Дети. Женщине, которая без видимого успеха пытается говорить со своим «потерянным» сыном о жизни и ее смысле
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.08.2014.



Вы пишете: «Постоянно молюсь за него и пытаюсь говорить с ним о смысле жизни. Иногда мне удается, и сын слушает молча. Но слышит ли? А чаще всего уходит от разговора и говорит: «Не мешайте, я сам все знаю»».

Можно также почитать:

1. Смерть. Иван Ильин. «О бессмертии». Бессмертие нужно пережить.

 

    Во-первых, хочется сказать: очень хорошо, что Вы понимаете, в чем состоит смысл жизни. Каждый человек это должен понять, но понять не так, как мы понимаем таблицу умножения, а пережить лично. На эту тему есть очень интересное слова у Ивана Ильина. Он пишет о бессмертии то, что очень подходит к нашему с Вами разговору. То, что душа бессмертна, - это нужно пережить. «<…> никто не может дать мне ответ на этот вопрос, только я сам, только я один могу сделать это, и притом через собственный внутренний опыт. В этом опыте я должен пережить и увидеть мое собственное духовное естество и добыть себе очевидность моего духовного бессмертия. Пока я этого не совершу, всякий чужой ответ, как бы умно и изящно он ни был оформлен, будет мне не ясен, не убедителен, не окончателен<…>»[1].

    Вы можете постараться помочь Вашему сыну на пути постижения смысла жизни, но навязать ему что-то в этом отношении у Вас вряд ли получится. Родители могут, например, знакомить своего ребенка с какими-то книгами, в которых, по мнению родителей, нашли свое выражения такие понятия как мужество, красота, благородство. Ребенок может с этим согласиться. Он может увидеть, что, например, в этих книгах заключена истина. Если он и сам пережил это, то прочитанное становится как бы частью его жизни. Если же Вы ему скажете, что, например, с сегодняшнего дня он должен считать мужественным, красивым и благородным только то, что совпадает с написанным в этим книгах, то, скорее всего, Вас ожидает полный провал.

    Почему же?

    Вернемся к Ивану Ильину и посмотрим, как он мыслит о тех, кто считает, что дух смертен. «<…>Во всех этих случаях люди идут мимо настоящего первоисточника, мимо подлинного духовного опыта и настоящих духовных реальностей и судят о том, что от них скрыто. Этот опытный источник, эту подлинную реальность каждый из нас должен пережить лично и самостоятельно, он должен носить их в самом себе для того, чтобы судить о них — из них. Если он лишен этого опыта, если он ему совершенно недоступен, то вряд ли окажется возможным дать ему сколько-нибудь наглядное представление о духе и его жизни, а “доказательство” станет уже совсем невозможным».

    Вы видите, одними словами, пусть даже и изящными можно ничего не добиться.

    Во-вторых, если мы сами доподлинно, глубоко и по - истине не пережили смысл жизни, то мы и не сможем зажечь сердце другого человека. Для нас христиан истина не есть что, она есть Кто. Для нас Господь наш Иисус Христос есть путь и истина и жизнь. А вошел ли Он в нашу жизнь? Стали ли Его заповеди для нас чем-то самым главным, тем без чего мы и не представляем даже своей жизни?

    Если посмотреть на то, как он учил других людей, то можно увидеть, что Он не заставлял их следовать за Ним. Его любовь и всепрощение влекли к Нему сердца людей, и эти люди с радостью становились на путь, на который призывал встать Христос.

    Если Вы читали Евангелие, то Вы помните, как к Иисусу Христу подошли фарисеи и спросили:

    «Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?»

    Иисус Христос ответил им: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Когда Фарисеи услышали Его ответ, они стали уходить один за другим. Вскоре остался Иисус и женщина. Он спросил ее: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?» Она отвечала: «Никто, Господи!» Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8,1-11).

    Когда мы читаем Евангелие, то мы видим, что Господь подавал великую надежду людям. Там, куда Он приходил, там начинался Рай. Подобную любовь Божию имели в себе старцы. Старец Порфирий писал, что он старался не терзать людей их прошлым, а давал надежду на будущее.  «Старец успешно боролся с грехом, любя грешника и помогая ему осознать ответственность за свое падение и возможность своего во Христе освобождения как от падений, так и от  их последствий, через покаяние, прощение, жизнь в Боге. Он хотел вести эти души в новую жизнь, а не терзать их прошлым». [2]

    Вы сможете помочь Вашему сыну понять смысл жизни только после того, как Вы поймете сами, в чем состоит этот смысл жизни. Когда Вы сами опытно переживете истину, Вы сможете найти нужные слова. Выше сердце, пережившее истину, подаст весточку сердцу Вашего сына. Если Вы примете Евангелие сердцем, думается, что Ваша любовь и всепрощение могут сделать больше, чем  «правильные» слова.


[1] Ильин И.А. Книга раздумий и тихих созерцаний. М.: Альта-Принт, 2005. С.448.

[2] Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов / пер. с новогреч. иеромон. Агафангела (Легача). - Святая Гора Афон: Пустынь новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2008.С.370.