Аборт. Девушке-феминистке, которая не считала аборт грехом
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  24.03.2015.



В духовном мире есть свои законы. И они действуют с таким же постоянством, как и законы мира физического. Господь сотворил Адама, а затем сотворил Еву как помощницу ему, и такое взаимоотношение полов как бы вшито в ткань мироздания. Следовало бы бороться не против мужчин, а против того духа нравственного разложения, который проник в общество. Восстановить разрушенную связь с Богом можно лишь через покаяние.

1

Вы говорите, что испытываете сильные душевные страдания и не видите никакого смысла в своей жизни. Часто думаете о том, чтобы покончить с собой. Такие состояния часто корнями уходят в прошлое. Человек совершает какой-то грех и наказывается последствиями греха, от которых не может освободиться. Помимо  человеческого наказания он испытывает наказание внутреннее. Священник Алексей Елисеев на семинаре по тюремному служению говорил, что совершивший насильственное преступление человек наказывается постоянным переживанием образов совершенного. Эти образы начинают как бы «сжирать» человека, что называется «негативным комплексом осужденного»[1]. Из этого состояния у человека есть два выхода. Он может обратиться к Богу и в таинстве покаяния очистить свою душу, либо такой человек начинает двигаться по пути постепенной деградации. Этим путем идете сейчас Вы. Что-то «сжирает» Вас изнутри. Видимо, у Вас есть какой-то нераскаянный грех. Не делали ли Вы когда-нибудь абортов? 

2

После ответа женщины снова говорит священник:

Вы говорите,  что сделали восемь абортов, но не испытываете при этом никакого раскаяния. Чем же Вы руководствовались? Руководствовалась Вы концепцией феминисток, которые считают, что аборт – это право женщины.

Разговоры о свободе женщин почему-то подразумевают свободу убивать детей. Совершая убийство, Вы выбираете смерть, которая с момента убийства поселяется в Вас и начинает разлагать Вас саму. Отстаивая свое право на убийство, Вы отстаиваете, одновременно, и свое право на эту смерть. Кое-где законодательно закреплено право граждан отказываться от своего лечения и, соответственно, выбирать смерть. Отказываясь от раскаяния, Вы реализуете свою свободу. Она заключается в том, что Вы отказываетесь от своей жизни и выбираете смерть.

Какой бы концепцией Вы не пытались защититься от «комплекса осужденного», слова отца Алексия останутся справедливыми для любого случая. Он объяснял: «теоретические исследования также показывают, что уже само совершение насильственного преступления служит фактором, разрушающим личность. При этом не имеет решающего значения то, чем это насильственное преступление обусловлено: генотипом,  социальными условиями, в которых насильник оказался, или  сложившимися особенностями внутренней позиции самого преступника».

Концепция, какая бы они ни была, не защитит Вас от разрушительных механизмов, которые включаются тогда, когда совершается грех. И они начинают работать, даже тогда, когда человек отрицает их существование. На эту тему Соловецким монастырем выпущена брошюра «”Победить свое прошлое”: Исповедь  – начало жизни». Во второй главе рассказывается о психологических последствиях греха, от которых человек не может самостоятельно освободиться.

Помимо прочего, там упоминается разговор священника с одним военнослужащим. Этот человек носил в своей памяти «ужасы войны». В его уме поселилось одно воспоминание: он слышал лязги снайперских пуль и видел падающих товарищей. И, видимо, это воспоминание прокручивалось постоянно в его голове наподобие того, как испорченные пластинки начинают прокручивать одну и ту же фразу. Образы, напоминающие о войне, действовали разрушительно на его сознание, они стали разрушать его личность. Дело дошло до того, что из-за внутреннего кризиса изменилось поведение этого военнослужащего, в результате чего стали разрушаться его отношения с супругой.

Когда священник предложил ему исповедаться, он рассмеялся и сказал, что не верит в исповедь. Некоторое время спустя священник разговаривал с одним капитаном спецназа. Капитан много раз участвовал в боевых действиях. Он говорил, что насчет «ужасов войны» у него все «чисто». Хотя видеть ему довелось немало. «У тебя все “чисто” потому что ты исповедовался», – сказал ему священник, – «а тот военный рассмеялся мне в лицо», – «Значит, так и будет носить все это в себе», – ответил капитан. Надо сказать, что многие товарищи капитана живут плохо. Здесь речь идет не о материальном достатке. Они болеют какой-то одинаковой болезнью, которая выражается в том, что они сходят с ума. У них наблюдается общий симптом: все валится из рук, ничего не радует. И прислушаться к совету товарища, который пытается донести до них слова о значении исповеди в избавлении от болезни, они не хотят.

