Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. Болезнь и ее смысл. Ч. 3: Духовные болезни и путь к исцелению

18 декабря 2024 г.

Дорогие братья и сёстры, сегодня мы с вами будем служить молебен о болящих. Перед его началом поговорим о причинах некоторых болезней. До этого мы обсуждали духовный смысл болезни.

«Болезнь и ее смысл».
Часть 1. «О болезни, исцелении и Промысле Божием». https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2569/
Часть 2. «Причины, понимание, молитва, облегчение». https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2589/

Сказка «Момо» и гонка со временем

Мы все в какой-то мере больны. Болезни бывают разные: и телесные, и душевные, и духовные. Сейчас хотелось бы сказать немного о духовных болезнях: об апатии и тоске. Немного расскажу о том, что более подробно буду разбирать на встрече, которая в ноябре состоится в Москве.

Сегодня мы обратимся к художественной литературе. Идею духовных болезней и их преодолении описывает в своих двух сказках Михаэль Энде – немецкий писатель, классик детской литературы. Его считают теософом, возможно, это так и есть. Его сказки на 95% согласуются с нашим мировоззрением. Сейчас ходят разговоры, что Исаак Сирин был несторианином. Недавно появилась книга, в которой автор утверждает, что это так. Одно то, что Исаак Сирин жил среди несториан, не делает его приверженцем этого учения. Преподобный Паисий Святогорец много думал об этом вопросе, и ему явился Исаак Сирин и сказал: «Я не был несторианином, я боролся с несторианством». В отношении Энде, возможно, нам трудно делать однозначные выводы.

Самые знаменитые сказки Михаэля Энде «История, конца которой нет» и «Момо». В них автор в виде метафоры показывает поражения души, которые преследуют современного человека.

В сказке «Момо» описывается город, где люди друг друга любят, общаются. В этом городе появляется маленькая девочка Момо. Она поселилась в старом амфитеатре. Амфитеатр – это символ огороженного пространства, храма, где мы встречаемся с Богом. Конечно, Бог не живет в рукотворных храмах, ему не нужно никакое место. Но протестанты ошибаются, когда говорят, что Богу надо поклоняться духом и истиною. Да, так можно поклоняться Богу, но на деле оказывается, что мы к этому не способны. Чтобы погрузиться в молитву, нам надо как-то выйти из бесконечного потока дел и сообщений, и оказаться в обстановке, которая нас настроит на другой лад. Этому может способствовать славянский язык, на котором не печатаются современные новости. Некоторые недоумевают, почему в церкви нужен специальный язык, неужели нельзя молиться на современном языке? Но на современном языке публикуются новости, иногда агрессивные, печатаются книги, часто безнравственные. По закону ассоциаций, если бы молитвы в храме читались на современном русском языке, они приводили бы на ум всю информацию, которые мы слышали на этом языке в течение дня. Церковно-славянский язык настраивает нас на другую волну.

Жители большого города приходили к развалинам старого амфитеатра к маленькой и худенькой девочке Момо, которая умела слушать и проговаривали свои проблемы. Момо не давала никакие советы, а просто их слушала. И здесь такая идея, что только в состоянии тишины человек может заглянуть в свою душу, до конца додумать мысли и избавиться от депрессии.

На эту тему есть очень хорошая книга современного французского богослова, ученика нашего известного профессора Владимира Николаевича Лосского, Жан-Клода Ларше «Обратная сторона новых медиа». На страницах этой книги автор показал, как современные медиа разрушают человека, лишают его исихии (состояния тишины и умиротворения). Исихия  – это практика православия, некий метод обретения внутреннего покоя, который доступен не только монахам, но и мирянам. Это не отрешение от действительности и не выпадение из реальности. Исихазм составляет основу православного аскетизма, целью которого является преодоление страстей и хаотичных движений души. Исихаст становится способным даже посреди окружающей нас суеты, быть в состоянии внутреннего равновесия, испытывать радость бытия. Современные медиа лишают человека возможности сосредоточиться на своих мыслях и прийти к равновесию. В сказке «Момо» метафорически была описана исихия.

