-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
18 августа 2024 г. Антихрупкость и смирение. Полнота христианской жизни (слово при служении молебна о начале благого дела). Ч. 3
В этом тексте продолжается речь о том, как совместить социальную жизнь и работу с жизнью духовной, чтобы человек был цельным в любой точке своего жизненного пути. Текст подготовлен на основе слова, сказанного во время молебна – о призвании Святого Духа перед началом всякого доброго дела.
О развитии православной традиции
Дорогие братия и сестры! Мы сегодня с вами совершаем молебен о наших делах – о призвании Святого Духа перед началом всякого доброго дела.
Молебны эти проходят поочередно на разные темы, перед каждым молебном и после, мы что-то обсуждаем. Много молебнов мы уже служили, некоторые темы, связанные с участием в наших земных делах – обсуждали. Поэтому, не повторяясь, идем дальше.
Хотелось бы продолжить: мы все знаем, что традиция православия пресеклась условно в 1917-ом году и мало кто остался, кто действительно эту традицию понимал. Многие наши родители в 90-х годах искренне пришли к вере и многие пришли к вере как советские люди. Со многими из нас случилось то, что Господь в Евангелие говорил, что: «всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф 13. 52)[1]
Действительно, многие люди не со зла, но как умели так и понимали: приняли Православие стараясь совместить его со своими делами, со своей семейной жизнью и со своей жизнью общественной, у кого-то это получалось более удачно, у кого-то менее – потому, что человек воспитанный в русле суровой дисциплины и принявший таким образом Православие – не было кому его научить в чем суть Православия. Он, наверное, читал аскетические книги и мог некритично, но принять ту мысль, что «аскетика» – это то, что он должен творить со всеми остальными (детьми, прихожанами, коллегами), но только уже с годами человек поняв природу аскетизма осознает, что аскетизм это то, – что нужно делать в первую очередь с самим собой!
Сейчас мы видим, что идет некоторое разделение: одна часть христиан уходит в деградацию и теряет эту искру даже не успев получив её, но тем не менее – некоторое другое поколение – более внимательно старается, уча своих отцов и где-то даже начались робкие рассуждение об молитве Иисусовой и о духовном делание.
Встречаются сейчас молодые люди, у которых получается совмещать Православие и жизнь светскую, хоть и тому деланию тоже встречаются противники, приводящие примеры типа: ты не можешь сразу служить Богу и мамоне.
Но многие из нас не имеют возможности оставить мир, уйти в леса и вырыть себе землянку.
Нам сейчас, являются примером первые Христиане, которые жили в Римской империи, они занимали значимые посты, а многие из них даже были сенаторами, а если почитать житие мучеников – многие были известными людьми и каким-то образом – они умудрялись сохранить чистоту сердца – совмещая с духовным деланием своё земное существование. Причем Христиане той первой формации (не как мы), что формально покрестились действительно горели духом и были готовы за Христа на смерть.
И ведь действительно есть такой подход, что Христиане не должны сообщаться с миром, что, мол, выйдите от среды их и не прикасайтесь. Но здесь все-таки надо иметь в виду, что, когда шли события ветхого завета и Израильтяне были окружены враждебными языческими племенами, любой контакт с которыми грозил потерей веры (да, в те годы действительно была жестокая резня) и интеграция с окружающим миром грозила людям катастрофой.
Внутри или снаружи
Сейчас времена изменились и те – кто сейчас уже появляются на свет: у некоторых из них стало получаться учится, работать и при этом свои Христианские вопросы решать не бегством от мира, а находясь посредине мира!
У одного духовного автора была мысль насчет того, что, конечно, хорошо жить там, где благодать Литургии, но кто-то должен идти в этот ад, который не знает Христа. К нам очень долго ездил паломник, который имеет офицерский чин в полиции и каким-то образом надо умудряться ему и чистоту сердца сохранить и дело свое делать, наверное более правильный именно этот путь; конечно есть люди которые выберут путь монашеский, путь уединения, путь Христианских общин; ведь есть даже такой поселок Губино в Московской области, но не у всех есть такая возможность и кто-то будет жить посреди «пепла», может быть в этом тоже есть Промысел Божий.
