-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
15 октября 2024 г. О старческом руководстве: Правда ли, что святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что нынче нет старцев?
Данный текст подготовлен с целью ответа людям, которые, ссылаясь на слова святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, что ныне нет старцев, занимают позицию отрицания самой идеи духовного руководства. Основываясь на этих словах, некоторые совсем отрицают идеи духовничества и душепопечения, считая их неосуществимыми в наше время. Свой отказ они подкрепляют также ссылкой на свободно пересказанные слова святителя Игнатия о том, что книги заменяют старцев. Причем складывается такое ощущение, что эти люди интерпретируют эти слова не совсем адекватно творениям самого святителя. Чтобы прояснить данный вопрос, и был составлен текст.
Текст составлен из цитат, взятых из творений святителя Игнатия (Брянчанинова). В данный текст не включены авторские размышления по той причине, чтобы читатель видел отношение самого святителя Игнатия к означенному вопросу. Если бы в тексте присутствовали авторские идеи, кто-то мог сказать, что текст не отражает позиции самого святителя, а является «тенденциозной трактовкой» его творений.
Желающие ознакомиться с тем, как идеи святителя Игнатия о старческом руководстве и духовничестве могут быть включены в контекст реальной духовнической жизни и практики, могут ознакомиться со следующими источниками.
– «О развитии монашества, о теории “созависимости” и о прочих психологических подходах к решению личностных проблем», глава «Преодоление самости. Некоторые мысли о восстановлении монашества».
– «Духовное руководство: Духовник и его слово в картине мира человека (часть 1)», глава «Чтение книг и беседы с единомысленными людьми сможет ли компенсировать отказ от духовного руководства?»
***
Вопрошающий: Нужен ли нам вообще наставник?
Отвечающий: «Возвышеннейшее умное делание необыкновенно просто, нуждается, для принятия, в младенческой простоте и вере, но мы сделались такими сложными, что эта-то простота и неприступна, непостижима для нас. Мы хотим быть умными, хотим оживлять свое я, не терпим самоотвержения, не хотим действовать верой. По этой причине нам нужен наставник, который бы вывел нас из нашей сложности, из нашего лукавства, из наших ухищрений, из нашего тщеславия и самомнения в широту и простоту веры. По этой причине случается, что на поприще умного делания младенец достигает необыкновенного преуспеяния, а мудрец сбивается с пути и низвергается в мрачную пропасть прелести» (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 7 т. Т.2. М.: Дон. монастырь, 1993. С. 256).
***
Вопрошающий: О каких именно наставниках святитель Игнатий писал, что их нет?
Отвечающий: «Во времена преподобного Нила Сорского, за три века до нас, живые сосуды Божественной благодати были крайне редки, до зела оскудели, по его выражению; ныне они так редки, что можно не останавливаясь и безошибочно сказать: их нет. За особеннейшую милость Божию признается, если кто, истомившись душою и телом в монашеском жительстве, к концу этого жительства неожиданно найдет, где-либо в глуши, сосуд, избранный нелицеприятным Богом, уничиженный пред очами человеков, возвеличенный и превознесенный Богом. Так Зосима нашел в заиорданской безлюдной пустыне, сверх всякого чаяния, великую Марию» (Аскетические опыты. Т.2. С.255).
***
Вопрошающий: Были ли во времена святителя Игнатия наставники, хотя и не такие великие?
Отвечающий: У старцев, известных по своему особенному благочестию и духовному преуспеянию, Новый Завет помещается при святых иконах (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Приношение современному монашеству. М.: Правило веры, 2004. С. 18. (Собр. тв.: в 7 т.; т.4.)).
***
Вопрошающий: Мог ли святитель Игнатий написать это о тех, кто жил давно или он написал это о тех, кто жил в его время?
Отвечающий: В подстраничной сноске написано: «Писавший эти правила, посещая при первоначалии своем опытных старцев, заметил у них этот похвальный обычай» (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Приношение современному монашеству. С. 18).
***
Вопрошающий: Нет ли в сочинениях святителя Игнатия какого–либо места о том, что советоваться со старцем или старицею – это хорошо?