В городе появились Серые господа, которые советовали всем спешить. Они подошли к парикмахеру мистеру Фузи и сказали примерно следующее: Вы растрачиваете свою жизнь впустую, клацаете ножницами, болтаете, а настоящую жизнь не ведете, только время теряете. Вы стрижете и говорите каждому клиенту доброе слово, у вас есть невеста и вы тратите на нее 15 минут, есть попугай, и вы его кормите. Еще каждый вечер общаетесь со старой матерью, которая ничего не слышит, читаете какие-то книги. А всё это время на самом деле могли бы употребить на самореализацию, на успех.

Они перевели часы в минуты, минуты в секунды, и посчитали, сколько миллиардов секунд тратит парикмахер Фузи, как они утверждали, впустую. Кстати, подобным приемом пользуются, например, в казино. Чтобы открыть человека для манипуляций, денежные единицы переводят в бонусы. Когда человек тратит рубли, ему понятно, сколько денег он израсходовал. Но когда их переводят в бонусы и, например, 100 рублей теперь 16.000 бонусов, то трудно сориентироваться во время игры, сколько же денег потратил.

Мистер Фузи чувствовал себя совершенно раздавленным, когда увидел число, обозначающее сумму потерянного времени. «Неумолимый счёт подействовал на него так сильно, что он принял всё без возражений. Да и счёт сам по себе был правилен – всё сходилось. Это был один из тех фокусов, с помощью которых Серые господа обманывали людей в тысячах случаев.»

Господин Фузи перестал общаться с невестой и с мамой, отдал попугая, перестал читать книги и спать. Он стал спешить. У него началась депрессия. Другие жители города тоже стали спешить. Поначалу они находили утешение в том, что приходили к Момо и от этого помрачения избавлялись. Серыегоспода осознав, что Момо вклинивается в их планы, решили ее уничтожить. Но Мастер Хора, который являлся образом Бога Отца, послал Момо черепашку Кассиопею. Хоть черепашка двигалась очень медленно, она всегда была на шаг впереди Серых господ, которые охотились за Момо. Также человек, находящийся в состоянии исихии, равновесия, чувствует эту реальность. Может автор и не вкладывал такой смысл в свое произведение, но мы с православной точки зрения так интерпретировали эту сказку. 

Более подробно сказка разбирается в беседах цикла «Преодолеть отчуждение. Часть 1: Лекции о унынии, депрессии и о причинах ухода в экстремальные активности». https://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#_19

На прошлых молебнах мы говорили, что когда ум находится в свободном от страстей состоянии, то способен созерцать духовные основы и священные смыслы, на основе которых развивается мироздание, понять причинно-следственные связи, лежащие в основе происходящего.

Про логосы – см. главу «Созерцательная способность ума и логосы мира» из текста «О вере», часть 4.1 «Познание Истины и состояние ума». http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2119/

Академик И. П. Павлов говорил (в докладе «Об уме вообще и русском уме в частности»), что познать реальность – это иметь возможность ее предугадать. Поэтому и оказывалась Момо с черепашкой на шаг впереди. Момо увидела, как каждый час распускался прекрасный цветок и что, оказывается, когда в дело вкладываешь свою душу, свою любовь, то в сердце тоже распускается цветок, и каждый час он становится лучше, чем прежде. Но Серые господа выкрали эти цветы из сердца человека. Они крутили из них сигары и курили. Эти господа жили за счет украденного времени.

Когда Момо была в безмолвии, она услышала пение планет. Это метафора. Человек в состоянии равновесия становится способным слышать пение мироздания и понимать, что происходит. Например, в индуизме, буддизме и прочих восточных культурах существуют очень сложные методы, чтобы почувствовать человеку этот поток. Не хочу проводить транскультурные аналогии, но могу сказать, что в православии не нужны никакие методы, человеку необходимо только находиться в приобщении к благодати. И до тех пор, пока это есть в сердце человека, он имеет дар, оружие, и щит.

Светские авторы, например, нередко Короленко и Дмитриева (в книге «Психосоциальная аддиктология»), описывая ургентную зависимость, писали, что религиозные переживания являются мощным иммунитетом против формирования данной аддикции (см. главы «Ургентная зависимость», «Работоголизм»). Ургентную зависимость лечить сложно, потому что не все люди, сталкиваясь с ней, воспринимают ее как проблему. Но эта зависимость человека обнуляет: он вступает в гонку со временем, у него разрываются контакты с ближними, он перестает замечать красоту природы, теряет способность понимать литературные произведения, музыку.

