Общение. Девушке, которая сетует на то, что она не открыта и на то, что она не умеет общаться
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  10.03.2015.



Духовную жизнь не открывают всем подряд. Общение в форме диалога. Наше самолюбие не дает увидеть другого человека. Жить по совести, а не так, как будет проще. Сопереживание. Человекоугодие.

     Вы сетуете на то, что вы не можете быть открытой с людьми, что вы не можете рассказывать все то,  что происходит у вас внутри.

     Вы знаете, в ваших словах есть доля разумного смысла. Внутренняя жизнь человека должна быть тайной и то, что происходит в вашей духовной жизни? должно быть известно только вашему духовному отцу. Максимум - тем немногим людям, с которыми вы имеете обыкновение обсуждать духовные проблемы,  с вашими, если так можно выразиться, сотаинницами. Но если вы начнете рассказывать о своих духовных переживаниях всем подряд, то, во-первых, вы можете испытать ,чувство потери. Во-первых, если Господь вам дал какую-то радость, то вы можете утратить чувство радости. А во-вторых, люди, которым вы открылись, могут вас не понять и насмеяться над вашими чувствами. Открытость в вашем случае  скорее должна означать не то, чтобы вы всем рассказывали о себе, а  искренность, не лукавство.

     Во-вторых, если человек постоянно рассказывает о себе, то это очень утомляет слушателей. Сейчас многие люди озабочены исключительно собою и диалог для многих  людей стал невозможен. Сейчас общение идет в форме монолога, Сидят два человека и говорят  каждый о своем. Беседа же становится интересной тогда, когда обсуждаются значимые вопросы для  первого и для второго  собеседников. Во время беседы, если желаете, постарайтесь понять боль другого человека. Речь идет не о том, чтобы взять на себя его тяжесть, это вам не под силу. Речь идет о том,  чтобы перестать думать  исключительно о себе и  постараться вникнуть в то, о чем вам говорит собеседник.

     Мой знакомый священник время от времени встречается с одним инженером. Инженер тянется к истине, но в храм он не ходит. И тем не менее, их общение плодотворно. Священник чувствует, что его время не пропадает даром, потому что человек, рассказывая о себе, с интересом слушает комментарии священника. И священнику интересно слушать , как инженер решает свои проблемы в области производства. Потому что инженер – это человек с большим жизненным опытом, тем более человек, который встречающиеся проблемы в своей  жизни старается решать честно. То есть во время беседы расширяется кругозор обоих. Каждый старается выслушать и понять точку зрения другого. Те же собеседники, которые говорят только о себе, быстро наскучивают друг другу.

     Открытость, искренность и нелукавство многими людьми приветствуется, потому что этих качеств очень не хватает в современном мире, где отношения между людьми часто неестественные и натянутые. Люди устали от  фальши и «пластмассовых» формулировок. Им хочется искренности. Я имел в виду такую открытость, когда вы, например, встречаясь с человеком, которого давно не видели, сразу переходите к значимым вопросам для вас обоих. Времени не так много, чтобы потратить его на пустые разговоры. А таких, заметьте, в нашей жизни предостаточно.

     Пустые разговоры возникают, когда людям нечего сказать. Например, собрались люди на  какое-то торжество и раз нечего сказать, то начинают обсуждать обеденный стол. Ведь не может же постоянно длиться пауза в разговоре. Кто-то скажет: «Вот, попробуйте вкусные грибочки». Пройдет несколько минут, и кто-то скажет : «Да, грибочки отменные». Еще через несколько минут кто-то скажет : «Да, давно я таких  не ел». Если внесут новое блюдо, то новое блюдо на несколько минут даст тему для новых разговоров. «Вот замечательные пирожки, приготовленные так-то и так-то». Здесь люди разобщены, им нечего сказать друг другу.

