Миссионерство. Аскетика и интернет
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  24.02.2015.



Чтобы люди стали слушать другого человека, он должен обладать тем, что им нужно. Священник, сформировав себя с  помощью аскетики, поста и молитвы, аккумулирует в себе нечто, чем может потом поделиться с людьми.

 

     В наши дни можно услышать мнение, что  сейчас у миссионеров есть интернет и это средство может дать больше шансов на успех проповеди, чем аскетическое стремление к совершенству. Так могут  высказаться даже и православные люди. Но правы ли они?

 

     Да, некоторые церковные люди говорят, что нужно идти к людям и нужно быть ближе к  людям. Но вот представьте: вы разговариваете со своими знакомыми о каком-то важном  предмете. К вам подходит выпивший человек странного вида и начинает вам объяснять, что его жизнь хороша и прекрасна. Вы последуете за этим человеком? Вы будете его слушать? Думается, вряд ли. Он вышел к вам, к людям. Он попытался быть ближе к людям. Почему же вы не захотели его слушать?

     Да потому, что, чтобы люди стали слушать другого человека, он должен обладать тем, что им нужно. В пример здесь можно привести святителя Луку  Войно-Ясенецкого. «Когда он показывал распил пятки, то маститые профессора вставали на табуретки, чтобы поглядеть на мастерство святителя.» Стали бы маститые профессора  вести себя так, если  какой-нибудь студент-первокурсник  заявил бы о том, что  завтра всех удивит? Вряд ли. Маститые профессора  вели себя так, потому что святителю Луке было что дать им.

     Так и священник. Сформировав себя с  помощью аскетики, поста и молитвы, он аккумулирует в себе нечто, чем может потом поделиться с людьми, Если же внутри него ничего не  сформировано, то делиться ему нечем. Даже если он будет писать статьи и выкладывать в интернете, то эти статьи будут мало читаемы,  ведь они будут легковесные и  пустые. В этих статьях не будет слова, пронзающего другого человека до глубины души.

     Здесь можно вспомнить Антуана де Сент Экзюпери. Нижеследующую мысль он, правда, выражал относительно женщин, но ее можно применить и к нашему разговору. Он говорил, что проигрывают те женщины, которые хотят нравиться.

     Это желание их делает гибкими и податливыми. И от имени восточного царя Экзюпери восклицает: «На что мне медузы без костяка и формы? Я изрыгаю их, возвращая хаосу: вы придете ко мне, когда создадите самих себя».

     Если в результате личного подвига и  прикосновения Благодати личность священника была сформирована, то взоры людей невольно устремятся к нему. А если проповедник будет похож на медузу, не имеющую формы, то кому он будет нужен?

     Разговор о том, что аскетика отжила свой смысл, беспочвенен. Возьмем к примеру область спорта. Никто же не говорит, что отжили свой век тренировки. Если в жизни человека присутствует нормальный тренировочный процесс, то он находится в относительной безопасности от травм. Он знает, как ему прыгать, он знает, как ему  двигаться. А если человек, не научившись азам, хочет удивить людей красивым сальто, то, что ожидает такого человека? Его ожидают переломанная кость и тяжелые травмы.