Осуждение. Образованной начальнице, осуждающей некомпетентность своих подчиненных
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  30.03.2015.



Если люди болезненно воспринимают замечания, то нужно научиться говорить так, чтобы не смущать их. Проявлять заботу о своих подчиненных. Терпеливо работать с каждым. Проповедь через личный пример действует иногда лучше всяких слов.

     Ты говоришь, что получила очень хорошее образование в своей профессиональной сфере. Тебя поставили на руководящую должность. Ты видишь, что подчиненные по твоему мнению делают что-то неправильное, вмешиваешься в их действия, отменяешь прежние принципы работы, но не указываешь, как работать им по-новому, не даешь им и верного решения, не говоришь, как нужно правильно выполнять те или иные задачи. Ты говоришь, что тебе так проще поступить. Но при этом сомневаешься, по-христиански ли ты поступаешь. Отвечая на твой вопрос, должен сказать тебе, что в некоторых случаях нужно уметь подождать.

     В Священном Писании сказано, что гнев мужа правды Божией не соделывает. В некоторых случаях, когда ты чем-то возмущена, нужно подождать и говорить только после того, как ты успокоишься. Также нужно подождать, чтобы успокоился тот человек, которому ты хочешь что-то сказать. Если он смущен, расстроен, если он молчит, то лучше ему в этот момент ничего не говорить. Нужно дождаться того момента, когда он будет улыбаться, находясь в хорошем настроении. И здесь нет лицемерия. Почему? Преподобный Силуан Афонский рассказывал, что когда они трудились в поле (он тогда еще не был монахом), в постный день он сварил скоромную кашу. По прошествии долгого времени его отец сказал ему, что ему очень тяжело было есть скоромную кашу в постный день. Преподобный Силуан очень удивился и спросил отца, почему же тот не сказал ему об этом раньше. На это отец ответил, что не хотел смутить своего сына. Ты знаешь как преподобный Силуан отреагировал на такое поведение отца? Преподобный Силуан говорит, что он хотел иметь такого старца, каким был его отец. Он был неграмотный, труженик. Он даже молитву “Отче наш” читал с ошибкой. Но тем не менее, преподобный Силуан, рассказывая о своем отце, говорил, что он не достиг меры своего отца.

     Если люди болезненно воспринимают твои замечания, то тебе нужно научиться говорить так, чтобы не смущать их. В жизнеописании старцев, которые жили в XIXXX вв,  можно найти много ценного материала, который поможет нам в общении с нашими близкими. Кто-то из них в таких случаях сообщал нужное подчиненному через другого человека. Один послушник рассказывал про архимандрита, под начальством которого ему довелось некоторое время работать. Однажды архимандрит зашел в комнату, где трудился этот послушник и еще несколько человек. Надо сказать, что послушник  занимался  работой, о которой он ничего не сказал начальству. Он думал, что успеет быстро закончить ее и об этом никто не узнает. Архимандрит подошел к его рабочему столу и спросил чем тот занимается. Послушнику некуда было деваться, и он рассказал правду. Архимандрит на это ничего не сказал, а сел за соседний стол и стал разговаривать с одним человеком, который находился в этой комнате. Через какое-то время архимандрит, обращаясь то ли к этому человеку, то ли к стене, которая была перед ним, начал громко выражать свое негодование по поводу того, что никто в монастыре не спрашивает у начальства - можно ли им заниматься тем, чем они занимаются или нет,  все живут по своей воле Долго он так высказывал свое негодование. Со стороны было похоже, что он ругает стену. Но вот он закончил ругать стену и, развернувшись, очень ласково стал говорить с послушником. Очень доброжелательно попрощавшись с ним, архимандрит пошел по своим делам. Этот послушник, по прошествии многих лет, с благоговением вспоминает о том, как отец архимандрит вразумил его. Он не обиделся, а остался очень благодарен за то, что отец архимандрит проявил такую любовь к нему. Он понял, что отец архимандрит хотел не унизить его, а вразумить.

     Если кто-то из твоих подчиненных не воспринимает то, что ты говоришь ему наедине, можно собирать общие собрания, на которых будут оглашаться принятые решения. Вообще, общие собрания собирать хорошо, они полезны. Например, мы видим, что в церкви постоянно проводятся соборы. Чем хорошо общее собрание? Во-первых, это расширяет кругозор начальника. Конечно, он может принимать решения единолично, но он может не всегда быть знаком с массой нюансов, которые присутствуют во всяком деле. К тому же, если он примет решение единолично, с его решением могут не согласиться. В то время, как на общем собрании может высказаться каждый. Конечно, если сотрудники будут видеть в своем начальнике не диктатора, деспота, а человека, который действительно хочет сделать дело наилучшим образом, то все будут высказываться без страха. У собравшихся появляется реальная возможность принять правильное решение.

