-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 10.04.2015. |
Сгорать на работе. Работа превращается в конвейер. Самосуть человека. Не потерять свою сердцевину, не раствориться отдавая. Усталость приходит от дробности. «Храм – смысл существования камней». «Душа расправляет крылья только на просторах смысла». Учиться опираться не на себя, а на Благодать Божию.
Вы говорите, что занимаетесь лечением детей, больных ДЦП и аутизмом с помощью иппотерапии. Детей к Вам приводят очень много и Ваше дневное расписание настолько плотное, что в течение дня у Вас нет ни одной свободной минуты. И вот, к Вам уже подкатывает тотальная усталость.
Очень хорошо, что Вы помогаете детям. Но Вы должны помнить о том, чтобы не потерять себя. Если Вы потеряете себя, то ничем не сможете помочь другим людям. У каждого человека есть зерно, та сердцевина, которая составляет его самосуть. Нельзя позволить, чтобы эта сердцевина была размыта. В нас есть некая черта, переступать через которую мы не должны ни при каких обстоятельствах. Например, есть военнослужащие, люди, работающие в силовых ведомствах, которые принципиально не берут взятку, кто бы что им не говорил. Здесь уже дело не в страхе наказания, не в том, что они боятся ФСБ, а в том, когда ты берешь взятку, то должен переступить через свои моральные принципы, через то ядро, ту сердцевину, которая составляет суть человека. Люди, согласившееся на это в итоге они теряют самих себя. Человек, который работает с людьми, не может постоянно отдавать. Ему нужно время, чтобы собраться с мыслями.
Об этом прекрасно сказал Экзюпери в своей книге «Цитадель», в главе 112. Он размышляет о всем нам понятной ситуации, о дневной суете, когда от человека что-то требуют, у него что-то просят и сам он куда-то идет, чего-то делает. После дневной суеты ему нужно погрузиться в тишину, чтобы там отдельные дробные события дня сложить в цельную картину, провести связи между этими дробностями. Экзюпери высказывал одну очень интересную мысль: если человек живет посреди дробных событий, то он очень устает. Усталость приходит от дробности.
В своей книге Экзюпери размышляет как бы от имени восточного царя. И этот царь однажды утешал женщину, страдавшую от одиночества. Он написал для этой женщины молитву. Вот некоторые выдержки из нее: «Пожалей меня, Господи, тяжело мне мое одиночество. Мне некого ждать. Комната будто тюрьма, вещи в ней молчаливы. <…> Одиночество, Господи, плод души-калеки. Смысл вещей – вот родная земля души. Храм – смысл существования камней. Душа расправляет крылья только на просторах смысла, не вещи нужны ей – картина, что возникла, когда они слились воедино. Научи меня видеть сквозь дробность целое. Тогда, о Господи, я перестану быть одинокой» (см. главу 124).
То есть если уходит дробность, то кончается и одиночество. Чтобы понять, что такое дробность и что такое узел, который связывает воедино все разрозненные события, можно посмотреть на корабль. Чтобы корабль вышел в море, кузнец должен выковать гвозди, плотник должен вытесать доски, кто-то должен сделать паруса. Должно совершиться то количество дробных дел, которое потом воплотится в одном деле, в единой идее – в корабле. Если Вы забыли о своей идее, о своем корабле, то Вы сталкиваетесь с большим количеством дробных дел, в которых Вы не видите никакого смысла. Ваша работа превращается в конвейер. Вы будете пускать детей по конвейеру, соответственно Вы перестанете им помогать, потому что Вы не будете вкладывать свою душу в дело. Но чтобы вложить душу, Вы должны иметь время для того, чтобы собраться внутри себя.
Нельзя постоянно говорить, нужно иногда посидеть в тишине, чтобы обдумать то, что было сказано и что должно быть сказано. Когда человек живет постоянно в суете, он начинает делать большое количество ошибок. Он теряет правильный угол зрения на свою работу. Он может делать в течение трех дней какое-либо дело, но на четвертый день понять, что это дело вовсе не стоило делать, что это дело могло быть сделано совсем по-другому в течение, скажем, одного дня. Но ввиду того, что он суетился, он не разглядел представившейся ему возможности сделать это дело гораздо быстрее, эффективнее.
К тому же Вам нужно учиться опираться не на себя, а на Благодать Божию. Ведь человеческие силы имеют свойства истощаться. Сейчас – да, выложившись до максимума, вы поможете десяти детям. Если Вы поможете, то пойдет о Вас слава и на место десяти придут тридцать. И рано или поздно Вы сгорите. Речь не о том, чтобы бросить помогать детям и начать вести эгоистический образ жизни. Мол, «буду оставлять что-нибудь для себя». Нет, установка на то, чтобы оставлять что-нибудь для себя – это установка эгоистическая.
Когда человек пытается сохранить свое зерно, свою самосуть, то это нельзя сравнить с такой эгоистической установкой. Здесь речь идет о существовании самой личности. Если человек даст себя размыть земной суете, то он перестанет существовать как личность. Чтобы не растворяться отдавая, человек должен научиться опираться на Благодать Божию. Прекрасно иллюстрирует это пример из книги иеромонаха Тихона, которая называется «Архиерей».
В ней шла речь о священнике, который мечтал помогать людям. Он читал книжки о любви, хотел проповедовать людям из самых нижних слоев общества - бездомным и преступникам. Он ходил к ним в ночлежки и однажды увидел человека, лежащего в луже своей блевотины. Священник проповедовал обитателям ночлежки о вреде пьянства. Спустя какое-то время, ему заметили, что человек, над которым он стоял, уже умер. Тут батюшка с ужасом обнаружил, что действительно он проповедовал над умершим человеком. Но ужас его усилился, когда он увидел страшную язву на теле этого человека. Тогда он забросил свои проповеди и принялся лечить людей. Он стал сокращать богослужения, служил по сокращенному чину и спешил к своей пастве. Теперь он не проповедовал, а старался их лечить. О нем стала разноситься слава из всех городов и областей. И из городов и областей к нему потянулись увечные и бездомные. Он выдергивал одного из них из нищеты, а на его место приходило трое других. Последним ударом было для него то, что эти люди, доверяя ему, стали открывать ему свои души. Священник увидел, что в этих душах порока находится больше, чем он мог себе представить. Со временем у него опустились руки, взор погас, он перестал служить и весь храм стал покрываться пылью.
К жизни его и вернул тот архиерей, о котором рассказывала книга. Он сказал этому священнику, что в момент, когда у батюшки опустились руки – он лишь увидел тогда свое человеческое бессилие. Но пусть этот священник поставит своих пасомых под действие Божественных Таинств, и он увидит разницу. И действительно, со временем, научившись опираться на Благодать Божию, а не на свои силы, священник этот содействовал возвращению в общество многих людей, которые, казалось бы, были для общества уже потеряны.
Прочитайте и Вы эту книгу и научитесь опираться на Благодать Божию. Постарайтесь найти помощника, нельзя все делать в одиночку.
В житии святителя Игнатия Брянчанинова говорилось о том, что он быстро добивался намеченных задач, потому что умел увидеть в окружающих людях их способности. Способных людей он приближал к себе и назначал на соответствующие должности. Святитель Игнатий Брянчанинов был известен не только как духовный писатель, но и как церковный деятель. Монастыри, которыми он руководил, становились благоустроенными. Тоже самое происходило и с теми кафедрами, которые он занимал как архиепископ.