-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
8 ноября 2023 г. Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 5. Эзотерика и бизнес. Молитва и сопротивление манипуляции. Профессиональный тупик. Эмоциональные качели и выравнивание
Данный текст представляет собой расшифровку беседы 9.2 цикла бесед «Внешняя жизнь и мир мыслей». Номер 5 присвоен тексту в ряду иных текстов, сопровождающих цикл. В цикле ставятся вопросы: как совместить работу и духовную жизнь? Как не потерять себя при погружении во внешнюю жизнь? Как обрести мир внутренний, чтобы, исходя из этого состояния, иметь шансы на то, что и внешние дела сложатся?
В данном тексе, в частности, рассматривались такие вопросы, как сопротивление манипуляции; кризис, настигающий вследствие избыточного углубления в профессиональную деятельность при игнорировании иных сторон личности.
Кто способен в водовороте жизни почувствовать сигнал собственной совести – тот способен почувствовать и нарастающие изменения, на которые нужно среагировать. С годами у человека вырабатывается привычка слышать себя, чувствовать окружающий мир. У такого человека вырабатывается способность совершать свои шаги в этом мире невероятно точно. И когда он что-то делает, каждый его шаг не размывается последующим; его шаги складываются в цепочку. Если же человек развивает только одну сторону жизни – профессиональную, то со временем может подойти к неприятным для себя следствиям.
Опасность манипулятивных техник
НЛП – вещь очень разрушительная, сама по себе манипулятивная. Кто знает описание демонической брани, увидит её в технологиях НЛП. Как говорил один руководитель, суть технологии – вбить в сознание человека гвоздь, заставить его принять допущение, а потом на этот гвоздь нанизывать всё остальное. Профессор С.Г. Кара-Мурза говорил: если кто пользуется интеллектуальным оружием, направленным против других, это оружие коснётся и того, кто им пользуется. Невозможно разрушать психику других и самому при этом остаться здоровым.
Один паломник рассказывал, как ему позвонила знакомая с просьбой приехать, потому что ей было страшно. Её брат недавно занялся НЛП с целью совершать продажи с помощью манипулятивных техник. Рассказчик приехал и застал её брата, сидящего в сильнейшем напряжении, взгляд был направлен в одну точку. По словам его сестры, так продолжалось уже трое суток. Он не ел, не вставал, ничего не говорил. Это действительно страшно, потому что непонятно, что может произойти. Ведь такое напряжение должно во что-то разрешиться. Конечно, может, он просто умрёт от остановки сердца, но вдруг он схватит нож, нападёт?
Рассказчик был человеком влиятельным, состоятельным, но, когда он приехал, ощутил свою полную беспомощность, он был не в состоянии что-либо предпринять. На тот момент он только начал воцерковляться, ездил на Соловки. В его жизни ему очень помогал 90-й псалом. Так и здесь, он ушёл в другую комнату и стал читать – по молитвослову – 90-й псалом. Прочитал один раз, и когда начал читать второй раз, в комнату вошёл тот парень, который только что сидел в оцепенении, и со стеклянными глазами выхватил из его рук молитвослов. Рассказчик не смутился и спокойно спросил: «Хочешь почитать? Давай почитаем вместе». Но он ушёл, и рассказчик прочитал псалом второй раз, третий. Через несколько минут парень вернулся, абсолютно здоровый, нормальный. Хотя процесс вывода людей из этого состояния длительный, занимает не один день.
Духовная защита: молитва
Мы часто оказываемся в ситуациях, где являемся объектами воздействия технологий манипуляций. Но мы можем опираться на опыт христиан, переживших гонения – они словно учителя, которых нам дал Господь для ориентации.
Одну монахиню, духовное чадо архим. Иоанна (Крестьянкина), в советские годы отправили на принудительное психиатрическое лечение. Главврач той больницы был оккультистом (кстати, в советские годы, несмотря на атеистическую пропаганду, были достаточно популярны экстрасенсы, в том числе и в органах подавления). Она понимала, что превращается не пойми в кого, и писала отцу Иоанну с вопросом, что ей делать. Батюшка наставлял с гипнозом бороться 90-м псалмом. Она рассказывала, как ей делали горячие уколы в глаза, пытались гипнотизировать, и она изо всех сил старалась не поддаться. Когда она стала читать 90-й псалом, главврач, оккультист, потомственный маг, закричал: «Не путайте меня, мать!»
Игумен Зосима из Соловецкого монастыря знал одного советского священника. Тот рассказывал, как однажды во время допроса открылась дверь в соседний кабинет следователей, а там сидел экстрасенс. Батюшка сказал, что, посмотрев ему в глаза, он почувствовал, что проваливается в бездну, будто он летит куда-то в черноту, теряет сознание. Но он вспомнил про Иисусову молитву и стал медленно произносить: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». С трудом, потом всё легче. Экстрасенс заёрзал на стуле, а потом закричал: «Замолчи! Замолчи!», – и дверь в кабинет закрылась.
Эти технологии окружают нас, где-то в связи с работой. Манипуляция и взлом психики не слишком частое явление, но всё-таки достаточно частое. Причём люди, которые этим занимаются, ещё не понимают, что это не приведёт их ни к чему хорошему и в конце концов погубит их самих.
Одна японская корпорация продавала дорогостоящие акции: нужно было продать небольшое количество акций за очень большую сумму. Представитель компании продал огромное количество акций за очень маленькую сумму. Были миллиардные убытки. Скорее всего, из него вытрясли всю душу, чтобы понять, почему он так поступил. Но он не мог дать ответ – возможно, он стал объектом воздействия.
***
Человек, у знакомой которого брат занимался НЛП, в прошлом был эзотериком и активным трейдером. Он был убеждён, что индексацию акций можно познавать интуитивно – входить в некое изменённое состояние сознания, и Вселенная будет указывать, что делать.
Есть фильм о том, как человек сошёл с ума на этой методике, – «Пи». По фильму непонятно, совершил ли математик открытие, нашёл ли закономерность, которая даёт ключ ко всем индексациям, или ему стало так казаться. Но в конце он просверлил себе голову сверлом и, естественно, умер.
У этого человека был друг, который проводил мозговые штурмы и был «крутым» тренером. Он открыл собственный образовательный проект в совете с астрологами. Он обращался ко Вселенной, и Вселенная сказала ему заняться молодёжью. Имея стартовые капиталы, он смог собрать людей из крупных корпораций и стал собирать молодёжь, внушать им, что университеты и всё, что говорит старшее поколение, – это пустышка. Только он может научить их жизни. Здесь будут не только образовательные компоненты, но и персональные астрологи. В одной статье этот человек раскрыл свои карты, обозначив цель – собрать талантливых людей и влюбить их в себя, чтобы потом с ними делать дела.
Эта история также напоминает роман Акунина «Азазель». Талантливых сирот подбирали и обучали, одновременно внушая им чувство любви к образовательной организации – alma mater. Их пропихивали в министерства разных стран и объединяли их в сеть в надежде, что позже эта сеть займётся переустройством мира.
Один священник, знакомый с бывшим трейдером, рассказывал о том, как однажды встретился с ним на Соловках, не зная, что тот приедет с другом-коучем. Коуч производил впечатление мокрого несчастного воробышка, попавшего под дождь. Священника это не смутило, потому что на Соловки люди часто привозят с собой странных компаньонов с проблемами, которые нужно решить с духовником. Он не рассматривал эту встречу как битву умов – он даже не знал, что разговаривал с коучем. А его приятель позже сказал, что в беседе несколько раз подмечал моменты, когда коуч хотел перехватить инициативу, а священник даже не заметил этих попыток. Коуч не смог вывести разговор в нужное ему русло. Та сила, которая внушала ему планы насчёт молодёжи, не могла развернуться во время разговора. Священник связывает это с тем, что он, по совету своего духовника, на странные встречи носит с собой пузырёк крещенской воды.
***
Таких примеров очень много. Через центр св.прав. Иоанна Кронштадского, которым руководил игумен Анатолий (Берестов) прошли тысячи людей: маги, экстрасенсы, аферисты, – каких только повреждённых людей там не было. У работников центра уже намётан глаз на потенциальных клиентов. Однажды пришёл парень, настолько очаровательный, что на следующий же день сам о. Анатолий отдал ему связку ключей от всех кабинетов. На второй день своего пребывания там он стал доверенным лицом. Он очаровал всех. Потом он прошёлся по кабинетам, попросил телефоны, чтобы позвонить маме – у него якобы села зарядка, – собрал мешок телефонов и ушёл. Отец Иоанн (Адливанкин), который сам был им очарован, позвонил ему и попросил: «Не бери грех на душу, верни телефоны, а мы отдадим тебе деньгами». Но тот спокойно сбросил звонок.
Многие компании сейчас используют технологию, откатанную в сектах. В некоторых сектах человеку за полный рабочий день платят 2 доллара. Люди могут жить по 15 человек в одной комнате в антисанитарных условиях. Но могут с этим мириться, потому что их сознание уже определённым образом подготовлено – у них миссия, они замотивированы. При этом секта обладает миллиардными оборотами, потому что они не платят налоги как религиозная организация, а сотрудники не несут никакой ответственности ни за жизнь, ни за здоровье членов…
Нам нужно не терять божественный огонёк: пока он не потерян – мы можем защищаться. На вопрос о том, что делать с людьми, которые могут очаровывать, один духовник говорил: надо стараться не упускать из виду Иисусову молитву – и тогда человек, который пытается тобой манипулировать, либо проговорится и выдаст себя, либо просто не сможет развернуться.
