-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 10.04.2015. |
Нет волшебного приема, который бы позволил Вам в одно мгновение собрать свой ум. Если внешняя жизнь упорядочена, то его ум получает возможность сосредотачиваться. Соблюдении «доброго распределения дня» дает творческую свободу. Не забитый пустыми мыслями, ум получает возможность сосредоточиться на главном.
Вы говорите, что однажды впали в состояние сильной суеты, пытались преодолеть это состояние молитвой, но у Вас плохо это получилось. И вот, Вы задаетесь вопросом, каким же образом выйти из упомянутого состояния?
Во-первых, следует сказать, что нет волшебного приема, который бы позволил Вам в одно мгновение собрать свой ум. О внимании ума святитель Игнатий Брянчанинов говорит следующее: «Ум во время молитвы думает о том, о чем думал до молитвы». То есть, если Вы в течение дня суетились, то конечно, начав молиться, Вы не сможете мгновенно перестроить поток своих мыслей. Чтобы иметь возможность молиться со вниманием, необходимо обустраивать свои дела таким образом, чтобы они приносили как можно меньше смятения в Ваш ум. Например, можете взять себе за правило доводить дела до логического завершения. Если человек начинает новое дело, не окончив старое, в его уме образуется некий след и мозг постоянно сигнализирует человеку о том, что такое-то дело не окончено. Старайтесь все делать по совести, и во время молитвы Вам не придется выслушивать ее упреки. Необходимо поработать над тем, чтобы Ваша жизнь приобрела некоторую упорядоченность, чтобы у Вас появился режим. Конечно, Вам непросто будет это сделать. Вы– семейный человек, к тому же работаете на нескольких работах. Но при желании, со временем, режим все-таки создать можно. Он может быть гибким и хорошо приспособленным к требованиям жизни. Например, в понедельник Вы работаете на двух работах. На первую работу Вам нужно вставать, допустим, в 5 утра и час до нее добираться. Во вторник у Вас будет уже другой режим, потому что в связи с Вашей второй работой Вам нужно вставать уже, допустим, позже. Эти подробности постарайтесь осмыслить.
Что даст Вам наличие режима? Вы не будете испытывать смущение на молитве. Когда внешняя жизнь человека хаотична, то он часто испытывает приступы необъяснимого смущения. Если же внешняя жизнь упорядочена, то его ум получает возможность сосредотачиваться. Святитель Феофан писал, что ум человека, помня о том, что через полчаса начинается молитвенное правило, начинает уже как бы заранее готовиться к молитве.
Второй плюс режима состоит в том, что человек не тратит огромного количества психической энергии на обдумывание в общем-то пустейших вопросов. Вот у Вас заурчало в желудке и в голове рождается мысль – поесть сейчас или чуть позже? Если Вы в этот момент пишете статью, то сосредоточиться уже у Вас не получится, потому что ум размышляет о еде. Если же время обеда четко зафиксировано, то Вы спокойно продолжите писать свою статью дальше, сознавая, что встанете из-за стола, например, ровно в 13.00. Не стоит пугаться, что, упорядочив внешнюю жизнь, Вы потеряете чувство какой-то творческой, если так можно сказать, свободы. Напротив, благодаря режиму, Вы это чувство приобретете. Если внешний круг жизни будет четко определен, то высвобожденную психическую энергию Вы можете пустить на решение духовных и интеллектуальных задач. На этот счет хотелось бы привести лаконичное высказывание одного наркозависимого в прошлом человека, который проходил курс реабилитации на церковном приходе. После того, как он прожил некоторое время на приходе, у него сформировалось такое видение вопроса – «Когда же адекватное осознание внешнего круга жизни позади, тогда большинство внешних действий и отношений может совершаться полуавтоматически, настает пора углубиться во внутренний круг» (Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизма», вып. 2 СтП. Отдел по противодействию наркомании и алкоголизма Санкт-Петербургской епархии, 2005 С. 12). Этот молодой человек верно понял суть дела. Практически эту же мысль выразил и преподобный Никон (Беляев), старец Оптинский. Он придавал большую важность порядку во всем: как в распределении времени, так и в обстановке кельи. «Беспорядок влияет на душу, даже в уныние можно впасть при беспорядке. Надо, чтобы в одно определенное время была молитва, в одно время самовар ставить, в одно время вставать, ложиться и т.д. И в келии должен быть порядок, лучше уж истратить время, чтобы все в порядок привести, а потом поддерживать» (Великие русские старцы: Жития, чудеса, духов.наставления / [Под общ. ред. игумена Аристарха (Лоханова)] / М.: Трифонов Печенг. монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 2000.С. 641).
