Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. Трудоголизм или все слои жизни, GTD (Слово к молебну о призывании помощи Божией перед делом. Ч. 6)

7 февраля 2025 г.

Подробнее – в книге «Работа и духовная жизнь»: часть 1, часть 2.

Сообщество может быть аддикцией

Хочу рассказать об одном случае. Мы были в реабилитационном центре в Москве, который очень отличался от других, что приходилось видеть. Мы попали прямо на день рождения этого центра. Ребята давали концерт. После состоялся праздничный ужин, за которым ребята поделились своими соображениям по поводу работы.

Мы уже обсуждали, что уход в одностороннюю активность разрушает человека. Часто возникает трудоголизм, ургентная зависимость. Процессные аддикции, в которых зависимость вызывает не вещество, а процесс, по сути, очень близки друг ко другу. Они хорошо описаны в книге профессора Короленко и академика Димитриевой «Психосоциальная аддиктология».

Примерная схема формирования аддикции следующая: у человека по какой-то причине формируется трудно переносимое состояние. В его жизни появляется процесс или вещество, или человек, или организация, которые помогают сменить это состояние с негативного на позитивное.

Иногда функцию аддикции выполняет сообщество. У группы «Грот» (к сожалению, её участники отреклись от Христианства, и после этого многое потеряли, в том числе и в творчестве) есть интересная песня «Ни с кем» о мире, в котором «На человека же ставят капканы в виде раскрытых объятий». Речь идёт о душе, которая нигде не может найти приют. Она хочет примкнуть к сообществу, которое напитает её идеями.

Уже упоминалась книга этих же авторов «Homo postmodernus: психические и психологические нарушения в постмодернистском мире». Постмодернистская культура отрицает наличие истины, отрицает категории «должное-недолжное», «прекрасное-уродливое». Кажется, что в этом отражается свобода выбора человека. Но авторы показывают в книге, что, живя в таких условиях, и особенно – в условиях отсутствия любви, человек обретает психические нарушения. Он не становится инвалидом в полном смысле, но у него появляются повреждающие психические дисфункции. Его жизнь становится тягостной, он входит в страдание, которое потом пытаются лечить различные специалисты. Человек, живущий в условиях постмодерна, описывается авторами как биоразлагающийся пластик, а его состояние – как паника на фоне обломков.

Идея состоит в том, что только в здоровом взаимодействии с окружающими людьми, с окружающим нас миром мы можем сформировать то, что называется спаянной идентичностью. Грубо говоря, человек может найти себя. Если этой идентичности нет – человек испытывает плавающую тревогу, испытывает сильную потребность примкнуть к общественной группе, которая напитает его своей энергетикой.

Но так как люди, составляющие такие группы, также не обладают здоровой идеей, а просто пытаются объединяться только для того, чтобы объединяться, то человек не может получить там ничего.

Отклонения современного человека и попытки избавиться от внутреннего дискомфорта. Ургентная зависимость, трудоголизм

Современные люди склонны уходить в агрессивные активности, перекошенные отношения, чтобы хотя бы немного почувствовать себя живыми. Ощущение, что ты мёртв, является доминирующим переживанием при ситуации, когда у человека нет чёткой картины мира, и он живёт в условиях отсутствия любви.

Человек живёт с непереносимым внутренним состоянием, ищет возможности избавиться от него. Если он не приходит к истине – то в его жизни появляется аддиктивный агент: организация, вещество или процесс. Человек начинает использовать этот инструмент по выходу из непереносимого состояния. На первых этапах он испытывает чувство эйфории – появляется ощущение, что он нашёл волшебную палочку, с помощью которого он по своему усмотрению может менять своё состояние с негативного на положительное. Но постепенно он начинает застревать в этом процессе.

По похожему принципу формируется анорексия: девушка перестаёт есть, чтобы подтянуть фигуру. Она теряет очередной килограмм – и ощущает собственное достоинство, достижение, гордость за саму себя. Появляется следующая цель – на следующий день надо скинуть минимум 300 грамм. Она втягивается в процесс, и когда она уже становится похожа на скелет, – ей кажется, что необходимо скинуть ещё немного. Слава Богу, если рядом окажется кто-то, кто отправит её в больницу. Иначе такая ситуация может закончиться очень тяжело.

