-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
15 августа 2024 г. Не только молитва, но и труд. Молитва и способность действовать
Слово при служении молебна о начале благого дела. Ч. 2
Не только молитва, но и труд
На прошлых молебнах перед началом доброго дела уже не раз говорил, что в Православии нет такого понимания о соотношении молитвы и труда, которое нам, бывает, приписывают.
Мы однажды с одним врачом говорили, который мне сказал: Вы, православные, хорошо устроились, типа, молись и лежи на печи…
Нет, конечно, когда мы прибегаем к молитве – это не значит, что человек потом лежит на печи в надежде, что всё как-то само устроится.
Также у нас нет такого протестантского понимания, что ты признаёшь своё бессилие и только Сила Всемогущая может справиться с какой-то твоей проблемой.
В Православии есть учение о синергии – учение о соединении Божественной воли с человеческой. В книге ответов на вопросы преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка было об этом сказано: «Человек, дай мне медный обол – призывает Господь, – и Я отсыплю тебе тысячу талантов золота! Но только дай мне твой медный обол!» Медный обол – это копейка. Талант – это мера веса драгоценного металла более 20 кг.
Кстати, кто читал книгу Генрика Сенкевича «Фараон», там рассказывается, что фараон задолжал своей армии несколько талантов. Это была огромная сумма. А тут говорится: дай мне медный обол, дай мне медную копейку, – и я тебе отвешу тысячу талантов.
Чтобы Господь вступил в дело, человек должен что-то сделать. Господь может помочь тебе выстрелить цель, но ты должен наложить стрелу на тетиву. Нужно хотя бы научиться стрелять, чтобы Господь послал тебе ветер и в нужном направлении стрела полетела.
Господь не уничижает не «поглощает» человека, если тот молится
Также часто привожу слова преподобного Максима Исповедника, который говорит, что иметь «ум Христов» – это не значит, что благодать Божия вошла в человека и ум человеческий уничтожился, как об этом говорят, например, некоторые религии или учения.
Есть мистические учения восточных религий, где личность человеческая исчезает, где личность человеческая объявляется вообще иллюзией. Но в Православии такого понимания нет. Кто говорит, что восточный мистицизм и Православие – это одно и то же, – ошибаются. В Православии есть учение, что, когда благодать Божия осеняет человека – это можно уподобить тому, что клинок, который мог резать, раскаляется в огне, и теперь не только режет, но ещё может и прожигать. Ум человека обладает теперь новым качеством, но прежняя личность остаётся. Даже могут остаться какие-то шероховатости характера [хотя в человеке и присутствует Дух Святой]. Преподобный Макарий великий говорил, что человек может быть суровым и Господь даст ему благодать в ответ на его молитву, но эта суровость, как качество личности, остаётся.
Поэтому, кстати, кто-то считает, что очень полезно читать именно жития современных святых, потому что видны тогда личностные особенности. У тех же святых, которые канонизированы были давно, личные особенности как бы стираются сквозь века и остаётся только некий типовой образ: родился тогда-то, делал то-то, здесь играл, здесь ходил по горам… а как человек – где же его личность?
Итак, [в Православии, при соединении человека с благодатью Святого Духа], личностные особенности могут оставаться.
Возвращаясь к теме молебна. Одна женщина-иконописец, монахиня Иулиания (Соколова), приводила пример. Православный иконописец делал список с иконы. Список с иконы – это, по идее, копирование. Но список был несколько не похож на оригинал. Монахиня Иулиания говорила, что в православном мировоззрении это допускается. Потому что личность человека при Божественном наитии не уничтожается (немного расширю эту мысль, соединив с предыдущей), поэтому иконописец, даже копируя, всё равно остаётся личностью, он может как-то почувствовать этот изображаемый образ по-своему, какую-то допустимую интерпретацию дать, то есть, вложить в образ и свою личность тоже.
Понятно, что здесь какая-то нужна грань. Как говорил свт. Игнатий (Брянчанинов), когда мы храме читаем на клиросе, не надо других людей напитывать собственными эмоциями понимания священные текстов, потому что некоторые читают даже истерично.
Я был в одном женском монастыре, мы в алтаре причастились, там был протодиакон, очень мощный, и одна из монахинь читала молитвы ко Причастию, а он говорит: «Отверзай, отверзай царские врата, я больше не могу это слушать», – потому что она прямо входила в экстаз.
Поэтому я и говорю, что какую-то грань вложить в собственную личность – это не значит всем навязывать собственную какую-то эмоцию. Когда мы молимся перед началом всякого доброго дела – это не значит, что мы целиком ослепли, целиком оглохли, целиком отказались от собственного участия [и возлагаем всё только на Бога].
Один богослов как раз выражал мнение, что Господь ставит задачу Ангелам, а пути решения Ангелы, наделенные разумом, волей, уже продумывают сами.
Действительно, Господь человеку иногда даёт вектор в жизни. Это не значит, что сам человек ломается. Уже дальше человек должен употребить интеллект, разум, образование, чтобы стать достойным этой задачи, вырасти в меру собственного призвания.
Соотношение Божьей помощи и усилий самого человека – синергия
Также ещё можно вспомнить слова преподобного Паисия Святогорца. Он говорил, что Божья помощь начинается там, где заканчиваются силы человеческие.