     Чтобы научиться общаться с другими, нужно не столько изучать технику  общения, сколько стремиться к нравственному совершенству, насколько оно, конечно, возможно в пределах тварной человеческой природы. Если человек искореняет в себе страсти, самолюбие, то уничтожает преграду, отделяющую его от других людей. Ведь между нами и другими людьми часто стоит наше самолюбие, которое не  дает возможность увидеть другого человека. В качестве комментария  можно указать на священномученика Иллариона Троицкого. В годы гонения на церковь он был осужден на заключение. И вот что интересно, когда он отбывал заключение  на Соловках, надзиратели не обращались к нему пренебрежительно – «поп, опиум»…. Они могли обратиться даже «Владыка».

     Священномученик Троицкий  умел найти подход к каждому, он мог поговорить и с профессором и даже с кем-то из уголовников. Но когда он говорил с кем-то из уголовников, он не заискивал. Можно предположить, что Владыка был интересен многим людям, потому что он сформировался как личность.

     И вам, наверное, хочется узнать, как вам сформировать свою личность. Точного ответа на этот вопрос  я  не знаю. Могу только предположить кое-что. Вы как художник понимаете, что лошадь сразу у человека  не получится. Человек вначале учится рисовать какие-то геометрические фигуры. Он, если можно так выразиться, набивает руку на простых рисунках, а потом переходит к рисункам более сложным. Так и вы, начните с малого: старайтесь не лукавить в повседневной жизни. Чтобы приобрести внутреннюю цельность, старайтесь действовать  так, чтобы ваше слово и дело не разрывались. Ведите себя искренне и честно. Многие люди дозволяют внутреннему расколу жить в  своей душе, потому что им не хочется выяснить какой-то вопрос. Один, например, член семьи сказал - сделать так, а другой сказал – сделать по-другому. Как поступить, чье мнение выбрать  - непонятно. Если человек махает рукой и делает по-своему, то в его душе поселяется некий раскол. А вот если бы он переговорил с двумя членами семьи отдельно, может быть, собрал бы их вместе, что раскола бы не было, и он бы не сомневался в своем поступке. Если бы он так и поступал по жизни, то он постоянно бы обогащался и приобретал бы опыт.

     Конечно, хочется делать дела свои проще и не тратить время на какие-то обсуждения. Но советую вам жить по совести, а не так, как будет проще. Может быть , люди никогда и не узнают о том, что вы пренебрегли их советом. Но вы потеряете дерзновение перед этими людьми, когда будете с ними встречаться, вы не сможете с ними общаться открыто. Между вами и ими будет какая-то невидимая стена. Один взрослый человек рассказал мне о двух событиях из своей жизни.

     Когда он был маленький, мама просила его не класть локти на стол. И вот это человек вырос. И когда уже он был достаточно взрослым, у него стала болеть спина. Во время усиления боли он клал руки на стол, чтобы  как-то  снять нагрузку со спины. И хотя в это время он жил уже далеко от своей мамы, мысль, что он нарушает ее родительское благословение, не давала ему покоя. И вот однажды во время телефонного разговора он рассказал о  своей проблеме. И мама правильно поняла  своего сына. Она не стала говорить, зачем он спрашивает о таких несущественных вещах. Она сказала, что если ему хочется, то, конечно,  пусть кладет локти на стол. Смысл всей этой истории заключается в том,  что  внутреннее единство с матерью было сохранено. Этот же  человек рассказал подобную историю и о своей сестре. Его сестра, которая младше  его практически на 10 лет, как-то сказала ему, что нельзя класть продукты на стол, потому что стол, хотя его протирают, обычно все же грязен. И хотя сестра находилась от этого человека за сотни километров, он, обедая даже в одиночестве, не решился положить хлеб или что-то иное на стол. Он чувствовал, что в тот момент, когда он пренебрегает советом своей сестры, то он нарушает некую связь между ним и ей. Он чувствует, что не сможет смотреть ей в глаза при встрече. И надо сказать, отношения этого человека с его сестрой очень теплые и доверительные ,  а вклад в эту теплоту внесло его желание исполнить совет своей сестры.

     Если вы будете уважать  других людей и прислушиваться к  их мнению, то вы можете с  открытым лицом беседовать с этими людьми. А если вы будете их внутренне презирать, то  вас во время встреч с ними будет что-то сковывать. Многие духовные люди отмечали, что люди способны чувствовать друг друга. Если вы молитесь за кого-то и думаете, то человек испытывает к вам как бы тягу. А если вы осуждаете человека и думаете про него плохо, то он чувствует это.