Одна молодая девушка ходила на «Бизнес-молодость», когда ещё не было понятно, что это секта. Там молодые ребята рассказывали, какие они крутые, сколько миллионов они заработали. Тогда эта девушка что-то почувствовала, появились сомнения – и она стала читать Иисусову молитву. В это время некий молодой человек рассказывал о своём успехе, показывал фотографии с известными людьми, и, сам не понимая того, он проговорился, что потратил несколько миллионов, чтобы подобраться к этим людям и сфотографироваться с ними, а эта сумма не окупилась. Бывает, происходит так: человек делает фото с важной персоной, а потом собирают деньги за что, что он замолвит словечко Абрамовичу. Но он, возможно, был просто официантом на банкете и разносил шампанское.
***
На Соловки приехал человек, майор определённой силовой структуры. У него была реальная шизофрения. Скорее всего, это была не болезнь, иначе её бы уже зафиксировали. Скорее всего он прочитал книгу «Исповедь. Победить своё прошлое», потому что по приезде он сразу пошёл на вахту и сказал, что ему нужен о. Прокопий и нужно пройти Чин отречения. Отец Прокопий взял с собой епитрахиль, спустился вниз, но майор не мог сказал ничего связного, только невнятно мычал. На вопрос, занимался ли он оккультизмом, мужчина лишь неуверенно то ли поводил плечами, то ли кивал. Как-то он смог донести, что является майором в отставке, что у него шизофрения.
Его поселили в обители на три дня, чтобы он пришёл в себя. Но уже вечером первого дня его выселили: он пришёл в паломническую трапезную, устроил там шоу, пел, очаровал людей и под шумок пытался украсть ценную вещь. Было странно, откуда у человека, который недавно был способен только мычать, такая фантастическая способность к шоу. После этого он нашёл о. Прокопия, но снова не мог ничего говорить. С помощью духовника отец Прокопий понял, что священническая епитрахиль не давала действовать силе внутри этого человека, которая очаровывала других.
***
В книге игумена N (схиигумена Гавриила Виноградова-Лакербая) «Тайны экстрасенсорики и паранормальных явлений» есть статья кандидата технических наук Матфея Варламова «Почему Православие не видит НЛО». В своё время он был уфологом, участвовал в выездах, связанных UFO, и позже серьёзно осознал, что UFO – это ни что иное как инфернальные силы. Когда мышление людей было архаичным, демонические силы являлись в виде бабок-ёжек, а когда мышление стало технологичным – стали являться в виде гуманоидов. На выездах с НЛО его поразил один момент: прибор, который показывает скачки напряжения, в разных руках давал разные показатели.
Он описывал, как на людей, видящих летающие тарелки, приходит очарование. Но приходит не на всех. У одного человека, буддиста, был православный сын, который исповедовался и причащался. Отец увидел над гаражом НЛО, а сын не видел. Сын был защищён от этого очарования, и оно на него не воздействовало.
Как это всё используется в бизнесе?
Получается, есть определённое воздействие на людей, но ни один психиатр не сможет объяснить, как эти технологии работают. Как запрещённая в России ИГИЛ ворует девушек через переписку в интернете? Нет технологий, чтобы так человека взломать. Но если человек, который взламывает другого, связан с демонической иерархией, для него главное – придержать человека. И тогда взламывает не он, а демоническая сила.
В этом же цикле, в предыдущих беседах, разбиралась статья Елены Костюченко о тренингах. Скептически настроенная журналистка через 4 дня участия в тренингах, которые считала тупыми, была «взломана» настолько, что её пришлось госпитализировать. И после этого она не восстановилась.
Как такое произошло? В неё не внедряли ничего особого, какой-то идеи. Но задача была лишь придержать, 8 часов объяснять какие-то абсурдные вещи. Человек смеётся, думая: «Что за тупизна?», расслабляется, мозг изматывается. Человек начинает некритично воспринимать информацию. Эта информация и была призвана заставить человека перестать думать – всё слишком упрощённо и глупо, чтобы человек перестал замечать, что происходит. Если тот, кто ведёт тренинг, инициирован в оккультную историю – само его излучение воздействует и взламывает.
***
Одного священника знакомая-юрист попросила о встрече. Она не знала, что делать: по её словам, она тупела от навязчивых мыслей об одном человеке – высокооплачиваемом стоматологе. Допускаю, что он мог проходить некие курсы, ведь стоматология, импланты – это очень большие деньги. Если люди не защищены – можно заставить их думать только о тебе, воздействуя на них определённым образом, как воздействуют в современных вербовочных процессах.
Эта женщина, что называется, деловая, далёкая от каких-либо фантазий, может, даже избыточно практическая. Но вот вдруг у неё ухудшился когнитивный фон. Она не могла понять, почему она стала выбирать маршрут так, чтобы ехать мимо стоматологии, почему её голова поворачивается в сторону стоматологии. Она думала только о нём, писала сообщение: «Ты со мной это делаешь?» – и получала в ответ какие-то смайлы, сердечки.
Священник предложил ей поисповедоваться: у неё были астрологические интересы, и можно было исповедоваться хотя бы в этом. Когда он достал епитрахиль, произошло нечто жуткое: её глаза стали как у Рокки, который увидел сыр мультике «Чип и Дейл», и она стала раскачиваться. В сектах, где используются методы воздействия на сознание, где лидер имеет доступ к людям, люди раскачиваются так же. И лидер одним поворотом головы может их хоть уложить – он связан с ними на ином уровне.
Была проведена исповедь, освятили дом и решили собороваться. До революции на дому помазание совершалось один раз, также было одно чтение Апостола и Евангелия – семь раз лишь в том случае, если есть собор священников или в храме. Но здесь батюшка решил провести полный чин. Примечательно, что эта женщина, конечно, могла зайти в храм, но от Церкви она была по жизни своей далека. Но она очень внимательно слушала достаточно долгий Чин Соборования. И после 3 или 4 помазания почувствовала, будто с её мозгов будто сняли плёнку – и она освободилась от влияния.
«Если мы думаем о Боге, то Бог думает о нас»
Протоиерей Иоанн Наумович, некогда униатский священник, жил в Малороссии, где были очень бедные крестьяне. Священник болел за них душой. Он стал издавать журнал, где стал писать не только духовно-нравственные статьи, но и о том, каким образом вести хозяйство. У человека, который внимательно относится к своей духовной жизни, и корова будет вымыта. Если всё делать по-Божьему – то и с хозяйством будет ладиться. Так, на Соловках до революции было образцовое хозяйство. У отца Иоанна тоже было идеальное хозяйство. Вместе с духовными листками, поучениями, он стал писать про кур, как ими заниматься.
Однажды к отцу Амвросию приехала женщина с проблемой – куры дохнут. Отец Амвросий очень долго с ней беседовал, и люди стали шептаться, говорили – здесь важные вопросы, а вы застряли с какой-то тёткой, с её курами. А он ответил: «А для неё это вся жизнь».
Когда у крестьян стала налаживаться хозяйственная жизнь – они перестали пить. Если у человека нет надежды, он не задумывается, куда деть последнюю копейку – пропьёт. А когда появляется надежда, эту копейку несут домой, вкладывают в развитие. Конечно, доходы питейных заведений в этом регионе резко упали, начались коррупционные схемы, и о. Иоанна прогнали.
Свой жизненный опыт он изложил в книжечке «Путеводитель доброй жизни», где описаны советы не только применительно к крестьянской жизни, но и актуальные в наше время.
Некий успешный крестьянин Онуфрий Грушкевич наставляет своего внука, каким образом ему удаётся так хорошо управляться с хозяйством, житейскими делами. И первое его наставление, совет – это молитва. У него есть правило – каждый вечер обходить своё поместье с псалмом «Живый в помощи». Не раз этот псалом спасал ему жизнь.
Нассим Талеб говорит, что никакие расчеты в этой области невозможны, но допускает, что есть промысел Божий. Бывает, помимо нашего усилия, наши глаза падают в нужном направлении. Бывает, человек что-то упустил, вдруг вспоминает, что хотел взять коробку конфет в подарок кому-то, и, вернувшись, обнаруживает дома забытый на пути в аэропорт паспорт. Если мы думаем о Боге, то Бог думает о нас. Если мы что-то упустили из виду, некими непостижимыми путями, сцеплениями обстоятельств в нужный момент Он напоминает нам об этом. Каждый убедится в этом, если начнёт не опускать молитву.
Епископ Василий (Родзянко) говорил, что в его жизни было много чудесных совпадений, но, когда он переставал молиться, эти совпадения прекращались.