Когда Анатолий Правдолюбов был на Соловках, вместе со своим отцом священноисповедником Сергием Правдолюбовым, они общались с одним раскаявшимся разбойником, он совершил очень много убийств, лицо у него было очень свирепое, и как раз он лежал на нарах с ними двумя, а к нему приходили его старые приятели, уговаривали: ты же был один из нас, весь был такой «идеальный» – по понятиям жил, а тут вот совсем «развратился», отвечает: «отстаньте от меня, вы много где не ездили, а я много где побывал командировки, колонии – и нет ни одного места где-бы не было хотя-бы одного священника – может в этом тоже был Промысел Божий. Ведь если бы не было там ни оного священника, мы бы наверное тоже погибли окончательно».
Когда преподобный Гавриил (Ургебадзе) в годы гонений на веру был помещен в изолятор, а затем – на принудительное психиатрическое лечение. Он себя утешал той мыслью, что ему господь судил войти в этот ад социальный, чтобы таким образом найти свою паству. И, действительно, его слово оказалось нужным среди заключенных. Его служение там, если позволено привести такую аналогию, было подобно служению Иоанна Крестителя, который сошел во ад. Преподобный Гавриил так рассказывал о том времени: «Я попал сюда потому, что и здесь были души, которые необходимо спасти, и по воле Божией я здесь должен был проповедовать»[2].
И действительно если мы обратимся к истории, мы не увидим такого поколения Христиан-простаков, а сейчас же модно ругать смирение дескать это – раболепство, и все Христиане – такие из себя «смиренные» (в негативном смысле). Да я не сторонник протестантской этики, которая призывает к обогащению и развитию земных дел – полагая, что в этом есть спасение, что нужно развивать свои профессиональные качества и не важно кто вы внутри – вы все равно спасетесь.
И здесь можно «поднять» труды светских авторов (почему труды светских авторов, потому что в них трудно заподозрить сочувствие христианству и они пишут как видят) – к примеру была известная книга Лоуренса Гонсалеса «психология выживания». Этот человек попытался научно обосновать стратегию выживания, хотя не везде у него получилось хорошо, так-как человек глобальной картины мира не имел и есть достаточно серьезные ошибки в его книге (там, где он описывает реальный пример, но не может его верно интерпретировать). Но тем не менее – он верно подметил, что первое качество, которое необходимо для того, чтобы выжить, это не свирепость и даже не лидерские качества, а это именно смирение, потому что – самая большая проблема человека, когда он оказывается в незнакомой обстановке и всё-то, что его губит там – это паника.
О принципе выживания
Об этом как раз писал Ален Бомбар «Французский исследователь», который тоже хотел создать научно обоснованную систему выживания, в которой он как раз говорил, что когда к Титанику шли спасательные судна (а они подошли достаточно быстро), то в спасательных шлюпках многие уже были не живые – они были трупы; хотя вроде-бы переохлажденными они не были и их убила не холодная вода – их убило от ужаса, такого, как – когда у тебя палуба уходит из под ног.
В своей книге он говорит, что в результате кораблекрушения большинство людей умирают не от нехватки пищи и воды (ведь они умирают в первые двое-трое суток, а это – слишком мало, чтобы умереть от жажды или голода). Их убивало отчаяния. И поэтому – естественно, если смиренный человек, оказывается в трудных ситуациях, то он эту ситуацию принимает, и говорит – да это произошло, это и есть первое качество смирения; но можно же рвать на себе волосы или кусать локти, проклинать судьбу, отрицать то-что произошло – но, это уже произошло.
Сам Ален Бомбар очень страдал во время одиночного плавания, когда хотел создать научно-обоснованную систему для выживших после кораблекрушения (в своей книге «За бортом по собственному желанию» он предстает перед читателей скорее как человек неверующий). Примечательно, что путешественник Феодор Конюхов, принявший священный сан, не испытывал таких негативных переживаний. Ему помогала вера, о чем он и написал в своей книге «Сила веры».