Серые господа советуют мистеру Фузи экономить время: «Вы просто должны быстрее работать и не делать ничего лишнего. Своим клиентам посвящайте вместо получаса только пятнадцать минут. Избегайте крадущей время болтовни. Час у матери сократите до получаса. Лучше всего отдайте ее в дешевый дом для престарелых, где о ней будут заботиться, тогда вы выиграете ежедневно целый час. Ликвидируйте ненужного попугайчика! Посещайте фрейлейн Дарию только раз в две недели, если это вообще необходимо. Отбросьте ежедневные размышления у окна и – главное – не тратьте драгоценное время на пение, чтение и на ваших так называемых друзей».

В современном мире гонка со временем охватывает все большее число людей, чему способствуют быстрое развитие технологий и распространение идей о важности личного успеха.

Депрессия

Человек в этой гонке теряет «цветы в своём сердце», и тогда развивается болезнь. Вначале она незаметна, но однажды наступает день, когда тебе ничего не хочется. Если человек не опомнится, болезнь развивается дальше. Наступает состояние полной темноты. Человеку становится очень плохо, а потом перестает даже быть плохо. Люди уже вообще ничего не ощущают.

Подобнее об этом описании болезни, включенном в более широкий контекст, – в главе «Депрессия и отчуждение деятельности от глубинных основ личности» из 1-ой части текста «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)». http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1988/

Знал одного такого человека. Обычно говорят, что депрессия – это самое плохое, что может быть. Но это конфета. Когда человек выходит из состояния, которое за депрессией, то радуется тоске, апатии, грусти. В его душе хоть что-то происходит, а до этого не происходило вообще ничего.

Текст «Депрессия и выход из неё». https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2421/

Как пример можно вспомнить Раскольникова. «Не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости… И хотя бы судьба послала ему раскаяние – жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы – ведь это тоже жизнь». Но у него не было даже этого.

Болезнь может зайти так далеко, что исцеление становится невозможным [если человек не направит свои усилия к адекватным шагам по изменению ситуации], и люди становятся, как эти Серые господа. Они мечутся с пустыми лицами, но их больше ничего не удовлетворяет.

Желания и их истощение

Вторую сказку «История, конца которой нет» (по другому переводу «Бесконечная история»). Михаэля Энде я сейчас только обозначу. Более подробно хочу рассказать о ней на встрече, которая состоится в Москве.

Главный герой – мальчик Бастиан Бальтазар Бакс, попадает в страну Фантазию, где по благословению таинственной императрицы становится практически королём. Если в своей реальной жизни он был толстым и неповоротливым ребенком, то здесь оказывается героем. Императрица подарила ему ОРИН с надписью «Делай, что пожелаешь». Но есть одна проблема. За каждое желание из памяти Бастиана стираются воспоминания о его человеческой жизни, с каждым разом он забывает частичку прежнего себя.

Бастиану кажется, что желания бесконечны. Но если намерения человека не связаны сердцевиной его личности, то они приводят к потере себя. И когда человек полностью забудет, потеряет себя, тогда прекращаются все его желания.

Бастиан решает стать императором в Фантазии, но некоторые были против и начинается война. Затем Бастиан попадает в «Город старых императоров», где влачат бессмысленное существование люди, которые пришли в Фантазию до него. Это такой образ далеко зашедшей деменции. Бастиан видит людей, у которых в современном понятии – как бы болезнь Альцгеймера.

Однажды видел удивительный случай. Приехала женщина в монастырь. Ее мама была больна, но когда в храме подходила к иконам, у неё включалась прежняя личность, и она могла сказать что-то внятное, то есть, на какое-то короткое время она становилась прежней. Потом всё это опять уходило в глубину. Женщина рассказывала, что её мама работала в силовых ведомствах по особо важным делам. На допросах подследственных ей приходилось быть суровой, жесткой и непреклонной. После того, как я поговорил с этой женщиной, с её мамой, у меня возникла версия по поводу болезни Альцгеймера.