Тот, кто выбирает путь в пользу Заповедей, сам того не понимая, выпутывается из любых ситуаций. Кто же делает ставки на что-то другое, проигрывает. Юрий Бессонов совершил один из самых фантастических побегов. Примерно месяц они уходили от погони. В те годы ещё никто не знал, что творится в Соловецких концлагерях, поэтому была задача не дать ему достичь границы. Он, будучи старшим группы, назначил дату побега, но один из членов группы возразил – мало сала. Надо подкопить ещё сала и уйти позже: дилемма духовного и материального. Но Юрий решил делать ставку на духовное. Он решил идти на духовном воодушевлении. Впоследствии выяснилось, что они прошли через непроходимое болото, и прошли лишь потому, что болото в то время протаяло лишь метра на полтора, а ниже был лёд. Была весна, и уйди они чуть раньше – они бы замёрзли; уйди чуть позже – уровень льда в болоте был бы ниже, и они бы утонули.
Ремарка: ничего не имею против евреев, я знаю замечательных людей этой нации. Один еврей, односельчанин Онуфрия, продавал лотерейные билеты. Купил билеты и Онуфрий. Поставил три числа – и все три оказались выигрышными. Деньги были большие, и продавец билетов стал думать, как бы этот билет выманить обратно. Еврей со своим другом, отставным полицейским, решили Онуфрия отравить. Еврей позвал его к себе домой – «обмыть» выигрыш, но был день – Онуфрий сначала отказался, не желая пить посреди дня. Но продавец билетов стал заманивать его к себе рыбкой, приготовленной по национальному рецепту – и на эту рыбку Онуфрий купился. Сидели в комнате втроём: Онуфрий, еврей и полицейский Батрушкевич. После трапезы еврей принёс янтарный медок, а в стопку Онуфрия уже подсыпал мышьяк. Но Онуфрий в разговорах всегда старался молиться. (Нам, может, такой уровень молитвы непривычен. Но мы можем хотя бы перед важным разговором читать «Царю Небесный». Или читать трижды в день «Живый в помощи» во время рутинных дел).
Неочевидным образом Онуфрия спас Господь: когда он уже пригубил, на улице раздался крик. Кто-то хотел украсть мешки с телеги еврея, но вора поймали, стали бить. Все высыпали на улицу – поглядеть, что происходит. Тем временем сын еврея пробрался в дом, воспользовавшись моментом, и отпил медок из рюмки, предназначенной Онуфрию. Однако, заметив, что в рюмке гостя осталось слишком мало мёда, поменял местами рюмки Онуфрия и Батрушкевича. Вернулась компания в комнату, полицейский также выпил отравленный мёд. И тут сын еврея начал корчиться. Онуфрий, почувствовав неладное, сразу схватился за кувшин с тёплой водой и выпил достаточно много. Сына же еврея уже было поздно спасать. Полицейский оказался крепче – ещё долго корчился, а перед смертью выдал всё Онуфрию – что они хотели отравить его и выманить билеты.
Но в комнате были только еврей и его люди. Они схватили гостя и стали избивать. Очнулся он уже в тюрьме и стал крепко молиться. В какой-то момент по лестнице к окну камеры забрался местный дьячок, передал Онуфрию еды и сказал, что священник будет стараться уладить дело. Онуфрий попросил передать своей жене, чтобы она отнесла все деньги и ценные бумаги священнику и не давала никому откуп за него, даже если его будут убивать. С ним несколько раз пытались договориться, вымогая деньги, предлагая свалить всю вину на покойного Батрушкевича. На допросах его жестоко избивали. Тем временем священник поехал в областной центр и рассказал всё губернатору.
Можно сказать, что Онуфрия спасла великолепно отлаженная система взаимодействий. Но мы знаем, что часто сигналы наверх ни к чему не приводят. Здесь же реакция произошла очень быстро. Приехал уполномоченный, зашёл в кабинет, где как раз в это время допрашивали Онуфрия. Он мог приехать в другое время, когда его не избивали. Всё могло развернуться иначе. Но он зашёл именно тогда, когда Онуфрий скрученный лежал на полу. Полицейского арестовали, вызвали и еврея, их обоих отправили в тюрьму.
***
Примечательно, что некоторые люди, которые запоминают страницами сложнейшие цифры, не могут выучить один какой-то псалом в течение нескольких лет. Это лишь доказательство, что инфернальные силы существуют.
Схиигумен Гавриил объяснял притчу о сеятеле из Евангелия, а именно про птиц, которые склёвывают зёрна. Это некая порциальная амнезия. Бывает, человек прекрасно понимает и запоминает всё, что говорится по хозяйской части. Но всё, что сказано по части спасения, забывается. Приходит человек на следующий день – и будто бы ничего не было сказано, будто информация выкрадена из сознания.
Факт участия в оккультных мероприятиях часто стирается из памяти: человек его просто не помнит и вспоминает, только читая какую-то книжку… Кто проходил Чин отречения, знают это.
Очень важно не терять молитву. Это не миф, не фантазия: сейчас всё больше людей, погруженных в оккультные технологии. Мы погружаемся в языческий мир, возвращается эвтаназия, убийства стариков, каннибализм. Кто знает, может, скоро в магазинах будут продаваться куски человеческого тела. Человек, который поддался такому воздействию, уже не способен к критическому восприятию информации.
Сейчас очень модно говорить, что нельзя отступать. Где-то это важно. Но также важно, чтобы человек был всесторонне развит. Если человек поддался аффирмации – он прёт как танк, считая, что это правильно. Но где-то важно и сделать шаг назад, оглянуться: а не загоняют ли тебя в сетку? Есть такая спиралеобразная ловушка для рыб: рыбка плывёт, огибает какое-то препятствие, загоняется в тупик. Если бы у неё была возможность выплыть назад…
Один инвестор рассказывал о своём компаньоне, который отрицал Таинства Исповеди и Причастия. Сам этот инвестор преодолел годы кризисов, придя к мысли, что в бизнесе нельзя обходиться без Причастия. Он понял, что трейдинг – это когда твоя голова каждый день на плахе. Через секунду ты можешь потерять всё. Конечно, ты много зарабатываешь, но в случае неудачи теряешь всё.
Примечательно, что, когда он стал воцерковляться, все его приятели, компаньоны дружно начали учить его жизни: «Ты стал какой-то замороченный, как стал ездить на Соловки… Тебе нужна женщина, чтобы расслабиться – помимо жены… Сходи на 12-ти шаговую программу, там можно всё это обсудить, сублимировать…» Это нормально, когда человек в первые годы воцерковления несколько роботообразный. Вначале человек усваивает заповеди на уровне интеллекта, в жестком варианте. А потом учится пользоваться ими более гибко. В рукопашном бою то же самое: приём выучивается в жестком варианте, а по мере натренированности можно его видоизменять в зависимости от ситуации.
Те, кто давал инвестору такие советы, стали менее успешными. Один из его компаньонов был как раз за то, что никогда нельзя сдаваться. Сначала его дела шли хорошо, но вдруг он провалился, потерял всё, что наработал. В его сознании ошибочно слились две вещи. Разумное восприятие жизни, которое требует подождать: если ты понял, что сделал что-то не так – важно вернуться. Но люди с мышлением, выработанным в психопрактиках, становятся неспособными вернуться назад.
Джек Лондон в своих романах об Аляске, о Клондайке, писал, что самые дорогие собаки те, которые умеют оборачиваться назад. Собаки тянут нарды, и на крутом повороте хозяин может с нард выпасть. Лучшие псы чувствуют, что нарды стали легче – значит, хозяин выпал, – и они возвращались за ним. Если ты выпал, а собаки унеслись вперёд – тебя ждёт смерть.
Послушание. «Идеальная глупость»
В автобиографическом произведении Марии Шараповой есть хорошие мысли. Где-то над христианами смеются за наши иррациональные доводы. Но если вникнуть, заметим, что люди, которые чего-то добились, обладали тем, что близко к Евангельскому мышлению. Профессор Кара-Мурза говорил: манипуляции не поддаются дети и безумцы – те, кто способен на иррациональный ход.
Мария описывает такой термин как «идеальная глупость». Многие проваливаются, потому что чересчур рационально подходят к процессу. Тренер Марии по теннису ставил ей очень рискованный, но убийственный приём – удар над самой сеткой, когда можно попасть в саму сетку. Поначалу это было очень рискованно, но по мере тренировок она постепенно отрабатывала этот удар. Тренер рассказал ей о другой практике, когда люди слишком рационально подходят к теннису: они учат человека не рисковать, делать кручёные мячи. Когда человек достаточно молод, у него это получается. Но с возрастом это перестаёт работать. Если человек делал ставку на рациональное мышление – в итоге он не может выработать нужный навык, который кажется ему глупостью. Но помогает как раз эта идеальная глупость. До того, как Мария освоила этот удар, она проигрывала. Тренер успокаивал её: она ещё только набивает руку. Говорил ей не слушать никого из тех, кто будет отговаривать её делать удар над сеткой, советовать делать стабильные удары – ведь она проигрывает. Идеальная глупость — значит смиряться над временным проигрышем, понимая, что это временное явление. Твой путь может казаться кому-то необычным, но он приведёт тебя к успеху.
У старца Иосифа Исихаста была такая идеальная глупость. Отцу Ефрему он дал непонятную заповедь: ни с кем не говорить. Отец Ефрем понял смысл заповеди, когда духовно вырос. В те годы старца Иосифа считали прельщённым. Но он таковым не был – просто его подвиг был достаточно необычным. Отец Ефрем говорил: если бы у него не было заповеди ни с кем не разговаривать – кто-то наверняка сбил бы его с нужного пути, ведь каждый встречающийся монах говорил ему об его духовнике, что тот в прелести.