Когда человек по какой-то причине втягивается в рабочий процесс – у него очень быстро формируется привычка. Ургентная зависимость – это, скорее, гонка со временем, когда человек пытается впихнуть всё большее количество дел во всё меньший отрезок времени. Как считают некоторые авторы, причиной трудоголизма и ургентной зависимости может быть трудно переносимое состояние, от которого человек пытается спрятаться за плотно забитым графиком.

Сейчас многие компании стараются подцепить эмоциональную сферу человека, чтобы вызвать в нём рабочий энтузиазм (кстати, «энтузиазм» переводится как одержимость). Последствия всегда одни и те же: разрывается связь человека с естественными биологическими ритмами, связь с близкими людьми; он перестаёт понимать произведения литературы, перестаёт улавливать музыку – вообще, он перестаёт понимать то, что раньше понимал в жизни. Его деятельность обретает односторонний характер, прочие стороны жизни нивелируются, что им субъективно воспринимается как депрессия.

Депрессия не всегда является болезнью. Дело науки – отследить, в каком проценте случаев она является стоп-сигналом. Это некий Богом вложенный в нас механизм, который сигнализирует нам: «Всё! Остановись, ты идёшь не туда!»

Но человек отказывается это понимать. Он идёт к психиатру: «Сделайте со мной что-то, чтобы я мог идти, куда я хочу, и при этом радоваться жизни».

Если мы понимаем, в чём состоит процесс, то понимаем и то, что помогает человеку выйти–раскрутиться из этого процесса в обратном направлении. Выход из этой зависимости очень тяжелый по той причине, что человек входит в изменённое состояние сознания.

Когда человек находится в рабочем загоне – он становится вожделенной категорией работников для системы, он становится легко управляемым. Как говорил Солоневич, в советских предприятиях создавалась обстановка «обалдевания»: человека бомбардировали информацией из разных каналов восприятия, вводя в ажиотаж пятилеток, стройки, всего этого «обогнать и перегнать». Человек переставал понимать: что и для чего он делает. Формировался т.н. «попыхач» (термин, который использовал протоиерей Михаил Труханов), «загнанный работник».

Человек настолько фиксируется в своём изменённом состоянии сознания, что любые сигналы извне он воспринимает как угрожающие.

Если человек втянулся в наркотики – он готов обсуждать, что это путь погибели. Но когда он только начинает пробовать – он не согласен: «Я же успеваю больше, работаю больше, эмоции чувствую лучше, а вы мне говорите, что наркотики – это зло».

Все слои жизни, а не только один. Иметь в виду высший план

Может, это не плохо, когда у человека возникает идея строительства карьеры: в молодости у человека максимум сил, если он не пробьёт эту стену сейчас – то, может, не пробьёт её уже никогда. Но пробивая стену, нужно помнить и о правилах духовной безопасности.

Есть люди, изучающие труднодоступные уголки Земли. После экспедиций они проходят дезинфекцию, шлюзовые камеры. Для нас шлюзовые камеры – это когда мы отлавливаем эти «бациллы» в состоянии тишины.

Даже светские авторы отмечают, что именно религиозное чувство является мощным барьером на пути к формированию аддикции. Если мы через молитву входим в состояние мирного духа, то, когда нами пытаются манипулировать, пытаются из нас сделать «попахача», мы ощущаем вторжение в свою психику этих вирусных процессов.

Но если мы уже вошли в состояние загона – то уже не ощущаем эти процессы и в итоге сталкиваемся с катастрофой.

Одна девушка, которая строит карьеру, задала вопрос: как найти грань между желанием развиться в своей профессии, стать лучше, и одновременно не потерять себя, не потерять радость жизни? Сложилось так, что она уже сталкивалась с депрессией, когда она не видела ничего кроме своей работы.

Мы обсуждали хирурга Пирогова, а нам принесли десерт «Павлов». И вот мы говорили, что в жизни должны присутствовать все уровни, а не только карьерный, рабочий. Во-первых, человек – это образ, который стремится к подобию. Потом мы – мужчина или женщина (кто-то говорит, что гендера 72, но это неправда, гендер – это не пол, а отношение к полу, и вариантов отношения может быть бесконечное множество). Потом мы – матери, отцы, дети. И только на 8,9,10 позициях мы – работники.