Я спрашивал знакомого нейрохирурга, может ли спровоцировать эту болезнь следующая ситуация. Человек чувствует некий посыл совести, что-то подсказывает ему поступить именно так, но он, исходя из своего какого-то фантазийного представления, подавляет этот голос, не слушает его, и это происходит день за днём. Если человек не слушает свою совесть, то отключает некий участок коры головного мозга, куда поступает посыл его совести. Потом этот процесс развивается далее, приобретает более масштабные размеры, особенно, если человек перестаёт читать, молиться, думать. Возможно, такое поведение может дать толчок развитию болезни Альцгеймера, поэтому эта болезнь и «молодеет».

Бастиан видит в «Городе старых императоров» людей, которые занимаются бессмысленным вещами. Например, один человек наклеивает марки на мыльный пузырь, другой пытается брить свое отражение в зеркале. Бастиан вдруг осознаёт, что он не король Фантазии, все, кто хотели стать королями Фантазии, попадали в этот город. Бастиан спрашивает, что же ему делать, чтоб избежать такой участи. У него осталось мало желаний, и когда он их всех потратит, окажется в этом городе навсегда. Бастиан это понимает и пытается избежать такой участи.

Бастиан попадает в дом Цветущей женщины, которая, как дерево, кормила его своими плодами. Она рассказала ему историю, как много лет назад в Фантазии появился мальчик. Он дал имя заболевшей девочке Королеве, и она выздоровела. В благодарность девочка обещала, что все его желания будут исполняться. «Но с каждым исполнившимся желанием этот мальчик терял часть своих воспоминаний о Мире, из которого он пришел. Это не имело для него большого значения – ведь он всё равно не хотел возвращаться назад. Так он всё желал и желал и понемногу растерял почти все свои воспоминания, а без воспоминаний нельзя уже больше ничего пожелать. И постепенно он как бы перестал быть человеком, а сделался чуть ли не фантазийцем. Но своего Истинного Желания он всё ещё так и не знал. И тут возникла опасность, что он растеряет самые последние воспоминания, так и не дойдя до своего единственного настоящего желания. А это значило бы, что он уже никогда больше не вернется в свой Мир. И тогда путь привел его в Дом Превращений, чтобы он оставался здесь до тех пор, пока не найдет свое Истинное Желание. Ведь Дом Превращений называется так не только потому, что всё время меняется сам, но и потому, что изменяет тех, кто в нем живет. А это было очень важно для того мальчика – до сих пор он, правда, хотел бы быть не тем, кем был, но не хотел изменяться».

Бастиану сказали, что он будет в доме Цветущей женщины до тех пор, пока у него не созреет последнее желание. И когда он был там, ему вдруг захотелось любить. Но тут была одна загвоздка: нельзя любить абстрактно, а надо полюбить кого-то конкретно. Когда мальчик понял, что готов к любви, созрел, то двинулся в путь и дошел до местности, где людские сны в виде слюдяных пластинок были разложены до горизонта. Мальчику, который практически забыл, кем он был, надо было отыскать среди миллион картинок ту, что тронет его сердце. Он целыми днями бродил среди этих пластин, но не мог ничего найти. Когда стало понятно, что он не найдет ее на поверхности, пришлось спуститься на глубину, в шахту и ощупью отслаивать слюдяные пластинки.

Это некий аналог русских сказок, где семь пар железных сапог нужно стоптать, прежде чем найдешь то, что потерял. Однажды Бастиан нашел пластину, на которой был изображен мужчина, который вмерз в лед. А мальчик забыл, что когда-то у него был отец, но что-то откликнулось в нем. Он взял эту пластину и отправился в путь. Нельзя было шуметь, иначе пластина могла рассыпаться. Тут прилетели бабочки, которых он силою своего желания однажды из червей превратил в бабочек. Он хотел сделать, как лучше, но в итоге лишил их мечты. От воплей и визга бабочек пластина раскололась, и теперь Бастиан не знает, куда идти, ведь начав путь, он потратил последнее свое воспоминание и забыл, кто он есть.

Тогда к нему пришли два друга Атрейо и Фалькор, которые вывели его к Живой воде. «Бастиан  с  каждым шагом терял один за другим все чудесные дары Фантазии. Из красивого, сильного и бесстрашного героя он снова превратился в маленького, полного и боязливого мальчика. Даже его одежда, которая уже в Минроуде Йора изорвалась в лохмотья, теперь окончательно исчезла и превратилась в ничто. Так и стоял он, нагой и босой, перед большим золотым кругом, в середине которого высоким фонтаном била Живая Вода, словно хрустальное дерево».

