-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 08.06.2015. |
Человек, который считает себя несовершенным, стремится к тому, чтобы измениться в лучшую сторону. Грешники сами препятствуют тому, чтобы Бог воссиял в них. Если даже под конец жизни человек принимает этот дар жизни, то он живет. Зачем жаловаться? Одерните шторы и свет вольется в вашу комнату и вы согреетесь. Покаяние заключается в жизни, противоположной прежним грехам.
Вы говорите, что не ходите в храм, что считаете себя грешницей. И слава Богу, что вы себя считаете таковой. Ведь если у человека есть чувство собственного несовершенства, то это чувство тянет его в высь.
Человек, который считает себя несовершенным, стремится к тому, чтобы измениться в лучшую сторону. А человек, который ни к чему не стремится, похож по мыслям Антуана де Сент-Экзюпери «на скотину, которая лежит в хлеву у полной кормушки».
На эту тему размышлял Иван Ильин в своем сочинении «О страдании». Он размышлял на счет того, что будет, если в человеке смолкнут укоры совести и стремление к совершенству. Если в людях умолкнет неудовлетворенность, то они превратятся в «неунывающих лентяев и тупиц, у которых вместо глаз находятся гляделки». У этой породы людей будут низкие лбы и чмокающие рты. Их невеселый смех будет невеселым смехом идиотов. От чего, да убережет нас Господь.
Ваше чувство, то, что вы чувствуете себя грешницей – это не так и плохо. Просто вы неправильно относитесь к этому чувству, которое родилось внутри вас. Его надо пустить в позитивное русло. И к тому же вам нужно правильно понимать, в чем именно состоит отчуждение человека от Бога. Возможно, вы считаете, что вы являетесь грешницей. Но о Боге не нужно мыслить так, как мы мыслим о людях.
Преподобный Антоний Великий говорил, что у Бога нет ни радости, ни гнева. И радость и гнев – это принадлежность людей. Бог же не меняется. Меняются сами люди. Слова Священного Писания о том, что Бог гневается на грешников и милует праведников, даны людям применительно к их складу ума.
Священное Писание так выражается, чтобы людям было понятно, о чем идет речь. На самом же деле грешники сами препятствуют тому, чтобы Бог воссиял в них. «Так что сказать: Бог отвращается от злых, – есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения» (Добротолюбие, т. 1, ст. 150).
Антоний Великий Бога уподобляет солнцу. Солнце изливает свет и тепло на всех людей. И от каждого конкретного человека зависит то, чтобы повернуться к этим лучам или отвернуться от них. И если человек запер ставни в своей комнате и сидит во тьме, то разве солнце виновато в том, что этот человек сидит во тьме? Конечно же нет. От человека зависит, сидеть ли во тьме, или не сидеть во тьме.
К словам преподобного Антония Великого можно применить в качестве аналогии образ солнечной батареи. Если солнечная батарея стоит под правильным углом к солнцу, то она черпает энергию. Если она стоит под неправильным углом к солнцу, то она энергию не черпает.
В связи с этой аналогией можно вспомнить объяснения, которые дает патриарх Сергий Страгороцкий к некоторым мыслям из книги пророка Иезекииля. В своей книге «Православное учение о спасении» патриарх приводит слова, которые Господь говорит от имени пророка. Господь говорит, что если грешник под конец жизни станет делать правду, то он будет жить. А если праведник согрешил, то он умрет. По человеческому суждению здесь такое положение дел несправедливо. Грешник всю жизнь жил неправильно, а под конец жизни покаялся и спасся. А праведник всю жизнь жил правильно, а под конец жизни согрешил и погиб.
Но мысль несправедливости неверна. Бог изливает жизнь на всех и дает жизнь каждому человеку. И от человека зависит, принять этот дар или отвергнуть его. Если даже под конец жизни человек принимает этот дар жизни, то он живет. А если праведник под конец жизни отворачивается от этого дара, то он умирает.
Вспомните о солнечной батареи. И точно также и от вас зависит, принять дар жизни или отвергнуть его. Если вы не ходите в храм и не обращаетесь к Богу лишь по причине того, что считаете себя грешницей, то вы подавляете силу, которая заперлась в своей комнате, зашторив окна и жалуется на то, что солнце не озаряет его комнату светом. Зачем жаловаться? Одерните шторы и свет вольется в вашу комнату и вы согреетесь. А то, что вы считаете себя несовершенной, так это же нормально. Кто может посчитать себя совершенным в сравнении со святым Богом, который не праведников пришел спасать, но грешников привести к покаянию?!