Отвечающий: «Понуждай себя к простоте и откровенности пред старицею; от всех же других вполне скрывай свои брани, потому что такой преступной откровенностью повредишь себе и другим, которым отнюдь не полезно слышать о твоих бранях. Понуждай себя и паки понуждай; за твое постоянное понуждение к откровенности Господь даст тебе в свое время силу открываться с легкостью. А твое спасение единственно от твоей откровенности пред старицею. Без этого делания тебе не достигнуть ничего духовного и благодатного, а пребудешь плоть и кровь. Если будешь открываться, то достигнешь чистоты, которую осеняет благодать Божия. Не принимай никакого вражеского осуждения или смышления, или подозрения на твою старицу. Не ищи ее любви, но ищи своего спасения» (Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Черноморский и Кавказский. Избранные письма. Т. VII. Составитель игумен Марк (Лозинский). Переиздание Спасо-Преображенского Мгарского монастыря Полтавского прихода. 2001. С. 181).
***
Вопрошающий: Призывал ли святитель Игнатий хоть кого-нибудь к тому, чтобы верить наставнику?
Отвечающий: «Да сподобит тебя Господь последовать и этому наставлению святого Иоанна Лествичника (Степ. 4): …«По входе в поприще благочестия и повиновения мы уже не должны ни в чем испытывать нашего благого законоположника (наставника), хотя бы в нем, как в человеке, и заметили малые погрешности, иначе, т.е. истязывая, не получим от повиновения никакой пользы. Желающим соблюсти несомненную веру к своим наставникам, необходимо хранить в сердце своем добрые дела их неизгладимыми и незабвенными, чтоб воспоминанием их оградить уста бесам, когда они будут посевать в нас неверие. Насколько вера цветет в сердце, настолько тело преуспевает в служении. Кто преткнется о неверии, тот пал»» (Избранные письма. С. 167–168).
***
Вопрошающий: Считал ли святитель Игнатий возможным делом найти наставника?
Отвечающий: «Посещай келию твоего наставника и духовного отца, если ты так счастлив, что в наши времена нашел наставника; и то, посещай своевременно и по требованию нужды, а никак не от уныния и не для празднословия» (Аскетические опыты. Т.2. С. 206).
***
Вопрошающий: Почему так важен совет?
Отвечающий: «Ум человеческий не в состоянии отличить добра от зла; замаскированное зло легко, почти всегда, обманывает его. И это очень естественно: ум человеческий юн, а борющие его злыми помыслами имеют более, чем семитысячелетнюю опытность в борьбе, в лукавстве, в ловитве душ человеческих. Различать добро от зла принадлежит сердцу, – его дело. Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтоб сердце стяжало тонкость вкуса к отличию вина цельнаго от вина поддельнаго. Что дело сердца отличать добро от зла и что сердце не вдруг стяжавает способность совершать принадлежащее ему дело, – то и другое засвидетельствовал Апостол: “Совершенных есть твердая пища, – сказал он, – имущих чувствия обучена долгим учением в разсуждении добра же и зла” (Евр 5. 14). Потому то, доколе сердце не стяжет навыка отличать добро от зла, очень полезен опытный совет ближняго – воспитанника Восточной Церкви, единой святой, единой истинной, – ищущаго и нашедшаго в повиновении ей блаженную свободу» (Избранные письма. С. 284–285).
***
Вопрошающий: Каковы преимущества открывающего свои помыслы старцу перед живущим по своему усмотрению?
Отвечающий: «При решительном откровении согрешений делами, словами и помышлениями можно в один год преуспеть более, нежели при посредствен других подвигов, самых многотрудных в течение десяти лет. Оттого враг и борет так сильно против этого спасительного делания» (Избранные письма. С. 181).
***
Вопрошающий: Даёт ли жительство под руководством какое-либо особенное преимущество тому, кто занимается умной и сердечной молитвой?
Отвечающий: «Из всего вышесказанного можно усмотреть и время, приличествующее для умной, сердечной молитвы. Для занятия ею приличествует возраст зрелый, при котором уже естественно укрощаются в человеке порывы. Не отвергается юность, когда она имеет качество зрелости, в особенности, когда имеет руководителя» (Аскетические опыты. Т.2. С. 216).