 

Положение первого военнослужащего напоминает в чем-то и Ваше. Женщины, сделавшие аборт, могут оказаться в подобном положении. Одна из таких женщин написала как-то письмо святителю Николаю Сербскому. Ее беспокоили страшные сны: как только она закрывала глаза, ей являлись три отрока. Знаменитые доктора говорили ей, что это пустяк. Женщина возражала им: «если это пустяк, избавьте меня от этого пустяка». В ответ она слышала рекомендации поменять климат, чаще бывать в обществе, следить за питанием. Ей говорили, что это обычная ипохондрия. Святитель Николай написал женщине, что три отрока, приходящие к ней во сне – это те три ребенка, которых она убила в своем чреве до их рождения. «Воздаяние умерших страшно и грозно <…> жертвы сильнее своих палачей и воздаяние их ужасно»[2].

У той женщины было три нерожденных отрока, а у Вас их восемь. Когда Вы делали аборт, Вам казалось, что Вы реализуете свое право на свободу, Вы думали, что вправе сделать аборт. Но представьте: человек бросает камень вверх и говорит, что он вправе надеяться, что камень застынет в воздухе и не упадет ему на лицо. Как Вы думаете, подчинится ли камень концепции этого человека? Нет, камень упадет ему на лицо.

Схиархимандрит Авраам (Рейдман), у которого позаимствовано это сравнение с камнем, объяснял, что в духовном мире есть свои законы. И они действуют с таким же постоянством, как и законы мира физического. «Нам иногда кажется, – говорил он, – что все может быть как-то иначе, что непреложность духовных законов условна. Но это не так»[3].

Вам хочется иметь некоторое основание для того, чтобы Ваше раскаяние было осознанным и полным. Но ведь если Вы христианка, то Вы должны доверять Священному Писанию, где описаны заповеди, данные человечеству. Одна из этих них говорит:  «не убий».

За что борются феминистки? Отстаивают свободу, независимость? Но разве Вы зависимы? Вы говорите, что одно время Вы была зависимы от одного богатого человека, который манипулировал Вами. Речь идет о конкретном человеке, который причинил Вам боль. Зачем же Вы громите все человечество?

Если мне, например, в магазине чего-то не додадут, то разве я должен злиться сейчас на тебя? Один священник по этому поводу приводил такое сравнение. Он рассказывал, что однажды, когда он сел за стол покушать, ему не досталось рыбы. А рыбки ему тогда хотелось отведать. Священник спрашивал, имел ли он право, пойдя вечером на исповедь, сделать исповедующемуся у него выговор за то, что днем на столе не оказалось рыбы? И отвечал: конечно же, нет. Какое дело исповеднику до рыбы, которой днем не оказалось на столе? Он пришел на исповедь в надежде найти сочувствие и понимание. И священник должен проявить это сочувствие и понимание, несмотря на то, что ему чего-то не хватило.

 

Да, мужчина, о котором Вы говорите, оставил в Ваших воспоминаниях неприятный осадок. Но ведь он – не единственный мужчина на свете. Еще один священник как-то рассказывал о своем лечащем враче, к которому он относился с большим уважением. Доктор был молод, но несмотря на это, у него уже было несколько детей. Он был высококлассным специалистом и много зарабатывал. Жена его тоже могла неплохо зарабатывать, и вместе они могли копить деньги на что угодно. Но они решили, что жена будет смотреть за детьми, а он будет работать. Все заработанные деньги он приносил в семью, не оставляя себе практически ничего. Это удивительный человек, настоящий христианин, добрый и жертвенный. Разве это позор для женщины быть супругой такого мужчины?

В его семье не было и намека на какое-то там рабство или угнетение женщины, и его жена не чувствовала себя зависимой. У них было здоровое, разумное разделение обязанностей. Жена была хранительницей очага, а он был главой семьи.

Ведь это нормально, если муж является главой семьи. Кто-то говорил, что муж является главой дома, но в то же время – и главным носильщиком его тяжестей. И это вполне нормально, если жена находится дома и занимается детьми. У детей, получивших в детстве родительское тепло и воспитание, больше шансов вырасти благополучными людьми.

Да конечно, таких людей как этот доктор, немного. Возможно, ты и хочешь повстречать такого. Но, думается, Господь может и не послать тебе кого-то наподобие такого человека, по крайней мере, сейчас. Потому что знает, что если послать тебе его сейчас, то ты его искалечишь своими «концепциями».

