может менять положение из-за неисправности – и вот ты уже с велосипеда падаешь. Нечто подобное случается, когда у человека ломается механизм стабилизации. Впоследствии может возникнуть даже маниакально-депрессивный психоз: то всплеск маниакальности, то беспричинный уход в мрачную депрессию.
Виктор Франкл говорил, что смысл – это та черта, за которую мы не можем переступать. Как верующие люди, мы предполагаем: то, что есть в нашем организме, целесообразно. К примеру, печаль должна выполнять конструктивную функцию. Какая конструктивная функция у дофамина? Его задача – закрепление положительной реакции. Если человек не убирается дома 4 месяца, постоянно откладывая на потом, организм условно понимает, что ситуация угрожает жизни – и отрубает весь дофамин, впускает негативные вещества. В неубранной комнате становится чисто физически плохо, пока человек не уберётся. Когда же он уберётся – случается всплеск дофамина, чтобы запомнить эту радость: вот, мол, как хорошо убираться!
Рассмотрим пример молодой девушки, не на уровне глубокой духовности. Биологически в неё заложено стать матерью. Акушер-гинеколог Роман Гетманов говорил: если у девушки было более десяти партнёров – возникает риск бесплодия. Хаотизация интимной жизни как бы перестраивает женский организм на мужской. Он приводил в пример скотч: когда его приклеили первый раз – не отодрать. Если отодрали, то с «мясом». Второй раз уже только что-то приклеилось. Дальше он теряет своё клейкое свойство окончательно.
Конечно, разное бывает: молодой человек может и умереть – тогда, возможно, появится новый. Но в целом так не задумано, чтобы у одной девушки каждый день был новый молодой человек. Если девушка курит, если у неё хаотизация интимной жизни – она прямиком идёт к тому, чтобы перечеркнуть, как минимум, свой путь материнства.
Организм, естественно, не может поддержать эту ситуацию. Он блокирует все дофамин-проводящие пути. Весь организм будет кричать «ты идёшь не туда!». Что она попытается сделать? Принять «экстази», ещё что-то?.. Все подобные вещества находятся в контрах с серотонином. В итоге ещё и ломается механизм центров торможения негативных эмоций. Начинается злость, паника. Есть красивые девушки, у которых характерные морщины: геометрически лицо очень красивое, но как бы безжизненное, оно похоже на маску, страшную и отталкивающую.
Помогают ли лекарства?
Существует масса взглядов, надо ли лечить эндогенную депрессию. Но всё зависит от того, как человек настроен. Сейчас фармкомпании оплачивают конференции, где представляют любую проблему как болезнь. «Наркотики – болезнь, депрессия – болезнь. А у нас есть лекарства.» В Штатах возникла целая эпидемия: на определённом этапе болезни человеку стали прописывать синтетический опиоид. Конечно, гораздо проще прописать человеку обезболивающее в виде какого-то препарата – из якобы «гуманных» соображений – чем разбираться: что есть человек и как ему действительно можно помочь. Где-то это имеет смысл. Например, человек долгое время лежал, у него атрофировались мышцы. Возможно, ему поможет немного фармакологической эйфории, ведь на том этапе, пока мышцы ещё не восстановились, суставы трутся друг о друга – ему больно. Но нельзя же продержать его на этом всю жизнь – он станет инвалидом! Пока он расхаживается, можно поддержать. Но дальше организму нужны и негативные эмоции в его палитре мироощущения.
Допустим, девушка ужинает в ресторане. Ей на платье капает кетчуп. Девушке, которая находится в психической норме, было бы некомфортно идти в театр с кляксой на платье. Но, предположим гипертрофированно, – если она принимает антидепрессанты – у неё тормозятся чувства: «Ну клякса и клякса». Со временем человек становится неряшливым: переедает – и не видит в этом никакой проблемы, обещает – и не выполняет обещания… Начинается скатывание, деградация. И чем дальше, тем больше.
Конечно, фармкомпании будут отрицать, но есть разные взгляды на причины того, что люди с суицидальными наклонностями после начала лечения кончают с собой. Остатки инстинкта самосохранения держат человека, но вот его «взбодрили», искусственно притормозили центр торможения негативных эмоций. И если раньше тормоза были – то теперь их не остаётся. Конечно, это спорно, это трудно доказать, в связи с этим люди стреляют в толпу или нет. Однако в США был случай массового убийства, который произошёл после начала приёма антидепрессантов.
Академик Ухтомский писал: когда мы говорим о науке – сплошь и рядом видим развитие научных гипотез по бредовому трафарету. У человека вырабатывается определённая доминанта, какие-то ведущие взгляды на жизнь. И потом никакие факты его не трогают, потому что он не способен оторваться от ведущих взглядов. Например, он получил образование в университете, потом участвовал в конференциях, на которых изучались только фармпрепараты. Если он всю жизнь смотрел только в эту область, никогда не знакомился с людьми, которые выходили из депрессии какими-то иными путями, – конечно, он будет смеяться над любыми нефармакологическими путями.
Есть история одной девушки с депрессией. Хаотизированный интим, где-то она издевалась над верой, говорила, что депрессия – это неплохой способ стать любовно зависимой или свихнуться на религии. В итоге она впала в депрессию, с ноутбуком ходила работать в бары, каждую ночь цепляла там какого-нибудь парня, ехала к нему и занималась интимом, потом удаляла его контакт. Она пишет: «И какого-то лешего из меня откачали всю жидкость под названием «жизнь» и оставили эту мутную взвесь на дне, чтобы я могла дрыгать руками и ногами, выполняя какие-то рабочие функции…» Ей назначили препараты, мозг брызжет эйфорией. Она пишет: «Наконец-то я нашла выход, скоро я снова поеду к сестре, и мы пойдём в бар обсуждать писателей…» Человек никаких выводов не сделал. Скорее всего, после более-менее короткого периода, всё вернётся на круги своя.
В романе В. Пелевина «Трансгуманизм» были генетически модифицированные люди, которые жили всего 10 лет: их биология была перестроена таким образом, чтобы мозг активно поливался эйфоризирующими составами. У одного молодого человека случилась депрессия – что-то надломилось в душе. Он решается себе в мозг вставить чип. Когда его мозг начинает поливаться эйфоризирующими составами, он совершает самоубийство. Мы не приспособлены к тому, чтобы жить в постоянной эйфории – это тоже клинический случай. Негативные эмоции нужны – для осознания того, что мы сделали не так.
Я знал одного парня: красавец, спортсмен, любимец женщин. Он не был таким тонким человеком, который может «воспитать» в себе депрессию. У него не было никаких вопросов о смысле жизни или чего-то подобного. Но однажды он впал в блуд – и его перестало что-либо радовать. В божественном замысле тоже присутствует эволюционный элемент. Наша биология так построена, чтобы некоторые процессы «упаковывать». Если человек встаёт на путь регрессии – на каком-то этапе эта ветка перестаёт приносить ему удовлетворение, чтобы он не превращался в животное. Так уж устроен наш организм. Этот парень почти перестал выходить из дома. Перечитав множество литературы с вопросом «Что делать?», он отметил, что многие авторы великолепно обыгрывают этот вопрос, но никто на него не отвечает. Из этого ступора его вывел прп. Силуан Афонский, его записи о духовной войне. Ведь источник демонического искушения очень напоминает маниакально-депрессивный психоз. Эти искушения со стороны злых духов то возносили святого Силуана вверх – в гордость, то ввергали в отчаяние в своём спасении. Некий маятник состояний. Прп. Силуан видел этих демонов вживую, но кто их не видит – чувствует. В сознание натекают тысячи мыслей, в которых невозможно найти своё «я».