Когда человек входит в какое-то дело, – да, действительно, мы надеемся на Божественную помощь. Но если человек что-то может делать сам – может быть, Господь до поры то времени не будет как-то явственно присутствовать. Но тогда, когда уже нужно будет пройти через пропасть, через которую мы пройти не можем, – тогда Божественная рука нас поддержит.
Протоиерей Владимир Воробьев говорил: чтобы надеяться на эту поддержку, на помощь, человек должен быть в подвиге, в разумном подвиге. Это не значит «не есть-не пить». У каждого из нас свой подвиг. Для кого-то подвиг – бороться со своими гневом, раздражительностью. Имеется в виду, что когда человек находится в этом подвиге, – в чём он выражается? Что перед тобой дело трудное (добавлю уже к словам о. Владимира своими словами), почти невыполнимое, даже почти нереальное, – но ты, с верой, что Бог тебе поможет, устремляешься на это дело. И тогда происходит нечто такое, что никак не вписывается в какую-то человеческую логику: сверх всякого ожидания приходит какая-то помощь. Иногда она приходит через людей, потому что Господь действует и через людей.
Те, кто помогал когда-то людям, (может быть, вы сталкивались с этим, знаю, что кто-то наверняка сталкивается), замечали, что когда человек попадает в действие Промысла Божия (для того, чтобы чувствовать его, необходимо и в Таинствах участвовать), что это не наша фантазия, если Господь, как живая личность, начинает откликаться на наши действия. Когда мы видим, к примеру, через череду событий, – что-то подтверждает, что мы идём в правильном пути.
Бывает так, что когда мы человеку помогли, – он рассказывает: я тут молился, просто молился «Господи, помоги мне!»… И вот ты с этим человеком сталкиваешься и понимаешь, что, может, дерзновенно сказать, что твоими руками Господь ему помог, но по-другому и назвать-то это трудно.
Молитва освящает наши дела, делая их совсем другого качества
Иеромонах Симеон (Мазаев) говорил: для того, чтобы наши дела, врастали в действительность, нужна особая чуткость души. Дело не врастает в реальность, если ты просто эгоистически решил, что оно должно быть вот так. Один богатый человек построил храм – но в него, так уж сложилось, никто не ходит. Если ты захотел построить храм – возьми благословение вначале у архиерея, изучи вопрос: где этот храм должен быть, каким он должен быть? Может быть, ты и сделал всё там в мраморе и золоте, а народу не нравится. Может, там нету подъезда к нему. Хотелось тебе красивые ступени высокие – а как люди пожилые будут подниматься?
В качестве примера о. Симеон рассказывал, как он с другом-художником шёл по лесу, а друг показывает на какой-то сучок и говорит: «Вот сова». Он отвечает: «Да какая сова? вообще не вижу никакой совы». А тот друг веточек немного обломал – и, действительно, что-то похожее на сову проявилось. А когда он этот, кусок дерева шлифовал, покрыл лаком, – тут уже и о. Симеон говорит: «Ну, сова-совой!» Глаз художника увидел в реальности какую-то конфигурацию и понял, что сейчас надо со своим художественным даром в эту ситуацию войти.
Только человек, который через какие-то мельчайшие события в своей жизни научился жить по совести и чувствует этот глас Божий, который в обстоятельствах проявляется, – такой человек сможет «большое дело» узнать. Именно не то что придумать самому, а узнать. Господь начинает – а ты продолжаешь. Тогда это дело врастает в реальность, остаётся в веках, о нем говорят люди. Мы, конечно, делаем что-то не для того, чтобы люди о нас говорили. Так просто складывается.
Те же, кто пытаются изначально как бы жить в некоем мираже или следовать не общим для всех духовным законам, а по своему усмотрению – бывает, плохо заканчивают. Вот захотелось ему там – и он не откликается на какую-то боль людей, на какую-то потребность, на какую-то жизненную ситуацию… Он просто пытается, стать «богом» для этой ситуации (как в Библии сказано, сатана, искушая первых людей, говорил им «будете как боги») и заново, с нуля, создать в своём воображении и навязать всему миру какие-то свои собственные правила.
Как говорил ещё один духовный автор, своевольник часто ещё при своей жизни видит разрушение всех своих дел. Он что-то строит, строит, но потом видит, как это всё ломается.
О молитве перед началом дела: зачем мы молимся?
Теперь несколько о молитве перед началом дела. Для чего мы молимся перед делом? Для того, чтобы, во-первых, появились мысли хорошие.
Меня духовник учил, что, когда что-то пишу, говорить: «Господи, вразуми, что мне сказать?» и прочитать Иисусову молитву.
Мне почему-то вспоминается, кстати, когда вот так молишься, видение одного старца о монахах последних времён (хотя то, что я хочу сказать, всех касается, кто молится перед делом, а не только монахов), которое приводил святитель Игнатий (Брянчанинов).
Было такое видение, что монах первых веков был как бы с огненными крыльями. Нужно было идти через море – он два раза взмахнул крыльями и как молния перелетел на другую сторону. У второго были крылья поменьше и послабее, ему дольше пришлось перебираться. А у монаха последних времен были какие-то немощные, дряблые крылышки – и этот монах махал-махал ими… Чуть-чуть пролетит, потом погружается в море, вопиет, потом снова машет, снова чуть-чуть поднимается, опять погружается в море, опять поднимается…
И вот когда молишься «Господи, вразуми – что мне сказать?» и читаешь Иисусову молитву – мне даётся буквально на первые 3-4 строчки вдохновение. А потом опять сталкиваюсь с тем, что просто не знаю – о чём писать вообще. Опять молюсь, опять вспоминаю какую-то цитату… И так постепенно продвигаюсь.
