-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 10.03.2015. |
Бывает, что «человек протягивает руки к Богу, но схватывает не Бога, а схватывает лишь свои состояния». Ориентироваться не столько на состояние, сколько на истину, следовать путем заповедей Божиих.
Вы говорили, что однажды священник на исповеди сказал вам: молиться постоянно. Если не будет Молитвослова – своими словами. И через несколько дней у вас получилась ясно, со вниманием помолиться.
Что сказать на это?
Доказательство – это попытка объяснить непонятное на основе понятного.
Что для нас понятно? Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что совет на то и совет, что может быть исполнен, а может быть и не исполнен. Вы в данном случае не обязаны слушать священника, говорившего с вами. Если вы приходите на исповедь, священник говорит вам о том, как на данном приходе принято готовиться к Таинству причащения, то вы, конечно, должны прислушиваться. Но если он начинает говорить вам о том, как вы должны духовно жить, то , по словам святителя Игнатия Брянчанинова, вам следует оценить слова священника с точки зрения православного учения. Совет по поводу личной жизни – вы можете отклонить от себя . Его совет касается скорее монахини, чем вас.
Совет должен учитывать реальное положение дел человека. Если реальное положение дел человека не учитывается, то следование совету может привести к определенному искажению жизни. А по поводу того, что у вас получилась молитва дома, можно привести некоторую мысль преподобного Макария Оптинского. Он говорил, что слова о внимательной молитве указывают на гордость. Человек, говорящий, что невнимательно помолился в этот раз, тем самым предполагает, что в другие разы он молился внимательно. А смиренный разве может сказать, что он хорошо помолился? Он и глаз-то не смеет возвести на небо! Акцентировать внимание на том, что у вас будто бы получилось помолиться, вам не советую.
Только совершенные люди могут разобраться в калейдоскопе духовных состояний. По мысли Варсонофия Великого только совершенные люди могут понять, что происходит от Бога и что происходит от диавола, а что происходит от человеческого естества. Некоторые люди после просмотра фильма начинают молиться со слезами. Но из этого вряд ли можно сделать вывод, что просмотр фильма благотворно влияет на степень сосредоточения в молитве. Скорее можно ставить вопрос о том, что нервы определенным образом были раскачаны. Под псевдодуховное состояние умеет подделываться и диавол. Псевдодуховное состояние может быть следствием раздражения нервов. Святитель Феофан Затворник рассказывал как-то об этом.
Какие бы ощущения вы не испытывали во время молитвы, не обращайте на них большого внимания. Ведь начало прелести начинается тогда, когда человек сочтет действие, происходящее от собственного естества, происходящим вследствие прикосновения Благодати. То есть во время молитвы с человеком могут происходить разные вещи вследствие раздражения нервов. Он может и сосредоточенно помолиться вследствие некого навыка ко вниманию, может ощутить и некую теплоту, которая тоже по мысли одного из Отцов может являться обыкновенной теплотой, происходящей вследствие определенных токов крови.
И если человек примет эту естественную телесную теплоту за теплоту Благодатную, данную Богом, то для него начнутся проблемы. Он будет вроде бы жить духовной жизнью, но будет, по мысли Ивана Ильина «протягивать руки к Богу, но схватывать не Бога, а схватывать лишь свои состояния». Ориентируйтесь не столько на состояние, сколько на истину. Следуйте путем заповедей Божиих и не ошибетесь. И к себе, конечно, нужно прислушиваться, но чувства свои следует всегда проверять, пропуская их через призму Священного писания и Святоотеческого наследия. Если же человек целиком и полностью ориентируется только на свое духовное состояние, то он рискует запутаться. Его духовная жизнь может исказиться.