По моей просьбе одна наша паломница написала сочинение «Чайник или утюг?». При мысли пойти погладить мужу рубашку, в голове её появлялась встречная – «Дура, куда идёшь? Иди лучше поставь чайник». Идёт на кухню ставить чайник, а в голове: «Дура, иди гладь рубашку!». Эти мысли без конца «шпыняют», их так много, что невозможно понять – а где же Ты среди них? Она в изнеможении падала на диван, не в состоянии делать что-либо. На любую активность сразу же тысяча контраргументов – как будто улей в её голове…
Молодой человек заперся дома и, когда читал, что Господь открылся старцу Силуану как Любовь в бездне отчаяния, – он и сам вышел из этого состояния. Он пришёл к Православию, появилась возможность понять, что к чему. Когда начались новогодние праздники, он «духовно разлагался», не молился, смотрел что-то лёжа на диване. И чувствовал, что ему становится всё хуже и хуже. Стало совсем плохо, и тут знакомый предложил ему сходить на «Властелина колец». Если бы человек хотел от Толкиена получить что-то другое, он бы получил, возможно. Но здесь он хотел использовать его в качестве лекарства от депрессии. И когда он вышел из кинотеатра – то почувствовал: это была последняя капля. 14 дней у него ушло на разложение, 14 дней он выходил из этого состояния – ежедневно ходил на службы на подворье Оптиной пустыни.
Конечно, одной молитвы здесь мало. Есть такая пословица: «Богу молятся, да бесам кланяются». Человек в своих реальных поступках может совершать нечто такое, что ведёт его куда-то глубоко вниз.
Навыки – то, что реально может помочь
Читая психиатрическую литературу, я ещё не нашёл описания тех состояний, которые на самом деле бывают присущи человеку в состоянии уныния и отчаяния и приводят его к этому. Принято считать, что психиатрические расстройства – это что-то связанное с диагнозом и должны сопровождаться чем-то диагностируемым. В микродозах такие расстройства есть у многих из нас. Но если уровень жизни хоть как-то выстроен в конструктивном ключе – в этом расстройстве нам не зафиксироваться. Мы ходим на работу, вынуждены контактировать с людьми. Если у человека есть некая поломка – при более-менее благоприятном укладе это можно выдерживать. Другое дело, когда возникает череда событий: увольнение, бросила девушка, тебя где-то обругали, ещё и заболел ковидом, ты один – не с кем этим всем поделиться. И вот множество факторов и отягчающих обстоятельств накладываются одно на другое. Человек вдруг переходит грань, отделяющую здоровье от нездоровья. Возникает изменённое состояние сознания, при котором есть полная убеждённость, что твои мысли – это то, что думаешь ты. Но если это состояние отступает, ты понимаешь, что это был не ты – то был какой-то бред.
Антон Кемпински, хотя где-то и смеётся над христианством, сам не мог объяснить шизофрению. Он описывал случаи, когда шизофренические приступы длились несколько часов, не оставляя после себя дефектов. Непонятно, с чего они начинались, и непонятно почему проходили безследно. Возможно, человек сделал что-то такое, что открыло в его душу доступ инфернальных сил. Но после он осмыслил ситуацию, либо принёс покаяние на уровне молитвы как человек верующий, либо на уровне изменения образа жизни. Этот «портал» закрылся. Человеку хотя бы раз в жизни нужно иметь опыт выхода в ИСС: когда понятно, что всё, что сейчас было в нём в течение определённого времени – это бред. Хотя в состоянии охваченности этой тьмой в это и трудно поверить. Один монах рассказывал, как у него были искушения. Казалось – жизнь его рухнула, никакого просвета не будет. Духовник сказал ему не брать это в голову – через пару недель пройдёт. Монах недоумевал: как не брать в голову?! Ведь его жизнь кончилась, жизни нет! Но прошло две недели – и это состояние как ветром сдуло.
Когда человек выходит из этого состояния, он даже не может понять, почему он так беспокоился – ведь проблема не стоит и выеденного яйца. Но гиперфиксация на проблеме, с одновременным забвением всего того, что в жизни есть хорошего и приводит человека к такому состоянию. По выходе из него надо открутить события назад и подумать, с чего всё началось?
Началом может послужить что-то, что ассоциируется с нарушением евангельских заповедей, даже если человек неверующий. Поэтому здесь важны навыки. Как в рукопашном бое: приём повторяется несколько тысяч раз, записывается на подкорку, становится частью естества – и будет проведён человеком в любых обстоятельствах.
Возможно, одна из проблем психологов – гиперинтеллектуализация с одновременным непониманием того, что в ИСС (изменённом состоянии сознания) человек забывает обо всех красивых мыслях, которым его учили, о метафорах и методиках… Говорят: когда у тебя депрессия – дай «развод» плохим мыслям, соединись с хорошими. Но когда у тебя депрессия – это похоже на то, будто к тебе подходят с кувалдой и выносят мозг. Или кладут на тебя плиту весом 60 тонн. Ты просто не можешь жить – куда уж в таком состоянии «дать развод мыслям»!
Другое дело – если у человека с детства есть навыки. Например, родители с детства прививают человеку труд, ответственность: «Не пойдёшь гулять, пока не помоешь посуду!». Так же и в духовной жизни укрепляешь в себе добрые навыки: ежедневно в 15 часов (например) читаешь Псалтирь. Хочешь-не хочешь, а раз в неделю причащаешься.
Некоторые люди говорят, что молиться нужно только по наитию, когда тебе хорошо. Такие люди станут жертвами депрессии. А когда у тебя есть правило: есть «молитвенное состояние», нет его – ты всё равно молишься. Тогда вырабатывается навык. И если поток негативных мыслей начнёт заматывать в депрессию, склонять к самоубийству – будет внутренний ресурс встать с дивана на то же правило в 15 часов, или на воскресную Литургию. И даже если сейчас в сознании нет света, человек сделает что-то, что выведет его из черного потока.
Очень важны наработанные навыки. Это может быть даже получасовая вечерняя прогулка, регулярная игра в баскетбол с друзьями. Речь не обязательно о высокой духовности. Если человек живёт по наитию – «Как мне комфортно, так я и делаю!» – пока ему хорошо, такой подход и неплох. Но что с тобой произойдёт, когда внутри тебя будет непроглядная тьма?
Солдат может быть дезориентирован, может быть ранен, может не высыпаться 3 недели подряд. Но если на уровне навыков у него выработаны определённые приёмы – он не пропадёт. Также и альпинист: даже если он теоретически знает, как завязывать узлы – если он будет падать с ледяной скалы – руки, не на уровне интеллекта, сами должны успеть завязать узел.
Если суммировать опыт многих, из депрессии людей выводят евангельские заповеди, добрые навыки, сформированные на их основе, – например, поддержание социальных контактов. Депрессия и травматический опыт стремятся скукожить человека, вогнать из замкнуть его в негативном переживании. Если же есть навык внимания к ближнему, основанного на любви к нему – через это мы выходим из капсулы, встречаемся с новым опытом. Прорываем плёнку собственного отчуждения с помощью любви к ближнему, как говорил схиархим. Гавриил (Бунге), либо через молитву[4]. Часто результатом молитвы становится новое понимание жизни. В состоянии полного мрака советуют читать Чин 12 псалмов. На каком-то этапе даже одно слово из псалмов может так лечь на сердце, что весь морок от него и разума вдруг отступит, душа прояснится и станет даже трудно вспомнить, по какой причине ты в этот морок вошёл.