Также интересная особенность, связанная с молитвой, состоит в том, что если я молюсь, то потом, когда обращаюсь к текстам, которые писал когда-то давно, – то на них могу опираться. Они остаются в памяти, они помогают. То, что строчил просто сам по себе, – оно как-то исчезает.
Может быть, дело у нас и не в молитве вовсе, но вот тоже просто пример: наш Соловецкий Савватиевский скит. После того, как монастырь закрыли в послереволюционные годы, в скиту был санаторий. Потом санаторий сгорел. Скит десятки лет стоял без крыши. Сейчас поставили крышу – и там живут люди. Какое здание сейчас может так простоять, построенное с использованиями современных технологий? Здание простояло 50 лет без крыши! Когда-то падает снег, вода, когда эта вода тает, стекает, замерзает. Когда вода замерзает – она же как бы разрывает потихоньку кирпич. Никакое здание так не простоит! Возможно, такой прочностью и цельностью здание отличалось потому, что была молитва в каждом кирпиче. Люди читали Иисусову молитву, кладя кирпич. И здание стояло тогда, стоит и сейчас.
Каждый человек, кто действительно старался молиться перед тем, что он делает, – он потом видит, что это дело врастает в действительность. У этого дела какие-то есть плоды. И по цепочке, если потом проследить за этим в дальнейшем, приводит к тому, что это дело выживает.
История паломника-финансиста: приход к вере, молитва, милосердие
Может быть, скоро всё-таки выйдет книга, где будет вопрос подниматься о том, как совместить работу и духовную жизнь, и там будет рассказ одного нашего паломника-инвестора, который начинал как финансовая акула.
Как-то я про него рассказывал. Есть фильм «Погоня» с Чарли Шином, в этом фильме показали одного миллиардера, который жил по принципу «всё-как-я-хочу». Вот таким был и знакомый финансист, о котором речь. Была в своё время череда очень серьезных кризисов мировых, компания «Fanny May» и пр. Человек зарабатывал очень много, но вдруг начал всё терять. И он рассказывал, что уже начал понимать логику самоубийц и убийц – людей, которые совершают нечто страшное. Никогда ему не забыть те ночи, когда он лежал под одеялом, не в силах согреться от того, что выступал холодный флот.
Трейдинг – это такая штука, где ты можешь заработать много, но можешь за день всё потерять. У тебя каждый день голова на плахе. Даже есть анекдот на тему. Два трейдера говорят: – Как ты себя после вчерашнего рынка чувствовал? – Спал как младенец. – Что, настолько спокойно прошло? – Да нет, всю ночь рыдал и два раза обкакался.
И вот этот трейдер рассказывал, что почти с ума сошёл, напряжение было невероятное. Он и на Соловки-то попал, так как у него началось напряжение 24 часа в сутки. Тело его было очень напряжено и уму, и душе не было покоя. Он очень любил спорт, занимался экстримом, но ничто ему не помогало расслабиться, только немного и ненадолго разные экстремальные активности помогали отвлечься. Он прыгал с горы, его кидали на какие-то скалы, он спускался на сноуборде… Он понял, что пора как-то выходить из этого, ведь чтобы как-то «встряхнуться» – нужны спуски всё круче и круче. Он рассказывал, как однажды понял, когда спускался по «чёрной» трассе (с вертолёта кидают человека в ущелье) и он уже почти грудью касался скалы, съезжая по ней, угол наклона скалы был почти 90 градусов, – понял, что в следующий раз нужна уже вообще скала отвесная.
После одной катастрофы он попал на Соловки и принял здесь святое Крещение. После того, как крестился, он думал, что сейчас все уладится, как у протестантов (они считают, что если Бог тебя принимает – значит, жизнь удалась, материальное положение должно наладиться и вообще всё идти как по маслу), а у него всё усугубилось. Это было испытанием его веры.
Примечательно, что книга с письмами и записями священномученика Михаила Челькова, который отбывал заключение и был расстрелян, называется – «Верю в Промысел Божий». Даже несмотря на то, что ты попал в такие обстоятельства, – Господь с тобой.
Когда он понял, что уже сходит с ума, находясь в отчаянии, он однажды просто сказал в сердце: «Господи, вот моя жизнь, бери её в свои руки». И что-то такое произошло в его жизни – стало всё выравниваться. Но это не значит, что он он признал своё бессилие – и всё (как в концепции Анонимных Алкоголиков, например, предлагается). Он говорит, что тоже некоторое время думал: когда приходят мысли тревожные – надо их отсекать молитвой. Но потом понял, что ведь иногда тревожные мысли приходят потому, что твоё сознание отметило какую-то вещь, на которую надо среагировать, её надо изучить, привлечь какие-то финансовые инструменты…
Господь-то помогает, но надо помнить то, о чём говорилось и вначале: хотя благодать Божия и просвещает разум, но и твой разум тоже должен оставаться действенным.
Постепенно финанисту стало удаваться пройти через эти многие кризисы.