Лоуренс Гонсалес описывает опыт выживания Стивена Каллахэна после кораблекрушения. Стивен (занимался йогой) выжил, но, как и Ален Бомбар, он был атакован тяжелыми переживаниями. Опыт трех мореплавателей сравнивается в части 3-ей текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», в главе «Три (четыре?) мореплавателя и их отношение к травматическому опыту». В данному тексте показывается, что приобщение к православной парадигме мышления помогало Феодору Конюхову сохранять равновесие, не погружаясь в поток аномальных мыслей.
Лоуренс Гонсалес приводил случай (он вроде бы ни слова не говорит о Христианстве, но видно – то, что христианский образ жизни – человеку помогает выжить): было кораблекрушение, осталось 4 человека в живых: трое мужчин и одна женщина. Один из мужчин и одна женщина выжили потому, что решили заботиться друг о друге, хоть это и казалось бессмысленно потому, что «мол мы и так все погибнем». Но мужчина сказал: давай пока ты будешь спать я буду смотреть за тобой, чтобы ты не захлебнулась (ведь в шлюпке была вода), а когда я буду спать ты будешь смотреть за мной. И у них появилось занятие – они помогали друг другу, а двое других (вот – что значит отсутствие смирения) сошли с ума: одному стало казаться, что он находится в казино, потому что: стресс, жажда и плюс, возможно, видимо они стали пить соленую воду. Одному их них казалось, что он находится на борту стоящей в порту яхты. Выдуманная когнитивная картинка оказалась настолько реальной, что полностью перекрыла собой то, что видят глаза и слышат уши. «Вы заводите лодку в порт, а я схожу за машиной, чтобы мы могли разгрузиться», – с этими словами он перелез через борт и оказался в воде. Второй вылез из лодки по той причине, что, как ему показалось, ему нужно было идти за сигаретами. И так же был растерзан после выхода с лодки.
То-есть люди отдались полностью иллюзии. Возможно, они были не способны принять то, что произошло.
Смирение – как источник
Мы знаем, что когда происходят масштабные кризисы – много людей совершают самоубийства потому, что они не могут принять то, что произошло; слишком много планов человеческих на жизнь построено вперед и человек не способен принять данность, соответственно если человек оказывается на необитаемом острове в критических обстоятельствах, если есть смирение от слова мир – он с миром принимает то, что произошло и начинает действовать.
Второе качество смирения – это то, что человек способен отодвинуть собственный страх, ведь если он знаешь, что истинно ему надо идти вперед, но ему очень страшно, то он способен ради любви к Истине свой страх преодолеть. А гордый человек никогда свой страх не сможет отодвинуть на второй план, потому что гордый человек, который привык верить только в самого себя, оказывается в ловушке и ему лишь на поверхности сознания какой-то помысел говорит, что «все пропало, выхода нет»
Смирение: у современных Христиан, кто действительно живет не номинально, а с Богом, имеют способность жить в непредсказуемой обстановке, потому что Христианин который действительно старается жить с Богом в сердце – знает, что волос не упадет с головы без воли Божией.
У каждого из нас почти, есть опыт чудесного вмешательства в жизнь, быть-может не все из нас излечились от рака, не все из нас выжили в результате падения с девятиэтажного дома, но многие из нас действительно убеждались, что Господь рядом, Он слышит. И если человек хочет войти в эту связь с Богом, то Господь – действительно начинает за таким человеком наблюдать и действительно, Он иногда разрушает наши планы (если они нам не полезны) и бывает только через годы мы видим, что они не полезны и были.
