-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 15.08.2014. |
Вы писали о том, что вокруг много колдунов, о том, что в мире много зла и предательства.
Смысл Вашего высказывания понятен. Но спросите себя: когда не было зла и предательства?
Святитель Григорий Богослов, святой четвертого века, сравнивал положение Церкви «с тем, как бывает ночной бой на море: мрак, темнота, свищет ветер, вопли побежденных и побеждающих, хруст костей и дерева, — и никто не знает, кто рядом с ним»[1]. Да, было в истории Церкви и такое. И после святителя Григория такие бедствия повторялись не раз. И, тем не менее, Церковь до сих пор жива.
«Вокруг совершается предательство Христа», - пишите Вы. Да, весь мир постепенно отходит от Христа.
Но, что это меняет в нашей жизни? У нас свой путь в этом мире. Христос оставил нам завет: любить своих врагов, благословлять тех, кто проклинает нас и молиться за тех, кто творит нам напасти. В этом мире мрака и боли мы должны светить добром и любовью.
«Не бойся малое стадо», - читаем мы в Евангелии слова Христа. Если мы со Христом, то мы не должны бояться ничего, кроме греха. На умножение зла нам следует смотреть с правильной точки зрения.
Мир погружается в бездну зла. Ужасы последних времен, как писал преподобный Иустин Попович, являются добровольным выбором людей. И бедствия, и пришестие антихриста не будут для человечества внешне-навязанными событиями. «Во всем этом Бог не творит никакого насилия над их свободой и не навязывает им греха, зла, смерти, диавола; Он лишь вручает их похотям сердец их»[2]. Бог предоставит людям возможность ходить теми путями, какие люди изберут. И когда станет очевидным, что большинство людей добровольно пойдут за злом, то тогда и произойдет пришествие антихриста.
«Большинство людей» складывается из отдельных личностей. Войдешь ли ты в это большинство и ускоришь ли тем самым конец истории? – решать тебе. Если твое сердце полно ненависти, то с большинством ты или нет? – ответь себе сама.
Для кого-то ужасы последних времен станут последней возможностью прийти в себя. Страдания отрезвляют. Через страдания Господь непостижимым образом ведет людей ко спасению.
Эта мысль является основной мыслью книги «Царев завет». Книга, написанная святителем Николаем Сербским, рассказывает о трагедии сербского народа. В результате поражения на Косовом поле Сербия вошла в полосу тяжелых испытаний. Сербия попала под владычество турок со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Король Сербии, Лазарь, проиграв сражение, терзается и недоумевает: за что? Где он допустил ошибку? Почему Господь попустил такую страшную катастрофу? Почему попущены уничтожение церквей и власть неверных? Почему Господь допустил гибель храбрых воинов?
На свои терзания Лазарь получает исчерпывающий ответ. Господь через страдания повел Сербию к возрождению. Ангел, объясняя Лазарю смысл происшедшего, помимо прочего сказал: «Отравленный дух падшего Адама, дым земли (а что еще горше: дым адских духов), начал отравлять сердце твоего народа, гася в нем пламень Небесной любви, который от самого Крещения горел в нем на протяжении нескольких веков. Человеколюбивый Бог, «который хочет всем спастись», не мог дальше видеть, как твой народ стремглав мчится в конечную пропасть, в жерло вечной смерти. Требовалось найти способ, чтобы этому злу помешать. Но ничто не помогало: ни примеры сербских святителей, ни слова проповедников, ни даже твое предупреждение и увещевание. А потому должно было, в конце концов, произойти такое потрясение, такой страх, ужас войны, гибель великих и знатных воевод и твоя привременная смерть, о благороднейший из всех. А за этим пройдут еще долгие годы рабства, рыданий и молчаливого терпения.
Горечь за горечью. Шаг за шагом. Чтобы этим оторвалось сердце твоего народа от земли и прилепилось к Небесам. Чтобы разочаровался он в ничтожных земных пристрастиях и пленился бесконечной Небесной любовью. Чтобы очистилось сердце от дыма адского и наполнилось светом без тьмы. Словом, чтобы народ твой снова воспламенился любовью к Творцу и теплом этого огня согрелся: любовью и к душам на земле, и к духам на Небе, как сотворенным Возлюбившим их. А благодаря этой любви опять пришел к радости, свету, молодости, стал сильным и благочестивым»[3].
Образ король Лазаря, скорбящего о гибели своих воинов, - это образ каждого из нас. Ответ, полученный им – это ответ и на твою жизнь. Вместе с тем, - и указание на исторический путь России. Неглупый человек сделает выводы самостоятельно.
Если мы будем проклинать тех, кто живет неправильно, то мы только умножим зло. Выбирая зло, мы ускоряем приближения конца.
Христианин должен избрать другую тактику. Наше время указывает на необходимость положительных действий и активного добра.
[1] См. «Воспоминания. Русская эмиграция» митрополита Питирима (Нечаева).
[2] Иустин (Попович), прп. Собр. творений / Пер. с серб. С. Фонова / Под общей редакцией проф., д.ц.и. А.И. Сидорова. Изд. Паломник; М. 2007. Т.4.
С. 395.
[3] Николай Сербский (Велимирович), свт. Царев завет. Перевод с сербского монахини Пелагии (Шеремет). СПб.: Искусство России, 2010. С.64-66.