Был даже такой эпизод, ставший и для нас, духовенства, испытанием. Он обратился к нам с вопросом перед событиями в феврале 2022 года (перед началом СВО), так как у него были активы за границей и пошли уже слухи о военных действиях, надо было принимать решение, чтобы не потерять множества средств. Мы позвонили знакомому священнику, который с воинской частью был в зоне боевых действий, спросили: как у них ситуация? Он говорит: все нормально, мы выходим, напряжение снижается, всё, мол, хорошо… Но ночью полетели ракеты!
Финансист же, после того, как мы позвонили, подписал документы нужные (не знаю – с деньгами связанное что-то, какие-то контракты). Принял решение, исходя из нашей информации. Понятно, это было испытанием и в нашем отношении. «Отцы, говорил он, я же с вами посоветовался… И что?!» Но в итоге, за его милосердие, Господь ему всё-таки помогал.
Было время, когда он начал сходить с ума. Этому способствовал и так называемый квадрат трейдера: у тебя алчность, ты проигрываешь – у тебя отчаяние. Но если ты выиграл – тебе никто не хвалится. Если ты заработал много – никто не хвалится, это в порядке вещей. Но если ты ошибся – всё, позор.
Только когда он начал читать Псалтирь, как мог, как понимал, – он понял: что-то стало его уму даваться. Он стал замечать какие-то нужные сигналы, на которые мог реагировать. Самое главное – стало уходить ощущение «головы на плахе». То есть, посреди всего вот этого кошмара у него появилась ощущение внутреннего мира. У него появился духовник. Он стал сознательно участвовать в Таинствах. Над ним смеялись: ты вообще дурак, что ли? Ведь надо читать только финансовые газеты, только этим заниматься. Менеджмент-технологии сейчас говорят, что надо быть 100% погруженным в дело.
Но он понимал, что если погрузится только в дело и оставит духовную жизнь, – он потеряет важный угол зрения.
Однажды у него был такой случай. Над ним, напомню, смеялись его финансовые товарищи. Он ехал на своей машине по дороге, и увидел через несколько полос в стороне какого-то бедняка, замерзающего на обочине. Он проехал вперёд, развернулся где можно было, его подобрал, отвез в пункт московский «Скорой помощи». Потом пришлось салон весь отмывать его дорогущий, всё там было очень грязно. И кто-то над ним опять посмеялся, что вот, мол, делать тебе было нечего!
Потом я даже с нейрохирурогом советовался и он мою точку зрения поддержал. Тот человек, который в вечернее время суток способен при езде заметить издалека кого-то на обочине, – у этого человека так работает фокус снимания, что когда будут какие-то серьезные пертурбации, в том числе, на рынке финансов, – пронесётся какой-то сигнал, который никто не заметит. Но человек с любящим сердцем этот сигнал заметит, зафиксирует, и Господь через этот сигнал даст ему нужные выводы.
История с этим бедным показывает, что если у тебя есть навык видеть проблемы других людей, есть милосердие, – в нужный момент ты обратишь внимание на что-то, на что никто не обратил бы, – и ты будешь жить.
Ещё о синергии
Возвращаясь к теме молитвы. Мы говорили, что молитва – это не значит умаление человека, но значит возвышение человека: к его силам, к его интеллекту присоединяется что-то ещё, и ему помогает.
Хотя я и не фанат кинематографа, но смотрел фильм «Аватар». Если посмотреть христианским взглядом его, напомню, что главный герой перед началом финального боя тоже молился, хоть и по-своему. Он просил ему «только помочь чуть-чуть». Так же и мы: молимся, чтобы нам только помог чуть-чуть Господь. Бывает, многого и не надо, а надо просто, чтобы сложились обстоятельства. Господь уже может откликнуться на эту смиренную просьбу: если человек просит – то пожалуйста…
Примеры действенности молитвы
Впервые я узнал о молитве, когда приехал на Соловки. Даже не в храме. В храм я заходил просто как трудник иногда. Я приехал на Соловки неверующим человеком, а на Литургии побыть в храме было для меня какой-то пыткой, всё происходящее было непонятным: священник зашел, диакон вышел, что-то поют, что-то читают… Я всё возмущался: почему нельзя один раз выйти (из алтаря) и зайти? Там же «малый вход», «большой»… Самое любимое место богослужения было у меня на братском молебне, когда читали длинную молитву Соловецким святым. Мы все вставали на колени, лбом в пол, а эта молитва была длинная – минуты три – можно было поспать. И я просто засыпал там…
Впервые я понял, что в молитве есть нечто, когда я что-то потерял, а мне сказали прочитать «Символ Веры». Подумал, что это чушь какая-то: зачем читать «Символ Веры», если можно просто взять найти? Всё обыскал, ну вообще всё!
Потом всё-таки начинал читать «Символ Веры», и ты понимаю, что ещё не дочитал молитву, но уже смотрю на эту вещь.
Или, бывало, если вещь потерял где-то в другом месте, ты читаю «Верую…», и просто приходит на ум место, где это выронил. Идёшь туда – и находишь.
Ещё вспомню случай. Сейчас монастырь уже боле-менее в достатке, но когда я только приехал – там очень многого не было. Была на кухне одна мясорубка, с помощью которой котлеты делали. Потерялся нож с этой мясорубки – большая потеря! Всё обыскали. Пришёл один монах на кухню. Ему старший монах по кухне говорит: «Отец, помолись!»