     Ты говоришь, что тебе удобней  действовать единолично, наперекор всем. Твое желание понятно. Но нужно тебя предостеречь. Говорят, что изучение истории помогает нам учиться на ошибках других. Могу назвать тебе книгу, которая предостерегает нас от рисков, связанных с единолично принятыми решениями. Она называется “История Вселенских Соборов” А.В. Карташева. Он пишет о том, по какому поводу собирались Вселенские соборы, как они проходили. Что такое Вселенские соборы? Это те соборы, решения которых были приняты всей Церковью. Помимо истории семи Вселенских соборов, он рассматривает другие многочисленные соборы, которые не были названы Вселенскими и прослеживает их историю. Карташев писал, что если решение навязывалось Императором или какой-либо группой лиц, то оно не принималось народом. Империя раскалывалась, а разделение общества не исцелялось. Чтобы устранить разделение общества (а ради этого и созывались Соборы), решение должно было быть принято всеми, причем добровольно, а не насильно.

     Прекрасно понимаю, что тебе как руководителю трудно так поступать. Когда ты собираешь совещание, то иногда видишь, как какое-либо дело, вопрос рассыпается как мозаика. Казалось бы, вот, через пять минут решение будет принято, и можно будет двигаться дальше. Встает один человек и говорит, что нужно уточнить по этому делу такие-то подробности, другой говорит, что надо делать запрос в такую-то инстанцию и прочее, и прочее, и прочее. Решение этого вопроса уходит в необозримое будущее, обрастает многочисленными трудностями.   Понятно, что хочется разрубить этот узел одним ударом. Но тебе нужно ознакомиться с системами самоорганизации. Тебе нужно научиться вести списки, ознакомиться с некоторыми принципами организации труда. Ты можешь назначить ответственного за проведение какого-либо решения. Если ты поручаешь ему на следующем собрании доложить о результатах исследования, то в свой блокнот под названием “Ожидания” на странице, отведенной для Ивана Петровича ты пишешь: “Доклад по поводу исследования вопроса”.  В папке документации того проекта, которым вы занимаетесь, ты пишешь о том, что исследовать данный вопрос должен Иван Петрович. Например, к февралю 2012 года он должен предоставить тебе доклад. Таким образом, ты не дашь делу рассыпаться подобно мозаике. Подчиненные начнут тебя уважать. Начнут приниматься более разумные решения, и подчиненные будут принимать их с большим энтузиазмом, чувствуя, что их мнение учитывается руководством. Что нужно сделать в первую очередь для того, чтобы тебе как руководителю стать с твоими подчиненными одним согласованным целым? Если ты будешь их постоянно осуждать, то любить тебя от этого они больше не станут.

     Преподобный Силуан Афонский рассказывал, что когда его назначили в монастыре экономом, то он молился Богу о том, чтобы Господь управил его в новом послушании. Ему было откровение, чтобы он хранил данную ему благодать. Силуан Афонский любил своих подчиненных и жалел. Их у него было около двухсот, и они работали гораздо охотней когда он начальствовал над ними, потому что он любил их, а они платили ему взаимностью. Именно любовь тебе поможет найти правильные слова в общении со своими подчиненными. Ты видишь, что они некомпетентны. Какое реальное решение можно предложить для того, чтобы выйти из этой ситуации?

     Поделюсь с тобой следующим примером: в истории Церкви период, который называется “Брест-Литовская уния”. В тот исторический период в состав Речи Посполитой  (федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского) входили значительные части сегодняшних Украины и Белоруссии. В те времена начались гонения на православных. Дворяне, в основной своей массе, стали отходить от православия, стали принимать протестантизм. Католики забили тревогу и вызвали в Польское Королевство свои лучшие силы. После этого католичество получило в Королевстве перевес. Дворяне стали переходить в католицизм. Отмечалось, что уровень образования православных священников был низок. К православному духовенству того времени было много претензий, на которых мы сейчас не будем останавливаться. Обратим внимание на то гениальное решение, которое было найдено в данных условиях мирянами. Миряне поняли, что если они все свое внимание сосредоточат на осуждение священства, то они этим ничего не добьются. Они выбрали другой путь: стали объединяться в братства и скупать земли. На этих землях стали строить храмы, школы,  выписывать хороших учителей. Их усилия привели к тому, что было воспитано целое поколение высокообразованных священников. Эти священники могли вступать в публичные диспуты с католическими богословами, и побеждать в них.  Возьми и ты для себя пример отсюда. Начни проявлять заботу о своих подчиненных. Если ты недовольна уровнем их квалификации, - начинай повышать его. Терпеливо работай с каждым.