Воздаяние
Многие люди, когда такое слышат, то могут начать возмущаться. В известном фильме «Матрица», когда Нео узнал об идеи Бога, разговаривая с персонифицированной матрицей в виде седого человека, говорит, что не хотел бы быть манипулируем, то есть в идее матрицы бог отрицается, но такие люди как Нео могут успокоиться, если человек не хочет приходить во Царство Божие, то никто не станет разрушать его планы; как сказано в Псалтири: «и отпустих я по начинаниям сердец их, пойдут в начинаниях своих» (Пс 80. 13) – что означает – «и оставил их Господь ходить в похотях сердец их и будут они ходить по похотям своим».
Как говорил митрополит Тихон (Шевкунов), если человек избирает свою волю, то Господь бывает отворачивает человека от того, что принесет ему погибель, но если человек упорно следует своей воле, то Господь дает свершиться тому, что избрал человек и в результате происходит катастрофа. («Если человек чего-то очень настойчиво хочет, причем во вред себе, Господь долго и терпеливо, через людей и новые обстоятельства жизни, отводит его от ненужной, пагубной цели. Но, когда мы неуклонно упорствуем, Господь отходит и попускает свершиться тому, что выбирает наша слепая и немощная свобода («Несвятые святые»)).
Но это не Бог тебя наказал. Ты сам выбрал свой путь и злые пути твои, которые ты избрал – они и станут «твоим возмездием».
Действительно, человек, который принял эту идею Божию – способен понять и со временем научился, что – планы могут разрушаться, а человек действительно видел в этом разрушении промысел Божий, как в одной известной притче. Когда человек оказался на необитаемом острове, с великим усилием он построил себе хижину, научился и огонь добывать, но вдруг его неосторожное обращение с огнем привело к тому, что поднявшийся ветер разнес искры и его хижина сгорела, он с сильным отчаянии вопиет в небо, что мол с таким трудом построил эту хижину; но, а в планах Божьих – истинно было сделать из этой хижины костер, что бы его заметил проходящий мимо корабль.
От того-то, такой человек и обретает драгоценное качество – быть спокойным в стремительно меняющейся обстановке.
Мы знаем, что сейчас у людей часто просто «срывает клапана» и «лопаются предохранители», потому что человек научившийся только рационально жить путем анализа цифр совершенно-никак не приспособлен к жизни в стремительно меняющихся условиях условной непредсказуемости. Есть драгоценное качество антихрупкости, о котором писал Нассим Талеб в своей книге «Антихрупкость». Это качество можно сопоставить со словами св. апостола Павла: «любящим Бога … всё содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Антихрупкость – это-то состояние системы, при которой встречающиеся стрессы приводят к тому, что система становится только лишь сильнее и более развитой, поэтому будущее за Христианами – если они готовы развиваться.
Задача христиан
Как говорил один дьякон в зарубежной Православной Церкви: действительно долгое время мы занимались «охранительством» и, это было правильно. Ведь нужно же было как-то сохранить то наследие, которое мы получили и смогли удержать. А нынче, по его мнению, задача христиан все-таки – в том, чтобы в каждом поколении, каким-то образом осмыслять в образах и терминах нашего поколения то Священное предание, которое нам досталось в Церкви. Не нужно снижать планку истины и всё священное писание переводить в пространство тик-тока, но в адекватных образах нашей эпохи осознать, каким образом нам достигать этой Истины, которой нам заповедано в Евангелии.
Дореволюционный период не вернуть» – его мы пршли, – там были и семьи другие (по 10 человек), задачи мужчины были другие и задачи женщины были другие и если – просто проецировать те идеалы на нынешнее время, ну-невозможно…
Здесь можно привести мысль патриарха Сергия (Страгородского) – которого несправедливо обвиняют в пособничестве советскому строю – обвиняют за декларацию, в которой он писал, что радости государства, – это и наши радости.
Как-то я спрашивал одного священника: А декларация – это правильно или неравильно? Он ответил: А ты сам то, декларацию прочитал хоть раз? Говорю: нет. А он советует: ну, что ж ты – вот возьми да почитай!
