-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 09.04.2015. |
Мы часто совершаем ошибку в общении с людьми, когда они делают что-то, что не нравится нам. Мы хотим изменить положение вещей криком и насилием. Любовь в своем сердце можно найти и на дне ада. Окружающие люди не виноваты. Они лишь показывают то, что находится в сердце. Как только сердце изменится. Изменится и характер искушений. Нужно стремиться обрести красоту духовную.
Ты говоришь, что твоя мама тяжело больна. Она совершает поступки, которые могут шокировать. Ты говоришь, что тебе не хватает терпения, и пока твоя мама живет у сестры. А сестра считает, что мама мешает ее личной жизни, и что она не сможет устроиться, пока мама живет у нее дома.
Ты же боишься взять ее домой к себе, так как считаешь, что не справишься с раздражением. Ты спрашиваешь, можно ли отдать маму в дом престарелых и забирать ее на выходные домой. Ответ прост: это не по-христиански. Если ты отдашь ее туда, то потом будешь мучиться. Те, кто не ценил родителей при жизни, потом горько раскаивались. Раскаиваться будешь и ты.
Ведь если вы, родные дочери, христианки, любящие свою маму, раздражаетесь на ее поступки, представь, что будет происходить, если ваша мама окажется среди чужих людей. А если ты боишься раздражительности, то на это тебе можно сказать, что раздражительность – раздражительностью, а мама – мамой. Молиться нужно. Схиигумен Савва советовал при появлении чувства неприязни говорить: «Господи крестом Твоим удали от меня страсть неприязни. Помоги мне полюбить своего обидчика. Спаси меня Твоими святыми молитвами». И целовать свой крестик.
Когда мы целуем свой крестик, в наше сердце проникает свет благодати, который Господь оставил на кресте. Также можешь, если сильно раздражена, сделать три поклона со словами: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», разумея под словом «нас» себя и маму.
«Если мы будем за них [родственников или близких, которые страдают одержимостью] молиться, будем целовать за них крестик со словами: “Господи, и меня спаси, и спаси мою дочь, мужа, брата моего (имя рек)!”, то наше сердце, которое сделается светлым от лучей благодатного света, исходящих от Креста, подаст их сердцу весть», – говорил схиигумен Савва. Вообще хорошо каждый день читать Псалтирь. Если не можешь читать одну кафизму в день, читай одну кафизму в течение трех дней.
Мы часто совершаем ошибку в общении с людьми, когда они делают что-то, что не нравится нам. Мы хотим изменить положение вещей криком и насилием. А люди начинают назло делать еще хуже.
Из жизнеописания схиархимандрита Виталия известен такой случай. Однажды он подошел к женщине, связанной из-за ее буйства. Отец Виталий посмотрел на нее как на родную мать, и она успокоилась, видя к себе такое отношение.
Вот как этот случай описала инокиня Евфимия: Пробыв в Глинской пустыни «около недели, мы уже собирались уезжать из пустыни, и вот пришлось мне увидеть следующее. Там какое-то время как странница жила одна женщина. Но она была буйная и не только сильно кричала, нарушая благочиние, но даже некоторых избивала кулаками. Отцы позаботились приготовить телегу, чтобы отправить ее куда-то в город, кажется, в больницу. Она вырвалась и хотела убежать, но ее с большим трудом уложили и привязали к телеге веревками: “Перемолилась, видно, своевольница…” Мне было жаль беднягу, которая, будучи привязана, смирилась и замолчала. Вдруг к телеге подходит брат Виталий. Мне показалось, что он подходил к этой женщине как к родной матери. Подошел, молча протянул руку и погладил по лицу эту измученную бесом бедную женщину. Она, по-видимому, сразу почувствовала это молчаливое сострадание, и лицо ее сразу изменилось. Мне хотелось плакать. Что было дальше – я не знаю, так как за мной пришли подруги и увели готовиться к отъезду» (О жизни схиархимандрита Виталия: воспоминания, письма, поучения. 2-е изд. М.: Новоспасский монастырь, 2008. С. 28).
Говорят, что до определенного момента в истории с психически больными людьми обращались сурово. Один врач заметил, что если с пациентами обращаться ласково, то они перестают быть буйными. Врачи поменяли тактику.
Если в твоем сердце будет искра теплого чувства к матери, то она непременно это почувствует. Возможно, тебе надо научиться прощать других и снисходить к чужим немощам. До тех пор пока сердце твое не изменится, эти искушения будут продолжаться.