Что-то подобное Марии Шараповой дал её тренер и она доверилась ему. Если бы тренер не знал на 100% то, о чём говорил – она бы проиграла.
С одной стороны, мы можем идти рациональным путём, но не так как со слепой мотивацией – переть вперёд, как танк, а можем и пользоваться нестандартными решениями. Если человек живёт по воле Божией – его вектор направлен в сторону Христа, внутри человека есть глубокое убеждение: само направление его пути верное, даже несмотря на ошибки.
Если нет правильной картины мира – человека может нести. Его предупреждают об этом, но он начинает сыпать мотивационными фразами: нельзя отступать, если ты начал что-то делать – делай, иначе ты не мужчина, и т.д., и т.п.
Промысел Божий
Фёдор готовился к кругосветному путешествию на яхте. У него был парус из шёлка, на котором была всего одна строчка. Нужно было сделать двойную строчку. У него не было то ли денег, то ли времени – он не стал укреплять парус. И хорошо, что не было денег, хорошо, что не прострочил. Потому что потом, когда был шторм, яхта накренилась – и парус прилип к воде. Это была смертельная ситуация: всё затапливалось, но мачта прорвала парус, потому что он не был укреплён – и яхта выпрямилась.
Фёдор рассказывал: когда после этого события он спустился в каюту – она была наполнена трупным запахом. «Как будто кто-то открыл газовый баллон и выпустил дух мертвечины. Смертью пахнет, она уже здесь, ждёт меня. И тогда я принял решение. Можно было починить парус и добраться до финиша, но я понял, что дальше мне нельзя. Это была ровно половина кругосветки». Опыт подсказал, что сейчас надо остановиться.
Когда яхта стала затапливаться, у него был разлит керосин. Фёдор понял, что умрёт от удушья. И у него возникло спонтанное решение в измененном состоянии сознания – вскрыть себе артерию, чтобы не мучиться от удушья. Но в последнюю секунду его душа, имевшая навык молитвы, стала молиться. Состояние морока от него отступило.
Он говорит: «Если бы я не верил, что последний шанс – это молитва, я бы погиб. У верующих, если грубо по-мирски сказать, на один шанс больше».
«Чтобы научиться распознавать погоду, мало всей жизни. В океане заметны полосы штормового ветра; кто видит их – умеет читать в облаках волю Божию. Вот настоящая философия. Познание истины невозможно вне общей любви. Фарисей, презирающий других, живёт для себя, и поэтому его «истина» есть обманчивая иллюзия. Как говорит один философ, – тот, кто не влюблён, устаёт от любой дороги. Путешественники никогда не бывают ни к чему безразличными. Они всегда бодрствуют, внимательно рассматривают окружающий мир и события. Вся жизнь для них – познание всего, что создал Господь Бог, потому что всякое творение есть осуществление Божьего замысла».
Человек, который воспринимает жизнь с позиции Божьего замысла, сумеет и увидеть ту черту, где нужно повернуть назад.
Инвестор, о котором говорилось выше, рассказывал, что в жизни его многому научил, как ни странно, серфинг. Когда ты подходишь к жизни с эгоистических позиций – ты не можешь угадать ту волну, которая тебя понесёт. А выбирать надо. И когда ты подходишь к мирозданию с позиции смирения – у тебя появляется некое чутьё. Из нескольких волн ты сумеешь выбрать ту, которая сможет тебя понести и не закончится быстро.
***
Молитва защищает от манипулятивного воздействия, которое с каждым годом встречается всё чаще. В Сибири была очень крутая секта, лидер которой сейчас под арестом.
Примечательно, что там были и министры, и доктора наук. Образование здесь не спасает. Жертвами сект становятся и люди с очень хорошим психологическим образованием. Захват происходит не через интеллект, не через схемы, которые внедряют в человека, а на другом уровне.
Это была рабочая секта, как бирюзовая корпорация: люди продают своё имущество в городах, привозят туда. Им дают халупу, где они живут в антисанитарии, дети не учатся. Лидер секты свободно распоряжается отношениями между людьми: меняет супружеские пары, сегодня ты с этим, завтра – с этим. Главная тема бирюзовой корпорации – любовь-морковь, все друг друга любят. Так и здесь. Когда членов этой секты спрашивали об их решении, они говорили: если бы вы почувствовали ту любовь – вы бы тоже туда ушли.
Монах Иоанн (Адливанкин), специалист реабилитационного центра св. Иоанна Кронштадского, рассказывал, как выводил из этой секты одну женщину с дочкой. Он привёз их в центр, занимался с ними, что-то объяснял и в один момент впал в состояние тонкого сна. Что-то как в фильме «Кошмар на улице Вязов»: включился-выключился – ты вроде здесь, но и не здесь. И вдруг в комнату входит руководитель секты, протягивает руку: «Иоанн, что ж ты меня гонишь?» Отец Иоанн говорит, что тогда почувствовал такую любовь, что понял: без этого человека он больше не может жить. Он подумал, что должен продать свой дом в Посаде, мчаться туда и быть с этим человеком всю оставшуюся жизнь. Но краем сознания понимал, что это нереально – видимо, Ангел Хранитель за него молился. Он пытается правой рукой перекреститься, а рука будто парализована. Тогда он перекрестился левой рукой – и морок сошёл.
Поразительно, какая силища стоит за этим. Человек, который не защищён Божественной благодатью, становится открытым для этого воздействия. Если поговорить с людьми, которые попадали под это воздействие – все они говорят о любви. Но эта любовь маниакальная. Эта любовь не питает человека, это некое скачкообразное гипервозбуждение.
Если у человека на конвейерной линии сознание никак не включено, то со временем он начинает с маниакальной настойчивостью повторять схемы. Так же начальник, который на работе строит подчинённых, трудно перестраивается и начинает строить своих детей дома. Всегда надо помнить, что у нас один мозг, одно сердце. Каким мозгом мы взаимодействуем на работе с коллегами – таким же мозгом будем взаимодействовать со своими близкими, и тем же мозгом будем воспринимать себя.
Академик Ухтомский говорил: если у тебя образовалась трещина в общении хотя бы с одним человеком – эта трещина будет давать о себе знать в отношении твоего познания реальности, твоей жизни в целом.
Гиперфиксация
Одна паломница поделилась своими заметками на тему фиксации, измененных состояний и затопляющей депрессии. «Вся жизнь была заточена на спорт. Хотя был достигнут карьерный пик, результатом фиксации лишь на спорте был вакуум в душе, потеря себя как личности, тяжелое уныние и безрадостность, поглотившие меня с момента погружения в спорт, репетиции, разогревы, профиты».
Крайне важно, чтобы у человека помимо основной деятельности было что-то ещё. Один духовник сказал: если у ребёнка кроме Церкви не будет чего-то ещё – он уйдёт. Должен быть какой-то кружок, общение, некое дело.
«Происходит многолетняя фиксация на изменённом состоянии: когда мы чем-то занимаемся, мы привыкаем к определённой социальной маске. И если у нас нет памяти о том, кто мы есть, эта маска начинает подменять нас самих.
Одно из определений депрессии – разрыв с глубинной основой человеческой личности, некое состояние отчуждённости. Человек перестал слушать свою совесть, перестал согласовывать свои действия со своими ценностями. Действия идут сами по себе, внутри образуется подавленное состояние. Субъективное переживание этой ситуации и есть депрессия. У тебя нет речи. Есть только жесты или движения».
Один актёр рассказывал о губительности системы Станиславского: «Ты вынужден вживаться в каждого – и на каком-то этапе настолько меняешь личины, что забываешь: а где же ты сам? Это полный вынос мозга. У тебя есть характер того, кого ты играешь, но это не реально, не похоже на обычного человека. В этом ты находишься по несколько часов на протяжении многих лет».
Некая женщина создала мощный благотворительный фонд в одной республике. Несмотря на то, что она делала доброе дело, её жизнь катилась под откос. Она стала чувствовать состояние отчуждённости. А на первых этапах шизофренизация сознания проявляется в неспособности человека понять оттенки речи, в том числе – в неспособности понять юмор. Люди, страдающие шизофренией, не в состоянии понять тонкие оттенки смыслов, они слишком буквальны. Шутки воспринимаются на уровне логики. С этой женщиной такая ситуация произошла не сразу. Отчасти в этом ответственная и работа. В нас есть сокровенный сердца человек, о котором говорил апостол Пётр: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет 3. 3).
Этот сокровенный сердца человек растёт тогда, когда мы стараемся духовно напрягаться. Если у человека только механистически выполняемая работа, как конвейерная линия – то внутренний человек прокачивается только в 1% всего своего времени. В такой ситуации внутри всё скрючено, скукожено.
Мы не знаем, как мы осознаём многие аспекты реальности. Кто знает, что такое сознание? Многие считают, что мозг не есть сознание. Мозг – это то, через что сознание себя проявляет.
В итоге эта женщина все-таки пришла к верному решению, что ей не нужно бросать эту работу, а нужно и на работе включать себя на уровне внутреннего человека, а не на уровне выполнения функционала.