Идея призвания – это нечто, что объединяет все эти уровни и даёт возможность гармонично развиваться. Как нерв, который огибает все органы: есть теория, согласно которой, если правильно воздействовать на нерв, – можно исцелить все органы.

Идея призвания часто подменяется идеей миссии. Миссия вычленяет только один уровень и говорит: «Твоя миссия – развивать лишь один уровень – рабочий».

Состояние, которое мы сформируем здесь, – мы заберём в Вечность. Эту земную жизнь нужно прожить так, чтобы призвание в работе и Богом данные таланы развивать не сами по себе, а в соответствии с призванием к Вечности. Иначе возникает раскол, от которого человек пытается уйти через зависимости.

Если человек теряет здоровое взаимодействие с окружающим миром и у него перестают вырабатываться новые понятия (новые понятия возникают как ответ на понятия другого человека), – то и имеющиеся понятия начинают распадаться. Запускается процесс шизофренизации сознания. Поначалу этот процесс трудноуловим, его очень тяжело диагностировать. На первых этапах его можно заметить в утрате чувства юмора.

На Соловки приезжала одна паломница, руководитель крупного благотворительного движения. Она говорила, что скатывается в состояние функции, не может даже оценить чужие шутки. Видит, что все смеются – и тоже смеётся.

Потом человек начинает подбирать забавные, вычурные слова, которые не вписываются в контекст. А позже появляются и своеобразные действия, тоже не вписывающиеся в текущий контекст. Человек начинает жить всегда “мимо”.

Если человек развивает только один уровень своей жизни – то без внимания остаётся «сокровенный сердца человек», о котором говорил апостол Пётр.

Внутренний человек, который бьётся в конвульсиях глубоко внутри, сигнализирует вам депрессией. Академик Короленко и профессор Димитриева писали также, что утрата связи с глубиной собственной личности, когда человек в своих действиях исходит не из своих глубинных представлений, а из внешних стереотипов, приводит к тому, что человек начинает ощущать себя мёртвым, роботом, выполняющим функцию.

Итак, за обсуждением этой темы с девушкой которая задала вопрос о балансе в жизни, мы заказали десерт «Павлов». Официант, который не слышал наш разговор, приносит десерт и говорит девушке, что этот десерт нужно есть большой ложкой, чтобы зачерпывать все слои. Это был словно некий знак: в жизни для гармонии мы тоже должны задействовать все слои.

Естественно, у неё возник логичный вопрос, который требует отдельного ответа: и что же, нужно на 30% снизить свою работу? Как же тогда всё успевать? Но это не решается так примитивно: на 30% снизил нагрузку – и высвободившееся время тратишь на чтение.

Есть ряд пунктов, которые необходимо учесть, чтобы «попадать в бытие». У современного философа Павла Щелина есть интересная мысль: если человек ничего не читает, не пытается приложить усилия – он не чувствует бытийных «трендов» – законов, которые являются духовными законами мироздания. Соответственно, он не попадает в бытие, он не понимает других, другие не понимают его. Хотя он может правильно мыслить, правильно говорить, но всё это немного не к месту.

На короткой дистанции невозможно ответить на вопрос: что же предпочесть – работу или духовную жизнь? Человек сомневается, сам ли он делает выбор, точно ли карьера – плохо, или не однозначно плохо?.. На все эти вопросы человек может ответить, когда он целостно приобщён к культуре.

Человек в молодости может поставить себе цель: дойти до вершины. Он может идти по головам, не обращая ни на кого внимания, и достичь цели. У него будет высокая должность и много денег, но их не с кем будет тратить и не будет времени, чтобы их тратить.

Есть такой термин – «депрессия вершины». Сначала человек ассоциирует своё счастье с вершиной, забирается на неё. Но на протяжении многих лет пути он разрывает связь с окружающими, с тем, что находится внутри него, остальные стороны его личности становятся нивелированы. Теперь он стоит на вершине и не знает, что с этим делать. Холодно, дует ветер, а спускаться и искать что-то другое сил уже нет.