***
Вопрошающий: Если советоваться – это хорошо, то почему вокруг этого дела ходит столько толков?
Отвечающий: «Оттого, что ты долго пожила в других монастырях без этого делания, тебе трудно приняться за него. Но преодолей себя!» (Избранные письма. С.180).
***
Вопрошающий: Может ли человек отказываться от совета ближнего, находясь под воздействием страсти?
Отвечающий: «Обращаюсь на протекшую жизнь мою: вижу – это цепь погрешностей, цепь падений; на каждом почти шагу я был посмеян и поруган диаволом по недостатку духовной мудрости, по избытку гордости, не склоняющейся спросить совета у ближнего» (Избранные письма. С. 161).
***
Вопрошающий: Был ли согласен святитель Игнатий с каким-либо древним отцом, положительно смотревшим на наставничество и на послушание?
Отвечающий: «Сказал святой Иоанн Лествичник в 4-й степени: «Бес старается иногда осквернить послушников телесными сквернами и соделывает их жестокосердыми, подучая их быть – сверх обыкновения – тревожными, иногда же соделывает какими-то сухими и бесплодными, ленивыми к молитве, сонливыми и помраченными, чтоб их отторгнуть от повиновения, как не получивших никакой пользы от этого подвига, но и ощутивших душевный ущерб»» (Избранные письма. С. 182–183).
***
Вопрошающий: Может ли нежелание открывать свои помышления старцу являться причиной искушения для человека?
Отвечающий: «Как видно из жития святых Отцов, подобным твоему искушению подвергаются те иноки, которые слабо противостоят брани самоволия и самосмышления, не исповедуя своих помышлений старцу и вверяясь бесу, показывающему ему в старце такие недостатки, коих в нем вовсе нет» (Избранные письма. С. 182).
***
Вопрошающий: Можно ли одним чтением книг заменить совет?
Отвечающий: «Книги святых Отцов о монашеской жизни должно читать с большою осмотрительностию. Замечено, что новоначальный инок никак не может применить книги к своему положению, но непременно увлекается направлением книги. Если книга преподает советы о безмолвии, и показывает обилие духовных плодов, собираемых в глубокой пустыне, то в новоначальном непременно явится сильнейшее желание удалиться в уединение, в безлюдную пустыню. Если книга говорит о безусловном послушании под руководством Духоносного отца, то в новоначальном непременно явится желание строжайшего жительства в полном повиновении старцу. Бог не дал нашему времени ни того, ни другого из этих жительств. Но книги святых Отцов, написанные об этих жительствах, могут подействовать на новоначального так сильно, что он, по неопытности своей и незнанию, легко решится оставить место жительства, на котором имеет всю удобность спастись и духовно преуспеть исполнением евангельских заповедей, для несбыточной мечты совершенного жительства, нарисовавшейся живописно и обольстительно в его воображении» (Приношение современному монашеству. C. 53).
***
Вопрошающий: Так ли просто понять Отеческие книги?
Отвечающий: «Учение о молитве в дошедших до нас Отеческих книгах, изложено с удволетворительными полнотою и ясностью; но мы, будучи поставлении при неведении нашем перед этими книгами, в которых изображены, в величайшем разноообразии, делания и состояния новоначальных, средних и совершенных, находим себя в крайнем затруднении при избрании делания и состояния нам свойственных. Несказанно счастлив тот, кто поймет и ощутит эту затруднительность. Не поняв ея, при поверхностном чтении святых Отцов, поверхностно ознакомясь с предлагаемыми ими деланиями, многие приняли на себя делание, несвойственное себе, и нанесли себе вред» (Аскетичесие опыты. Т.2. С. 276).
***
Вопрошающий: Если кого-то борет страсть, то может ли этот человек без откровения помыслов, основываясь только на чтении книг, избавиться от воздействия этой страсти?