«Человек, погруженный в фиксацию, создаёт себя в момент какого-то действия. Если он в это действие максимально погружён и честно проживает свою жизнь через это, будь то танец, спортивные движения или что-то другое, – то он всё дальше и дальше уходит от своей реальной жизни. Хотя с точки зрения некоторых он реализует собственное призвание.
Ты с детства учишься отказывать себе во многом: в общении с родными, с друзьями, в разностороннем развитии, во многом другом, – по причине не хватки времени на лишнее».
В сказке для взрослых «Момо» был господин Фудзи, у которого была парикмахерская. Он разговаривал со своими клиентами, радовался жизни. У него была невеста, он часто навещал маму, общался с ним. Но к нему пришли некие серые господа и сказали: «Господин Фудзи, вы прожигаете свою жизнь напрасно, на невесту вы тратите столько-то часов в день, а маму – столько, на попугая – ещё столько-то. Вам нужно оптимизировать своё рабочее время, чтобы сэкономить его для успеха». Он отдал попугая, перестал заниматься мамой, разорвал связи с невестой. Отдельное внимание серые господа уделили книгам, презрительно сказав: «А ещё вы читаете эти Книги» – и он целиком сосредоточился только на работе, перестал разговаривать с клиентами, потому что у него был жесткий тайминг. В итоге он потерял сон, началась депрессия. В целом его жизнь стала безрадостной.
С точки зрения этих серых господ, всё, что делает нас людьми – всё это лишнее. В сектах это и есть стратегия – заставить человека отказаться от того, что даст иммунитет против воздействия секты.
«Выпадая из этого существования в обычный мир, если закончится карьера, ты уже будешь не королевой: здесь никто не знает о фантастических вещах, которые ты делал в своей профессии. А вся твоя действительность была подчинена твоему «служению». Все люди вокруг воспринимались как твои помощники в достижении твоей высокой творческой цели. Может, я преувеличиваю, но чувство исключительности в себе и в своих коллегах нужно заметить – мы воспринимали себя как некими небожителями.
При высокой квалификации, с навыками, с рефлексами в необходимых высших стилях человек превращается в особый вид артиста: он немой, через него разговаривает некое движение. Поэтому адаптироваться к настоящей жизни ему особенно трудно, и потеря части себя ему гарантирована. Человек становится амфибией, русалкой. Его сознание претерпевает некое изменение. Из спортивной жизни перешло качество – застревать на мелочах. Развилась проблема потери времени на доведении какого-то движения до идеала, уже похожая на психоз. Оттачивание мастерства в очищении всех грязных движений превратилось в зависание на чем-то незначительном с точки зрения общей картины. Невозможность оторваться или прерваться. При этом начать любое дело крайне трудно – оно кажется слишком большим и трудным, если делать, как следует, до победного конца».
Человек привыкает оттачивать какое-то движение, вкладывает в это всю жизнь. Со временем вырабатывается некое качество сознания, которое он проецирует на другие элементы жизни. Человек может без конца объяснять одну и ту же мысль, потому что ему кажется, что он недостаточно хорошо объяснил. Он привыкает тысячи раз повторять одно и то же движение, пока оно не получится. Со стороны это будет выглядеть как одно и то же, но для него каждый раз будет чуть-чуть разным.
Альтернатива. Духовная жизнь
Такая фиксация снимается только тогда, когда он начинает слышать других. Это очень сложно, хотя кажется очень простым. Помогают 5 навыков: пост, послушание, молитва, режим и любовь. Благодаря им человек может нащупать способность к альтернативной дорожке.
Что такое любовь? У тебя есть своя точка зрения, но из любви к другому ты прислушиваешься к его точке зрения и принимаешь альтернативу ко вниманию. В психозе мы уже не можем полагаться на свой разум – он нас обманывает. Но навыки, развитые до психоза, действуют уже сами по себе. Формируется способность понять, что мы зашли куда-то не туда.
У профессора Б.С. Братусь есть замечательная статья «Сдвиг на цель», где описывается, как эпилептики реагируют на цель. Хотя там описывается клиническая картина, но в микродозе это есть во многих из нас. Для эпилептиков характерно застревание. В норме человек, который учится пользоваться коробкой передач, осознаёт: это нужно ему, чтобы научиться ездить на машине. Ездить на машине нужно, потому что он врач и ему следует добираться на работу. Ездить на работу нужно, потому что так он в рамках своей профессии реализует христианское призвание, и с этим призванием может войти в Вечность. Процесс переключения коробки передач связан напрямую с Вечностью. Но при эпилепсии человек застревает на самом процессе: ему важно научиться максимально быстро и точно переключать передачи, при этом он забывает о конечной цели. Или ему важно максимально точно передать мысль, при этом забывается, что именно он хочет донести до собеседника. Профессор подсказывает методы выхода из этой клинической ситуации, которые схожи с тем, о чём говорим мы. По сути, многие авторы передают одни и те же мысли по этому поводу, только разными словами.
Эпилепсия, как некий сдвиг, может наблюдаться у человека не только как следствие заболевания – можно просто неудачно удариться головой, получить поражение нервной системы в результате перенесённого инфекционного заболевания. Причин много.
Есть две группы пациентов, у которых имеется такая история. В первой группе эгоистические пациенты, они требуют внимания к себе, потому что они больны, несчастны. Они никак не участвуют в жизни отделения или в домашних делах. Прогнозы у этой группы самые неблагоприятные – человек проваливается.
Благоприятный прогноз у тех, кто, даже имея серьёзную болезнь, всё равно участвует в жизни.
Вот история одного человека с диагнозом шизофрения. У него была к этому предрасположенность, но большую роль сыграла эзотерика, к которой он обратился, чтобы привлечь успех в продажах. Он приезжал на Соловки, но дело даже не дошло до Чина отречения. Когда ему сказали, что нужно пройти такой чин, у него возникла нелепая мысль, что после Чина отречения ему должны дать подарки. Вслед за этими мыслями ему стали мерещиться какие-то запахи, благоухания. В итоге была госпитализация, отправка на материк. Но когда этот человек попал на отделение, он организовал стенгазету, его сделали чуть ли не старостой, он мотивировал других. Он достаточно быстро был выписан, и рецидивов не было, хотя у него осталась некая странность.
Крайне важен момент эмпатии. У таких людей прогнозы самые благоприятные. Проф. Братусь пишет: если вы прививаете своим детям навыки слушать других, не требовать внимания к себе, а участвовать в жизни семьи, коллектива – то даже если случится с ним такое страшное испытание, болезнь и т.п. – у них будут ресурсы выйти из них.
Когда человек всю жизнь развивается только в одном направлении, фиксирован на нём – он оказывается беззащитным, если происходит скачок эмоций. Говорят, у 20% людей есть очаги эпилепсии, есть вспышки, просто нет приступов.
Достоевский тоже был эпилептиком. Но когда он стал воцерковляться, христианизироваться, обогащаться духовно и культурно, он научился свои вспышки пускать в конструктивное русло.
Братусь в своей статье описывает больницу на Кубе, которая устроена очень сложно, на грани невозможного. У угасшего пациента, у которого пропал любой интерес к жизни, находят хоть какую-то зацепку, где ему интересно, и потом с ним индивидуально занимаются. Если ему интересно гончарное мастерство – с ним один мастер. Потом его переводят в группу и там есть возможность общаться. Так постепенно его переводят за пределы больницы, в мастерскую, и он лишь ночует в больнице. Позже ему снимают жильё. И так, постепенно, он адаптируется к нормальной жизни, живёт в обществе.
Когда человек начинает так детально (как это происходит у эпилептиков) раскладывать любую процедуру, для него обретение нового навыка становится непосильной задачей. Он не может просто взять и обнять другого человека – он превращает всё это в процедуру.
***
«Неприязнь до презрения, уныния овладевает душой. Трудно вырваться из этого взгляда на других и вообще на жизнь. Это состояние заполняет тебя всего, и никак не посмотреть на него со стороны. Происходят качели от эйфории до депрессии. Перепады эмоционального состояния бывают мучительны. Иногда даже начинает трясти от эмоционального подъема, а потом выключает внезапно до опадения лица – буквально мышцы на лице опускаются и нет сил вернуть лицо».
Это похоже на маниакально-депрессивный психоз. Но есть состояния клинические, а есть то, что мы делаем своими руками.
Как возникает «рукотворное» биполярное аффективное расстройство – БАР? Когда у человека идёт работа, он начинает работать ночью, до утра, и утром – его «прёт». Психика его постепенно истощается, происходит нервное перенапряжение. Человек испытывает желание отоспаться сутки. Люди творческие склонны идти на поводу у своих эмоций: им важно принять в себя эмоцию, ей загореться и ей же жить. А когда на поверхности сознания возникает желание работать до изнеможения, нервная система перенапрягается, истощается. Учитель Ухтомского сформулировал этот процесс так: перенапряжение нервного волокна ведёт к торможению. Вслед за перенапряжением будет стадия упадка. Если человек творческий привык идти на поводу у идеи – он пойдёт и на поводу у упадка.