Я просто хожу и трапезную в порядок привожу, такая у меня была задача. И внутри меня словно сигнал какой-то: склад, коробка. Я иду, достаю коробку, и там, вместе с какими-то крышками, этот нож. Он маленький достаточно был, вот кто-то его туда забросил. Старший по кухне спрашивает: слушай, так ты где его нашел? Я говорю: на складе. Он говорит: видишь, у нас тут отец поклоны бьёт (тот монах, которого он попросил, всё это время, оказывается, молился).
Был также случай, когда мы были за границей с одним нашим благотворителем. Он как раз недавно крестился, а для неофитов свойственна горячность веры, в хорошем смысле этого слова. Мы-то уже люди испорченные, обнаглеваем – то правило сокращаем, это сокращаем. Всё как-то шатко-валко делаем. А неофиты – у них можно поучиться: всё с восторгом воспринимают и делают, будто окрылённые.
Мы были за границей, хотели искупаться, но нас не пускали на пляж – всё побережье было ограждено.
Этот человек как раз только воцерковился. Это, кстати, тот самый самый финансист, про которого я рассказывал. Он еще 2 года назад был «акулой» (очень жёстким), мог вызвать автобус спецназа, если ему что-то нужно было, хотя сейчас он очень смиренный. И мы смотрим: выходит с пляжа одна женщина. Там у всех «своих» ключи были от калитки, через которую проходят к морю. Он говорит на английском: excuse me, можно мы пройдем? А она: вы не должны здесь ходить! Он говорил потом, что хотел ей объяснить, кто здесь что может, но он наоборот сказал: sorry, sorry.
Решили мы пообедать. Нашли гостиницу с рестораном, с правом предоставления прохода на море. Мы зашли, спрашиваем: «Если пообедаем у вас – мы пройдём на море?» – «Конечно!» Пляж песочный, а финансист – человек цивильный, привык, чтобы всё было на уровне. Нам нужно было пляжное полотенце.
В том же ресторане попросили место где переодеться, официант повёл нас вниз в подвал, в какие-то складские помещения, чтобы мы там могли это сделать. И финансист на полном серьёзе: «Господи, пошли нам полотенце!» Мы выходим из этих складов, и он просто лоб-в-лоб сталкивается с каким-то своим компаньоном, который, оказывается, в этой гостинице сейчас живёт. И он прямо тут же записал на себя для нас полотенце. Нам же полотенца, конечно, просто так не давали.
Истории врачей
Ещё случай. Когда я был в ноябре в Москве, у нас были беседы. Одна наша паломница, хирург, пришедшая на беседы, рассказывала о своём восприятии молитвы.
Бывает, по «Скорой помощи» привозят очень тяжелых людей. Огнестрельные, ножевые ранения… что угодно может быть.
Кстати, рассказывал, когда был молебен о семье, об одном её пациенте. Он праздновал 50-летие супружеской жизни, золотую свадьбу. И ему жена «подарила» нож в спину на этот праздник. Его доставили в больницу. Он, правда, говорит, что нож лежал на серванте, он неудачно повернулся как-то – и этот нож в спину ему вошёл.
Смысл в том, что если там разрыв аорты или ещё что-то такое – там буквально очень мало времени, может, минута, пока человек кровью не истечёт. И бывает, когда сложная операция, когда тем более ранения: огнестрельное, или ещё что-то такое– на операцию нужны сопутствующие специалисты (не припомню в точности терминологию). Нужны специалисты разных профилей, а так счёт идёт на минуты, к тому же ночью такое случилось – ты просто можешь кого-то не успеть найти, не успеть собрать нужный коллектив, проконсультироваться. Но вот когда ты стараешься молиться, даже в таких чрезвычайных обстоятельствах – как-то складывается всё благополучно.
У преподобного Севастиана Крагандинского была духовная дочь, которая по «Скорой помощи» выезжала, он ей говорил: «Не беги. Едешь на вызов – читай «Богородице, Дево, радуйся». И она рассказывала, что когда стала так молиться, то начало происходить примерно следующее: когда стала приезжать на вызов, то, если ребёнок кость поглотил, например, – пока она доедет, он уже её выплюнул. Многие случаи стали сами собой разрешаться.
Когда ты молишься – это не значит, что тебя Господь избавляет от всех проблем. Операции бывают очень тяжелые. И притом бывает, что человека привозят, у него надежда, что он выживет, ты говоришь: «Сейчас всё решим», но ты реально сталкиваешься с этим в первый раз.
Бывают такие случаи, ты их нигде не проходил, ничего о них не знаешь, но тебе надо что-то сейчас предпринимать. И не показывать человеку, если он ещё в сознании, что ты в чём-то не уверен. Потому что если он увидит, что ещё и у врача руки дрожат – то он совсем духом упадёт.
Но когда ты не молишься – вообще всё, всё валится из рук. Всё как-то не так начинает идти.
Немного не о молитве уже. Разговаривал как-то с одним нейрохирургом (другим). Он человек верующий. Говорил про подношения.
«Прошла операция – если человек хочет поблагодарить – его дело. Примут с благодарностью. Я считаю, что врач не должен отказываться, если дарят ему. Но не до операции. До операции я не беру вообще ни у кого. Если говорят «доктор, сделайте как надо, сделайте хорошо» – я всем делаю, всем делаю хорошо, самым лучшим образом делаю. Был когда молодой, неопытный, – брал до операции. «Доктор сделайте как надо!» Но всё валится из рук, всё идет не так, и потом не знаешь, как человеку в глаза смотреть, потому что всё пошло вообще не по плану. Поэтому я делаю всем на высшем уровне. Если кто-то захочет потом отблагодарить – его дело».
