Чтение. Девушке о чтении “Добротолюбия”
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  12.01.2015.



Читать те книги, которые соответствуют нашему жизненному устроению. Книги для деятельного и созерцательного этапов жизни человека.

     Радостно видеть, что тебя стали интересовать христианские книги. Но “ Добротолюбие” тебе пока лучше не читать. Почему? Тому есть несколько причин. Первая состоит в том, что наставники молитвы рекомендуют читать те книги, которые соответствуют нашему жизненному устроению. То есть эти  люди, которые живут деятельной жизнью, должны читать книги деятельные, в которых описывается то, что в христианских заповедях можно реально применять в жизни. Сюда могут относиться, например, жития и наставления Оптинских старцев, книга “ Отец Арсений”, наставления старца Паисия Святогорца в пяти томах. Советы, которые ты прочитаешь в этих книгах, могут быть реально выполнены тобой. Прочитав же что-либо из “ Добротолюбия”, ты не будешь представлять, каким образом это может быть применимо в реальной жизни. Архиепископ Антоний Михайловский советовал человеку, который находится на первых стадиях молитвы, созерцательных книг, к которым относится “Добротолюбие”, не касаться. Эти книги могут порождать в уме непосильные скорби.

     Чтение таких книг может сопровождаться некоторыми нежелательными для тебя последствиями. Прочитав о высоких духовных состояниях подвижников, ты захочешь испытать то же самое, что испытали они.  Но образ твоей жизни не приспособлен к переживанию таких состояний. Ты еще к ним не готова. Подобное озарение приходит лишь в душу, очищенную от страстей. Если же человек еще от страстей не очистился, но захотел испытать такие состояния, то испытать он их не сможет. Но имея сильное желание пережить нечто подобное, он начинает как бы моделировать эти состояния в своем уме. Этот вопрос подробно рассмотрен в статье святителя Игнатия Брянчанинова “ О прелести”. Она включена в разговор старца с учеником о молитве Иисусовой и находится в  книге  святителя Игнатия Брянчанинова “ Аскетические опыты” том 1.  В книгу “Добротолюбие”не включены записки старца Василиска Сибирского, но здесь стоит упомянуть о них. Сохранились заметки, в которых описываются состояния молитвенника. Эти состояния очень возвышенны.  Старец испытывал радость и такие чувства, которые хотел бы испытать каждый из нас. Но в старце они родились ни от того, что он стал исполняться благодатью. У нас же этого воссоединения с Богом не произошло, поэтому эти состояния мы можем придумать себе. Последствия такого придумывания описаны святителем Игнатием Брянчаниновым в его статье “ О прелести”.  Эти последствия могут вылиться в иступленный фанатизм, сумасшествие и даже самоубийство. Хотя последствия могут выражаться в “ возгорании”, они могут выражаться и в охлаждении. Человек, чтобы достигнуть воздушных состояний начинает увеличивать свое молитвенное правило. Разогреваясь собственным тщеславием, он некоторое время такое правило выполняет. Потом оно ему наскучивает, он разочаровывается и бросает это правило. А вместе с этим правилом он оставляет и вообще духовное делание. Может и вовсе перестать молиться и читать духовные книги. Новоначальный человек в своем разгорячении не способен даже понять  то, о чем  пишется в созерцательных книгах. Попробуй, например, объяснить, что такое мед, человеку, который никогда его не ел. Или попробуй описать музыкальное произведение глухому. Люди, имеющие опыт духовной жизни, могут понять о чем откровенно говорится в созерцательный книгах.  Но люди, такого опыта не имеющие, могут в этих книгах увидеть подтверждение своим страстям. То есть могут в слова созерцательной книги вложить тот смысл, который сами себе и придумали.  Так, например, мнительный человек, видя, что кто-то смеется, начинает думать, что смеются над ним. Этот образ взят из книги Аввы Дорофея “ Душеполезные поучения”. Устремившись к высокому деланию преждевременно, человек не получит плода, который и мог бы получить, если бы шел средним путем.

     Эта мысль часто встречается в произведениях святителя Игнатия Брянчанинова. В своих письмах преподобный Макарий Оптинский часто ссылался на слова Исаака Сирина о том, что божье приходит само собой, в то время, когда человек не ощущает. Оно приходит, если сердце будет чисто, а не скверно. По мысли преподобного Исаака Сирина духовная жизнь состоит из двух подэтапов:  деятельного и созерцательного. Если человек, минуя деятельный этап, устремляется к созерцанию, то он может лишиться всего. Такой человек уподоблен человеку, который смотрит на солнце. Мы знаем, что если долго смотреть на солнце, то человек лишается зрения.

     Великие русские старцы : Жития, чудеса, духов.наставления / [Под общ. ред. игумена Аристарха (Лоханова)]// М.: Трифонов Печенг. Монастырь; “Новая книга”; “Ковчег”, 2000. С. 693.

     Старец Илиодор советует также быть крайне осторожным при чтении «Добротолюбия», поскольку эта книга написана не для тех, кто начинает духовную жизнь, а для людей духовных. По мысли старца Илиодора «духовным может называться человек тогда только, когда все плотские желания угаснут в нем или станут покоряться духу».