Дети. Женщине, дети которой отошли от веры
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  18.02.2015.



Личный пример в воспитании. «Беседы о  проблемах личности, ее зависимости от наркотиков и алкоголя» иеромонаха Прокопия в Центре Святителя Василия Великого

     Вы говорите, что одно время  ваши дети очень тепло относились к вере. Но сейчас к вере они охладели. Вы спрашиваете, как привлечь их к вере. Вы догадываетесь, что поведение ваших детей отчасти стало изменяться после того, как вы с мужем начали ругаться.

    Нужно понимать, что личный пример в воспитании - главное. Если вы ругаетесь с мужем и с самими детьми при этом говорите что-то о вере, то эффект от вашей  проповеди будет нулевой. А если  вы будете вести себя максимально доброжелательно, то ваше желание видеть детей верующими людьми, возможно, когда-то реализуется. Может быть, даже вы сами и не  будете им много говорить, вы просто будете жить по вере, и ваш образ, образ доброй, любящей матери, запечатлеется в их сознании. Когда они начнут самостоятельную жизнь, то они столкнутся с жестокостью этого мира. Пребывая в  тесноте и не находя успокоения, они  вспомнят вас. «Наша мама была такой доброй и любящей и при этом, кстати, она была христианкой. Может, в христианстве что-то и есть, раз наша мама была такой доброй?»

     На этот счет я могу вам привести один пример. В колонию для несовершеннолетних приезжал один художник. Он проводил с ребятами уроки рисования. Во время занятий в основном все спали. Выспаться в колонии было не так-то просто, потому что во время сна человека могли побить. На уроке же ребята себя чувствовали в полной безопасности. Поэтому они тут же клали руки на стол, на руки клали голову и засыпали. А после урока было чаепитие. Поспали, попили чай – почему бы не ходить на такие уроки?!

     Но художник никогда не укорял ребят, говоря что-то, вроде: «Почему вы спите? Я трачу свое  время, прихожу к вам, а вы ведете себя так!» Нет, он просто продолжал делать свое дело.  Впоследствии ребята рассказывали, что об этих уроках и об этом человеке у них остались очень  светлые воспоминания. И достоверно известно,  что как минимум один подросток  благодаря художнику стал верующим человеком. Этот подросток все никак не мог понять, зачем художнику нужны эти уроки. Материальной выгоды он с них  никакой не имеет, а что же тогда движет человеком? Ведь добираться до колонии  художнику было  непросто. Его служение было связано с определенными трудностями. И зачем  эти трудности были нужны художнику? Этого подросток не мог понять.

     И после освобождения он очень захотел познакомиться с художником и   узнать мотивы, которые побуждали его к деятельности. Знакомство с этими мотивами, с самим художником изменили подростка. В колонию он больше не возвращался.  У него появилась семья, работа, к преступной  деятельности он уже не возвращался.

     Этот пример взят  из беседы, которая проходила в Центре Святителя Василия Великого между социальными работниками указанного центра и иеромонахом Прокопием. Записи этих бесед находятся на  сайте Соловецкого монастыря в разделе «Пастырская страничка». В этом разделе есть тот отдел, который называется «Беседы о  проблемах личности, ее зависимости от наркотиков и алкоголя». В этом подотделе находятся 3 беседы, которые, если желаете, можете послушать. Беседы называются  так:

     «Беседа с родителями и родственниками трудных подростков»

     «Беседа с сотрудниками Центра  Святителя Василия Великого о принципах общения с трудными подростками»

     «Беседа с сотрудниками Центра  Святителя Василия Великого «Бесполезно ли воспитание?»