То, что Атрейо и Фалькор помогли Бастиану, является некой метафорой того, что в момент полной тоски и отчаяния нас спасают люди, в которых мы когда-то вложились. Это могут быть наши дети, друзья, родственники, а может, даже наши враги. Все те люди, которым мы когда-то что-то сделали, появляются на нашем пути и выводят нас из этого состояния. Это я к тому, что душевная болезнь, которая многих охватила, как бы это банально ни звучало, решается, когда человек длительное время проводит в здоровой рефлексии, в уединении перебирая и осмысливая пережитое.

И когда он находит свои неправильные поступки, где перешагнул через свою совесть, тогда любовь подсказывает, как исправить ошибки, и выводит человека из депрессии и апатии. Мальчик Бастиан Бальтазар Бакс потерял воспоминания, превратился в ребенка без имени, не знает куда идти, где его дом и кто его родители. Раскаявшийся Бастиан осознает, что больше всего хочет быть способным любить и дарить любовь другим.

Знал одного человека, чья душевная болезнь появилась на основе злобы к матери. Когда он перестал её проклинать и осуждать, начал потихоньку освобождаться от суицидальной депрессии.

Подробнее:

Ответ «Женщина. Замужней мешает то, что в юности жила с пьющим папой, сформировалась определенная модель поведения». https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/549/

– «Родители и дети»
Часть 6.1. «Родительская депривация, травма. Любовь “искупит всё”».
https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2567/

Часть 6.2. «Родительская депривация. Травматический опыт».
https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2570/

– Аудио-ответ: «Мучительные воспоминания о прошлом (обиды на родителей и на Бога, сожаление об упущенных возможностях и проч.)» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/265/

– Ответ «Человеку, считающему (допускающему), что его травмировали родители». https://youtu.be/TH82kGh4mZ8

Душевная болезнь решается таким образом: надо потихонечку выходить из потока бесконечных сообщений, в водовороте ежедневных дел выделить время и побыть наедине с собой, в уединении постараться разобрать свое поведение и начать что-то делать, хорошо бы для кого-то, не только для себя. Тогда рождается то, что выводит из душевной болезни. Здесь речь идет не только о депрессии, это касается любой другой душевной болезни. Как бы это банально ни звучало, но любовь к кому-то выводит человека из такого состояния. Это уже действие физиологии.

Человек, движимый хаотичными желаниями, разрывает связь с глубинной основой своего Я. Результатом этого является глубочайшее чувство отчуждения от самого себя.

Кстати, некоторые авторы говорят, что во время капитализма рабочий отчуждается от результата своего труда, но в эпоху, которая будет после постмодерна, человек будет отчуждаться от самого себя. Глубочайшее сокровище личности человека будет отчуждаться от него самого, оно будет похищено.

В книге «Апока́липсис» читаем о Вавилонской блуднице, что «купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих». То есть, тела и души человеческие тоже станут товаром, человек будет отчуждаться от глубины самого себя, что мы и наблюдаем при депрессии.

Завинчивание вокруг моноидеи

На одном из молебнов мы разбирали книгу Давида Фонкиноса «Номер Два. Роман о человеке, который не стал Гарри Поттером». Сюжет следующий. На кастинге на роль Гарри Поттера Мартину Хиллу пророчили более успешную позицию, чем Дэниэлу Рэдклиффу, который потом исполнил эту роль. Но по какой-то причине Мартина не взяли. Это стало для него глубочайшей трагедией, которая усугублялась победоносным шествием Гарри Поттера по всему миру.

Мартин нигде не мог скрыться. Мы разбирали, как это происходит. С позиции учения академика Ухтомского посттравматическое стрессовое расстройство развивается как некий рефлекс на ситуацию. Это и есть доминанта – стойкий очаг возбуждения в коре головного мозга. Об подобном же писал академик Павлов. Какие-то одновременно возникающие ситуации связываются в сознании в некую систему. Примером этого могут быть военнослужащие, побывавшие на фронте. Состояние ужаса, которое испытывает солдат во время бомбардировки, связывается со звуком хлопка. Ипотом, скажем, на городском празднике, он слышит хлопок во время салюта, и это запускает реакцию, которая у него сформировалась во время бомбардировки на фронте. У солдата включается флешбэк, он бежит к машине в поисках оружия, хотя знает, что его там нет. Примерно это же случилось с Мартином. Его повсюду преследовал образ Гарри Поттера: в школе, дома, в гостях – везде говорили про Гарри Поттера.