Не в Боге дело, а в вас. Некоторые люди не причащаются ввиду того, что считают себя недостойными. Но кто, положа руку на сердце, признает себя достойным?
Священник, служа литургию, во время Херувимской песни, читает молитву, которая начинается со слов «никто недостоин из земнородных приблизиться к Тебе». В этой молитве священник просит, чтобы Господь не отринул его.
На эту тему у архиепископа Иоанна Сан-Францисского(кн.Шаховского) есть такие слова:«Подлинно религиозная жизнь человека всегда была и является подсознательным и сознательным развитием в человеке истины, ее великой недостаточности и полноты пред Божественным Бытием. И религия, прежде всего, есть праведное, горячее признание необходимости исполнения в своей жизни, благом высшим и абсолютным. <…> Начало веры в Бога есть пробуждение несущественного, метафизического недовольства собою, святого недовольства этою жизнью» (Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Агония одиночества (пневматология страха). URL: http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/o_grehe/ioann_apokalipsis_12g-all.shtml).
Впрочем, надо сказать, что обращение к Богу в нескольких случаях не совершается просто. Речь идет о тех особых случаях, когда человек тяжко согрешил перед Богом, перед ближними и перед судом собственной совести. Кто-то сделал аборт или склонил к нему, кто-то совершил предательство. После таких поступков совесть человека не умиротворится от нескольких слов покаяния. Если, например, мы с вами поругаемся, обзовем друг друга нехорошими словами, а через какое-то время раскаемся, попросим у друг друга прощение, то мы успокоимся. Но есть грехи, после которых успокоиться не так-то и просто.
Эту мысль можно выразить с помощью аналогии. Преподобный Макарий показывал посетителям свой палец. На нем был шрам от пореза. Рана заросла, а шрам остался. Так бывает и с душой. Господь простил человеку совершенный грех, но шрам на душе остался,. и чтобы этот шрам сошел, человеку нужно потрудиться в деле своего покаяния. Ведь покаяние заключается в жизни, противоположной прежним грехам. Кто-то после совершенного аборта ужасно мучается. Здесь можно и молиться, и делать поклоны, а можно и попытаться предупредить тех, кто этот аборт еще только собирается сделать. Можно даже финансово помочь какой-нибудь студентке, которая собирается сделать аборт из-за того, что не имеет средств на то, чтобы родить и воспитывать ребенка. И такая помощь будет покаянием. Покаянием будет и то, если кто-то, украв деньги, возвращает их. Здесь можно вспомнить о фильме «Семь жизней». Концовка этого фильма является, правда, несколько скользкой.
Главный герой, желая спасти другого человека, совершает то, что можно классифицировать как самоубийство. Он хочет отдать свое сердце смертельно больной женщине. Ради этой цели он ложится в ванную и пускает в ванную ядовитую медузу. Поверенный главного героя (адвокат) объясняет врачам больницы, что его клиент хочет пожертвовать сердце такому-то человеку.
Сложно сказать, чем является такой поступок – самоубийством или нет. Хотя здесь и не было отчаяния, которое является смертным грехом. Лучше этот эпизод врачу не принимать. Он сосредоточится на основной части фильма. Сюжет разворачивается вокруг того, что по вине главного героя произошла автомобильная катастрофа, в которой погибло семеро человек, включая и его жену А сознание происшедшего жгло его. И он решает дать жизнь семерым людям, чтобы искупить свой поступок. Он ищет больных людей, которым и жертвует свои органы. Одному он отдает часть легкого, другому отдает часть своей печени. Свой дом он отдает женщине, которую избивал ее сожитель. Для женщины, которая переехала в его дом с двумя маленькими детьми, началась новая жизнь так он даровал жизнь еще троим людям Под конец собственной жизни он жертвует смертельно больной женщине сердце и еще одному человеку жертвует свои глаза. Конечно, дух этого фильма не православный и не все из этого фильма можно брать как руководство к действию. Но какие-то моменты что-то разъяснят вам относительно себя.