Урок, заданный, но не пройденный, повторяется вновь. Ничего в этой жизни не бывает случайно. Не случайна и болезнь твоей мамы. Мы не можем сейчас сказать точно, по какой причине это произошло, но мы знаем, как реагировать по-христиански на сложившуюся ситуацию, и знаем, что Господь хочет от нас. Если забрать из нашей жизни все искушения, скорби, которые нам приходится терпеть, то жизнь наша станет пустой, и мы останемся ни с чем.
Тебе очень тяжело переносить мамины поступки. Часто она бывает совсем не в себе, не помнит, как ее зовут. Но ведь это повод тебе учиться любви. Советую тебе почитать книгу «Отец Арсений». Обрати внимание на ту мысль, что отец Арсений, попав в лагерь смерти, был уже опытным священником. Он прожил в лагере 17 лет. И это при том, что система лагеря была построена так, чтобы люди не выживали там больше года. Казалось бы, как просто было ожесточиться на всех, предать все проклятию и запереться от всего мира в своем сердце, исполненном ненавистью ко всему. Отец Арсений вынес обратное. Он вынес любовь. И эту любовь он нашел на самом дне ада. Однажды он ощутимо увидел душу каждого человека в лагере.
«Господи! Господи! Я жил среди этих людей и не замечал, и не видел их. Сколько прекрасного несут они в себе, сколько здесь настоящих подвижников веры, нашедших себя среди окружающего мрака духовного и невыносимых человеческих страданий, и не только нашедших себя для себя, но отдающих жизнь свою и любовь окружающим людям, помогающих всем словом своим и делом”.
Он стоял, всматриваясь в духовный мир людей, людей, с которыми он постоянно жил, общался, говорил или видел, и каким неожиданно многообразным и духовно прекрасным предстал он перед ним. Люди , казавшиеся в общей массе заключенных духовно опустошенными и обезличенными, несли в себе столько веры, столько неисчерпаемой любви к окружающим, совершали добро и безропотно несли свой жизненный крест, а он, о. Арсений , живя с ними рядом, он – иеромонах Арсений – видел только около себя и не заметил их, не увидел этого, не нашел общения с этими людьми.
“Господи! Где же был я? Прости и помилуй мя, что я только видел себя и обольщался собой, мало верил в людей”». (См. «Матерь Божия не остави их!» из книги «Отец Арсений»).
Через трудности можно прийти к любви. По этому поводу можно привести слова святителя Игнатия (Брянчанинова). Он, размышляя о послушании, пишет, что Египетские великие Отцы «решительно свидетельствуют, что тот, кто не научился прежде побеждать своей воли, никак не возможет погасить ни гнева, ни печали, ни духа любодеяния, не возможет стяжать ни истинного сердечного смирения, ни всегдашнего единения с братиями , ни даже пребыть долго в общежитии» (См. «Правила наружного поведения для новоначальных иноков», параграф 3 из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству»).
Знаешь ли, на что иногда похоже участие в монастырских послушаниях? Представь, человек приходит в монастырь. Он не привык к физической работе. И вдруг ему сходу назначают тяжелое послушание. Ему надо носить дрова, помогать на кухне, чистить картошку. Часто приходится много работать. Ему что-то приказывают, чего хотят от него. В душе начинает все кипеть. По какому праву? Да, кто они такие? Кто я им тут? Возможно, когда человек жил дома один в своей большой комфортной квартире, он считал, что живет добродетельной жизнью, считал себя порядочным человеком. Но тут, попав в экстремальную ситуацию, он вдруг видит, как обнажается его сердце. С ужасом он наблюдает, как в его сердце ползает огромное уродливое чудовище, готовое растерзать и пожрать всех окружающих. Если человек отнесется мудро к этой ситуации, то поймет, что ему нужно начать молиться, начать бороться со своими страстями, которых он раньше просто не замечал. Не люди, окружающие его, виноваты. Они лишь показывают то, что находится в его сердце.
Так и твоя мама показывает то, что находится у тебя в сердце. Она дает тебе возможность очистить свое сердце и обрести любовь. Приобретать любовь в спокойной обстановке, как ты поняла из слов святителя Игнатия Брянчанинова, очень тяжело. Господь, возможно, ждет изменения твоего сердца. Как только твое сердце изменится, изменится и характер твоих искушений.
Ты говоришь, что боишься принять свою маму дома. Что сказать на это? Изменить такое положение вещей можно только верой. Только вера дает возможность не сойти с ума. Вера и христианская любовь дали силы и отцу Арсению в лагере смерти.