Приведу в пример эпизод из фильма «Гений дзюдо» по роману «Сугата Сансиро», где есть классический вариант ИСС. Сугата Сансиро раньше был в школе джиу-джитсу, потом перешёл к мастеру дзюдо. Однажды на рынке он встретил своих прежних товарищей, которые ругали его нового мастера. Он их побил, пришёл довольный к своему мастеру, ожидая похвалы. Мастер же стал его распекать, что тот не умеет собой владеть. Как безумному нельзя давать нож – так и человека, который не владеет собой, нельзя учить дзюдо. Сугата обиделся на учителя, начал с ним спорить. Учитель сказал: «Наша задача – постигнуть истину. Только так можно умереть спокойно». Чтобы доказать учителю, что он может умереть, Сугата прыгает в пруд.
Это некий момент искушения, когда хочется что-то доказать, но с нашим жизненным опытом мы должны понимать, что эта ветка бесперспективна. Тебе хочется пойти путём ярости, конфликта с окружающими, – в итоге рвутся отношения то с одним, то с другим. Это прекрасно описал Александр Ельчанинов в статье «Демонская твердыня. О гордости». На каком-то этапе тебе остаётся только разорвать отношения с Богом и с собственной жизнью – совершить самоубийство. Но перед этой гранью ты останавливаешься и понимаешь: ты думал, что здесь путь, а там уже обрыв. Тебе пора возвращаться. Сначала ты смиряешься, но потом забываешь, что на этом пути жизни нет, и через полгода будто думаешь: «А вдруг что-нибудь найду?» Но на этом пути жизни нет, и ещё до завязывания конфликтной ситуации лучше думать, как из неё выйти.
Итак, Сугата Сансиро, думая, что что-то докажет, прыгнул в пруд. А мастер сказал: «Умирай!» Теперь, если он выйдет на берег – то навсегда расстанется со своей мечтой и никто его не будет учить. С мастером помириться он не может, потому что находится в ИСС: он наполнен чернотой, когда кажется, что помириться с кем-то – это отказ от самого себя. А выполнить свою угрозу и покончить собой – это совсем глупо. Он тайком забирается на корягу в пруду и стоит на ней по шею в воде, находясь в раздумьях. Другие ученики говорят мастеру: «Нехорошо, если Сугата умрёт». На что учитель отвечает: «Сугата не собирается умирать. Он сейчас думает». Просидев на коряге до утра, он увидел на пруду раскрывающиеся кувшинки. Язычнику Господь и через природу может дать вразумление. Сугата увидел, как кувшинка, запертая в себе, раскрывается навстречу солнцу, миру. Выход из ИСС всегда сопровождается приобретением нового опыта, который ты включаешь в свою жизнь как крупицу мудрости. Впоследствии говорили, что лучший боец школы дзюдо родился именно в пруду. Во время смертельного поединка он вспомнил эти кувшинки…
Каждому в жизни нужен опыт выхода из этого состояния. Сейчас многие говорят, что нужно любить, но любовь – это тоже навык. Любовь, воспринимаемая как эйфория, не есть истинное знание. Чтобы сохранять любовь, нам нужен опыт преодоления ситуаций, когда тебе хочется на другого человека накричать, когда нужно делиться с другим в ущерб себе. У нас есть мышцы, с помощью которых мы бегаем, а есть – с помощью которых мы тормозим. Нужно развивать и те, и другие. Нужно развивать и тормозящие функции: например, навык промолчать, стиснув зубы. Отношения, которые строились многие годы, можно разрушить одним неосторожным словом. А нам потом сидеть в депрессии и рассуждать – «почему жизнь такая плохая?!»
Пустышки-психологизмы
Современная психология наполнена такими штампами: с невыясненным смыслом поднять самооценку, взять на себя ответственность, жить «здесь и сейчас» – и все, мол, проблемы решатся! Между тем состояние «здесь и сейчас» - самое страшное состояние. Для человека, находящегося в концлагере, единственная возможность выжить была – с опорой на будущее. Хорошо жить здесь и сейчас, пока ты пьёшь баккарди у камина. Но когда находишься в экстремальных обстоятельствах, впадаешь в кошмарное настоящее, кажется: «как тебе плохо сейчас – так будет и всегда, никогда ничего не изменится». Выход из депрессии – это осознанная надежда на Бога. Для гордых людей депрессия – это их всё. Суть отчаяния состоит в том, что человек считает, что жизнь развивается только в соответствии с теми принципами, которые ему известны. И не думает, что нам известна только ничтожная доля процента, а 99,9% - это принципы, которые нам неизвестны, и они всегда могут включиться в жизнь. Человек просчитал, что у него нет выхода, а значит – депрессия и отчаяние. Он не предполагает, что всё может много раз перемениться. Здесь очень помогает чтение мемуаров людей, которые прошли экстремальные обстоятельства. На их пути всегда попадалось что-то такое, как в сказках: тот самый зайчик, которого спасает главный герой, а зайчик потом тебе говорит (как у Оскара Уайльда) – «где эти золотые монеты лежат».
Неплохо брать на себя ответственность, отвечать за свои слова. Но, как говорил старец Паисий, по духовным законам – даже радость, когда на нас нет ответственности. Парадоксально, но, чтобы не брать на себя ответственность – нужно быть ответственным. Бывают сложные жизненные ситуации, где нужно во что бы то ни стало дать ответ, но сначала нужно навести справки, поговорить лишний раз с разными людьми, с кем-то встретиться – это же всё морока. Проще, конечно, рубануть что-то прямо сейчас – и таким образом уйти от всего этого. Хотя нутро человека знает, что это было поспешное решение. Он молчит, не выдаёт, как вантузом проталкивая это в себя. Но эта пружина когда-нибудь даёт о себе знать, человек может и заболеть.
В советские годы был случай: командир расстрелял всю деревню. Когда встал вопрос о правомочности этих действий, он сказал, что всю ответственность берёт на себя. Хорошая ли это ответственность? Бывает, человек говорит, на 100% ручаясь за что-то, – и после его душа об этом не болит, он не думает круглые сутки: хорошо ли он тогда сказал или плохо? Всё потому, что он говорил проверенную информацию. А если опрометчиво «взять на себя ответственность», впоследствии неся на себе этот груз и все последствия?
Выход из депрессии происходит, когда у человека есть картина мира, высшая точка зрения. Как говорил один автор, «у Фрейда была глубинная психология, а нам нужна вершинная». Одно дело, когда ты стоишь на улицах и видишь сутолоку, и совсем другое – когда поднимаешься на гору и видишь планировку улиц. Тогда твоя жизнь воспринимается не как хаос, а как направленная куда-то. Ты видишь действующие принципы, на которые даже можешь повлиять.
Когда такого взгляда нет – слова «взять на себя ответственность» превращаются в нечто другое. Мужчина «должен» взять на себя ответственность по работе, в семейных отношениях, по детям. Ты ползёшь по асфальту, и каждый новый километр тебе в рюкзак подкладывают камень. Ползти всё тяжелее, а тебе говорят: «Неси ответственность». Ты говоришь: «Я больше не могу», и слышишь: «Так у тебя низкая самооценка!»