И не было там в декларации ничего такого за, что можно было его винить и он как раз очень хорошо сказал, что в каждую эпоху есть определенные методы, с помощью которых люди это предание Церковное интегрируют в свою реальную жизнь. И нужно понимать суть этого предания, потому что конкретные исторические эпохи меняются. А если мы пытаемся просто удержать форму эпохи, когда эпоха прошла, то получится то, как и с водой: она просто разломит лед.
Поэтому христиане призваны: не только к охранительству, не только к изоляции, – хотя и это тоже нужно уметь – вовремя собраться, уехать, например, на дачу.
Вот отец Нестор (служил в селе Жарки), например, его посещало очень много людей. И когда он понимал, что он уже не в состоянии этот поток людей выносить, то забирался на чердак, затягивал лестницу за собой и находился на чердаке пока не почувствовал, что может дальше каким-то образом с этими людьми общаться. Но многим из нас приходится работать в компаниях и больницах с сумасшедшими ритмами и одна из паломниц рассказывала, что в больнице очень хорошо видно историю пациентов, когда хирург сильно молится и когда не молится. И задача христианина современного эту искру, что почувствовали в Таинствах учиться хранить не только заперевшись дома, но и каким-то образом уже, на работе.
У хирурга Пирогова есть мысль: задача христианина состоит в том, чтобы совместить своё призвание к вечности с призванием земным. То есть, преодолев вот этот разрыв [и научится жить так, чтобы и дела свои делать, но при этом искру Божественную не терять]. В этом смысле очень много интересных фактов содержит описание жизненного пути святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который стал священником и после – епископом в годы гонения на Церковь. Ему много приходилось работать ив светских учреждениях, а также взаимодействовать с очень разными людьми (см. книгу Марка Поповского «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга»).
Мысли Пирогова и комментарии к ним – в главе «Призвание земное и призвание в вечности» из текста «Внешняя жизнь и мир мыслей», часть 3.2 «Не только профессиональный труд. Призвание, отношения, что делает человека человеком».
Какие были христиане
Перед молебном мы говорили о том, что христиане нашего поколения возможно будут создавать Христианскую культуру, которую мы утратили (не в смысле модернизма). Многие христиан ранее занимались тем, чтобы сохранить то, что осталось. И не всегда эти варианты были где-то уместны. Например, в двухтысячных и девяностых годах это охранительство выражалось в том, что люди уходили в леса в ожидании антихриста. И тогда стало понятно, что невозможно всю Христианскую жизнь сосредоточить на ожидании антихриста и что необходимо как-то строить христианскую жизнь уже сейчас.
Ответ «Антихрист. О фиксации внимания на антихристе, бесах, конце света. О прелести и выходе из нее».
Мы знаем, что раньше были православные предприниматели, хотя тоже – не без проблем. В частности, протоиерей Анатолий Праводолюбов рассказывал, что у него у самого были бабушка была из купеческого звания, торговалась на рынке за копейку буквально. У некоторых купцов он отмечал страдальческое выражение лица. И связывал такое выражение лица с наличием ложных мыслей. Обходы законов, нравственных (принципов) – придумывали какие-то увертки. Борьба тьмы со светом отражалась на лице. Если совершали дела милосердия со временем Господь приводил их к правильному устроению.
То есть какая-то печать была на лицах, как-то они пытались оправдать свой прибыток [получаемый при обходе нравственных норм, то есть могли хищнически вести дела]. Но такой облик был не у всех. Мы знаем фамилия Сикорского – православный христианин, один из отцов-основателей авиастроения.
Были воины христиане, было казачество со своими традициями воинского жития, и эти традиции надо было оттачивать веками. Казачество было уничтожено в советские годы и сейчас, конечно, возрождается. Но опять же: возродить казачество можно на уровне одежды, Каким-то образом люди могли совместить веру и гражданское служение (ведь этот механизм, этот путь должен был оттачиваться веками). Должен был быть найден определённый путь, должен был выработаться уклад, определенный стиль поведения, который бы позволил людям вот так жить.