Эта ситуация довела Мартина до глубочайшего невроза, и ему понадобилась помощь в специалиста. Но врач тоже начал говорить об этой книге, о том, что Джоан Роулинг страдала тяжелой депрессией, когда ее писала. Мартин не стал дальше слушать и выбежал из кабинета. Вдобавок ко всему ещё и отчим стал над ним издеваться. По какой-то причине отчим со своим сыном стали копировать Гарри Поттера. Если над Гарри Поттером издевалась приемная семья, то отчим Мартина и сводный брат издевались над ним: во время ужина рассказывали про Гарри Поттера, на день рождения подарили книгу про Гарри Поттера. Отчим потом оправдывался перед мамой, дескать, он хотел исцелить парня от его травмы. В итоге это превратилось в новое мучение, от которого Мартин нигде не мог скрыться.

Это напоминает сказку «Бесконечная история», где мальчик, потерявший своё имя, ходил вокруг бесконечных рядов картин и отыскивал ту, которая напомнила бы ему то, что он забыл.

Давид Фонкинос очень точно описал последствия воздействия постмодернистской культуры на сознание человека. Творцам предыдущей эпохи было что сказать. В эпоху же постмодерна, которую ещё называют эпохой нарциссов, у каждого есть возможность прокричаться, но это просто звук, он не из сердца исходит и в нем нет глубины мысли.

Воздействие на сознание постмодернистской культуры аналогично воздействию галлюциногена. Человек испытывает приток многоразличных образов в свое сознание и среди этих картин не может найти, кто же он есть среди всего этого. У человека тысячи мыслей, и он не может уловить среди них главную: кто он, и где его место в этом мире. Одна мысль говорит идти в одну сторону, другая – в другую. И так без конца, и от этого не скрыться. Иногда человек, охваченный духовной болезнью, в поисках какого-то выхода из охватившей его депрессии погружается в субкультуру (анимешники, хиппи, футбольные фанаты и тому подобное).

Современный человек, распыленный в эпоху постмодерна, напоминает ребенка, рыдающего над обрушившейся мозаикой. Он не может эту мозаику собрать в цельную картину, потому что не помнит, какой она была до того, как рассыпалась. В этом похожи Мартин Хилл и Бастиан Бальтазар Бакс.

Тишина и поиск нового содержания

Это все сказки, но в них, как говорится, намек. Слава Богу, у нас есть возможность мозаику сложить. Мы можем обратиться к Библейскому нарративу и исцелить свою душу. Неверующие люди могут видеть отблески божественного мира через произведения искусства. В годы гонений люди ходили в Третьяковскую галерею и там перед «Троицей» Рублёва могли задуматься о Божественных истинах. Также Мартин стал искать тишины в Лувре. Он очень много раз там бывал. Это было единственное место, где никто не говорил о Гарри Поттере. Мартин часами прогуливался в полумраке музея, и никто его не тревожил. Он приглянулся женщине, которая была ответственна за подбор персонала, и когда она уходила на покой, то выбрала его в качестве своего преемника.

Чтобы двинуться в путь, человек должен сам измениться. Есть люди, для которых время застыло. Сейчас модно говорить, что надо жить здесь и сейчас. Меня спрашивают в комментариях, почему так жить опасно. Люди, у которых нет ни прошлого, ни будущего, – это потерянные люди. Они забыли, кто они, и потеряли перспективу, поэтому не могут никуда двигаться. Современные философы говорят, что одна нота, вырванная из мелодии, не может нам дать представление о всем произведении, хорошо ли оно, звучит ли гармонично.

Мартин гулял по Лувру, как Бастиан среди бесконечных слюдяных картинок. Мартин стал замечать, что по галереям Лувра ходят такие же, как он, потерявшие цель в жизни люди. Он начал с ними общаться, предлагал им работу, так как имел возможность их трудоустроить.