Теперь ещё про молитву. Эта врач рассказывала. У них в отделении у кого-то трахеостомы – трубки в горле стоят. По идее, этим должна медсестра заниматься, прочищать регулярно эту трубку пациенту. Но так как очень много отделений (сейчас же больницы сокращаются, соответственно, койко-места в оставшиеся больницы прибавляются, а персонала не прибавляется, а наоборот где-то может и сокращается), совершенно нереально медсестре просто все успеть.
Поэтому с теми, кто в силах, договариваются, чтобы они сами почистили эту трубку. Хотя это подсудное дело – вдруг что-то случится. И вот эта медсестра, эта наша паломница, она не то чтобы молится сутками, но старается на воскресной Литургии, хотя бы, бывать. Потому что чувствует: если на воскресной Литургии не побывать – потом что-то не так идёт и на работе.
Мы периодами молимся, как преподобный Марк Подвижник говорил: помни о Господе, когда ты можешь, чтобы Он вспомнил о тебе, когда ты не сможешь вспоминать[1].
То есть, когда можешь, – вспоминай, молись, потому что бывают дни, когда ты спишь, когда ты чем-то отвлечен, бывает, чем-то напуган, чем-то подавлен… Но если в тебе остался какой-то свет молитвы – Господь уже Сам придёт даже тогда, когда ты Его не призываешь.
У нас, кстати, в монастыре, один брат говорил, что когда у тебя есть послушание, от Бога данное – тебе Господь даёт и разум, чтобы его исполнить. Именно по твоему послушанию, как у епископов – в пределах своей епархии у него есть какое-то понимание: что сделать и как сделать.
И вот она просто вверх по коридору, думает: «пойти отдохнуть или маме позвонить?» И вдруг ей просто приходит мысль зайти в палату, хотя она не должна заходить, а там девчонка уже синего цвета. У неё вот эта трубка была в горле, и она забилась. Девушка ночью проснулась и уже стала задыхаться – трубка забилась, а она уже не может её вытащить. Буквально через секунды она умрёт.
Медсестра бы сама, своими силами, не справилась. Говорит, пыталась прочистить, но там всё равно… И я просто трубку эту вырвала. Говорит «Я же не должна была туда заходить. Вот это что-то меня туда толкнуло.
История про святителя Николая Чудотворца и ещё некоторые свидетельства о действенности молитвы
Наша паломница слушала молебен, слово про чудеса св. Николая и поделилась также своей историей. Ещё один плюс святителю Николаю, в его «статистику». Статистика, кстати, очень хорошая. Нет, серьёзно, кто-то говорит, что вы, мол, верующие фанатики, просто всё придумали, [но тут уже столько всего, что иначе как чудом не объяснить].
В нашей вере свидетельства о чудесах святителя Николая ведь можно проверить, эмпирически. Сколько раз люди искренне его призывали в молитвах – и как всё у них изменилось!
Конечно, есть учёные, которые проводят исследования молитвы. Вот, например, сколько людей помолились – и сколько людей выздоровело. Но понятно, что человек, который молится в эксперименте, – он не молится. Часто в эксперименте он вычитывает молитвенные тексты, но не молится в высшем смысле этого понятия. Что такое «молиться»?
Наталья Викторовна, наша врач с острова, рассказывала как она стала верующим человеком. Она была на дежурстве, привезли на «Скорой» человека с инфарктом. У него все признаки того, что не сейчас – так утром он должен умереть. Он уже фиолетовый был.
У неё, слава Богу, нет чёрного юмора. С одним врачом я говорил, у них есть чёрный юмор. Такие говорят, например, о подобных случаях с безнадёжными пациентами: «этот – готовченко».
Она наутро заходит в палату, где должен быть уже труп, а он там – не фиолетовый, не бледный, а даже розовый, здоровый человек. Она не могла поверить!
Оказалось, что родные, когда они узнали, что у родственника инфаркт, у знакомого батюшки взяли ключи от храма, и все вместе всю ночь провели в храме. У неё такой случай был впервые. «Какая молитва, вы что, с ума сошли?» Но тут факт, который никуда не денешь: человек розовенький, он не умер.
Конечно, люди, которые в эксперименте участвуют, которым нужно просто прочитать какую-то молитву – это не то. Такие люди, конечно, не будут молиться вот так – когда или жизнь, или смерть на кону.
Преподобный Силуан Афонский: сила молитвы и сохранение благодати на хлопотливой должности
Что значит молиться действенно? Преподобный Силуан Афонский рассказывал, как однажды дерево сорвалось и покатилось по склону, внизу которого находились рабочие, и оно должно было бы их убить, если бы достигло. Он даже не успел произнести молитвенных слов, у него просто заныло, заболело о них сердце, – и дерево остановилось.
Общался с одним эзотериком (сейчас он движется к Православию), он объяснял, что есть лунный календарь, ещё некие факторы… Он на меня посмотрел, видимо, сопоставив мои данные, дату рождения, или что-то вроде: «Если ты там, 26 февраля, во столько-то часов, помолишься, глядя туда-то, – то сложится…»
Но прп. Силуан Афонский не ждал какой-то даты.