И этот стиль поведения можно ведь воспринять только от лица к лицу. и живя конкретно в этом сообществе, его трудно вычитать из книжек. И поэтому многое безвозвратно было утрачено. И сейчас уже нам в наших условиях надо все это восстанавливать. В христианских семьях детей будут отправлять учиться, и они будут учиться и работать. Если у них получится интегрировать свое христианство в общественную жизнь, то они смогут уже свой опыт передать новым поколениям.
Смирение – не раболепство
Вот один пример по поводу смирения для того, чтобы было понятно, что смирение – это не раболепство. Есть замечательная книга в которой сказано очень много о принятии решений, как один дьякон хорошо сказал, что отчасти мы в Церкви имеем не то, чтобы прозорливость, но некие пред начатки такого прозрения, которое есть у святых. Иногда мы в Духе Святом понимаем, что нам делать и действительно бывает: ты молишься и тебе ясно как Божий день, то – что тебе надо сделать, но только у святых этот дар в гораздо большей степени выражен, у святых нет секретов.
Нечто подобное было явлено в жизни Елены Казимирчак Полонской, вы, наверное, могли читать эту книгу «О действии благодати Божией в современном мире». Не все то-что в ее книге написано можно прямо взять и применить на себя, кому-то из тех, кто читал её книгу была не ясна суть её некоторых поступков. Но как один священник хорошо сказал – для паломников, которые приезжали в Грецию: «берите только хорошее».
В книге хорошо был описан момент о том, где героине приходилось принимать решение, когда даже вообще никакой зацепки почти и не было: нужно было искать мужа, которого забрали в концлагерь и единственная зацепка, где его искать – находится дома. Но чтобы эту зацепку найти, нужно спуститься в подвал, лестница в подвал разбомблена и ей необходимо прыгнуть в подвал. Причем, она босиком и могла попасть на битое стекло и осколки, истечь кровью. Но в этих критических обстоятельствах Господь ей явно помогал, и она приняла решение прыгать.
Или когда нужно было зайти в концлагерь, она приняла решение зайти, чтобы принять решение, она обычно горячо молилась. Охранник сказал, что её не выпустят обратно, но теме не менее она зашла на территорию концлагеря, выяснила, что было нужно, а после совершила побег.
Был описан момент, комментирующий тему смирения. Нужно было оплачивать содержание себя и своего сына Сережи у одной хозяйки, а поскольку была вторая мировая война, то платили только в твердой валюте и сразу. Никаких – потом. Нужно было оплачивать жильё и еду в срок, а денег уже не было.
В то время в Варшаве было восстание Евреев и поэтому Варшава была оцеплена (сюжет о восстании показан в фильме «От имени всех своих» (1983); фильм о том, как человек пытался себя найти после гибели всей своей семьи).
В Варшаве всех, кто был обнаружен без мандата, расстреливали на месте. И ей один человек предложил вывезти из Варшавы клад золота, спрятанный у него в доме, обещая ей достать мандат, чтобы она уехала. Естественно, она подвергала себя смертельной опасности; если найдут золото она будет расстреляна. Тон этого человек ей казался неприятным, и она молилась о том, чтобы понять: есть ли Воля Божия в том, чтобы идти ей в Варшаву. Ей был неприятен безъапеляционный тон его беседы, «но она привыкла смирять себя и слушала только голос своей совести, следя за состоянием своей души. В сердце был мир, и она внутренне почувствовала, что весь этот неожиданный проект – дар безмерной любви Господа».
Монахиня Елена принял монашеский постриг в очень зрелые годы. До пострига она занималась активной трудовой деятельностью, в которой ей помогала молитва. О ее опыте рассказывается в части 3-ей цикла бесед «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря».
4h. Характеры. Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская). Куда идти, если не знаешь, куда. О интуитивном познании;
4i. Характеры. Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская). Ефросиния Керсновская
Смирение – это когда отодвигаешь свои субъективные переживания. По итогу она находит тот дом, а указанного клада на месте не оказывается, она начинает переживать, что ее еще могут обвинить в том, что она клад присвоила себе. Начала молиться, её взгляд падает на это самое золото, потому что взрывом видимо были разрушены балки, на которых золото лежало, золото упало. Далее она золото прячет под одежду, в косу и выходит из дома.
