-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 24.03.2015. |
Нужно научиться отделять личное от дела. Набираться житейской мудрости. Когда-то закрыть глаза, когда-то сказать. Если конфликт возник, значит нужно каяться, что не хватило мудрости.
Ты говоришь, что хочешь уходить с работы. Тебя посылают на проверки, ты ругаешься с людьми, теряешь мир и душевный покой. Тебя посылают еще в одно место, но ехать туда ты не хочешь. Советую не отказываться от воли Божией. Про себя лучше вообще забыть, а искать лишь исполнения воли Бога. Тебя ведь не казнить людей посылают. В России было какое-то время, когда смертные приговоры не исполнялись, потому что во всей огромной империи не могли найти человека, который бы согласился их приводить в исполнение. Тебя не заставляют это делать. Просто тебе нужно научиться отделять личное от дела. Довольно часто мы смешиваем свое уязвленное самолюбие с делом и уже от этого начинаем смущаться. Например, если тебе нужно попросить человека открыть окно, то говори просто: “Открой окно”. Не надо говорить ему: “Ну, почему ты никогда ничего не делаешь? Почему мне всегда нужно напоминать тебе, что нужно открыть окно?” В этом уже есть страсть , гнев и раздражение. А если в отчетах стоит неправильная цифра, то не стоит возмущаться: “Почему Вы все время вписываете какие-то непонятные цифры?” Почему, почему, почему?..
Спросите спокойно: “Откуда взялась эта цифра?” На исповедь приходят люди, которым иногда приходится говорить, что я не могу допустить их до причастия. И это не потому, что я такой злой, а потому что таковы правила. До тех пор, пока они ведут определенный образ жизни, они не смогут причащаться. Даже если эти люди расцелуют мне ботинки, я не могу их допустить. Кто-то может прийти на исповедь, накричать на меня или плюнуть мне в лицо, а я должен буду разрешить ему причаститься. Ведь этот человек не совершил какого-то тяжкого греха, который бы служил препятствием к причащению. Он сделал что-то против меня лично, и ради этого я не имею права запрета на святое причастие.
Вы утверждаете, что это лукавство, если снисходя к кому-то, закрывать глаза на его ошибки. Вам стоит почитать книгу преподобного Аввы Дорофея “Душеполезные поучения”. Преподобный был когда-то начальником в больнице. И когда у него возникали какие-нибудь недоумения, он спрашивал совета у своих мудрых наставников. Например, один из его вопросов можно сформулировать примерно так: Закрывать ли глаза на проступки брата? И его наставник отвечал, что если проступок брата небольшой и совершен по немощи человеческой, тогда нужно закрыть глаза и сделать вид, что не заметил. Если же проступок большой и совершен по нерадению брата, тогда не стоит закрывать глаза и должно ему сказать об этом. Поэтому и Вам нужно набираться этой житейской мудрости. Когда-то закрыть глаза, когда-то сказать. В книге Аввы Дорофея есть замечательная мысль о том, как нужно умиротворяться. Например, один из его советов будет очень Вам полезен. Он описывал ситуацию, где два человека не могли успокоиться. Один твердил, что брат говорит властно с ним, и поэтому он не расположен ему довериться. Другой же утверждал, что тот брат нерадив, и только поэтому приходится покрикивать на него. А чтобы успокоиться, каждому нужно было возложить вину на самого себя, укорить себя. Первому следовало сказать, что он ленив и своей леностью провоцирует брата говорить с ним властно. А другому следовало сказать себе примерно так: так как говорю с братом властно, то и брат не располагается проявить доверие (см. поучение четвертое). Читая “Душеполезные поучения” Вы узнаете, что значит укорять себя.
Если с подчиненным возникают трения, укорять за это нужно себя. К нам в обитель приезжал архимандрит из Польши. Он сказал замечательные слова о том, что у них в монастыре не очень много монахов и в этом он видит свою вину как архимандрита. Не сумел привлечь, не сумел объяснить. Но он не сказал при этом, что в Польше католичество ведет борьбу с православием, что желающих идти в монашество мало. Он укорил себя. Так же поступайте и Вы. Если конфликт возник, значит нужно каяться: “Господи, прости, что не нашла нужных слов. Господи, прости, что расстроила ближнего своего”. Каяться, что не хватило мудрости. Вы говорите о снисхождении. И здесь уже нужно выбирать их двух зол меньшее. И по поводу снисхождения, и по поводу работы хотелось бы посоветовать прочитать книгу “Отец Арсений”.