Что ещё можно сказать о прп. Силуане, к вопросу о молитве, – это как его назначили на административную должность в монастыре и как его Господь вразумил об управлении всем. Он был, по современным понятиям, менеджером. Свято-Пантелеймонов русский монастырь на Афоне – это огромное хозяйство, до революции, во времена прп. Силуана, там было 1000 человек братии. Женщин там не было. Со всем управлялись монахи, трудники. На Афон к ним приходили целые корабли с пшеницей. Нужно было всю эту логистику организовать, столько всего учесть…
У прп. Силуана было в подчинении 200 человек, которыми он непосредственно управлял. И он молился Богу, чтобы понять: кому и как всё это осуществить? Ведь он до этого вёл уединенный образ жизни, хотел только монашеского подвига, молитвы, а тут его вдруг ставят на такую должность. И ему был дан ответ: храни данную тебе благодать.
Да, действительно, когда человек старается хранить благодать – тогда многое будет получаться, и на уровне мистическом Господь будет помогать, и на уровне социальном дела будут складываться. Но, опять же, не в плане учения протестантизма, которое говорит: «Бог тебя любит – и ты будешь богатым».
История строителя, которого благословил Бог за исполнение заповедей
Один человек выбрался на Соловки, в процессе своей занятости, прямо как в одной из серии фильма «Притчи», приехал на Соловки – и у него пошли сделки. На телефон смотрит – раз пошла сделка, вторая, третья… Он говорит: «если так пойдёт – вообще отсюда не уеду».
И вот он рассказывал, как стройкой занялся, о своей деятельности и о том, как Бог ему помогает.
Я, кстати, про него упоминал уже в беседах, что Господь его благословил за то, что он старался жить по заповедям, очень тщательно их соблюдая, прямо явно как-то благословил. За какой-то короткий период он очень развился.
Казалось, ещё совсем недавно, когда мы с ним встречались, покупали пироги какие-то, он говорил: «Отец Прокопий, у меня нет денег». Он тогда только-только перестал быть студентом. И вот относительно недавно я покупал пироги для нас, потому что у него не было денег, а сейчас уже этот человек занимается строительством заводов. Прошло лет пять или шесть.
И он говорит, что если занимаешься стройкой – у тебя просто телефон раскаляется, потому что если вовремя не привезли трубу какую-то, которую надо закопать, а завтра у тебя рабочие уже должны прийти по контракту её закапывать, чтобы они закапывали эту трубу, а тебе ещё её не привезли, – то вся стройка встаёт. И вся цепочка производства разрушается.
Но, говорит, когда я начал молиться, – все эти контакты, которые раньше нужно было вручную разгребать, быть с раскаленными телефонами, – они непонятно как сами стали как-то срастаться, это стало происходить даже без его непосредственного участия, всё хорошо стало складываться.
В этом есть мистический момент, но есть ещё момент человеческий: когда ум чистый – человек с чистым умом очень хорошо чувствует любую дисгармонию. Если он что-то сделал не то – сразу чувствует это и исправляет. Человек, у которого есть навык хранения мирного духа, когда он отсекает в себе всё, что дисбаланс приносит, когда он будет начальником нал большим коллективом – он будет мгновенно чувствовать любую неточность, и он будет на неё реагировать уже не на уровне интеллекта и анализа, а как-то иначе, гораздо быстрее.
История о помощи свт. Николая от паломницы, которую обокрали
Возвращаясь к нашей паломнице, которая после молебна, где мы говорили про свт. Николая, рассказала свою историю.
Дело было, когда она ещё не пришла к вере. Она была очень красивой девушкой, модельной внешности. Тогда у нее была идея, что бриллианты надо носить и прочее, в этом духе. Ехали с мужем они за границу и у него сумочка сумочка с телефоном. Это сейчас у нас везде программы, аккаунты, а тогда, с первыми сотовыми телефонами, не так всё было: если ты терял телефон – то терял все данные. Сейчас, конечно ты данные можешь себе восстановить. Но раньше было тяжело. Это были времена, когда только Интернет появился, какая-то картинка могла загружаться минуты 2.
Эта паломница в то время занималась эзотерикой. Поэтому, видимо, с ней такая беда и случилась. Если человек занимается эзотерикой, находится в контакте с инфернальным миром, – то он сенситивный, то есть, на него любой экстрасенс может воздействовать, тот, кто сильнее. Если человек не занимается такими делами, просто молится – он как бы неуязвим для воздействия инфернальных сил.
Она говорила, что они подошли к пункту, где вещи пропускают через контроль. Она сразу зафиксировала, что когда только они подошли и стали, женщина из другой очереди подошла и встала сразу за ней, в затылок. Паломница потом подумала, что это гипноз был. Почему? Потому что эти сумки, самые важные свои – у мужа там телефон, документы, у неё драгоценности, самое красивое, в чем она любила тогда блеснуть, – всё это они положили на ленту и просто пошли дальше, не забрав их.