Семья этого доктора –идеал христианской семьи, и в этом идеале никто не может увидеть что-либо плохое. Этот идеал показан еще в Библии. Господь сотворил Адама, а затем сотворил Еву как помощницу ему, и такое взаимоотношение полов как бы вшито в ткань мироздания. Если человек находится в гармонии с законами мироздания, то он живет счастливо. Так устроено природой, что мужчины более сильные, импульсивные и волевые, чем женщины. Но, конечно, эти качества даются мужчинам не для того, чтобы манипулировать женщинами и угнетать их.

Зачем Вам бороться с мирозданием, с природой, с тем устройством семьи, которое, как Вы видите, вовсе не является плохим?

Вы, как феминистка, боретесь за независимость женщин, но Вам следовало бы бороться не против мужчин, а против того духа нравственного разложения, который проник в общество. Мужчины, подобные доктору, встречаются редко, потому что общество отказывается от мировоззрения, способного воспитать таких мужчин. Общество становится постхристианским, оно отходит от христианских идеалов.

Куда Вы идете? Какова конечная цель Вашей борьбы? Вы ратуете за то, чтобы патриархат сменился матриархатом. Но бороться стоило бы за возврат общества к  христианским ценностям. Ведь именно Христианство освободило женщину от унизительного положения, в котором она находилась до  пришествия Христа в мир. Цель, которой задаетесь Вы - неосуществима. Даже если и предположить, что она когда–либо осуществится, то можно утверждать, что Вы до этого времени не доживете. Вы включились в погоню за призраками.

Христианство, придя в мир 2000 лет назад, преобразило его. Средоточие культурной жизни того времени – Римская империя перед пришествием Христа уже угасала. Митрополит Вениамин (Пушкарь) так описывал нравственное состояние людей того времени: «Не видя никакой отрады в настоящем, и потеряв всякую веру в будущее, люди задыхались от духовной пустоты и искали выход в безумных оргиях наслаждений или же в самоубийстве, которое сделалось, самым обычным явлением»[4].

Люди не видели смысла в своем существовании. Этот смысл привнесло Христианство. Сейчас, когда общество отходит от христианских идеалов, обесценивается само понятие семьи. Откуда люди узнают, что семья  – это хорошо? Из какой-нибудь международной конвенции? Конечно же, нет.

В семье можно увидеть ценность, только приняв близко к сердцу Священное Писание. Без опоры на Священное Писание, без веры в Бога, семья теряет свою ценность, а жизнь человеческая теряет смысл. Возможно, распад духовности и побудил Вас сделать восемь абортов. Если Вы не видели состава преступления в убийстве восьми людей, значит, Вы не видели никакого смысла в их существовании.

Если для Вас они – бездушная плоть, то, значит, возможно, бездушной плотью Вы видите и себя. И здесь находится второй центр, из которого исходят мысли о самоубийстве.

Чтобы избавиться от них и обрести смысл существования, Вам нужно восстановить разрушенную связь с Богом. Восстановить ее Вы можете лишь через покаяние. Прочитайте брошюру «”Как победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни» и пересмотрите свою жизнь  с того возраста, как себя помните. Все то, в чем совесть Вас обличает, принесите на исповедь.

Ваша душа, очистившись, избавится от психологических последствий греха, которые разрушают Вашу личность. Если Вы не испытываете чувство полного раскаяния, то можете покаяться на исповеди хотя бы без него. Говорят, «аппетит приходит во время еды». Может быть сама атмосфера исповеди и пробудит в Вас раскаяние. Священник Александр Ельчанинов пишет об этом следующее: «эта неспособность не является причиной к тому, чтобы откладывать исповедь. «Бог может коснуться нашего сердца и в течение самой исповеди: само исповедывание, наименование наших грехов может смягчить наше сердце, утончить духовное зрение, обострить покаянное чувство»[5].

Исповедь в своих грехах, даже и без полного раскаяния – дело немаловажное. Это подтверждает пример Раскольникова. Перед тем как открыться в своем преступлении, он уже подумывал о самоубийстве. После того как он заявил на себя в полицию, ему сделалось легче. Но раскаяние при этом еще не проснулось. Лишь после того, как он прожил некоторое время на каторге, в нем совершился внутренний переворот. Если можете, исповедуйтесь хотя бы словесно. Этим Вы покажете, что еще не перешли ту грань, перейдя за которую, человек навеки отделяет себя от своего Творца.

По этому поводу можно привести рассказ одного монаха о настоятеле некоего монастыря. Настоятель был духовным руководителем монаха и оберегал рассказчика от него самого. Ведь он был своего рода трудоголиком. Если загорался какой-то идеей, то начинал много работать. Наступало нервное истощение, и он заболевал. И настоятель назначил ему режим, который нужно было исполнять.