     Преподобный Порфирий  Кавсокаливит объяснял, что «шепот нашей души таинственно доходит до другого человека и влияет на него, даже если мы не произносим ни одного слова. И, не разговаривая, мы можем передать добро и зло, каким бы ни было расстояние, разделяющее нас с ближним. То, что не произносится, зачастую сильнее слов» (Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов / пер. с новогреч. иеромон. Агафангела (Легача). Святая Гора Афон: Пустынь новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2008. С. 317).

     «Злой помысел не скроешь. Он через нас оказывает свое негативное действие на того, о ком мы плохо думаем. Это происходит даже на расстоянии. И человек может даже не понимать, по­чему у него вдруг возникла к нам неприязнь. Итак, мы должны быть чистыми сердцем (Ср.: Мф. 5,8.), чистыми не только от злых дел, но и от злых помыслов, особенно от злопа­мятности». (Там же. С. 279).

     К сказанному хотелось бы сделать большое добавление.

     К тому, о чем мы говорили, должно отнестись разумно. Возьмем, например, тему «сопереживание». Ваше стремление к сопереживанию должно быть адекватно в настоящей ситуации. Вот, например, ситуация – человек задумался, а кто-то из родственников спрашивает – о чем ты грустишь? А он говорит :« Я не грущу, мне просто нужно подумать». «Нет-нет, ты грустишь, скажи мне, что у тебя на сердце». Здесь возникает опасность, что родственник начнет провоцировать раздражение в своем собеседнике.

     И искренность следует понимать разумно. Вы говорили, что хотели достичь внутренней цельности. Вы слышали, что внутренняя цельность проявляется у тех людей, которые борются с  двойственностью в  своей жизни. То есть они стараются поступать так, чтобы не существовало разрыва между их мыслями и их поступками. Вот, например, на столе лежит яблоко и мандарин. Вы хотите взять яблоко, а мама вам говорит , возьми лучше  съешь мандарин. Не стоит здесь отстаивать свою позицию, мол, если я  человек цельный, я должна не  разделять  мысли и  дела, не должна жить двойственной жизнью. Если мне хочется взять яблоко, то я и должна брать яблоко. Нет, поступите по любви и послушайтесь маму. Возьмите мандарин, чтобы она была спокойна. Здесь не будет человекоугодия.

     И в связи с этим у вас возник вопрос - что такое человекоугодие.

     Человекоугодие возникает там, когда человек пренебрегает Божественною заповедью ради привязанности к человеку. На этот счет могу вам указать на фильм «Гангстер» с Расселом Кроу в главной роли. Сюжет фильма «Гангстер» основан на реальных событиях. Фильм рассказывает о полицейском Ричи  Робертсе. В связи с поднятым вопросом хотелось  бы обратить внимание на  два эпизода в этом фильме. В первом эпизоде показательна реакция Ричи Робертса на слова напарника, который оказался наркоманом. Пользуясь своим служебным положением, наркоман решил ограбить наркодиллера . И так сложилось, что наркодиллер был убит. При пособничестве Ричи  Робертса эту историю можно было бы и замять, можно было бы представить ее так, будто напарник делал контрольную закупку и, увидев, что наркодиллер достал оружие, выстрелил в наркодиллера. Но Ричи  сказал, что он  не может пойти на подлог.

     Во втором эпизоде показательна реакция Ричи на слова его друга. Его друг пытался подкупить Ричи. Дело в том, что полицейский вышел на след крупного наркоторговца. И наркоторговец через друга  решил купить бесстрашного полицейского. Поняв, к чему  ведет разговор,  Ричи сказал, чтобы друг не рисковал их дружбой. Друг продолжал гнуть свою линию. Тогда Ричи встал и, уходя, сказал: «Мне очень жаль, ты знаешь чего». То есть ему было жаль разорвавшейся дружбы. Ричи Робертс разработал принципы, от которых  отступить  не мог.

     Вы, конечно,  вряд ли попадете в ситуацию, напоминающую ситуацию этого полицейского. Но какие-то мысли сможете применить к себе.