Когда Мартин стал вступать в человеческие отношения, он созрел для любви. Предыдущий опыт отношений был неудачным, потому что был построен на гордости. Смысл гордости в том, что ты выбираешь себя, свой страх, свое отчаяние. Во второй раз Мартин сумел ради любви к другому человеку выбрать смирение. Это не раболепие, не апатия, а возможность отодвинуть свои субъективные переживания, которые тебя мучат и разрушают. Когда он практически сдался, когда понял, что бессилен против своего невроза, его девушка подсказала ему написать дневники. Так появилась первоначальная версия книги.

Мартин хотел расстаться со своей девушкой, потому что считал себя инвалидом, пропащим человеком. Он понимал, что помешался на теме Гарри Поттера. Девушка узнала, что в Лондоне были съемки у Дэниела Рэдклиффа. Она сумела передать ему записку от второго Гарри. И тогда Гарри Первый и Гарри Второй встретились. Дэниел рассказал, что его жизнь не такая, какой кажется со стороны: он успешный и даже у его собак есть телохранители, но он ни минуты не свободен. Он подчинен съемочному графику. Его давно никто не называет по имени. Когда его узнают на улице, то говорят: «Смотрите, идет Гарри Поттер! Давайте с ним сфотографируемся!» Это делает его жизнь похожей на ад. Они открыли друг другу душу. Мартин Хилл сходил вместо Дэниела на съёмки, а Дэниел – вместо Мартина в Лувр. Это было возможно, потому что они были похожи. И так Мартин исцелился. Но его путь к исцелению был очень долгим.

Мартину стоило, когда вспоминал, что его не взяли на роль Гарри Поттера, приводить на ум слова Священного писания, что Господь гордым противится, а смиренным даёт Благодать. Он каждый раз напоминал бы себе, что причина его бед – гордость, и постепенно приучил бы себя к новой системе реакций. Так он нашел бы новые пучки, которые соединили бы его с Богом, и Господь давал бы ему утешение.

Переводить ум в новые пучки смыслов

Именно так советовали поступать святые отцы. Евагрий Понтийский сформулировал святоотеческий принцип преодоления подобных состояний. Если у человека сформировался рефлекс, какая-то нейронная сеть, он советует подобрать из священного писания фразу, которая одним концом указывала бы на патологическое состояние, а другим концом уводила бы к новому пучку смыслов. Вспомним царя Давида. Начало фразы – полное отчаяние, а наконец – это надежда.

Жан-Клод Ларше писал, что оборотной стороной тщеславия и гордыни является уныние и печаль, то, что сейчас называют депрессией. Как говорил один человек, депрессия – это уныние, перешедшее в соматику. Уныние же рождается от невозможности достигнуть поставленной цели. Человек, фанатично стремясь к своей цели, сталкивается с преградой.  Невозможность ее преодолеть порождает паралич воли, при котором кто-то может совершить даже самоубийство. Этот порочный круг можно разорвать только, если человек приносит себя в дар другому, пробивает стену самоотчуждения с помощью молитвы.

Разговаривал с девушкой, у которой были панические атаки, когда она видела много людей и когда видела мало людей. Мы с ней договорились, что при виде малого количества людей, она может вспоминать слова апостола Павла, что остаток Израиля спасётся. Этот прием поможет ей при виде малого количества людей умом переходить к идее спасенного остатка и через эти слова священного писания сосредотачиваться на других смыслах, а не трястись в панической атаке. Еще посоветовал ей найти толкование слов 121 псалма «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем». И когда увидит много людей вспоминать эти слова и радость пророка, который при виде множества людей, идущих дом Господень, написал этот псалом.

Какой вывод можно сделать из произведений, о которых мы говорили? Среди нас много таких, которые к вере приходят через исцеление. Они копят силу, чтобы полюбить кого-то по-настоящему. Ведь любовь исцеляет. Но нужно не просто полюбить, а нужна любовь деятельная, череда поступков ради того, кого ты любишь, и тогда приходит обратная связь. Ты меняешься, люди вокруг тебя тоже меняются и это тебя исцеляет.

Идея формирования нового типа реакции с помощью описанного подхода рассматривается также в ответе «Страх (ч.8). Страх, что не будет сна. Бессонница. Как вместо страха прокладываются иные пути».