По идее её не должны бы были обыскивать, но так сложилось, что как-раз тут же рядом с домом мужчина проезжал с повозкой сена, а в сене обнаружили какую-то контрабанду (мужчину ждала уже не завидная участь). Но так как обыск мужчины уже начался, то и все, кто находился рядом, также попадали под обыск. И немец подходит к ней начинает осматривать, а она внутри молилась. Немец сделал первое движение к обыску и бросил это дело потому, что ему и мысль не пришла о том, что человек, который нес на себе смертный приговор, мог бы с такой невозмутимостью пребывать. А она смотрела ему в глаза и не один мускул не дрогнул на ней, таким образом Господь её покрыл и не представил для патрульного интереса, а она после вышла из Варшавы.
Как быть
Как-то рассказывал историю об одном нашем монахе, который до того, как стать православным, был буддистом и в 90-ые годы занимался бизнесом, а в 90-ые бизнес был очень трудно отделим от криминала. И была там такая криминальная история, что одна группа наняла психологов, людей вызывали на разговор, задавались технические вопросы, а психологи уже смотрели на реакцию людей (глаз дернулся – убили). И многих людей поубивали таким образом, и вот у самого него с этой группой начался разговор.
Он рассказывает: да я просто не понял, что меня спрашивали, что-то спрашивают, а я: хи-хи, ха-ха. Но, когда домой только вернулся, его холодный пот прошиб потому, что он понял, что это были за вопросы. И каким-то образом Господь его просто покрыл, и он даже не понимал: что его спрашивали.
Мы в храмах получаем искру и уже, как в притче, эту искру учимся хранить.
Царь спросил мудреца: как ему управлять своим царством, мудрец дал ему задание взять и наполнить чашу до краев водой и аккуратно ходить по горам весь день. А потом прийти обратно с этой чашей и получить ответ как управлять своим царством. И вот царь весь день ходил, стараясь не пролить ни капли. Вернулся обратно и услышал ответ: запомни состояние, с которым ты ходил и вот так и управляй, и всё будет у тебя хорошо.
Поэтому человек, не просто «сидя дома», а уже в толще жизненных обстоятельств, посреди людей откровенно враждебных или безразличных к вере, должен уже эту искру учиться хранить. И постепенно, со временем он будет вырабатываться навыки, помогающие равновесие держать посреди этого мира и жить с верой.
Это, конечно, не сразу произойдет, много будет падений, но, вставая и падая, вставая и падая, все-таки со временем человек научится постепенно накапливать этот опыт. И этим опытом люди будут делиться и формировать ту христианскую культуру! Ведь хранить мы научились более-менее, теперь надо учиться с тем, что сохранили, посреди мира пребывать, чего и всем вам желаю научиться!
А молитва всем нам поможет!
А то, что христиане были неумелыми – это все спорно. Если бы, действительно, православные христиане были уж настолько апатичными, вялыми и неумелыми, то давно бы уже с одной стороны – Европа, а с другой – татары Россию бы по кочкам раскидали. Мы утратили свои корни, теперь пора их возрождать. Нас превратили в Иванов родства не помнящих, нам говорили, что у нас нет истории, нет культуры мы в это поверили, вот теперь пора все это вспоминать.
Как в одной песне есть такие слова:
«Меня хлестали дубинкой, пугали лагерями.
Я и сам давно поверил в тщетность бытия себя же.
Я забыл язык, забыл свой дом, самосознание даже,
Я иду в те времена, где возродятся мои знания!»
[2] Малхаз Д. Старец Гавриил: Сердце полное любви. Житие и поучения старца Гавриила (Ургебадзе) и воспоминания о нем / Пер. с груз. Г. Гребенчук, Н. Дурглишвили. М.: Изд-во «Апостол веры», 2017.