История человека, искавшего выход, но нашедшего пустоту
Я знал одного молодого человека, который прошёл, наверное, все московские тренинги с чисто мужским типом депрессии: много обязательств, ты всё должен, должен. На тренингах он слышал, как мантру «Мы бодры. Мы веселы». Ему объяснили, что во всём виновата его кастрирующая мать. Она задавила в нём мужское начало. Нужно соединиться с тенью, чтобы проинтегрировать через неё свою самость, с помощью психоактивных веществ. На каком-то этапе произошёл выход из негативных ситуаций, он чувствовал себя возродившимся фениксом, расправившим крылья. Где-то полгода он жил как всесильный бог-абсолют… Но однажды понял, что его тело и эмоции ему не подвластны.
Деперсонализация – тоже одно из последствий психоактивных практик. Человек видит своё тело со стороны: коллега спрашивает о чем-то по работе – и ты видишь, как твоё тело переворачивает стол, орёт на коллегу, бьёт стёкла. А ты будто со стороны смотришь с ужасом, как твоё тело всё это вытворяет. Но повлиять на это не можешь. Так и здесь, после нескольких месяцев всесильного могущества, молодой человек был госпитализирован. Стоя в очереди за препаратами, он размышлял: «Как же я здесь оказался?»
Чтобы вывести его из такого негативного самоощущения, его втянули в какую-то развращённую сексуальность, аргументируя так: «Если ты знаешь, что в твоей жизни были такие минуты, значит, ты – настоящий мужик». Всё это привело к стойкой суицидальной настроенности. Депрессия достигла такой формы, когда человек не может ничего делать – будто выключили рубильник его желания жить, плюс постоянно он ощущал даже и физическую боль.
Выход из этого состояния начался с Исповеди. Он приехал сюда, на Соловки. Хотя раньше он снял с себя крест, отвергал Христа и ни во что не верил, теперь ему некуда было деться. Ему рекомендовали подготовиться к полной исповеди. Во время службы ему хотелось кричать, чтобы люди перестали «нести бред» – так воспринималась литургия. Но когда он поисповедовался – пришло ощущение, будто у него внутри был раскалённый котёл, в который бросили таблетку, которая всё это остудила.
Люди ошибочно воспринимают депрессию как интеллектуальную неурядицу. А депрессия основана на системе суждений, на навыках человека, как хромота бывает основана на вывихнутом бедре.
Проблема этого человека осталась, но у него появилось 2-3 дня на то, чтобы подумать. Он обратил внимание, что после Причастия так и происходит: у тебя есть пару дней, когда ты можешь даже чему-то радоваться. Потом снова наступает опустошение – когда нужно «выезжать на зубах» [жить на морально-волевых усилиях, стиснув зубы]. У него вызывали целый спектр негативных эмоций короткие фильмы о том, как победить депрессию, суть которых – «просто потерпеть». «Просто потерпеть» – когда тебе просто не хочется жить?!
Есть 2 типа личности: нормативная и аддиктивная[5]. Норма – это то, что прописано в Евангелии. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: «Евангелие даёт нам описание ветхого и нового человека». Норма для нас – то, что описано в Евангелии. Некоторые же люди пытаются выйти из негативного состояния путём ошибочным, стимулируя аддиктивную личность (то есть страсти): пытаются “взбодриться” через развращенную сексуальность, психоактивные вещества и пр.
У человека депрессия; он ошибочно думает, что депрессия – это утрата эмоций, значит, совершив скачок эмоций, можно выйти из этого состояния. С помощью определённых мероприятий он пытается этот скачок произвести. Но он не понимает, что его мёртвость – следствие разрыва с духовной первоосновой личности. В психологии это называется селфом, у нас же – совестью.
Итак, связь разорвана. Наступает депрессия. Если человек не хочет этого слышать – ситуация только усугубляется. Человек думает, что найдёт выход, ведя активную половую жизнь или чем-то еще «сильным», что встряхнёт его. Но совершает действия, которые ещё больше разрывают его с глубинами его личности, созданной по образу и подобию Божьему. Происходит безрадостный скачок ощущений – глупая эйфория. Но, из-за разрыва с глубинной сутью, позже человек уходит ещё глубже в минус. После – ищет ещё большие эмоции, после которых, соответственно, уходит ещё глубже. Со временем, пики эйфории над нулём становятся всё короче, а то, что под нулём – всё дольше и глубже.
На каком-то этапе человек уходит в состояние даже уже не депрессии… Не знаю, есть ли в психиатрии подобный термин и изучено ли это состояние.
Один буддист, ранее занимавшийся определёнными медитациями, рассказывал: когда ты выходишь из этого состояния, первое, с чем ты сталкиваешься – это депрессия. И думаешь: «Как круто!» – потому что ты чувствуешь хоть что-то. Ты чувствуешь отвращение к жизни, но это уже не абсолютная пустота. Достоевский описывал: если бы Раскольникову судьба послала раскаяние, от которого мерещатся омут и петля, он бы обрадовался и этому, потому что страдание – это тоже жизнь. Но он не рассказывал о своём преступлении. Это состояние доведено до «тартара», где притуплен даже инстинкт самосохранения: когда кто-то бросился на него с ножом – он даже не шелохнулся. Ему было всё равно.
Определённые нарушения есть у всех нас. Бывает, взгрустнулось по непонятной причине – полежал три дня, а потом раз! – и пошёл дальше. Это не повод обращаться к врачу.
Если же человек стимулирует аддиктивную личность – эти временные нарушения становятся усвоенными процессами, закрепляясь в нейроцентрах.
Если человек стимулирует нормативную личность, которая описана в Евангелии – потихоньку нарушения начинают «обмыливаться», как уменьшается со временем кусочек мыла. Человеку продолжает нравиться жизнь, потому что глубинная часть его личности понимает: то, что он делает – это правильно. Он чувствует удовлетворение.
Когда человек уходит из прочного минуса, возникает период борьбы: нужно бороться с эгоизмом, банально с кем-то чем-то делиться. Человек начинает жить по Евангелию, прислушиваться к людям, а у него сидит внутри сноб, которого он растил раньше и бунтует. Он говорит: «Они все уроды, почему я должен их слушаться? У меня три образования, а какие-то идиоты учат меня жизни…» Но что-то [совесть?] внутри говорит: «Ну ты лучше прислушайся. Ты же уже пожил, как ты хотел. И к чему ты пришёл?»
Один человек в таком состоянии говорил: «Батюшка, вы не правы. Прав я. К сожалению, у меня суицидальные мысли, депрессия. Но в целом я во всём прав.» Одним из нарушений у него было спутанное сознание. Он безконечно рассказывал о своей проблеме, в одних и тех же терминах, – и каждый раз он об этом забывал. Ему всё хотелось внести новую подробность, которая, как будто, именно сейчас выдала бы ему ответ.
Это похоже на письма людей, находящихся в аномальном состоянии. В письме 5 страниц, человеку хочется выделить самое важное – он это подчёркивает. Но так как подчёркиваний слишком много, наиболее важное он подчёркивает двумя чертами. Так как и этого много – тремя. Но и из этого нужно что-то выделить – и он начинает обводить в кружок, ставить восклицательный знак. Всё письмо получается перечёрканным. Он не может выделить никакую простую мысль.
Но было видно, как у этого человека случился первый шаг к исцелению: он оставил разговоры про «кастрирующую мать».[6]
«Не судите, и не судимы будете», «Почитай отца твоего и мать твою, да будет тебе благо и долголетен будешь на земле» - слова из Евангелия. Что такое благо? – Это, выражаясь современным языком, удача, успех в делах, благополучие.