В Священном Писании есть такой эпизод. Авраам получил от Бога повеление принести в жертву своего единственного сына. Если ты помнишь, Авраам до глубокой старости не имел детей. Но он имел от Бога обетование, что Бог произведет от него бесчисленное потомство. И вот Господь дает ему единственного сына. Авраам надеется, что от сына и произведется то самое потомство. И вдруг Бог повелевает принести этого сына в жертву. По человеческим меркам Аврааму надлежало обнять своего сына со словами: «Не отдам!», но Авраам пошел. Он шел три дня к горе Мориа, на которой ему нужно было принести страшную жертву. Он не спрашивал Бога: «Почему? Зачем?» Мы не знаем, о чем он думал в те моменты. Единственное, что можно предположить, что это были очень тяжелые три дня. Когда он пришел на гору, положил сына на жертвенник и занес над ним нож, Бог сказал ему: «Авраам! Не делай никакого зла отроку твоему. Теперь я познал, что боишься ты Бога».
Удивительно не то, что Авраам верил в Бога, а то, что он поверил Богу. В этом был подвиг веры. Он знал, что Бог произведет от него многочисленное потомство, и знал, что Господь велел принести ему в жертву единственного сына. И он пошел. И он не думал о том, каким же образом произведется это потомство.
О том, какую силу человеку дает вера, святитель Игнатий размышлял в одном из своих писем так: «Через мрачную, глубокую пропасть скорби, внезапно открывшуюся пред нами, перенеситесь на крыльях веры! Не испытывайте волн недоверчивою стопою размышления человеческаго, идите смело по ним мужественными шагами веры – и обратятся под ногами Вашими мягкия, влажныя волны в твердыя мраморныя, или гранитныя плиты» (См. письмо «К отцу, постигнутому скорбными обстоятельствами. О борьбе с помыслами» в седьмом томе («Письма) творений святителя Игнатия (Брянчанинова)).
Для тебя твоя мама – это тоже подвиг веры. Ты имеешь заповедь Божию - чтить отца своего и матерь. С другой стороны ты видишь свою немощь и раздражительность. Ты не можешь представить, как вы будете жить вместе с мамой? Возможно, Господь ждет от тебя решения. Ждет от тебя, чтобы изменилось твое сердце, ждет, чтобы ты поверила Богу, чтобы, подобно Аврааму, пошла к горе Мориа. Может быть, ты боишься чем-то пожертвовать? Покоем? Комфортом? Мнением окружающих? Не будем гадать. Но. возможно, и тебе нужно занести свой нож над тем единственным, что ты любишь. Как только изменится твое сердце, то, возможно, изменятся и обстоятельства. Есть такие слова о том, что нужно, чтобы полностью, до конца смириться. Смысл этих слов для человека непостижим, если только он не познал их на деле.
Один эпизод из жизни преподобного Силуана может помочь понять смысл этих слов. «Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Силуан. Он долго молился с неудержимым плачем: “Помилуй меня”, – но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: “Ты не умолим!” И, когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа; огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая» (Старец Силуан. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1999. С. 5).
В этой же книге в другом месте об этом же событии: «Душевные силы молодого послушника стали падать, и мужество его изнемогало; страх гибели и отчаяния росли; ужас безнадежности все чаще и чаще овладевает всем его существом. < … > Он дошел до последнего отчаяния и, сидя у себя в келье, в предвечернее время, подумал: “Бога умолить невозможно”. С этой мыслью он почувствовал полную оставленность, и душа его погрузилась во мрак адского томления и тоски. В этом состоянии он пробыл около часа.» (Там же. С. 33) После этого послушник Симеон (Симеон – имя преподобного Силуана до принятия монашества) увидел Христа.
Возможно, человеческому Я нужно было умалиться до последнего предела. Возможно, и твое искушение будет длиться лишь до какого-то предела, пока сердце твое не смирится. На счет твоей сестры можно сказать, что не мама виновата в том, что она не может выйти замуж. Возможно, то, что ей приходится ухаживать за мамой не случайность. Помните слова святителя Игнатия Брянчанинова о трудовом послушании в монастыре и братолюбии? Если человек смог преодолеть свой ропот и раздражение и избавляется от страстей, он приобретает любовь. Возможно, твоей сестре нужно двигаться в этом направлении. Без труда человек не способен избавиться от своих страстей. Люди могут увидеть свои страсти только при соприкосновении с другими людьми. Если от этого соприкосновения сердцу нашему больно, виноваты не другие люди, а виноваты страсти, которые находятся в нашем сердце. Как только произойдет благое изменение сердца, то и характер искушений изменится. На эту тему есть хорошие слова пустынника Меркурия. Он писал схиархимандриту Виталию о том, как к нему в келью пришел бандит. Он всячески досаждал отцу Меркурию и хотел даже было остаться зимовать в келье отшельника, но ушел и так и не вернулся. Отец Меркурий размышлял над этим событием. Он все время думал, почему же так произошло. Он был твердо уверен, что ни один волос не падает с головы человека без воли Божией. Это событие, по мыслям отца Меркурия, показало ему, как далеко он отстоит от Евангельских заповедей.