В новом режиме работе было отведено мало места, и монах переживал из-за этого. Хотя он любил настоятеля, но время от времени, он срывался и с гневом выговаривал ему всякие обидные слова. Монах рассказывал, что его больше всего выводило из себя осознание того, что настоятель все равно победит, и победит не своей властью, а своей любовью.

Даже если монах подходил к настоятелю и с гневом что-то начинал говорить, настоятель всегда спокойно отвечал на заданный ему вопрос. И так же спокойно отвечал отказом, если монах требовал от него изменить назначенный режим. Духовное чадо его временами за это ненавидело. Но время шло и монах оттаивал. Он не мог спокойно наблюдать как его духовный отец страдает, переживая конфликт. Монах рассказывал, что ему хотелось сказать настоятелю прямо в лицо: «Не надо меня жалеть, мне не нужна твоя жалость». Но он видел, как его духовный отец плачет и тогда он сам готов был разрыдаться. Монах рассказывал, что хотя в их отношениях были острые моменты, однако, он никогда не решался перейти грань и сказать: «Все, мы друг для друга отныне чужие люди». Он знал, что если  перейдет эту грань, то совершит духовное самоубийство. Каждый день, беря благословение у настоятеля, он говорил: «простите». Некоторое время монах просил прощение формально, потому что не раскаивался в своем раздражении и считал себя правым. Но в то же время он понимал, что если не попросит прощения - не сможет причащаться. Со временем Господь помог этому монаху и он понял в чем был неправ. В итоге произошло искреннее примирение с настоятелем. Но для того, чтобы оно состоялось, монах не должен был переходить ту грань, о которой было сказано выше.

Через эту грань можете перейти и Вы, отказавшись принести покаяние. Скажите и Вы хотя бы как этот монах, хотя бы одним языком только слово «прости».

 

На первый взгляд, за свободу монахов тоже можно бороться. Человек, поверхностно знакомый с монастырским укладом, в монастыре видит две прослойки. Первая – это монахи, которые занимаются физическим трудом, вторая – это священноначалие. Кажется, что вторые угнетают первых, но на самом деле все обстоит совсем не так. На самом деле вторые являются слугами первых. Главное дело монаха - это молитва, а человеку, который обременен множеством забот, молиться чрезвычайно тяжело. Вы и сами, наверное, замечали, что как только становишься на молитву, сразу в голове возникает мысль, что куда-то надо идти, что-то нужно купить или что-то переставить на другое место. В монастыре священноначалие освобождает простых монахов от необходимости думать о заготовке дров, о том, как обеспечить монастырь продуктами питания. Вся ответственность и все проблемы ложатся на плечи священноначалия. Монахи же выполняют послушания. Казалось бы, они лишены свободы: им говорят идти направо, и они идут, им говорят что-то делать, и они делают то, что им говорят. Но на самом деле послушание рассчитано на то, чтобы дать человеку внутреннюю свободу, раскрыть весь его внутренний потенциал. Человек, не тратя колоссальных усилий на мысли о хлебе насущном, всю свою мысленную энергию сосредотачивает на самом главном  – на молитвенном предстоянии Богу. И мы видим как в монастырях духовно возрастали старцы, которые своей молитвой совершали чудеса.

Возвращаясь к началу нашего разговора, могу сказать, что приблизительно такое устройство можно наблюдать в хороших, гармоничных семьях. Муж берет на свои плечи заботу обо всем.

[1]«Христианское просвещение как условие преодоления негативного комплекса осужденного». Доклад иерея Алексея Елисеева: ответственного тюремного служения по Северному церковному округу Екатеринбургской епархии 26  января   на   секции   «Тюремного  служения»   в   рамках    IXX  Международных  Рождественских  образовательных   чтений. URL: anastasia-uz.ru/…/a-eliseev.khristianskoe_prosveshhenie_kak_uslovie…

[2]См. письмо 12 из книги святителя Николая Сербского «Миссионерские письма».

[3]См. беседу 9 «О борьбе с помыслами» среди бесед схиархимандрита Авраама (Рейдмана) «Благая часть. Беседы с монашествующими». URL: lib.pravmir.ru/library/readbook/154.

[4]Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет. СПб, 2006. С. 322-324.

[5]Путь покаяния: Беседы перед исповедию. М.: Даниловский благовестник, 2005. С. 525. URL: http://www.pravmir.ru/beseda-pered-ispovedyu.