Вера. Может ли знание психологии стать ступенькой к познанию Бога?
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  10.03.2015.



Серьезная наука приводит человека к Богу, а поверхностная отталкивает. Добросовестно изучение науки в поиске истины.

Мы не рождаемся цельными, наше задание – стать  таковыми. Образование, это в первую очередь, возможность видеть связь между явлениями.

     Вы рассказывали про свою знакомую, задавшую вам следующий вопрос: Может ли знание психологии стать ступенькой к познанию Бога, ступенькой к духовной жизни? Ваша знакомая принимает антидепрессанты и транквилизаторы,  а духовные книги, предложенные вами, она читать не захотела.

     Отвечая на вопрос, переданный  вами, отвечу словами одного священника. Этот священник является монахом, но монахом он не родился. Этот человек ходил в школу, учился в очень серьезном учебном заведении. И как ученый он убедился, что серьезная наука приводит человека к Богу, а поверхностная отталкивает.

     Комментируя эту мысль, он поведал о себе. Когда он учился в школе, то на него произвели впечатление знания о структуре вещества. В учебниках все было просто – атомы скрепляются в  молекулы, молекулы скрепляются   друг с другом, создается вещество. И на основе этого каким-то образом люди утверждали, что Бога почему-то нет. Но вот время школы закончилось и наступило время поступления в ВУЗ. ВУЗ был очень серьезным, там преподавали ведущие академики. Знания, полученные в ВУЗе, заложили основу для нравственного переворота в голове юноши.

     В ВУЗе он узнал, что атом – это еще не мельчайшая частица вещества, что есть частицы куда более мелкие. Он узнал, что в итоге человечество пришло к пониманию, что есть некие кварки, из которых состоит вещество. Но что такое кварки – неизвестно. Существует версия, что кварки – это некий энергетический пакет. Кто-то говорит, что кварки – это определенным образом организованная пустота. То есть смысл состоит в том, что тех предметов, которые мы видим, по сути, как бы и нет. Есть структурированная пустота, можно даже предположить, что это - информация, непостижимым образом принявшая  вид физического объекта. Так, все  более  погружаясь в науку, юноша пришел к идее Бога. И к этой идее приходят и другие люди, серьезно изучающие науку.

     Отсюда можно перейти и к психологии. Если человек добросовестно ее изучает, если он действительно ищет истину, то со временем он начнет понимать, что к чему.

     Приведу пример. Перед смертью человек переживает очень тяжелый кризис. Он не может оправдать прожитую жизнь перед лицом  надвигающейся смерти.  И кто-то из психологов утверждает, что подобный кризис человеку поможет пережить  осознание того, что в  этой жизни он состоялся.

     Эриксон считал, что человека, нашедшего мудрость, не пугает неотвратимость смерти. Мудрость  - по Эриксону -  находит тот, кто заботился о других, кто  переживал триумфы и  поражения, кто был вдохновителем других людей. Но Эриксон, как ученый-материалист, не говорил о жизни вечной. И он довольно оптимистичен в своих прогнозах.

      Предчувствие смерти скручивает в  «бараний рог» и тех, кто заботился о других. Еще царь Соломон в книге «Экклезиаст» давал понять, что деятельность человеческая – это суета. Да, конечно, воспоминания о добрых делах могут как-то утешить человека, но окончательно заглушить надвигающийся ужас они не смогут, если человек не нашел при жизни Бога, дарующего жизнь вечную.

     Если вдумчиво посмотреть некоторые психологические концепции, то можно увидеть их несостоятельность. Они не работают в  жизни. Если человек пытается найти истину, то он, оттолкнувшись от несостоятельности концепций, задался вопросом – как же правильно?

     Кто-то, закрывая глаза, пытается выстроить из несостоятельных концепций какую-то систему, спрятав при этом возникающие противоречия. Эти противоречия гложут изнутри мозг человека, но если он не отмахнется от них, то они выведут его к правде.

     Экзюпери в своей книге «Цитадель» писал: «Благословенные муки, рождающие Тебя!»  «Запомни – неразрешимые проблемы, непримиримые противоречия вынуждают тебя превозмочь себя, а значит вырасти. Иначе с ними не справишься. <…> и ты, если хочешь вырасти,  позволь противоречиям изнашивать себя, они -  путь к Господу» .

     «А то расхожее решение, которое тебе предлагается – удобная сделка, снотворное от бессонницы» (см. главу 49 из книги Антуана  де Сэнт- Экзюпери «Цитадель»).