В 90-е годы женщины выживали, было тяжёлое время. Маме, несмотря на все эти трудности, нужно было как-то воспитать сына. Да, может, не было ласки. Но когда тебе дали жизнь – сейчас кидать в лицо своей маме обвинения, что она сделала что-то плохое, неправильно. Сейчас этот подход активно стимулируют разные тренинги: нужно рисовать историю своей обиды, всех, кто тебя в жизни не признал, не оценил твою гениальность, не приласкал. Всех занести в яйцо обиды, а потом пытаться прожить в катарсисе. Но обида не исцеляется катарсисом. Обида исцеляется противоположными добродетелями: молитвой за маму, противоположными хорошими делами…
Как только он прекратил говорить о себе как о несчастном, его часовые путаные дискурсы тотчас закончились. У него появилась осмысленность: перед глазами сразу встали те проблемы, которые реально в его жизни присутствуют, которые уже можно начать разбирать, потихоньку выпрямлять, разобраться в конфликтных ситуациях.
5 уровней-состояний
Есть замечательная книга Дэйва Логана «Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры». Эта книга экспериментальная, но во многом согласуется с православным мировоззрением. Первый уровень представлен как «жизнь – дерьмо»: во всём виноват президент, ещё кто-то. Для человека выход на второй уровень – уже прогресс. Второй уровень – «моя жизнь – дерьмо»: остальные, может, и неплохо живут, но в моей жизни есть кастрирующая мать или что-то подобное. Третий уровень – человек приходит к пониманию, что с теми людьми, которые что-то «нехорошее» сделали в его жизни, он может что-то исправить. У этого уровня тоже есть перекос: человек «выстреливает» и приходит к мысли «я крутой». Этот уровень помогает человеку в чём-то вырваться из грязи. Но он не может достичь своей мечты, потому что обычно мечта настолько масштабна, что ты можешь реализовать её лишь с кем-то. И всё-таки самое ценное – это признание от других.
В фильме «Аватар» были замечательные слова: в жизни каждого человека есть два момента: когда он рождается в бытие и когда он принимается своим племенем. Нет веры тем людям, которые кинули свой народ. Терроризм против своего народа может быть экономическим – за определённые услуги человеку подарили домик на море… Сколько он будет этому домику радоваться? Обычно фильмы на такие темы заканчиваются тем, что главный герой на пляже пьёт мартини, мексиканцы играют на фоне. Сколько можно слушать этих мексиканцев? День, два?
Священник Сергий Кошельник говорил про боль разлуки с Богом: человек вследствие этого теряет корень, который должен быть в нём. Но не менее ощутима боль разрыва со своим народом. В житиях христианских мучеников, которые выдерживали натиск мусульманских войск, сохраняли свой город, часто встречается предатель, который открывал ворота, впускал захватчиков, чтобы у султана впоследствии получить милость. Дальше происходило следующее. Его вызывал султан и говорил: «Если ты своих единокровных предал, то где гарантия, что мне будешь верно служить?» И казнил его. Если ты предал своих – кто будет тебя уважать среди чужих?
Конечно, бывает и так: Святого Иоанна Дамаскина уважал халиф из Дамаска, но уважал не за то, что он перебежал куда-то. Он был сыном известных родителей, служил у халифа чиновником будучи христианином, но не ценой предательства своих единокровных. Он даже помогал своим.
Итак, на третьем уровне «Я крутой» человек не может получить признание и, соответственно, достичь полноты. Кстати, на третьем уровне находятся депрессивные девушки. У них есть материнский инстинкт гнезда. Это отражается так: «Бабушек и дедушек мы отсекаем – они не должны общаться с моим сыном, потому что они что-то ему скажут, а я хочу единовластно воспитывать ребёнка, и чтобы на моего мужа никто не влиял». В итоге такая девушка не даёт приезжать родителям мужа. В таком доме не будет счастья. Ребёнку нужны разносторонние взгляды: и мамины, и папины, и бабушкины, и родственников. Он начнёт чахнуть, потом будет протестовать против диктата мамы – и она будет несчастна. Когда инстинкт гнезда не сопровождается культурным контекстом, он порождает уродливые формы.
Так же и на уровне «Я крутой»: человеку поначалу даётся выбиться из минуса, но в итоге это ни к чему не приводит. Человек упирается в тупик, если не приходит к четвёртому уровню.
Только на четвёртом уровне он восходит к полноте: приходит к осознанию «Я вкладываюсь в сообщество». Отныне это не «кастрирующая мать», это «я буду строить с ней отношения». На этом этапе человек начинает реализовывать свою мечту.
Но четвёртый тоже имеет недостатки, потому что, во-первых, для его развития нужен враг. Во-вторых, депрессивные люди могут поймать этот уровень и в какой-то секте – выйти в некое сообщество тех, кто считает себя избранными, или просто по интересам.
Пятый уровень очень напоминает Евангельский: люди вместе, потому что им что-то нравится делать, они ценят друг друга. На этом уровне люди способны создавать прорывные вещи. Когда, после пережитого травматического опыта, у человека оттаивает душа и он способен вступить с кем-то в общение – депрессия заканчивается, потому что человек вынес из жизненной ситуации опыт мудрости.
Очень хорошо это показано в фильме «Охотник на оленей», где Роберт де Ниро, кстати, играет православного человека. Православную общину на Аляске призывают на войну во Вьетнаме. После всех ужасов войны, главный герой, уже будучи в безопасности, вспоминает, как он ездил с друзьями на охоту, одним выстрелом убивал оленя. Он снова едет на охоту, выслеживает оленя, держит его на прицеле – и понимает: «Хватит смертей. Пусть этот олень сейчас уйдёт».
Это напоминает типичную ситуацию, в которой есть множество причин быть несчастным. Но когда человек принимает какое-то осмысленное решение, вроде «хватит разговоров про кастрирующую мать» – он переходит на новый уровень созидания. Перед ним жизнь начинает раскрываться в другом ключе.
Сейчас есть множество книг, где описывается третий уровень как потолок. Люди смеются, когда говоришь о Православии. Но если брать самые перспективные технологии – в них так или иначе всё стремится к тому, чтобы приблизиться к опыту Православия. В экстремальных условиях выживает тот, кто может вступить в этих условиях в контакт, а для этого нужна какая-то культура. Поделиться с кем-то куском хлеба в условиях тотального голода кажется иррациональным решением, неперспективным, непродуманным. Но, только поделившись, ты вызовешь в свою сторону колебание реальности. Мы ищем не выгоды, но то, что получаем, будет гораздо больше, чем кусок хлеба.
Юрий Шевчук рассказывал, как после Чечни у него случилась депрессия, хотя он видел войну только по касательной, даже не участвовал в ней. Он выступал перед солдатами, а после вся рота погибла; он видел военные билеты, на которых он незадолго до того расписывался солдатам с пожеланиями счастья, удачи, любви. Теперь эти военные билеты были простреленные, в крови.
Он возвращается в Москву, где своя жизнь с тусовками, люди ходят по делам… Этот контраст привёл к депрессии. Юрий рассказывает: когда началась весна, так захотелось любви; они написали песню «Любовь» – и с тех пор поют её всегда.