То есть, они не могли их не взять, не подумать о них. Но вот так получилось, что оба просто взяли вещи другие, без этих основных сумок и пошли. И потом вдруг опомнились, друг на друга одновременно смотрели, глазами хлопнули и поняли, что они потеряли. Побежали туда, к этой стойке, объяснили охране. Охрана – молодцы, быстро полиция среагировала. Быстро, по камерам, нашли этих людей. Там группа была: две женщины и ребенок. Завели их в полицейскую комнатку – а они в отказ, ничего не видели. Мол, какая-то такая подковка с камушками? (Помните Аннушку, – персонажа романа «Мастер и Маргарита», которая нашла подкову с драгоценными камнями? Про роман «Мастер и Маргарита» есть очень хорошие беседы иеромонаха (Соколова). Он рассказал о демонических увлечениях Булгакова. Этот роман называют «евангелием от сатаны», основная линия там не про любовь вообще. Помним, что дьявол с Аннушкой сделал).
Паломница говорит: я не знаю, что полиция сказала этим женщинам, но после того как полиция с этими женщинами уединились, одна из женщин вылетела из кабинета, упала мне в ноги и стала просить прощения. Все отказы закончились.
История знакомого
У меня знакомые были в турецкой тюрьме. Просто гуляли. Было ограбление банка и была ориентировка: четыре белых мужчины. И это был просто ужас, когда их схватили и поместили в тюрьму. Тюрьма устроена так, что всё слышно. Зовут к начальнику преступницу приведенную. Он что-то ей рассказывает, она смеётся, а потом просто начинает орать. Знакомый говорил: я не знаю, что надо делать с человеком, чтобы он так орал. Мы все сидим там, и психологическое ломание идет, мы все думаем, что это будет и с нами.
Один из них сориентировался. У него был какой-то читательский билет. Он стал им его показывать и что-то кричать про консульство. Кто там будет разбирать, что это: читательский билет или что-то другое. Позвали они консула и нас вытащили. А в тюрьме турецкой можно застрять конкретно, только через 20 лет только тебя найдут где-то. Эта история приводится в качестве комментария, что в данной стране умеют поговорить так, чтобы человек «услышал».
Паломница говорит этой женщине: «Я тебя прощаю, но у тебя ребёнок, подумай о ребёнке». Она повела нас к туалетам, потому что скинула вещи в мусорке рядом с туалетом. Она говорит, что когда шла – молилась святителю Николаю. Я тогда Бога не знала, но святителя Николая уважала. Говорила: «Святитель Николай, только верни документы, только верни телефон мужу, потому что у него международная работа и все контакты партнёров и т.п. там, если телефон потеряется – это будет трагедия. А золото с украшениями – ладно. Ну ещё часы верни мужу, потому что без хороших часов мужчина чувствует себя неуверенно».
И вот так и произошло, что она возвращает документы – паспорта. И часы. А когда спросила: «Где золото?», ей ответила воровка что золото, когда она трясла сумку над унитазом, упало в унитаз. Она говорит: «Ну ладно, я не настаиваю, потому что я, в принципе, так и просила».
А молилась она до того ещё, как этих воровок нашли. Поэтому святитель Николай, конечно, помог.
Заключение. Проявление ли слабости – молитва?
Есть люди, которые говорят, что, мол, верить надо в себя, а вы, православные, когда молитесь – вы слабаки, что ли?
Нет, мы молимся, чтобы стать ещё сильнее. А что такое вера в себя? Вера в себя – это когда ты сытый, довольный, выспавшийся… Но такое бывает не всегда и случаются порою обстоятельства, в которых человек сам по себе ничего поделать не может, как бы он ни был хорошо..
У нас был один паломник, мастер боевых искусств. Какие-то невероятные у него были фантастические результаты. Он говорил: чтобы мне прийти к молитве, Господь попустил потеряться в пустыне. Я шёл по пустыне, у меня от усталости выпали пальцы на ногах.
Чтобы понимать его уровень физической подготовки: мы с ним как-то говорили, что здесь, на Соловках, если идти зимой на другой остров, Анзер, – можно провалиться. Здесь Белое море не до конца замерзает. Полынью снегом заносит и она выглядит, как будто лёд, а ты проваливаешься. Он говорит: «Да без проблем. Это очень просто. Если ты провалился в холодную воду – просто 10 километров пробегаешь и мокрая одежда высыхает». Для него это было легко – так пробежаться, чтобы на теле ледяная одежда от жара высохла.
И вот он, идя по пустыне, дошёл до того, что впереди видит овраг и понимает, что спустившись туда, подняться он уже не сможет.
И тут он взмолился, как тот бизнесмен: «Господи, если ты есть – помоги мне!»
Он спустился в овраг, а там – запотевшая бутылка с водой. Он кому-то рассказывал, тот спросил: «Может её кто-то оставил?». Да нет, там была пустыня и на километры вокруг вообще никого не было. А тут – запотевшая бутылка воды.
Поэтому ещё раз повторю, что молитва – это не значит отказ от наших усилий. Усилия с нашей стороны нужны. Господь тебе поможет их направить в нужное русло, даст тебе хорошие мысли и даст тебе какие-то ещё обстоятельства в помощь.
Поэтому не будем забывать о молитве, хотя бы перед началом рабочего дня – «Царю Небесный…», а после – «Достойно есть…».
Или как один таксист рассказывал: «Я вообще почти не молюсь, но, когда сажусь за баранку – крещу руль и говорю: «Господи, благослови!». У всех уже по сколько-то аварий, а у меня – ещё ни одной».
[1] Пока помнишь о Боге, умножай молитву, чтобы Господь помянул тебя, когда ты забудешь о Нем (прп. Марк Подвижник).