Легко и просто не будет, но это нормально. Полнота жизни

Монах Иоанн (Адливанкин) на своём канале выпустил видео о значении психологии в контексте осмысления Рождественских чтений. Там он высказал замечательную мысль. Когда он участвовал в некоторых конференциях, в тех местах, где он не знал, что сказать, или где внутренне метался, – он был более адекватен, чем в тех местах, где он говорил с абсолютным комфортом и с полным пониманием, что говорит по делу. Это огромная ловушка – когда тебе кажется, что тебе всё понятно, когда у тебя не возникает сомнений, куда идти. Это очень опасное состояние.

Бывает, Господь даёт нам отсутствие сомнений, но это не значит, что должна быть кристальная тишь.

Один наш паломник, ныне отец четверых детей, говорил: раньше, когда он был один, были деньги и время на себя, можно было куда-то ездить, путешествовать, но его постоянно сопровождало ощущение, что в его жизни что-то не так. Теперь четыре ребёнка, свободного времени нет, о путешествиях можно забыть, о свободных деньгах тоже. Вроде бы, с утра до вечера происходит какой-то кавардак, вроде бы на поверхности идёт рябь. Но внутри, в глубине, тишь и стойкое ощущение, что всё идёт так, как надо.

Если человек понимает, что в момент времени должен собраться и найти правильное решение, – то в его сознании происходит некое столкновение, которое мобилизует и даёт возможность не сорваться. А если человек думает, что у него всё схвачено, что у него есть схема, по которой он идёт, понимание строительства своей карьеры, – со временем он даже перестаёт чувствовать нюансы относительно своей профессиональной деятельности. Хотя, казалось бы, ради этого он оставил всё остальное в своей жизни и должен разбираться в этом лучше всего.

Но если оставить всё – перестают формироваться мельчайшие внутренние взаимосвязи. У души тоже есть мышцы, и мы формируем их в процессе социальных контактов, когда пытаемся принимать уникальные решения в текущей ситуации, не связанной с работой. И эти сформированные мышцы души будут помогать нам даже тогда, когда мы будем принимать решения, непосредственно связанные с работой.

Если мы не включаемся в жизнь как люди – то теряем что-то неуловимое и в отношении профессиональной деятельности.

Вспоминается также одна также наша паломница, которая очень круто шла вверх. Была она врачом, хирургом. У неё была интересная полемика. Она отстаивала позицию, что «нужно жить жизнь». Это понятно, это здорово – быть профессионалом. Она говорит: посмотри на тех хирургов, которые к 40 годам накопили уже опыт и начинают оперировать примерно так же, как те, кто прекрасно оперировали в 25 лет. К 40 годам они сравниваются. Есть, конечно, редкие исключения, но все за это время успеют плюс-минус сравняться… Но получается так, что в институте профессора им говорят «ставь жизнь на паузу», «сейчас тебе не до жизни – тебе надо закончить», «потом магистратура»… И всегда это «жизнь на паузу», да и потом она на паузе во время практики, работы. И когда станешь зав. Отделением, условно, – тоже она на паузе. А потом оглянешься: а была ли вообще эта жизнь или нет?

С другой стороны, невозможно взять и 4 часа в сутки жить, если ты не знаешь КАК.

Дэвид Аллен и его система GTD

К чему я пришёл – сложно сказать. С одной стороны, ты не можешь остановить комок дел, который катится. Волевым усилием это не сделать, потому что на тебя выходят люди, тебя вворачивает в какие-то обстоятельства – и ты не можешь сказать этому всему «Стоп! у меня сейчас – духовная жизнь». Хотя и нужно, и в твоей власти выделить для духовной жизни какое-то время.

Мне, для того чтобы совместить 2 таких полюса, неким подспорьем стала (и мы это ранее разбирали) система Дэвида Аллена Getting Things Done (довершение дел до конца). Не то, чтобы я был сторонником подобных американских систем. Но эту концепцию его я попытался осмыслить с точки зрения христианства и в книге «Работа и духовная жизнь» включена 8-ая глава из текста «Горение сердца», где концепция эта описана подробно.