Приведу еще несколько мыслей на этот счет, надеюсь, Вам не наскучат цитаты. Они даются по существу вопроса. Преподобный Исаак Сирин считал, что ум возвращается в себя от внешних развлечений и успокаивается в себе тогда, когда во внешних членах прекращается мятеж и развлечения. Сердце тогда «пробуждается к исследованию внутренних душевных мыслей» (См. «Слово 21 о посте и бдении» из книги преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические»).
Этот же святой в «Слове 41-м» писал, что «благочиние помыслов» происходит от благочиния чувств и от телесного навыка. Отчасти к понимаю мыслей преподобного Исаака Сирина о связи внешнего и внутреннего послужит выдержка из «Курса лекций по пастырскому богословию» архимандрита Тихона (Агрикова), который говорил о разумном соблюдении «доброго распределения дня»: «Дневные занятия и упражнения должны быть строго урегулированы. Речь идет о дневных занятиях и упражнениях, касающихся как личной, внешней и внутренней жизни, так и должностной. Если порядок ввиду каких-то обстоятельств был нарушен, то пастырь обязан немедленно его восстановить. Без порядка жизнь бывает подобна реке без русла. Если время точно распределено, то жизнь идет размеренным, разумным темпом. И необходимые обязанности не остаются невыполненными. А добрые упражнения, которые повторяются изо дня в день, не только обращаются в привычки, но при серьезном и вдумчивом к ним отношении становятся все больше одухотворенными и возвышенными. Совершенствование возможно при регулярном упражнении, и научит молиться человека, упражнению в молитве. А тот, кто редко молится или совсем не молится, тот как может научиться молиться?» (Тихон (Агриков), архим. Пастырство в свете пастырствования Господа Иисуса Христа // Тихон (Агриков), архим. Курс лекций по пастырскому богословию для студентов духовной академии. I-й курс. URL: http://azbyka.ru/library/tihon_pastyrskoe_bogoslovie-all.shtml). Приведенные здесь слова о. Тихона о пастыре, приложимы и к каждому человеку.
Приведенные мысли, возможно, заставят Вас задуматься о необходимости пересмотреть свой внешний круг деятельности. Ко всему перечисленному хотелось бы добавить ссылку на трактат об Иисусовой молитве, который принадлежит перу архиепископа Антония (Голынско-Михайловского). Цитат оттуда приводить не буду, укажу только на одну из идей этого трактата. В трактате описаны степени восхождения по Иисусовой молитве. И вот что интересно: по мере усовершенствования в Иисусовой молитве подвижник, как считал архиепископ Антоний, должен все более и более подчинять молитве внешний строй жизни. Он должен отсекать связи, которые не являются жизненно необходимыми. Он не должен вовлекать в круг своей деятельности личных вещей, потому что каждая вещь связана с заботой о ней.
И если Вы бывали в монастырях, то Вы, возможно, заметили, какую свободу там получает дух. Внешний круг деятельности монастыря определен четко: время богослужения, время работы, время трапезы. Человеку, который оказался в мире благоустроенного монастыря, не нужно ломать голову над тем, когда и куда ему идти. Не забитый пустыми мыслями, ум получает возможность сосредоточиться на главном. Конечно, живя в миру, Вы не сможете воссоздать в своем доме монастырский распорядок, но совершить какие-то разумные изменения в собственной жизни – в Ваших силах.