Если твоя сестра смущается и раздражается на маму, то она имеет постоянный повод видеть, насколько далеко она отстоит от Евангельских заповедей. И это не должно приводить к отчаянию, а наоборот, должно подвигать к христианскому совершенству. Если человек будет двигаться в этом направлении, приобретет милосердие, то ему будет хорошо не только в будущей, но уже и в этой жизни. Всегда люди тянутся к милостивому. Ему никогда не будет одиноко. В любом обществе он будет желанным. Милосердие и любовь творят чудеса. Они и врагов делают друзьями. Сам схиархимандрит Виталий рассказывал, что однажды один человек хотел его убить. Встретившись с этим человеком в магазине, отец Виталий купил и подарил ему мешок конфет. После этого случая тот человек стал другом схиархимандрита. Если бы твоя сестра имела милосердие, любовь, то никто бы и не обратил внимания, что у нее в доме живет больная мать. Если бы кто-то искренне полюбил бы ее, то, скорее всего, он бы и за мамой смог ухаживать и квартиру достать. Но если лицо сестры перекошено злобой и ненавистью, то кто захочет иметь с ней дело. Жизнь и так стала слишком сложна. Люди устали от раздражения, на них сыплются сплошные проблемы. Посмотрите на детей. Ведь они, – как тонко подметил старец Пофирий Кавсокаливит, – вьются около того человека, в котором чувствуют любовь. Если твоя сестра приобретет любовь, и глаза ее зажгутся светом искренней любви, то и вопрос с ее замужеством сразу решится. Но приобрести любовь она может только через маму. Этот вопрос является ключевым для жизни твоей сестры.
Великое дело – иметь родительское благословение.
Что происходит в том случае, если его нет, видно из истории, рассказанной старцем Паисием Святогорцем. «Величайшее сокровище для людей, живущих в миру, – родительское благословение. Подобно тому, как в жизни монашеской величайшее благословение то, которым благословил тебя твой старец. Поэтому и говорят: “Не упусти родительское благословение”. Помню, у одной матери было четверо детей. Никто из них не женился и не вышел замуж. Мать плакала: “Умру, – говорила, – от горя, никто из моих детей не женился. Помолись за них”. Она была вдовой, ее дети – сиротами. Мне стало за них больно. Молился я, молился, но безрезультатно. “Что-то здесь не то,” – подумал я. “На нас, – говорили ее дети, – навели порчу.” – “Да нет, – говорю, – это не от порчи, порчу видно… А может быть, ваша мать проклинала вас?” – “Верно, отче, – отвечают, – в детстве мы очень шалили, и она постоянно с утра до вечера твердила нам: “Да чтоб вам обрубками быть!” – “Идите, – говорю, – к матери и скажите ей истинную причину вашей неустроенности, чтоб она пришла в чувство. Скажите, чтобы она покаялась, поисповедовалась и с сегодняшнего дня, не переставая, благословляла вас.” И за полтора года все четверо создали семьи (Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 1.: С болью и любовью о современном человеке. М.: Издательский дом «Святая гора», 2003. С. 104-105)!»
Пусть ваша сестра обратит внимание на духовную красоту. В книге «Отец Арсений» есть очень интересное место о том, как одну женщину, которая была инвалидом, полюбил мужчина. Он долго ее уговаривал, и, наконец, она вышла за него замуж. Но все время переживала, что портит ему жизнь. Ее же муж считал, что она глубоко ошибается. Вот что он писал о ней: «Начиная с 1930 г., она была инвалидом второй группы – двойной порок сердца, поражение клапанов. Она получала пенсию и дома подрабатывала, печатая на машинке. Я полюбил Лелю, она не соглашалась быть моей женой , но после долгих моих уговоров и благословения духовного отца – о. Сергия Мечева вышла за меня замуж 17 июля 1936 г., все время мучительно переживая , что своей болезнью “портит” мне жизнь, но это было глубочайшее ее заблуждение» (См. «Послесловие к воспоминаниям об отце Арсении» из части 5 («Возлюби ближнего своего») книги «Отец Арсений»).
Красота телесная быстро увянет. А уж если на лице злобная маска, то никакая косметика не поможет. Пусть твоя сестра старается приобрести все-таки красоту духовную. А приобрести ее она сможет только через вашу маму.