Когда человек приходит к жажде любви, он делает шаг вперёд – и оставляет свою разорванную жизнь для чего-то большего. Подразумевается не просто любовь мужчины и женщины – такая любовь часто ассоциируется с эгоизмом. Одна девушка рассказывала, как говорил её муж: «Я тебя достану из кармашка, полюбуюсь и снова уберу в кармашек». Понятно, что это не та любовь, которая выводит человека на новый уровень. Нужна любовь как внимание к другому человеку.
Для логичного ума, для людей, считающих себя очень умными, депрессия – это их всё. Человек может упиваться интеллектом на каком-то этапе, но жизнь шире просто интеллекта. Человек, живущий преимущественно интеллектом, рано или поздно попадает в замкнутую капсулу психологических конструкций, за пределы которой он вырваться не может. Помогает выйти именно любовь, потому что это возможность альтернативного взгляда на реальность.
Сейчас стала обычным делом полемика на тему восточных эзотерических практик. Я разговаривал с одной девушкой, которая собиралась ехать на випассану[7] и попытался её предостеречь от этого. Она кинула мне в лицо, что я ничего не понимаю, и я решил не ссориться с ней – мир дороже.
По принципу маниакально-депрессивного психоза, с помощью определённых методик можно в человеке вызвать пиковое переживание, но оно не связано глубоко с системой мировоззрения человека. Например, трагедия смерти: мы понимаем, что человек никуда не ушёл. Когда мы знаем, что смерть – это таинство вступления в вечность, тогда трагичность ситуации уходит, нам не нужно справляться с помощью таблеток. Профессор Введенский, ученик академика Ухтомского, рассматривал следующую идею: перевозбуждение нервного волокна ведёт к торможению –перевозбудить нервное волокно можно, но результатом будет спад.
Итак, девушка приехала с випассаны в эйфории, думая, что сейчас переделает дома все дела. Но тут началась депрессия. Хорошо, что родственники пинками стали вытаскивать её на пробежки, ещё куда-то. Интересный момент: во время медитации она увидела коня и спросила об этом руководителя, на что он ответил, что в прошлой жизни она была всадником, который всех убивал, и теперь её карма – быть бездетной. Единственное, чего она хотела, – чтобы этого дня никогда не было в её жизни. Только это заставило её обратиться ко мне, потому что она не знала, что ей теперь делать.
Так происходит в сектах: элементы, которые впоследствии складываются в безвылазную конструкцию, закидываются по чуть-чуть. Сначала – идея реинкарнации. Вроде бы, здорово: я человек, потом я – дельфин, потом – бабочка. Человек не думает, что на каком-то этапе это станет частью системы, из которой он не сможет вырваться. Элементы системы складываются в следующее: всё это карма, ты всадник, всех убивала – будешь бездетной, и выхода нет. Это состояние ужаса порождает депрессию, из которой как будто и правда нет выхода, хотя всё здание и построено на системе ложных представлений.
По идее, в таких случаях нужен Чин отречения[8], который проходит в рамках Исповеди. Но так как эта девушка пока не была воцерковлена, ей было сказано так: «Если ты сейчас при мне мысленно отрекаешься от системы этих конструкций – ты сейчас же, через секунду, – здоровый человек». В таких ситуациях люди начинают активно цепляться за свои предубеждения, потому что реинкарнация даёт им некий профит: я, видите ли, в прошлой жизни была царицей или магистром тевтонского ордена… Человек не хочет отказываться от мнимого статуса. Но эта девушка решилась отказаться – и стала здоровой.
На её примере отчетливо видно: её спасла любовь как способность проявить внимание, внимание к другому, к его мнению и опыту.
5 навыков для выхода из депрессии
Один из первых авторов статей о наркологии, доктор, сказал: «Когда мой сын стал наркоманом – я понял, что мы издавали эти статьи сами для себя». В статьях они соревновались, кто более круто что-то напишет, а жизнь шла своим чередом.
Так, многим психологам и психиатрам не хватает привязки к физиологии. В учении академика Ухтомского о доминанте отлично показано простое устройство: вначале у человека есть доминирующее переживание: предательство, изнасилование, образы войны и т.д. (некоторые люди более предрасположены увязнуть в этом). Это доминирующее переживание, приходя в движение, стягивает все импульсы к текущему очагу. Увидев гибель ребёнка на войне, теперь уже в мирной жизни человек наблюдает как мама идёт с коляской. Но вид ребёнка ассоциируется у человека уже не с жизнью, а с мыслью «зачем она рожала, ведь и он тоже умрёт?». Одновременно тормозятся прочие отделы коры головного мозга. Человек забывает, что в мире есть хорошее, смотрит на весь мир сквозь черную призму.
Здесь крайне важны 5 навыков[9]. Интересно, что при исследованиях ветеранов войны во Вьетнаме, у которых не было ПТСР, отмечались как раз 5 подобных навыков.
1. Пост. Есть люди, которые смеются над постом. Но без него жизнь безрадостная, серая. Вот хочется кинуться на мороженое в постный день, но из любви к Богу ты останавливаешься. Вырабатывается навык преодоления себя. Когда тебя накроет волна, которая будет затягивать в депрессию, заставлять лечь на диван и не вставать – ты сможешь себя остановить.
2. Послушание, от слова «слушать». Если просьба ближнего не противоречит Евангелию и твоей совести – можно её исполнить. Например, тебя просят куда-то сходить, а ты смотришь фильм. Возникает печаль от того, что тебя отвлекли. Но если ты сумеешь ради послушания эту печаль преодолеть и выполнить просьбу – когда тебя накроет полная депрессия – ты сможешь из этого выйти.
3. Любовь. Здесь подразумеваетсявнимание, способность слушать альтернативную точку зрения, обратив внимание на ближнего, на внешний мир. Если со всех сторон захватит изменённое состояние сознания и будет казаться, что выхода нет, – ты станешь способен увидеть что-то со стороны, что даст другое видение.
4. Режим. Крайне важно ложиться спать и вставать в одно и то же время, по возможности. Есть случаи, когда работа приходится на разное время – тогда можно сделать несколько режимов. Творческая жизнь не пропадёт – наоборот, будет больше творческого ресурса, потому что масса мыслей не будет расходоваться на размышления: сейчас мне поесть или через 15 минут и т.п. Будет режим, уклад, который освободит от подобных колебаний метаний и колебаний.
Одна из причин вхождения в маниакально-депрессивный психоз: человеку работается хорошо, он трудится до 6 утра, потом сутками – пока работается. Потом перевозбуждение нервного волокна приводит к торможению. Творческий человек привыкает идти в русле доминирующего возбуждения. Сначала это «вдохновение», а потом он устал, хочется лечь, и теперь он будет лежать – «хоть трава не расти». Он привыкает к такому маятнику на биологическом уровне. Будь у него режим, то когда бы пришло определённое время – он ложился бы спать, а потом, с отдохнувшей головой, снова приступал к работе.
Академик Ухтомский считает, что более перспективно прерывать работу, потому что иначе есть риск зайти в ложный «карман»: в состоянии возбуждения перейти в неверную ветку. С режимом иначе: прервались, вернулись – увидели, что совершили ошибку, исправили.
Так человек смотрит сериал, хочет досмотреть до конца, но понимает – пришло время спать. Хотя он испытывает печаль, но если может её победить – будет в силах победить и большую депрессию.