Отвечающий: «Беседуя с некоторым старцем, жившим близ аввы Зенона, мы спросили его: если кого беспокоит греховный помысл, и он прочитает или услышит сказанное отцами о борьбе с таким помыслом, хочет исправить свое душевное настроение, но не может, - хорошо ли исповедать это кому-либо из старцев, или должно руководствоваться прочитанным и удовлетворяться своею совестию? – Старец отвечал нам: должно исповедать отцу, но отцу способному оказать помощь, и не уповать на себя. Боримый страстию не может сам себе принести пользы, в особенности, если страсть обладает им. Со мною, в юности моей, случилось нечто таковое. Душа моя была уязвлена страстию, и я побеждался ею. Слышав об авве Зеноне, что он исцелил многих, я вознамерился идти к нему, и возвестить совершающееся надо мною. Но помысл удерживал меня, внушая мне: ведь ты знаешь, как должно поступить! поступи сообразно прочитанному тобою и не соблазняй старца. Когда я решался идти, брань облегчалась несколько, и я оставлял намерение мое. Тогда снова потопляла меня страсть, и я снова понуждал себя сходить к старцу, но враг опять обольщал меня, не попуская исповедать старцу борющих меня помыслов. Даже не раз я ходил к старцу; но враг не допустил меня до исповеди, принося стыд сердцу моему и представляя, что способ исцеления мне известен. Какая нужда, говорил он, рассказывать о себе кому-либо? Это приносил мне враг, чтоб я не открыл страсти и не получил исцеления» (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Отечник. Репр. воспр.
***
Вопрошающий: Призывал ли святитель Игнатий никого не слушаться, говоря, что нынче нет наставников?
Отвечающий: «Оказывай настоятелю и прочему монастырскому начальству нелицемерное и нечеловекоугодливое послушание ради Бога. Оказывай послушание всем отцам и братиям в их приказаниях, не противных Закону Божию, уставу и порядку монастыря и распоряжению монастырского начальства» (Приношение современному монашеству. С. 76–77).
***
Вопрошающий: Одобрял ли святитель Игнатия то, чтобы действовать самочинно или он склонялся к тому, что лучше поступать по совету ближнего?
Отвечающий: «Диавол готов нам придать вдесятеро здравого смысла и умножить тысячекратно наши практические сведения, лишь бы украсть у нас знание крестное, при коем можем стать одесную Бога. Приписывающий себе сведение и здравый смысл уподобляется диаволу, который хотел признать себя источником света. Он и есть источник мнимого света – плотского мудрования, который не покоряется разуму Божию, носит на себе печать гордыни и включает в себе условие всех грехопадений. «Видел ли ты падшего, - знай, что он последовал самому себе», - говорит авва Дорофей. Этот святой говорил себе, что лучше желает погрешить в каком-либо наружном деле, поступив по совету ближнего, чем действовать самочинно» (Избранные письма. С. 166).
Слова преподобного аввы Дорофея приведены в русском переводе. См. его книгу «Душеполезные поучения», главу «О том, что не должно полагаться на свой разум».
***
Вопрошающий:. Если люди, оправдывая свои страсти, будут отвергать всякое направленное к ним слово под предлогом того, что нынче нет наставников, то что из этого может получиться?
Отвечающий: «Начало бедствий заключается в непозволительном и гордом презрении велений Святаго Духа, в заменении их своими уставами. Вот где причина всеобщего расстройства, причина падения христианства, падения нравственного, всегда предшествующего расстройству гражданскому, предвещающего это расстройство. Есть, в частности, христиане, но утрачено общее, одинаковое знание Истины, которым бы все соединялось в одно духовное тело с одним образом мыслей, в одном духе, под одною главою – Христом. Ныне всякий имеет более или менее свой образ мыслей, свою религию, свой путь, принятые произвольно или случайно, признаваемые правильными или только оправдываемые. Это бесчисленное стадо, потерявшее связь и единство в истине и духе, представляет духовному наблюдателю вид величайшего беспорядка: каждая овца бредет в свою сторону, не зная, куда идет она; никто ее не останавливает, никто о ней не заботится; люди уже более не слышат – так отяжелел слух их – спасительного гласа Истинного Пастыря, раздающегося из Его Святой Церкви, который еще громко обличает их неправду, возвещает им о пути правом, указывает его» (Избранные письма. С. 371–372).