Система хоть и светская, но с точки зрения христианина она очень подходит к нашему мировоззрению.

Идея этой системы Getting Things Done (сокращённо GTD) если её воспринимать только как руководство к жизни – она сожжёт человека. Она построена так, что ты в течение примерно 2-х лет перестраиваешь своё мышление. Невозможно просто взять и затормозить свою жизнь, либо свою работу. Но перестраивая сам тип взаимодействия с этими сигналами, иначе структурируя информацию, понимая, какие перед тобой стоят актуальные задачи – не только как перед работником, но и как перед христианином… Если эту идею расширить до уровня христианского понимания – она встраивается в наш мир.

Согласно системе, в текущий момент времени ты можешь принять адекватное решение только тогда, когда у тебя есть представление о всех уровнях твоей жизни. То есть, у тебя есть перспектива на неделю, на месяц, на год, перспектива на 10 лет.

Ты должен сдать отчёт, но, помимо этого, ты хочешь выучить английский. Также ты ещё и с супругой планируешь поездку. А, в общем и целом, ты ещё и подумываешь о смене профессии, ведь то, что у тебя здесь – тебя не очень устраивает. Только вот сменить профессию ты сможешь только тогда, если в течении нескольких лет ты будешь её изучать и тебе несколько лет приходится встраивать в этот цикл сегменты других задач.

Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) когда поставил себе целью написание книги «Дух, душа и тело», – он сокращал свой и без этого краткий отдых, чтобы изучить иностранные языки, потому что много научной литературы в то время не было переведено.

Мы можем по-христиански эту систему GTD раздвинуть. Поначалу можно записывать, но потом уже не обязательно вести все списки, так устроена система. Итак, мы можем записывать, что у нас в перспективе дальше.

Например, в перспективе – Вечность. То есть, нужно сдать отчёт, но сдать его таким образом, чтобы не разрушилось то, с чем я войду в Вечность. Может быть, я удовлетворю начальника, но если я разрушусь при этом по отношению к своим детям (по отношению к монастырю в моём случае), по отношению к Вечности и к Богу, – то всё это помножено будет на ноль.

Тогда человек, если у него есть актуальное понимание этих слоёв своей жизни и всех своих проектов, действительно может преуспевать и не закапываться в ворох дел. Хотя наши силы ограничены, но система устроена таким образом, что мы можем направить фокус именно туда, куда нам нужно в данный момент

Что-то подобное видно в рукопашном бое, когда отточены движения и видно, что человек как бы и не спешит. Понимание логики происходящего позволяет ему ткнуть куда надо. Это будет один тычок, но максимально эффективный. С другой стороны – человек который очень много машет руками, но у него ничего не получается.

Некоторые особенности мозга

Кстати, примечательно, что были исследования, показавшие: у нервных волокон мозга есть определённая проходимость.

Согласное теории доминанты Ухтомского, очень близко, что даже если мы перегрузим мозг интерфейсами, если мы поставим перед собой массу каких-то задач…

Почему все эти практики «здесь и сейчас» очень опасны? Там концентрируются на кончике губы или на своих шагах…

Смысл в том, что нервное волокно может проводить определённой интенсивности сигнал. Если мы избыточно концентрируемся на каких-то практиках заземления, мол, «будь здесь и сейчас», на своих шагах – мы перестаем улавливать что-то важное внутри себя. Ты не можешь эту проходимость нервного волокна увеличить с 1 до 10 – это всегда будет 1. Но ты можешь ею распорядиться. И куда-то эта линзу направить. Эта линза, конечно, не для одного сигнала может быть, это может быть группа отделов, объединённых в одну задачу.

Кстати, академик, Павлов так и говорил, что если мы представим мозг визуально – по мозгу будет ходить как бы луч прожектора. Он будет «освещать» определённую зону, которая на данный момент будет максимально активна. То есть, мы можем некоторым образом перемещать это световое пятно.