5 навыков. Равновесие
О пяти навыках: посте, послушании, молитве, режиме и любви
А также в беседах о БАР, «Преодолеть отчуждение» Ч. 2
Пост. Хочется кинуться на мороженое в постный день, и ради любви к Богу вы «отрываете себе руку» – ради высшей цели. Если высшей цели нет, будет очень скучно «отрывать себе руку». Когда вас застанет состояние на пике – наверху или внизу – вы сумеете себя удержать.
Послушание. Если просьба ближнего не противоречит вашей совести и Евангелию – можно её исполнить. При этом, отрываясь от своего дела, вы встретитесь с некой печалью. Но, преодолевая эту печаль ради любви к другому человеку, вы обретаете важный навык. Когда будет затапливать страшное уныние – будет возможность преодолеть и его.
Молитва. Хочется думать о своём, но вы сосредотачиваетесь на словах Псалтири, например. Здесь Господь помогает мистически. Но и обретается навык управления вниманием. Когда будут одолевать тяжёлые мысли – будут силы воспроизвести этот навык.
Любовь. Способность видеть альтернативный вариант: у ближнего есть точка зрения отличная от вашей. Не желая оскорблять его, терять с ним мир, вы принимаете его точку зрения. Со временем вырабатывается способность посмотреть в сторону, увидеть подсказку в критической ситуации. Если обратить внимание на истории выживших в экстремальных обстоятельствах, у них всегда было такое качество. Ответ всегда где-то за углом, а прямо впереди – ловушка.
Режим. Это, возможно, самое ценное. Отец Герман, духовник Соловецкого монастыря, всем советует в первую очередь налаживать режим. Например, у вас пик творчества, хочется работать до упаду, но в определённое время вы ложитесь спать. Профессор Ухтомский считает, что в работе максимально полезно прерываться, потому что потом можно со стороны посмотреть на процесс. Со свежими силами встаёте, продолжаете. Если идти у себя на поводу, продолжать работать, когда нужно спать – когда придёт отчаяние, вы так же пойдёт на поводу у отчаяния, потому что вы выработали у себя навык идти на поводу у любого восприятия, которое попадает в поле вашего зрения.
Есть один простой рецепт, но он очень трудновыполнимый: в моменты пика не идти у него на поводу, выровнять разумный режим. И так же в моменты упадка, когда не хочется ничего делать – нужно себя заставлять делать хотя бы неинтеллектуальную работу, вынести мусор, убрать пыль, перебрать что-то. Так поступают спортсмены: если ему плохо – он всё равно приходит в зал, хотя бы попинает мяч, но тело получит хоть какой-то импульс.
Возможно, вы потратите 2 часа на простую работу, которую в другое время сделали бы за 5 минут. Но если привыкнуть в состоянии, когда хочется упасть на диван, не ложиться и что-то делать, то со временем получится выходить в «здоровую середину».
«Когда ты выдохся, устал, опустел – должен всё равно работать. Должен чем-то брать других, достать живую эмоцию из себя. Окрасить свою роль, танцевальный текст живыми оттенками. Должен перетанцовывать себя. Мрачность и отчуждение – это холод и безчувствие, которые являются следствием, может, даже успеха. Успех бросает из повышенной энергичности и приподнятой радости в мрачную отчужденность и безразличную апатию».
Многие святые отцы рассматривали фазу возбуждения-упадка как действие страстей. Гнев – это энергия. Мы раскачиваемся, а когда осознаём, что натворили – наступает упадок. Когда человек выходит из такой раскачки, из БАР, тогда он начинает стараться занимать ровную позицию в отношении всех страстей. Режим питания: не идти на поводу у себя, когда хочется есть вкусное, а есть сбалансировано: и вкусно, и полезно. Есть какие-то предрасположенности, или диета, связанная с болезнью, но всё равно нужно стараться соблюдать баланс. Всегда, когда мы идём у чего-то на поводу, этот навык идти на поводу усиливается.
«Я поняла, как может навредить человеку неправильный подход в творческой работе. Тщеславие, самолюбование, маниакальная зацикленность на результате. Эйфория, депрессия, нереализованность, деградация. Пьянство для снятия стресса, бесчинство, тяжелые формы алкоголизма. Блуд, аборты ради искусства, карьеры».
Сейчас уже изобрели препараты, прерывающие менструальный цикл. В американской армии женщины считают менструальный цикл ненужным атавизмом. Хотя все эти процессы несут в себе гораздо более глубокий смысл, чем современные медики могут понять. Взлом этих процессов может привести к серьёзным поломкам.
«Анорексия, таблетки-стимуляторы, нетрадиционные лекари, психопрактики ради творческого роста. Потеря психического здоровья, сумасшествие, потеря самоидентичности. Массовое неучастие в таинствах Исповеди и Причастия. Хотя многие из нас крещены. А если кто и участвует, то для защиты от тёмной силы.
Мы состоим в отдельном негласном сообществе людей, которые достигли звёздного поля особым родом многочасового физического труда. Время на рабочий процесс забирается почти целиком. Выходные исчезают из расписания и порой нам не отдаются. Рожать детей некогда и нечем, потому что вследствие перегрузок случаются выкидыши. Отпуск короткий, по одной неделе в году, а порой во время отпуска какие-то мероприятия. Пенсия превращается в смерть или в свободу от рабства.
Но многие из нас считают себя отдельными представителями звёздного мира. На деле же всё превращается в некую инфантильность».
На эту тему статья:
«Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления»
Нужно каким-то образом заставлять своё сознание жить. Но у нас нет мотивации, чтобы делать это постоянно. Кто-то учит стихи, про себя читает песенки – но мы от этого устаём. А когда у нас есть главное – связь со Христом, реальная точка прикрепления к реальности – то, если мы покачнулись в гнев, мы понимаем, что сейчас мы формируем состояние, которое заберём с собой в Вечность. Создаём несчастную участь. Тогда мы боремся с гневом, миримся с людьми. Возникает контрдействие, в хорошем смысле наше сознание 24 часа в сутки обогащается, структурируя всю свою деятельность вокруг связи со Христом.
Чтобы её сохранить, необходимо изучить характер людей, обрести много навыков, держать равновесие. Если мы даже будем заниматься одним делом, как говорил свт. Феофан затворник – хранить во внутренний мир – то это хранение внутреннего мира нас научит всему. Когда этой привязки нет, люди приобретают массу навыков, проходят массу тренингов, но всё это из ниоткуда в никуда. Человек посчитал, что ему нужно, чтобы быть счастливым, изучить четвёртый язык, в уме считать четырёхзначные числа… Все эти навыки ни к чему не пристёгнуты.
Вся нейрофизиология, весь опыт выживших в экстремальных обстоятельствах, можно свести к одной простой фразе: если человек зацикливается на внешнюю реальность – спасти его может только духовная жизнь. Но не духовная жизнь сама по себе, как фантазия, а как стремление к связи со Христом. Тогда человек будет вынужден двигаться постоянно, в хорошем смысле, даже если вокруг ничего не происходит.
ПРИЛОЖЕНИЕ: История, балерины (в тексте ее история приводится частями и где-то – своими словами).
Приводим рассказ одной паломницы, завершившей карьеру балерины. Хотя профессия ее довольно специфична, но представленные в её письме закономерности могут относиться ко многим людям. Пунктуация и стиль речи сохранены, в основном, оригинальные.
«Если ты успешен в такой специфической деятельности, погружён в неё с головой, и счастлив в этом самоотверженном процессе, то, когда наступает момент лишения главного источника (в моем случае физического напряжения в оттачивание рисунка танца и выкладывания этого труда на сцене), то что тебе остаётся? Как сейчас я испытываю ненужность, неприкаянность, нереализованность! Ощущение, что я “халтурю, не живу честно, на полную катушку… как будто я прогуливаю репетицию или “свой” спектакль».
– Механизм формирования депрессии, описываемый в истории, рассматривается в контексте преодоления той самой депрессии в тексте – «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии). Ч. 1», глава «Депрессия и отчуждение деятельности от глубинных основ личности».
Также при желании см.:
Уныние. Часть 1/3 (а), часть 1/3 (б), часть 2/3 (а), часть 2/3 (б), часть 3/3 (а) часть 3/3 (б)
«Депрессия и выход из неё».
С чего все начиналось… Все решили за меня
Профессия балерины травматичная и изнуряющая физическими постоянными нагрузками. Готовят к ней с самого юного возраста, порой с 4-х лет развивают физические данные, координацию и музыкальные способности (чувство ритма? в основном). Работают с детьми, как правило, жестко, требуя подчинения командам педагога, объясняя это серьезностью выбранного пути. Хотя неизвестно, тот ли это путь, что нужен человеку.
Нередко успешно отбивают у ребёнка желание танцевать и радоваться музыке, кружась в незатейливом фантазийном танце, что так естественно для детей. Так и было и в моем случае. С 4-х лет меня отдали в студию народного танца, для развития. Позже перевели в студию балета.
Хотя я всегда хотела заниматься рисованием… но особо не сопротивлялась. Мама возражений не терпела. Она искала для меня особый путь – без рутины провинциального города.