5. Молитва. Хочется сосредоточиться на своих мрачных мыслях – но мы сосредотачиваемся на словах псалмов или других молитвословий, оставленных нам святыми отцами. Навык фиксации внимания на истине впоследствии выводит нас в жизнь из состояния охваченности тьмой. Слова псалмов – некие комментарии к травматическому опыту. Многие псалмы написаны царём Давидом в условиях гонений, преследований убийц, в отчаянных обстоятельствах. «Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя: болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя», - пишет он, но не предается отчанияю, а говорит: «В день скорби моея воззвах [к Богу]». Нужно молиться и тогда, когда не хочется – и слова псалмов станут твоим внутренним состоянием, выведут в момент кризиса.
Что касается ветеранов, выживших в войне во Вьетнаме. Во-первых, они не считали себя песчинками в жерновах истории. Чтобы не впасть в депрессию, крайне важно смотреть на реальность с высшей точки зрения. Иначе, когда теряешь высший взгляд на реальность, ты видишь только то, что лежит на поверхности. Смысл испаряется посреди суеты, когда нет времени на чтение Евангелия, на постижение духовных смыслов, логосов. Реальность воспринимается только через то, что ты видишь глазами – а глазами видишь разные неприятные вещи.
Во-вторых, было осознание: «Не мы приняли решение об этой войне, но мы можем создать подобие человеческих отношений: в наших условиях, в этом окопе…» Люди не говорят: «Не мы такие – жизнь такая», а значит, – надо что-то делать, что-то менять. У человека включаются механизмы, которые выводят его из ступора.
Также присутствовал фактор заботы: хочешь спасти другого человека – научи его заботиться о другом. Там было много и других моментов. Они отвечали за свои слова, вплоть до того, что были готовы оспорить решение командования, если считали, что оно неверно.
Связь сексуальной раскрепощенности и депрессии
Есть исследования, которые показали, что у молодых людей, увлекающихся порно, перестраиваются нейронные сети таким образом, что они перестают испытывать удовольствие от сексуального контакта. Один нейрохирург объяснил это так: обычно биологию описывают в том ключе, что она противостоит духовному началу в человеке. Но на самом деле, конструктивно она работает тогда, когда идёт в одном русле с духовным. Так уж устроено, что системы запускаются каскадом.
Один профессор сказал: «Вы можете закидать меня помидорами, но любовь – это биология. Мальчик видит девушку, у него вырабатывается фенилэтиламин, запускается система реакций, а мы называем это любовью». Но почему система запустилась, когда он увидел именно эту девушку? Тягу вызывают не только фертильные женщины, розовощёкие, очевидно способные к деторождению. Влюбляются в бледных, сухоньких. Какие-то ментальные карты сложились, человек видит взаимодействие на ментальном уровне – включилась одна реакция; подержались за ручку – запускается следующая.
Когда системы запускаются каскадом – у человека складывается гамма жизни, такая палитра отношений и состояний, когда он с любимым человеком может быть и в радости, и в горе. Есть, конечно, и интимная жизнь как выражение любви супругов. Но только ею отношения отнюдь не ограничиваются. Люди, которые смотрят на эту пару, видя, как они счастливы, по ошибке начинают думать, что секрет только в интимном контакте. Из всей гаммы этой мелодии они вырезают четыре ноты и ставят их на повтор. Представьте композицию на 12 минут, где повторяются только эти четыре ноты. Это превращается в муку, в страдание.
Чтобы заблокировать эту неправильную ветку, основанную только на плотском удовольствии, происходит перестройка нейронных сетей, прекращаются все переживания.
Даже Антон Кемпински говорил, что подростковая депрессия связана с ранней половой жизнью. Как неверующий психиатр, он по-разному пытался это объяснить, хотя и не очень убедительно. Но становится понятно: брак – это Богом благословенное дело, а хаотизированный интим – грех. Грех – это не то, что придумали церковники для свободолюбивых людей. Делать можно, что хочется. Но если ты переступаешь через законы мироздания – ты будешь страдать, и не важно, знаешь ты об этом или нет, веришь или с усмешкой отвергаешь. Кемпински просто, по-честному, описывал своих пациентов, у которых была депрессия, напоминающая шизофрению. Человек, впавший в блуд, выпадает из пространства охраняющей его Божественной благодати и помрачается.
Если люди неверующие, но хотя бы живут по совести, любят друг друга в браке по-настоящему – у них не только интим присутствует в отношениях. Они соприкасаются всеми точками бытия и тогда интимная жизнь не превращается в изолированный очаг, – ту самую доминанту, подавляющую прочие отделы коры головного мозга. Не зря раньше совершеннолетие наступало в 21 год. Тогда завершается формирование лобных долей, а в наше время, с планшетами, говорят, уже к 23-м годам.
Когда лобные доли сформированы – конечно, хаотизированный интим, алкоголь и сигареты, прочие отклонения – это плохо. Но человек уже сформировался, от такой развязной жизни может и не произойти катастрофический эффект. Потом всё может и выровняться.
Но если у человека процессы формирования не завершились, а он ушёл в такого рода хаос, то происходят масштабные нарушения. О них сигнализирует нутро, кричит: «Ты идёшь не туда!» И этот крик организма, можно сказать, – и есть депрессия.
Еще о гордости и о доминанте на другого, милосердии
Чтобы исцелиться, надо начать проявлять заботу к ближним. Сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский говорил: если у человека есть внимание к ближним – оно ко всему приведёт, в том числе и к вере. Человек наблюдательный способен слушать других, рано или поздно он разберётся в жизни. Масштабное нарушение нашего образа жизни, когда теряется гамма восприятия, приводит к тому, что человек реагирует на жизнь не целиком, развивается психоз.
– Что умеешь делать?
– Копать.
– А лестницу сможешь сделать?
– Смогу, только очень долго копать придётся.
Человек не может осмыслить свою жизнь, потому что у него всё упирается в деньги. Если бы у него была хоть какая-то забота: помочь человеку с улицы, как минимум. Не просто дать ему денег с презрением, а спросить его о чем-то, отнестись с участием. Когда он увидит в нём Человека, – это не означает ещё высокую духовность, но хотя бы образуются новые нейронные сети. Если нейронные сети активировались – когда ты начнёшь думать о тщетности своей жизни, впадая в отчаяние, – у тебя будет на какое-то количество нейронов больше, чтобы осмыслить свою жизнь в верном ключе. Таков аспект милосердия.
Изучались солдаты, получившие ранение в голову. Самые благоприятные прогнозы были у тех, кто имел «лишний» интеллект. Если человек до армии чем-то интересовался, читал, изучал – у него активировались нейроны, когда он этим занимался. Возможно, раньше над ним смеялись: «Ты, мол, ботаник, а мы спортсмены!» Но когда он получит ранение в голову – соседние области головного мозга, которые были активны при изучении чего-то как будто и «не практичного», смогут взять на себя функцию управления, которая была утрачена в связи с повреждением отвечающих за него областей.
У академика Ухтомского есть такая мысль: очень умный человек, который даёт наименования этому миру, некие клише, считает себя всё познавшим. Он наработал систему представлений, считает, что это и есть жизнь, – а вырваться к жизни не может.
Михаил Зощенко в своей повести «Возвращённая молодость» пишет, что годам к 40 самые великие учёные сталкивались с апатией. Он не даёт ответа, что делать, считая, что здесь надо просто дать мозгу отдохнуть. Но неужели у людей, которые кончали собой, не было возможности отдохнуть? Он писал про Маяковского, что тот настолько вошёл в доминанту стихосложения, что начал играть в карты, чтобы хоть немного отвлечь свой ум. Его мозг уже сам по себе бубнил стихи. Фиксация на одном процессе приводит к тому, что гамма жизни выпадает. Способность проявить внимание к другому выводит человека из неверного русла.
