-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 24.02.2015. |
Чтобы люди стали слушать другого человека, он должен обладать тем, что им нужно. Священник, сформировав себя с помощью аскетики, поста и молитвы, аккумулирует в себе нечто, чем может потом поделиться с людьми.
В наши дни можно услышать мнение, что сейчас у миссионеров есть интернет и это средство может дать больше шансов на успех проповеди, чем аскетическое стремление к совершенству. Так могут высказаться даже и православные люди. Но правы ли они?
Да, некоторые церковные люди говорят, что нужно идти к людям и нужно быть ближе к людям. Но вот представьте: вы разговариваете со своими знакомыми о каком-то важном предмете. К вам подходит выпивший человек странного вида и начинает вам объяснять, что его жизнь хороша и прекрасна. Вы последуете за этим человеком? Вы будете его слушать? Думается, вряд ли. Он вышел к вам, к людям. Он попытался быть ближе к людям. Почему же вы не захотели его слушать?
Да потому, что, чтобы люди стали слушать другого человека, он должен обладать тем, что им нужно. В пример здесь можно привести святителя Луку Войно-Ясенецкого. «Когда он показывал распил пятки, то маститые профессора вставали на табуретки, чтобы поглядеть на мастерство святителя.» Стали бы маститые профессора вести себя так, если какой-нибудь студент-первокурсник заявил бы о том, что завтра всех удивит? Вряд ли. Маститые профессора вели себя так, потому что святителю Луке было что дать им.
Так и священник. Сформировав себя с помощью аскетики, поста и молитвы, он аккумулирует в себе нечто, чем может потом поделиться с людьми, Если же внутри него ничего не сформировано, то делиться ему нечем. Даже если он будет писать статьи и выкладывать в интернете, то эти статьи будут мало читаемы, ведь они будут легковесные и пустые. В этих статьях не будет слова, пронзающего другого человека до глубины души.
Здесь можно вспомнить Антуана де Сент Экзюпери. Нижеследующую мысль он, правда, выражал относительно женщин, но ее можно применить и к нашему разговору. Он говорил, что проигрывают те женщины, которые хотят нравиться.
Это желание их делает гибкими и податливыми. И от имени восточного царя Экзюпери восклицает: «На что мне медузы без костяка и формы? Я изрыгаю их, возвращая хаосу: вы придете ко мне, когда создадите самих себя».
Если в результате личного подвига и прикосновения Благодати личность священника была сформирована, то взоры людей невольно устремятся к нему. А если проповедник будет похож на медузу, не имеющую формы, то кому он будет нужен?
Разговор о том, что аскетика отжила свой смысл, беспочвенен. Возьмем к примеру область спорта. Никто же не говорит, что отжили свой век тренировки. Если в жизни человека присутствует нормальный тренировочный процесс, то он находится в относительной безопасности от травм. Он знает, как ему прыгать, он знает, как ему двигаться. А если человек, не научившись азам, хочет удивить людей красивым сальто, то, что ожидает такого человека? Его ожидают переломанная кость и тяжелые травмы.