Ещё о GTD

И эта система предполагает, что когда мы изучаем те контексты, в которых живём: контекст духовной жизни, рабочей, семейной, – то со временем мы можем не то чтобы их как-то совмещать, но он уже понимает как ему совмещать и работу, и духовную жизнь. Это объяснение выходит за рамки прямой логики, потому что человек для этого должен тренироваться больше года: вначале он ведёт списки, всё планирует согласно системе (опять же, на это всё христианскими глазами, с перспективной Вечности, любви к Богу и ближнему), затем уже приходит понимание.

Конечно, сама по себе система на 100% не поможет в этом плане, а только будучи включённой в полноту христианского мировоззрения. Но хотя бы даст первый шаг к пониманию того, как справиться с ворохом дел.

Систему эту Дэвид Аллен разрабатывал для менеджеров, которые сходят с ума от перегрузки информацией и ничего не успевают. Он предлагает не просто примитивно что-то записать, ведь если ты запишешь на рабочем столе, что тебе нужно куда-то завтра съездить и в течение часа ещё положишь сверху 10 бумажек с записями – то это всё не закроется… В двух словах не объяснить, как это работает. Но на каком-то этапе ты группируешь дела в зависимости от контекста и бывает, как в фильме «Т-34», когда одним выстрелом разбиты были два танка. Примерно в этом ключе. Здесь прямого ответа нет, но когда перестраивается мышление – как бы понимаешь как действовать так, чтобы не терять из виду ни одного, ни второго.

Опять скажу, что я не сторонник американской системы и попрошу понять меня правильно – сама система может свести человека с ума: дел очень много и они всегда будут прибывать; и человек, который знает только эту систему, настроит себя на эффективное решение вопросов, и уже эта система начнет им управлять. Ты станешь всё быстрей и эффективней действовать, но при этом не перестанешь быть «стиральной машиной».

В работе «Горение сердца, в главе 8» (ссылка выше) я попытался эту систему GTD осмыслить с христианской позиции.

Хранить благодать, беречь внутренний мир, держать равновесие

Когда преподобный Силуан Афонский на Святой Горе Афон был экономом в Пантелеимоновом монастыре, – в этом послушании он, можно сказать, был современным менеджером средней руки. Когда он спросил Господа при назначении его на эту должность «Что мне делать?», Господь ответил: «Храни данную тебе благодать».

Когда начнёшь хранить то внутреннее равновесие, исходя из которого сможешь почувствовать благодать – у тебя начнёт формироваться опыт (хотя я конечно не знаю что конкретно Господь имел в виду).

Ты, например, сказал грубое слово кому-то – и эту благодать потерял. Тебе нужно время восстановиться и для себя отметить в следуюший раз, что такое грубое слово в данной ситуации говорить не надо – тогда мозг начинает развиваться, ты приобретаешь опытность и всё лучше и лучше чувствуешь ситуацию

Одно то, что ты пытаешься хранить равновесие, что у тебя есть верх-низ, право-лево, – даёт то, что со временем ты начинаешь лучше ориентироваться и в жизни в целом. Потому что если у тебя нет вот этого – самой цели хранить равновесие – то ты как в космосе, на каком-то этапе теряешь точку отсчета. Внешняя реальность тебе начинает задавать как бы систему исчисления

Д. Аллен говорит, подводя итог, что когда человек обучается этому новому методу, то на каком-то этапе он начинает жить по-другому – как будто замедляется в своём действии. Есть люди, которые живут прямолинейно – они будто лезут вперёд, производя впечатление что они действительно что-то успевают

Человек же, который начинает собирать информацию, суммировать её, не упускает возможности, стараясь не упускать из виду всё, вроде бы начинает двигаться гораздо медленнее, но на самом деле идёт к своей цели на всех парусах

Может не очень уместная аналогия и на каком-то из молебнов, возможно, это упоминал. Один мужчина, который работал в специальных подразделениях, рассказывал как вышибают двери (может есть метод современней или я неправильно понял). Есть такой каучуковый заряд, патрон, которым из винчестера стреляют в дверь, этот каучук растекается по двери, всё заполняет – потом бух – и дверь вместе с косяком выносит. Нам может казаться, что увеличение площади охвата – не очень правильно, что надо быть как пуля, сосредоточенными в одном. Но если ты сделаешь одну дырку – ты не сможешь пройти в эту дверь… (ранее писалось о прожекторе по Павлову, который высвечивает один участок мозга – что есть разница круга луча прожектора с кругом дырки от пули).