Отец Арсений был уже добрым пастырем, когда попал в лагерь смерти. Туда посылали людей не в заключение, а посылали умирать. Вся система работала на то, чтобы за короткий срок уничтожить человека. Вот уже 17 лет он пробыл в этом месте и вынес оттуда не ожесточение, не отчаяние, не озлобление на весь мир. Он вынес оттуда любовь. Находясь в этом аду, среди этого ужаса, он понял, что только Христова любовь и вера во Христа поможет человеку преодолеть этот кошмар. И заключенные видели в нем эту любовь и менялись. Рецидивисты, надзиратели, видя жизнь отца Арсения, изменились. Так и Вы старайтесь все это побеждать любовью. Посмотрите, как это делал отец Арсений, и конфликты с ближними старайтесь преодолевать так, как преодолевал он. В книге есть замечательный случай на тему о снисхождении. Кто-то из заключенных ограбил барак с конфискованными вещами. И один из них, зная, что отец Арсений – священник, принес ему из тех вещей Евангелие с вложенным в него антиминсом. Лагерное начальство после ограбления особо лютовало и устроило обыск. Если бы это Евангелие нашли у отца Арсения, то его забили бы тут же на месте. Заключенных обыскивали с особой тщательностью. И тут один из надзирателей, быстро подойдя к отцу Арсению, достает у него из кармана Евангелие и кладет себе в карман, прошептав на ухо: “ Ну, что Вы, батюшка! О двух головах что ли? Надо тайничок какой-то Вам организовать”. Видимо, он догадался о том, что эта вещь из тех самых, которые разыскивают. После проверки он вернул Евангелие. Хотя надзиратель не должен был так поступать, но он проявил снисхождение. И у этого есть своя предыстория. Ранее отец Арсений проявил любовь к этому надзирателю. Он нашел на дороге потерянный этим человеком партбилет и вернул его. Потеря партбилета в то время была страшным проступком, и надзиратель мог спокойно убить отца Арсения, чтобы никто ничего не узнал.
Поэтому молитесь, чтобы Господь открыл Вам свою волю. Спрашивайте духовного отца и во всем с ним советуйтесь. У Вас может появиться какое-то вразумление, какое-то рассуждение и Вы будете знать, как поступить в том или ином случае. Если Вы преодолеете свое смущение по поводу снисхождения и конфликта с ближними, то, может быть, Вам и не придется уходить с работы. Относитесь к снисхождению, как к выбору меньшего из двух зол. Удержит Вас от ухода и грамотная беседа с начальством.
Возможно, Вы смущаетесь от того, что Вас нагружают. Когда Вы приходите к начальству, то начинаете волноваться и говорить, что ничего не успеваете, что перегружены работой. Начальство, возможно, воспринимает это как протест, как ваше личное нежелание и начинает Вас атаковать. Составьте список, с которым Вам идти к начальству. Поставьте начальство перед фактом. Например, такого числа мне было поручено то-то и то-то. Следующего числа мне было поручено то-то и то-то. Но чтобы выполнить эти поручения, мне необходим водитель на такое-то число, оргтехника в такое-то помещение, 800 рублей на почтовые расходы. Может быть, начальству и в голову не приходит, что его поручения так обременительны. Ставьте его перед фактом, что, например, для того, чтобы успеть все порученное сделать, Вам необходим помощник, который должен будет Вам помогать 2 раза в неделю по 3 часа в день. Возможно, он будет выполнять чисто механическую работу. Он будет, например, хотя бы вскрывать пачки с бумагой за Вас, чтобы Вам не тратить на это время. И пусть ваше начальство думает.
Здесь также старайтесь разграничивать «личное» и «деловое». Если начнете волноваться и кричать, что Вы ничего не успеваете, что Вам тяжело, то начнется «личное». А «деловое» будет, если Вы просто будете ставить начальство перед фактом. И оно уже будет делать выводы и решать, как Вас разгрузить, чтобы его поручения все-таки выполнялись.
P.S.
У человека часто не получается что-то делать из-за того, что он потерял себя. Все валится из рук, когда мира нет в душе. И наоборот: много успевается, когда на душе мир.