В Крыму была башня Ковалевского, богатого человека, который объездил весь мир. Путешествия, может, расширяют мировоззрение, но это еще зависит от того, как именно путешествовать. Если как сноб – это тебя не расширяет. Так и в случае с Ковалевским: он испытал все радости жизни, которые можно купить. Пытался заниматься благотворительностью, но не увидел в этом выхода. Ведь можно просто швырять людям деньги: как восточный богач, который кидает обильно подаёт нищим и упивается собственным могуществом, пока челядь ползает у его ног. Совсем другое – когда ты входишь в жизнь человека. Исаак Сирин говорит: воздаяние бывает не за добродетель, а за смирение, которое рождается от неё. Ты человеку помог, а он тебя ещё и обозвал – и ты сейчас смиряешься, чтобы на него в ответ не накричать.
В момент деятельного милосердия ты начинаешь внутренне меняться и становишься способным усваивать Божественный свет.
Возвращаясь к истории Ковалевского. Он кутил, гулял: женщины, алкоголь, прочие «радости жизни». У него началась депрессия и он думал покончить собой. Но совесть не была разрушена в нём до конца. Он поехал в банк, чтобы уладить финансовые вопросы и не подставлять людей, а уж после этого и собирался свести счеты с жизнью. Но тут он увидел какую-то бедную женщину, его сердце прониклось состраданием. С собой наличных не было и он договорился встретиться с ней ещё раз, чтобы помочь. Он решил обеспечить её на всю жизнь и потом только наложить на себя руки. Но когда он ей помог – его сердце залилось такой радостью, что он оставил губительную идею. Кстати, позже он построил на Афоне Андреевский скит.
Также и Раскольников в романе Достоевского: собирался покончить собой, но отдал деньги Соне – и испытал великую радость.
Резюме
Л.З.: Сегодня мы говорили о депрессии, от которой, наверно, никто не застрахован в нашей жизни. Но тем не менее, уровень депрессии и способ выхода из неё зависит от нас. Очень важно быть внимательным к себе. И первым сигналом на пути к депрессии является чувство печали, которое нас охватывает. Это такой красный сигнал: если печаль – нужно оглянуться.
О.П.: Да. Это похоже на то, когда машина нам сигнализирует что мало бензина, надо заехать на заправку – а мы просто бьём молотком по прибору.
Л.З.: Если мы не обращаем внимания на этот сигнал – дальше наступает уныние, апатия, и переходит в депрессию.
Препятствием на пути к депрессии является дисциплина, режим, внимательное отношение к окружающим.
О.П.: Депрессия становится единым потоком, а наши навыки – как некие плотинки. Хочется погрузиться в мысли «какой я бедный-несчастный», но кто-то, например, просит нас встретить его в аэропорту. Всё решается здесь: сумеешь ли ты прислушаться или выберешь себя. Встречаются некие подсказки, которые раскладывает Господь на пути к исполнению заповедей. Поедешь в аэропорт – и, может, увидишь по пути нужную книжку, или познакомишься с человеком, который подскажет нечто важное. Когда ты решаешь поступить по заповедям – ты можешь встретиться с таким опытом, который выведет тебя из трудного состояния.
Л.З.: Сейчас очень много людей, которые нуждаются в нашей заботе и внимании. Отказав себе в чём-то и обратившись к людям, которые в чём-то нуждаются, приобретёшь гораздо больше.
О.П.: Конечно, есть органические причины для депрессии. Но своими усилиями мы можем создать себе биполярное расстройство, сломав внутренние механизмы. Депрессии очень подвержены айтишники. Депрессия – это некое дигитальное восприятие мира, алгоритмизация жизни, когда гамма восприятия пропадает. Для некоторых людей этической сферы жизни не существует, всё для них является алгоритмом. Пропадает гамма – и что-то внутри надламывается.
Депрессия отступит только тогда, когда будет сформирован навык, противоположный тому душевному качеству, на котором мы совершили падение.
Один человек рассказывал, что изменил жене и с тех пор мучается. Хотя он исповедовался, но покоя не обрёл. Был задан вопрос: а на каком основании он изменил? Оказалось, что он считал свою жену неэмоциональной, думал, что она его не любит. Грех выражался не столько в измене – измена была лишь следствием. Грех выражался в том, что он смотрел на жену свысока, не допуская, что у другого человека может быть свой взгляд на реальность. Тебе кажется, что любовь должна быть эмоциональной. Но нужно дать другому право и свободу выбирать пути выражения любви. Как только человек придёт к пониманию, что помимо его взгляда на реальность есть и другие – тогда его депрессия выполнит свою задачу. Депрессия доведёт человека до решения и после оставит его.
Выход есть.
Подробнее см. в подборке Три «Д»: «Депрессия, Деперсонализация, Дереализация. «Преодолеть отчуждение: в том числе, и о депрессии» – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко).
[1] Имеются в виду заповеди блаженств, данные Христом в Нагорной проповеди, которые расширили и дополнили 10 заповедей Ветхого Завета, что дал Бог Моисею на горе Синай. 10 заповедей (Исх 20. 2–17):
1. «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».
3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
4. «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему».
5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
6. «Не убивай».
7. «Не прелюбодействуй».
8. «Не кради».
9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
10. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
Заповеди блаженств (Мф 5. 3-12):
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
[2] Прим. ред.
[3] Одна из предлагаемых (психологией? йогами?) методик выхода.
[4] «…выйти из инфернального круга уныния можно только тогда, когда человек способен пробить брешь в темнице собственного “я”, своей безысходной обособленности, чтобы открыться навстречу подлинно личностному существованию для другого и тем самым открыть свое сердце для подлинной любви — вновь обрести себя самого в даре другому. Но собственное лицо человек открывает для себя лишь во встрече с ипостасным Богом, в Котором заключено и скрыто все сущее, и поскольку Бог есть любовь, только встреча с Ним может окончательно исцелить от болезненной самости, этой жалкой боязни потеряться в принесении самого себя в дар» / Гавриил (Бунге), схиархим. Тоска, уныние, депрессия: Духовное учение Евагрия Понтийского об акедии / Пер. с франц. свящ. Димитрия Сизоненко. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014.
[5] Вообще аддиктивность – это зависимость. Психологи считают, что определённый набор личных качеств делает человека предрасположенным к разного рода зависимостям. Поэтому людей с таким набором качеств называют аддиктивными личностями (Примеч. – Л.З.).
[6] «Кастрирующая мать» – это ещё одно определение из области психологии. Когда заботливая мама мальчиков-подростков и взрослых сыновей полностью лишает их инициативы, относясь к ним как к младенцам, при этом ещё и унижает их. Получается, что она их морально кастрирует (Примеч. – Л.З.).
[7] Випассана – восточная практика, способ трансформации, изменения личности через самонаблюдение; фокусируется на связи ума и тела (Примеч. – Л.З.).
[8] Чин отречения предполагает, соответственно, отречение заблуждений, связанных с какими-то медитативными, эзотерическими практиками и мистическими убеждениями, укоренившимися в сознании, вследствие чего человек начинает разрушаться. Все это имеют довольно сильное влияние на душу человека. Например… На сайте московского центра Иоанна Кронштадского есть три беседы отца Иоанна Адливанкина «Проблемы оккультизма» о выходе из оккультизма. Там говорится, что депрессия часто является следствием эзотерических практик.