     Об одном игумене рассказывали, что он был очень высокообразованным человеком. Его перевели в обитель, где было много молодых насельников. Поначалу игумену было тяжело, потому, что ему не на кого было опереться. Но он не отчаялся, а стал терпеливо работать с каждым. Он заказывал нужные книги. И хотя он был чрезвычайно загружен многочисленными поручениями, он всегда старался находить время даже для долгих разговоров с молодыми насельниками. Этот игумен старался вникнуть в каждый их вопрос и дать на него соответствующий ответ. Многие  недоумевали, зачем он этим занимается, зачем он спускается с некоторыми людьми в библиотеку, ищет книгу, а не найдя ее - заказывает. Ответ в том, что по-другому действовать было нельзя. Если один раз оставить человека без ответа, то почему бы не сделать это и во второй раз? 

     В богословии много сложных для понимания нюансов, в которых молодому иноку бывает тяжело разобраться самому, и кто-то должен их объяснить. И вот, представь, что у человека скопилось несколько трудных для понимания вопросов, а они, как известно, имеют свойство запутываться. Если ими не заниматься, они могут сплестись в такой клубок, который уже не разрубишь. Это хорошо знают автомобилисты. Бывает, что две машины на перекрестке, пытаясь объехать друг друга, встают по отношению друг к другу так неудачно, что ни одна, ни вторая не могут выехать. Так образуется пробка. Если бы этот игумен оставлял вопросы насельников без ответа, то те, кого он вел, просто перестали бы заниматься самообразованием. Но игумен несколько лет терпеливо помогал им с самообразованием, и со временем получил многих помощников, которым можно было поручать ответственные задания. Помимо терпеливого и внимательного отношения к вопросам своих воспитанников, он дал им пример серьезного отношения к знаниям, пример того, что к каждому вопросу нужно подходить вдумчиво и внимательно.

     Вообще, проповедь через личный пример действует иногда лучше всяких слов. Об отце Иоанне Кронштадтском, например, рассказывали, что он пытался исправлять какие-либо церковные недостатки не обличениями, а тем, что сам старался в этих вопросах быть на высоте пастырского служения. Одно только обличение  недостатков – тупиковый путь. Можно постоянно обличать недостатки людей или сетовать на ситуацию, когда не хватает средств на проведение всех необходимых мероприятий. Мы не можем объективно судить, в хорошие ли время мы живем, или в трудное, потому, что мы не в состоянии точно знать, как жили люди до нас и какие они испытывали трудности и лишения. Мы не живем во времена Ленинградской блокады, во время Великой Отечественной войны, а ведь, говорят, люди и тогда, несмотря на такие страшные лишения, радовались жизни. Не нужно думать, что все вокруг будто бы плохо. Подобно Иоанну Кронштадтскому, нужно в первую очередь самому исполнять по совести то дело, которое ты можешь делать. У богослова Владимира Лосского есть замечательные слова: “Отказываясь признать происхождение зла единственно в своей свободной воле, люди отказываются от возможности  освободиться от зла, подчиняют свою свободу внешней необходимости. Воля ожесточается и закрывается перед Богом” (“Очерк мистического богословия восточной церкви”. Гл. 6 “Образ и подобие”). Если ты будешь только осуждать время и обстоятельства, ты никогда не сможешь освободиться от зла. А если ты будешь осуждать только себя, то ты имеешь реальную возможность хоть что-то сделать в тех условиях, в которые поставлена.

     По этому поводу можно привести еще один пример из недавней истории нашей страны. Во времена гонений на Церковь в советские годы священниками становились молодые люди. Они знали, что принимая сан священника, они идут на страдания. Им практически сразу же давали высокий сан архимандрита и говорили, что этот сан дается как бы авансом. Такой молодой священник мог послужить два года, а потом попадал в заключение на десятки лет. Он знал, на что идет. Но говорят, что благодаря именно таким людям, которые, послужив два года, потом на десятки лет попадали в заключение и был донесен до нас опыт дореволюционной церкви. Сегодня кто-то жертвовал собой, через два года этот священник попадал в места лишения свободы, еще через два года появлялся кто-то еще, и так цепочка дотянулась до наших дней. Делай и ты, что можешь. Ты имеешь великое сокровище - веру в Бога. Ему оставь все неизвестное, Ему вручи свою судьбу, своих подчиненных. Живи по совести и по Его святым заповедям, и Он тебя никогда не оставит.