Богословие. В чем суть православного богословия?
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  18.02.2015.



Кратко о книге Сергия Страгородского «Православное учение о Спасении»

 

     Вы хотели разобраться в богословии и понять учение Православной Церкви. В связи с этим Вам было рекомендовано прочитать книгу патриарха Сергия Страгородского «Православное учение о Спасении». По этому поводу Вы написали «начала читать, но вдумчиво не смогла, показалось сложной. Я ТОЖЕ СЛОЖНАЯ, ХОЧЕТСЯ БЫТЬ ПРОЩЕ».   

     Если решили не читать книгу Сергия Страгородского «Православное учение о Спасении», то пусть оно так и будет. Объясню тогда коротко, в чем состоит суть книги. Вам хочется быть проще, но именно эта книга и помогает быть проще. Мне приходилось слышать свидетельство, что человек именно после прочтения этой книги начинал понимать православное учение. А до знакомства с книгой православное богословие не воспринималось им как жизненное учение. Оно воспринималось сухо, отвлеченно. Ведь многие понятия объясняются католическими категориями. И от этого возникает какая-то путаница, трудно понять суть, в чем состоит прощение, в чем состоит Спасение. Скажу вам краткие выводы, которые можно сделать из книги Сергия Страгородского. По сути, он объясняет несколько простых мыслей, но свое объяснение он подробно комментирует.

     Первое, Бог, как писал святой Ириней Лионский,   не наказывает никого Сам, - наказанием для человека станет та жизненная стихия, которую он избрал. Иначе говоря, будущая загробная жизнь является продолжением настоящей, и не в том смысле, что человек страдает, потому что кто-то бросил его в ад, а в том смысле, что человек сам становится не способным к блаженству будущей жизни, человек переходит по ту сторону гроба с теми душевными качествами, которые воспитал в себе при жизни. Такой подход разрешает многие богословские проблемы, в частности  невозможность у некоторых людей состыковать два понятия - ада и что  Бог есть любовь. И это ответ тем людям, которые спрашивают, как же Бог, Любящий Отец,  может послать своих детей в ад.

     Второй важный вывод состоит в том, что блаженство является следствием того, что человек полюбил добро. Блаженство будущей жизни является не какой-то внешней наградой, подобно путевке в пятизвездочный отель, оно является прямым следствием той направленности жизни, которую человек добровольно избрал.

     Третье. Суть покаяния без  исповеди состоит в нравственном перевороте человека. Следствие этого переворота – разрыв связи человека с прошлым , и прошлое, каким бы оно ни было, «зачеркивается». Это важно уяснить, потому что многие люди воспринимают покаяние, как нечто внешнее, по отношению к человеку. Так один юноша,  брал партию наркотиков, сбывал, и на следующий день шел в храм, где на исповеди говорил, что занимается наркоторговлей, и так продолжал делать из недели в неделю.

     Четвертое, Патриарх Сергий дает очень важный принцип, который помогает осмыслить любую систему: и богословскую, и умозрительную. Любая умозрительная система должна быть пущена в область реальной жизни, то есть до тех пор, пока мы будем рассуждать об отвлеченных предметах, мы никогда не «нащупаем» сути, а надо посмотреть, как ведет себя в жизни человек воспитанный в том или ином мировоззрении, и тогда многое станет на свои места. И Сергий Страгородский отказывается от разбора католицизма, протестантизма и православия в рамках отвлеченных суждений, он смотрит, как эти три христианские концессии относятся к реальной жизни, как живут люди, исповедующие  эти концессии.