     Мне как-то удалось испытать то, о чем писал Экзюпери. Однажды меня попросили ответить на письмо одной женщины,  у которой сын начал пить. Времени для ответа было немного. Я написал то, о чем мог написать. Получилась примерно 1 страница.

     Я вложил письмо в одно поучение о пьянстве на 6 страницах и положил письмо в специальный ящик, из которого  монастырский почтальон забирал письма для отправки. И, засыпая, я почему-то начал думать о том поучении на 6  страничках.

     Оно поначалу мне  понравилось, потому что было простым, но я стал думать, что оно не отвечает на вопрос, что делать. Оно указывает на какие-то аспекты проблемы. И мне стало казаться, что автор в чем-то несправедлив. Я задумался над вопросом, как же так можно писать, если на самом деле дело обстоит  так-то и так-то?  И утром я вынул свое письмо из коробки, вскрыл его, вытащил оттуда поучение на 6  страничках и сжег это поучение.

     Не раз я порывался ответить на это письмо, но каждый раз останавливался, чувствуя, что не до конца осмыслил вопрос. И на это письмо у меня получилось ответить только через несколько лет, когда был записан цикл лекций об алкоголизме. В беседах этого цикла разбиралась  не столько сама зависимость от алкоголя как  химического вещества, сколько проблемы,  толкающие человека к алкоголю.

     И надо сказать, что к конечному результату меня привела невозможность успокоиться, остановившись на расхожем  решении. Хотя, признаться честно, успокоиться хотелось, но не получалось. Приходилось идти дальше, и так я пришел к тому, к чему пришел.

     Когда я рассказал эту историю одной девушке. Она задала следующий вопрос – «Как же взвесить чужое мнение, ведь чтобы взвесить чужую концепцию, нужно самому быть  цельным, состоявшимся человеком?». Возможно, вам будет интересна наша беседа, пересказанная вкратце.

     Мы не рождаемся цельными, состоявшимися людьми. Это своего рода, если хотите, наше задание – стать  таковыми. И мы начинаем с каких-то маленьких заданий, с каких-то маленьких проблем. Если мы добросовестно, не успокаиваясь на расхожих решениях, исследуем их, то со временем мы  приобретаем способность взвесить и более серьезные проблемы. Один человек, серьезно занимавшийся наукой, высказал на этот счет следующую интересную мысль. Он объяснил мне смысл кандидатской и докторской диссертаций. Он привел пример.

     Вот человек столкнулся с какой-то проблемой. И суть этой проблемы ускользает от внимания. Что здесь делать? Можно взять какую-либо версию,  объясняющую смысл  изучаемого явления, и разобрать версию до конца. И если исследователь будет честен, то, разбирая версию, взвешивая все «за» и «против», он доберется и до сердцевины проблемы. И в кандидатской диссертации исследователь описывает полностью один отдельно взятый аспект проблемы. И пока он аспект изучает, он приобретает опыт и знания.

     В докторской диссертации он описывает все  явления целиком. Человек, объяснивший мне это, сказал, что не так и важно, с какой стороны входить в область изучаемого предмета, лишь бы быть добросовестным исследователем.

     Вот, например, человек, который  изучает слесарное  дело. С чего начать? Да можно в принципе начать с чего угодно. Допустим, с материаловедения.  Если человек добросовестно возьмется изучать тему материалов, то он приобретет познания, которые позволят ему освоить и другие области знаний. Он изучает параметры материалов, возможно, узнает что-то об оборудовании, с помощью которого обрабатываются  те или иные материалы, возможно, узнает об инструменте, с помощью которого можно обрабатывать те или иные материалы, также узнает о производителях этого инструмента. И  впоследствии, когда он начнет изучать, например, работу цеха, на 30% он будет ее уже знать. Так и человек, если  он сегодня еще не чувствует в себе силу взвесить целиком какое-либо явление, то не беда. Пусть он будет честен сам с собой. И не надо также забывать еще об одной важной стороне образования.

     Образование, как считают некоторые, это в первую очередь возможность видеть связь между явлениями. И многие современные люди, к сожалению,  эту связь между явлениями видеть не умеют. Современные исследователи, если задать им какой-то вопрос, приведут громадное количество фактов и ссылок на различные источники.  Они могут сказать, как дела с таким-то вопросом обстоят в Германии, как дела с таким-то вопросом обстоят в Великобритании, укажут на  имена политиков, принимавших такие-то решения, укажут вам массу различных материалов. Но мало кто объединит эти факты в единую картину, дающую ключ к пониманию проблемы.