Когда мне исполнилось 9 лет, балерина-педагог нашей студии посоветовала отвезти меня в профессиональную балетную школу, так как у меня, по ее мнению, были очевидные физические способности для профессионального балета: музыкальность, артистичность, приятная внешность, хорошие пропорции тела и так называемые “данные”: гибкость спины, растяжка ног…
По факту – это была дисплазия тазобедренных суставов – полезная для балета медицинская патология, обернувшаяся для меня сначала “удачей” с печальным концом. Вследствие этой патологии я теперь испытываю серьезные проблемы при ходьбе, хрящи от особых балетных нагрузок на эти суставы кое-где стёрлись, кое-где надорваны. В перспективе меня ожидает либо операция – замена сустава, либо хромота, в худшем случае – коляска инвалида.
Без анестетиков последние годы работы танцевать было невозможно, хотя опыт, мастерство, только начали давать свои долгожданные плоды. Я только научилась танцевать, как стало тяжело ходить…
Давление. Человек-инструмент
С 10 лет до 18 нас готовили к специальной исполнительской деятельности (классический балет особо сложное искусство, требующее от человека не только способностей тела, музыкальности и артистичности, но и выработанных рефлексов, необходимых для выполнения сложного рисунка движений танца, в разном ритме и с разной скоростью).
В балетной школе с начальных классов в нас воспитывали дух полного подчинения требованиям педагога. За неисполнительность и нестарательность выгоняли из балетного класса и грозили отчислением. Работать надо было через «не могу». Напряжение психическое и физическое было нормой балетных уроков. Применялось психологическое давление с самых ранних лет обучения. Часто звучало: «не можешь – вот дверь!» Либо «нечего здесь рыдать – уезжай в свой город, если не можешь трудиться!»
Родители были далеко, жила я в интернате. 10 человек в комнате – таких же, как я, девочек. Найти защиту и утешение было не у кого. Приходилось глотать слёзы и терпеть всё, что приносил каждый день обучения с 9.20 до 17.20, а потом интернат… И так 8 лет становления личности до выпуска из балетной школы.
Нас приучили к мысли, что надо неимоверным трудом трудиться над своим мастерством в течении «всей» балетной жизни (как я понимаю – это до пенсии). Не можешь в балетном зале – работай в голове над улучшение траектории танца. Заботься о своём инструменте (ногах, мышцах, спине…) особо внимательно, готовя его к репетициям. Отпуск? Обязательно занимайся гимнастикой! Не теряй форму. Выходной? Не ходи много, дай отдых телу после репетиций для восстановления усталых мышц и суставов (компрессы, лечебный массаж, ванны для стёртых в кровь пуантами пальцев ног). И думай об ошибках в твоём исполнении, чтобы, придя в балетный зал, ты был готов исправить их.
Но балет – искусство высокое, даже, говорят, идеальное. Идеал все отодвигался и отодвигался в высь. Казался недостижим. По всем признакам начал развиваться болезненный перфекционизм и боязнь ошибки на сцене.
Что помогало держаться
Техника танца очень сложна, особенно если это ведущая партия в спектакле. Нервы были постоянно напряжены. А на сцене во время спектакля помогала только Надежда на Бога, – до того было мучительно страшно подвести, споткнуться, оступиться, упасть, не соответствовать уровню солистов театра, всем легендарным предшественникам. Нередко преподаватели равняли нас на них…
В зале сотни зрителей! А ты один. Никого рядом. Музыка, свет – и ты со своими не идеальными движениями, простая девушка из маленького города, которой дали шанс… а билеты продали за большие деньги! И зрители ждут! Чего-то особо прекрасного, ну или хотя бы удивительного! А чем ты, обычный смертный человек можешь их удивить? Но надо 3 часа работать на пределе умения и нервного напряжения. Работать учили душой и одновременно, конечно, телом – на все 100 %. Конечно, искусство, – не спорт! Это особое зрелище! Ты должен быть достоин…
Если бы не Вера в Бога, открывшая непостижимую тайну любви, то терпеть напряжение этого непрерывного усилия и заточенности на каждодневную физическую тяжелую работу было бы бесцельной тратой бесполезных усилий. А тема Любви в балете – это простая, но прочная нить, соединяющая тебя с мыслью о призвании, о служении людям через прекрасное в искусстве.
Депрессия. Деперсонализация. Дереализация
Ну а что же теперь? Когда нет больше у меня этой работы души и телом на все 100%? – Нет выхода на сцену и нет труда, к которому так привык! Нет того, что оправдывало твоё существование! Вся эта жизнь души, тела, мысли, захваченная единой целью закончилась! Она больше не нужна! Ты больше не можешь исполнять собой тех сложных героев, которых ты изучал душой телом так тщательно и постоянно! То, что ты научился делать и к чему так привык!!! То, что было твоей долгой, трудной и предельно напряженной, казалось полноценной жизнью, – теперь закончилось!
Есть ощущение, что меня НЕТ. Что я не существую. Я себя без этой работы не ощущаю. Я себя не знаю вне этой работы. Я не умею общаться с людьми. Не умею выстраивать свой день без расписания на доске театра. Не умею оплачивать счета. Я боюсь людей, которые раньше сидели в зрительном зале, а теперь просто рядом. Я не знаю того мира, который за пределами мира балета.
Трудное испытание настигло меня неожиданно, когда я пришла сообщить, что не могу более танцевать… мне не предложили работу репетитора. Хотя это первое, что предлагают уходящим солистам в их театрах. Я оказалась нежелательна со всем своим опытом и знанием репертуара, со своими званиями народной артистки! Меня не пригласили на работу!
Я восстанавливала ухудшавшееся здоровье ног около года. Нигде не работала. Отдыхала от всей прежней жизни и начала “расслаиваться” на части, разваливаться, тупеть, деградировать. Ничего не хотела и не могла делать.
Только думала, что надо бы учиться! Когда пошла всё же поступать, то решила пойти по пути мечты детства – рисовать. Но туда, где можно профессию новую приобрести. Если нет таланта к рисованию, то можно будет пользу какую практическую получить. Пошла учиться на дизайнера. И тут – новое испытание! Страх: не быть выдающимся учеником! Я же взрослая женщина! Меня же знают, как выдающуюся артистку! Я должна быть образцовым учеником! Я обязана показывать пример!
А что же выяснилось!???? Память не усваивает! Ничего не могу запомнить! Задания сверхсложные! Я не была готова к такой степени сложности! К такому объёму и очень разным новым предметам, в которых надо было быстро соображать и делать задания! Эти была личная катастрофа – разочарование в себе, в своих возможностях и способностях!
Но! Бросить я не смогла! Куда я пойду? В театр педагогом меня не зовут! Выбор учиться на дизайнера я сделала сама!.. Так и страдала от своей ошибки выбора 4 года обучения. Благо есть друзья, помогли учиться! Но мое болезненное самолюбие одной из лучших балерин отравляло жизнь каждого дня.
Перфекционизм. Эмоциональные «качели»
Из балетной жизни в сегодняшнюю перешло качество «застревать на мелочах». Как и писала ранее, проблема потери времени на доведении до «идеала» какого-то промежуточного этапа.
Похоже уже на психоз. Оттачивание мастерства и вычищение «грязных линий рисунка» превратилось в «зависании» на чем-то незначительном, с точки зрения общей “картины”, дела. Невозможность оторваться или прерваться. И при этом начать дело (любое) крайне трудно! Оно кажется слишком большим и трудным, если делать его «как следует» и до победного конца.
Приобретение профессиональных навыков и балетного мастерства длилось с 10 лет до 40. Вероятно поэтому есть страх перед объемом задач в любом деле. Так как идеал недостижим, а хорошего исполнения в балете надо добиваться через большие усилия и многократное повторение.
Могло бы пригодиться это и в духовной жизни, но почему-то не пригождается)
«От эйфории до депрессии» – это, кажется, очень близко к моим состояниям. В театральной, творческой среде это, порой, называют «артистической натурой». Перепады эмоциональных состояний бывают мучительны. Иногда начинает даже «трясти» от эмоционального подъема! А порой «выключает» внезапно, до «падания лица», – буквально мышцы на лице опускаются и нет силы «вернуть лицо»…
Может это последствия творческой, принудительной, деятельности? Когда ты выдохся, устал, опустел, но должен работать на сцене. Должен чем-то «брать зал», «достать живую эмоцию из себя», срочно достать из памяти или воображения и окрасить роль, танцевальный текст живыми оттенками. Требовалось научиться «перелицовывать» себя. Либо использовать своё состояние души в контексте роли.
Теперь меня бросает из повышенной энергичности и приподнятой радости! (во время преподавания к примеру, балетные классы, репетиции). А бывает, внезапно погружает в мрачную отчужденность и безразличную апатию на длительные промежутки времени. И порой это происходит без самопринуждения, без моего участия… И не в уединении только, но и на глазах ближних – они, конечно, недоумевают и переживают…
Отключение сознания, потеря контроля над душой из-за чрезмерности попыток контроля тела
Слушая о силе мыслительной, отметила деталь! Повторение балетных движений! Отключение сознания! У нас в работе над танцевальным текстом есть условие – многократное повторение движений (до изнеможения) И эффект от этого – свобода владения хореографическим текстом (естественность в танце без видимых усилий). И как следствие бесконечных повторений – свобода творить «роль». Автоматическое исполнение на уровне рефлекса – это задача в повседневной работе. А что же тогда с сознанием происходит?