Акцептор действия

Когда мы пытаемся так взглянуть на мир – этот опыт наращивается очень быстро. Есть даже такой термин «акцептор действия» – это учение о функциональных системах, оно очень близко стоит к идее о доминанте. Но если идея доминанты представляет собой только уровень мозга, то функциональна система подразумевает включение в процесс всего организма

Идея состоит в том, что акцептор действия предполагает из миллионов сигналов и активностей выбор определённого фактора – и он в итоге решает куда сейчас: направо или налево. Помогает определить, что наиболее актуально для всей ситуации.

Иными словами, если человек в своей жизни никогда не решает небольшие задачи, не связанные с работой (например как не обидить человека за столом, как помириться с ближним, как найти 5 минут на своё молитвенное правило, как сделать так, чтоб завтра, в постный день, у него в холодильнике была постная еда), если он не тренирует свою способность – акцептор действия, поиск такого результирующего действия – то он никогда это результирующее действие не сможет подобрать и для такого более масштабного и сложного вопроса, как в данный момент совершить такое действие, чтобы работа не пострадала и твое духовное не пострадало.

Этому принятию решений мы учимся годами. По сути, это как рукопашный бой, где в отношении противников надо сделать так, чтобы выйти из-под атаки.

Человек, который думает только о карьере, никогда не сможет найти этот результирующий фактор, так как смотрит он только в одну сторону.

Этот акцептор действия мы формируем через связь со Христом. Всю активность человека можно представить как корабль со множеством парусов, канатов, матросов… Если эти матросы обучены и правильно ставят паруса – мы придём к цели. Эти матросы – наши мысли. У кого-то они разрозненны, у кого-то – цельны. Но вот если есть у нас этот один пункт – связь со Христом – то мы этих матросов обучаем.

У преподобного Иоанна Касcиана Римлянина была мысль, что как мы в землю втыкаем гвоздик и если к нему привязана ниточка, то можем прочертить идеально ровный круг, – так же и наша жизнь будет равновесна, если мы исходим из одного центра, Христа.

Ты этот опыт постоянно ищешь, но и теряешь. Ищешь – теряешь. Причастился – вроде бы чувствуешь мир. Потерял – думаешь почему. Приучаешь себя к размышлениям, анализу, и функциональная система предполагает понимание результата. Если результат не достигнут – цикл запускается снова. Учась, падая, вставать, ты учишься и этот баланс хранить. Если ты в отношении с ближними, в отношении со Христом этот баланс нашёл – этот же баланс может помочь тебе найти масштабное решение каждую секунду времени.

И уже (это будет в слове к следующему молебну) были исследования, которые показали какой вообще человек способен не сломаться перед травматическими вызовами. Если сказать вкратце, автор Джордж Бонанно («The end of trauma») высказал мысль, которую можно трактовать и в христианском ключе, – что ни одно из изученных качеств не даёт человеку основы, только совокупность качеств, но и соединены они должны быть в некоем гибком варианте.

Если суммировать всё, что он пишет, не сломается перед вызовами жизни только тот человек, который в реальном времени способен понять текущую ситуацию. Понять, что происходит в нём, оценить свой поступок (эта стратегия – работает, эта – не работает). Если результат не достигается – вовремя поменять стратегию. Такой человек имеет достаточно гибкости, чтобы выживать и не ломаться перед обстоятельствами.

Человек же, который действует по схеме только, – он не способен оценить. Даже если цель его благая – происходят ситуации (чрезвычайные) и тем более ему очень трудно притормозить там, где это нужно сделать.

Действительно, когда такие люди что-то теряют или они заболевают, что-то у них не получается – они потом очень сильно расстраиваются, вплоть до суицидальных мыслей и депрессий.

Поэтому желаю всем найти этот акцептор действий (не знаю, насколько я был понят). Но ответ таков, что, если будешь тренироваться – через 2 года поймёшь.

Не говорю, что я понял, но вы точно поймёте – вы умнее.

Тип: Соловецкий листок