Также указанный принцип более подробно разбирается в начале книги «Щит веры (часть 3). Воину-защитнику и гражданскому населению в помощь». Как в данной 3-ей части, так и предыдущих двух частях речь идет о условиях, при которых травматический опыт преодолевается. А в идеале – не формируется при наличии такого качества, которые некоторые обозначают как жизнестойкость.

Дополнительные материалы

Более подробно мысли, обозначенные в тексты, были развиваются в беседах цикла «Игра и не-игра. Взаимопроникновение и грань».

В беседах 30.1-30.4 речь пошла не только об аниме, но про погружение в фэнтезийный мир вообще. О предпосылках, приводящих к этому, о принципах воздействия фэнтези-медиа на сознание, о том, что делать, если происходит тотальное погружение в это у некоторых детей и как правильно с этим быть, направив в нужное русло, а также и о других темах.

30.1. Погружение в фэнтезийный мир (аниме и пр.: книги, фильмы, игры…)
Youtube https://youtu.be/3veaEBm_RyE
Rutube https://rutube.ru/video/31b808085fd2ac476f874f4b586bd484
Vkontakte https://vkvideo.ru/video-184086372_456239805

Воображаемые друзья. Передача культурного кода. 4 типа игровой деятельности. Нейропластичность мозга и шизофренизация. Традиция. Сепарация, «против всех». Герои и общество. Влияние медиа на молодёжь. Оккультизм. Аниме и его влияние: «Ходячий Замок», «Тетрадь смерти», «Кайдзи» и др. Интерпретация и культура обсуждения – в семье и не только.

30.2. Погружение в фэнтезийный мир (аниме и пр.: книги, фильмы, игры…)
Youtube https://youtu.be/pefdhPUCo4o
Rutube https://rutube.ru/video/afb2edabc34a7b4fd939282fbef9ff81
Vkontakte https://vkvideo.ru/video-184086372_456239806

Метамодерн. Православие и язычество. Трансгендер. Глобализация. Подростковая депрессия. Глубина души. Дети и взрослые. Медиа как инструмент единения. Истоки аниме, японская культура и культура наша. Особенности воспитания. Фантазия ребёнка. Юнгианство и архетипы. Понять запрос поиска духовности и не отменить, а преобразить.

30.3. Погружение в фэнтезийный мир (аниме и пр.: книги, фильмы, игры…)
Youtube https://youtu.be/K-4u8qM5vbQ
Rutube https://rutube.ru/video/9622f5f4a759ee20d8fa2719f8f05428
Vkontakte https://vkvideo.ru/video-184086372_456239807

Сказка и её интерпретация. Эзотерические идеи, осознанные сны. Фантазия и реальность в миропонимании ребёнка. Энде Михаэль, «Бесконечная история». Опасности визуализации, материализации мечты. Влияние порноиндустрии. Клуб 27. Депрессия и ответ на запрос преображения. Преодоление трудностей жизни, а не уход от них. Потеря способности к созерцанию из-за гаджетов. Потеря идентичности. Духовное исцеление, христианский идеал. Добро и зло, ошибки и уроки. Найти себя.

30.4. Погружение в фэнтезийный мир (аниме и пр.: книги, фильмы, игры…)
Youtube https://youtu.be/C-RQFRvRN1s
Rutube https://rutube.ru/video/0bd6577a7e10fb81832bcecd1b3e3638
Vkontakte https://vkvideo.ru/video-184086372_456239808

Игры и их значение. Гарри Поттер и христианская интерпретация. Толкин. Влияние аниме, технологий. Воспитание рабов. Архетипы, множественные личности. Наруто. Пример свт. Николая Японского в осмыслении чужой культуры. Пример апостола Павла. Гарри Потер, книга «Номер два». Фильм «Книга Илая». История царя Давида. Стив Джобс.  Альтернативные подходы в помощи другим.Травматический опыт и его преодоление. Фильм «Девочка и белый лев». Программирование мышления через медиа-произведения.

Плейлист всех видео цикла «Игра и не-игра», а также других, сходной тематики:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLmrEYe-Oc79s2seYtgmkaU6GhgxU6QcQW

Тип: Соловецкий листок