И какие могут быть последствия от постоянной концентрации на Своём исполнении, порой, с маниакальной дотошностью и уничтожающей самокритикой? Зацикленность на своей персоне с первых лет обучения в балетной школе… это 8 лет. А потом,с усложнением той же задачи, еще 30 лет подобной деятельности.
Может кол-во повторений должно быть чрезвычайным?.. и только тогда сознание отключается?
Наблюдая за собой и за другими балетными во время репетиций заметила, что доходило до нервного срыва от недостижимости идеала в движении. Повторяют и повторяют движение! Не хотят слышать коррекции, продолжают «пилить» себя, ведут себя агрессивно… Порой это похоже на истерику, на психоз. А потом эта неудовлетворенность «собой» перерастает в хроническую досаду, печаль, уныние.
Стоит ли того?
Постоянное состояние балетного артиста – это хроническая усталость и эмоциональная подавленность… недавно зашла в театр. Все бледные, печальные, унылые. Глаза у многих пустые…
Впечатление от сегодняшнего артиста балета – замученный человек. Словно нет цели, нет понимания для чего так мучить себя…
Чувство неполноценности распространено среди балетных артистов. При этом часто начинается с болезненной амбициозности, мечты о себе успешном в профессиональной деятельности…
Взаимодействие с социумом
«Скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты». Кажется, так?
Есть проблема! Я поняла, что мне важно с кем я сотрудничаю! Недостатки и грехи человека, с которым мы делаем вместе то самое доброе дело, смущают и напрягают. Ожесточаюсь, критикую. Обижаюсь и отчуждаюсь! Трудно терпеть другого человека. А сама? Сама я, по словам других, человек с тяжелым характером.
Не-идеальность в себе, в ближних рождает неприятие! Неприязнь до презрения и уныния овладевает душой и трудно вырваться из этого взгляда на других и вообще на жизнь. Это состояние всего тебя заполняет и никак не посмотреть на него со стороны, как на «не твоё»!
Мои метания по поводу того, чем занимаюсь, упираются в некое мое идеальное видение процесса, который пока не получается в реальности. Разногласия, раздражение, повышение голоса… ну и так далее. Всё это, наверное, нормально? Мы, взрослые коллеги, учимся, как и дети… наверное, так?
Мы – лидеры по натуре и каждая со своим проф. опытом. Характеры у нас, похоже, упрямые. Но мы хотим делать дело вместе…
Итог. Выгорание
Хотела поделиться одним предположением, которое и возникло вследствие обдумывания темы о фиксации, темы об изменённых состояниях и затопляющей депрессии.
Вакуум в душе, потеря ощущения себя, как личности, тяжелое уныние и безрадостность, поглотившие меня с момента прекращения физического напряжения и погружения в многолетний “балетный” труд (репетиции, балетные классы-тренировки и разогревы, и, главное, – спектакли с их аплодисментами) свидетельствуют, как мне кажется, о фиксации на изменённом состоянии СЦЕНИЧЕСКОГО действия. Где ты – не совсем ты, а некто, героиня, но не обычный человек! У тебя нет речи! У тебя есть жесты и мимика, а вместо слов – музыка и танцевальное движение! У тебя есть характер, как у героини, но всё в тебе, как в балетном персонаже – нереально, непохоже на обычного человека… И ты в этом существуешь несколько часов спектакля (и репетиций) на протяжении многих лет.
Возможно, правы те, кто считают, что актёрство меняет человека. Но ведь балет – это не совсем актёрство! Это физически напряженная, танцевально-эмоциональная, пластически линейная (рисунок танца) РЕАЛЬНОСТЬ! Балетный танцовщик эту реальность, жизнь сценического героя, создаёт в момент спектакля!
И что, если делать это максимально погружённо и «честно» проживать это через танец? – ты всё дальше и дальше от собственной реальной жизни…
А если этот процесс начинается с 10 лет? Постоянно усложняясь и выстраиваясь в систему координат, жизненную философию, где самопожертвование ради высокого искусства (балета в данном случае) предлагается преподавателями, репетиторами, как главная цель творческой жизни? И ты учишься с детства отказывать себе во многом (в общении с родными и друзьями, в разностороннем саморазвитии и многом другом) по причине нехватки времени на ”лишнее”?
Тогда, выпадая из этого существования в «обычный» мир, где ты уже не играешь великолепную роль на сцене, где ты не можешь танцевать совсем !? – То тебя и нет… так как ты там фиксировался изо дня в день, сама того не понимая… А окружающая действительность была подчинена твоему “служению” на сцене. И все люди вокруг воспринимались, в основном, как твои помощники в достижении этой “высокой” творческой цели…
Может я преувеличиваю, но чувство исключительности в себе и своих коллегах по балетной сцене иногда удаётся заметить – эдакие «небожители»…
Выводы
Главный вывод, который напрашивается – это излишнее погружение в эмоционально-физические процессы танца, как текста, как языка несуществующих «существ»! Наверное, непонятно)? Балетный танцовщик (высокой квалификации, с навыками и рефлексами, необходимыми в высших стилях, классическом танце и, на нем основанных, современных течениях) – он особый вид артиста! Он – немой! А когда “живет” на сцене, то разговаривает через танцевальное движение собственным телом! Поэтому адаптироваться к настоящей жизни ему по-особому трудно… и потеря части «себя» ему гарантирована. Он (она), как человек-амфибия, как русалка. Его сознание претерпевает некое особое изменение. Самообман!
Балерина без танца, как рыба без воды. Поэтому спиваются многие…
Мне кажется, зацикленность жизни балетного танцовщика на себе как инструменте, как особой личности искусства, как избранном человеке, как винтике в большом механизме поражает беспомощностью для самостоятельной жизни вне «машины балета». Усугубляются многократно такие качества, как самолюбие, честолюбие и тщеславие под прикрытием “служения искусству “, «служения людям через искусство».
Обособленность мира балета, замкнутость режима жизни, где центром является работа в балетном зале и на балетной сцене, администрирование остальной жизни другими служащими выращивают в человеке зависимость от такого образа жизни и бросают человека в глубокое уныние и даже отчаяние, когда он больше не нужен в этом сообществе по причине травмы, болезни и, конечно, пенсии.
Алкоголизм – самое распространённое последствие невостребованности…
В завершение, наверное, скажу про себя. Уйдя на пенсию, я чувствовала, что не реализовала себя как человек. Сейчас учусь жить заново. Пытаюсь разобраться, что я за человек теперь! Какие качества мне присущи? Как мне с ними жить?
Очень остро ощущаю нехватку признания, «зрительских оваций!» Одобрения того, что я делаю! А делать новое дело мне очень трудно. Любое начинание хочется делать на «ура»! А это не удаётся! Впадаю в тяжелые состояния безрадостности. Жжёт обида на тех, у кого получается!
Всё это видимые последствия аплодисментов за тяжелый, кровавый труд Балерины, которой я себя, оказывается, привыкла ощущать!
«Издержки» профессии. Что дальше?
Пишу всё это, чтобы понять, как может навредить человеку неправильный подход в творческой работе. Недавно я беседовала с молодым балетным актером. Он спрашивал “как готовить роль?” Вот и задумаешься, как не навредить) проблемы творчества очень актуальны!
Но балет – это отдельный мир. И проблемами балетных артистов с их проблемами особо никто сейчас не занимается! А «мы» – живые люди! и не секрет, что люди театра в особой зоне риска: тщеславие, самолюбие, маниакальная зацикленность на форме и результате, эйфория, депрессия, нереализованность, деградация, пьянство для снятия стресса, бесчинства, тяжёлые формы алкоголизма, блуд (особенно на гастролях ), аборты ради искусства и карьеры, постоянная смена жён и мужей, тотальное одиночество, добровольное уничтожение здоровья (анорексия, таблетки-стимуляторы, нетрадиционные лекари, психопрактики ради творческого роста, потеря психического здоровья (сумасшествие)… Потеря самоидентичности! Массовое неучастие в таинствах исповеди и причастия, хотя многие крещены (для защиты от темной силы)!
А «нас» (балетных) много! Проблемы есть, и они специфические, хотя и объяснимые. «Мы» состоим в отдельном негласном сообществе людей «балетного мира». И отделены от нормальных людей границами театров, балетных залов и особым родом многочасового физического труда. Время на рабочий процесс забирается почти целиком, Выходные (понедельники) исчезают из расписания и, порой, их не отдают артистам.
Рожать детей некогда и «нечем» (выкидыши на первых сроках беременности – обычное дело)… Отпуска короткие, по неделе в году, или вместо отпуска – гастроли!
ПЕНСИЯ – «смерть» или «свобода от рабства»???
Но многие «балетные», как мы сами себя называем, чувствуют и считают себя отдельными представителями театрального мира… и к актерам себя не причисляют! В общем, «нас» много, и “нам”, многим из нас, нужна реальная помощь! Балетные – это синтез, что-то вроде ”актера-спортсмена”…
Зависимость от «корпорации» – вот ещё проблема инфантильности балетного человека!
«Не свой» выбор проф. пути! Родители отдали ребёнка в балетную школу – и «потекло течение»…
Ваши беседы хотя бы отчасти могут стать опорой для потерявшихся.