-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 08.06.2015. |
Есть люди, которые стараются жить по совести и стараются поступать по той правде, которую они внутри себя чувствуют. Есть люди, не знающие Закона Божия, но которые стараются жить по совести. А есть люди, которые, зная, в чем состоит правда, идут вразрез с ней. Постарайтесь найти контакт с каким-нибудь священником, к которому вы почувствуете доверие. Он поможет вам облечь ваш нынешний религиозный порыв в какую-то конкретную форму. Картой духовного пути являются творения Святых Отцов, которые вам советую читать.
На шестом десятке лет вы пришли в храм, многого вы еще не знаете. Подвигло вас на такой шаг желание обрести покой, стали чувствовать, что суета все больше и больше затягивает вас, что жизненные решения вы стали принимать уже не те адекватные, как раньше. Вы чувствуете, что что-то стало происходить не то.
Для первого шага вам советую готовиться к полной исповеди за всю жизнь. На этот счет советую вам прочитать книгу, изданную Соловецким монастырем «Победить свое прошлое»: Исповедь – начало новой жизни»». Не спеша пересмотрите свою прожитую жизнь. В книге об этом подробно написано. Если вы поступите согласно написанному, то может быть у вас получится освободиться от груза прошлого.
Вы говорите, что вас беспокоят какие-то вопросы, но четко сформулировать вы их не можете. На это хочется вам сказать следующее. Во-первых, нужна привычка. Человек, часто пытающийся сформулировать свою собственную мысль, со временем приобретает способность сформулировать ее. А во-вторых, можно привести мысль святителя Феофана Затворника, мысль, которая приведена в указанной книге. Он говорил, что пока мысль находится в голове, то ее трудно схватить. Поэтому он и советует во время подготовки к исповеди пользоваться бумагой. Записать – значит сформулировать. Тяжело схватить мысль, которая крутится. Бывает, что человеку удается постичь лишь общую идею, а ее подробности ускользают из ума. Но если начать излагать мысль на бумаге, то сразу будут видны и какие-то подробности. Мысль начнет обогащаться, приобретать какую-то форму. Пользоваться бумагой хорошо еще и по последующей причине. Мы не можем одновременно обдумывать множество мыслей, но тем не менее это множество мыслей может присутствовать в уме. Например, в уме присутствуют 10 мыслей, а одновременно обдумывать вы можете только 2-3. И вы время от времени обдумываете то первые три мысли, то последние 3 мысли. Ни на чем не можете остановиться и чувствуете какое-то постоянное беспокойство. Начните излагать эти мысли на бумаге и все изменится. Изложите первые 3 мысли – освободится место оперативной памяти и для следующих трех. Излагая свою прошлую жизнь на бумаге подобно тому, как сказано в книге, вы ее осмыслите.
Наверное, не стоит вам слишком настаивать на том, что вы всю жизнь прожили без Бога и что вам пытались внедрить концепции, стирающие в человеке религиозный порыв. Что было – то было. Если вы прожили жизнь честным человеком, то вы себя не раскололи, у вас сохранился большой потенциал для того, чтобы начать жизнь духовную. На этот счет можно привести свидетельства одного священника. Он рассказывал, что однажды исповедовал 50-летнюю женщину. Она жила еще во время коммунистического государства, преподавала в университете. И хоть она не была верующей в прямом смысле этого слова, но она старалась жить честно. Когда священник ее увидел через год после исповеди, то у него возникло ощущение, что эта женщина всю свою жизнь была христианкой. Вхождение в духовную жизнь решилось для нее как-то естественно. Возможно потому, что к духовной жизни она была подготовлена тем, что старалась жить без греха. Что такое жить без греха применительно к этой женщине? То, что было простительно для нее, не является простительным например для священника, который ее исповедует. Для священника, знающего Закон Божий, какие-то поступки являются непростительными. А эта женщина не знала Заповедей Божиих и некоторые поступки она считала естественными и нормальными. Но после, узнав, что эти поступки греховные, она от них отказалась.
Здесь речь идет не о том, чтобы оправдывать грехи людей, а о другом. Есть люди, которые стараются жить по совести и стараются поступать по той правде, которую они внутри себя чувствуют. Есть люди, не знающие Закона Божия, но которые стараются жить по совести. А есть люди, которые, зная, в чем состоит правда, идут вразрез с ней. К примеру можно привести судью. Какой-нибудь судья может, например, знать, кто является виновным, а кто невиновным. Но зная о том, судья тем не менее невиновного осуждает, а виновного оправдывает. Здесь человек идет против собственной совести, против правды и тем самым он раскалывает свою личность. Если вы старались в течение своей жизни исполнять тот закон правды, который чувствовали в своей совести, то потенциал к духовной жизни у вас есть даже не смотря на то, что вы большую часть жизни прожили вдали от церкви. Обращаясь к ней сейчас, постарайтесь найти контакт с каким-нибудь священником, к которому вы почувствуете доверие. Советуйтесь с ним, хотя бы по временам. Даже если вы не знаете, где найти такого священника, смущаться не стоит. Со временем узнаете. Если я сейчас, например, вас спрошу, как у вас с печкой, вы мне не ответите. А если два года вы позанимаетесь этим вопросом, то мне сможете рассказать, в каких городах живут хорошие мастера, какие у этих мастеров подходы и прочее. Также начав ходить в храм, вы со временем узнаете, в каких храмах служат хорошие батюшки. Для чего вам нужно советоваться со священником? Он поможет вам облечь ваш нынешний религиозный порыв в какую-то конкретную форму. Представьте деревце, которое только –только пробилось из земли. Чтобы такое деревце выросло, рядом с ним ставят палочки, которые придают форму и рост деревцу. Подобную функцию будут исполнять и советы священника.
Или другой пример. У каждого из нас есть инстинктивное стремление защититься от опасности, закрыться от нанесенного на нас удара. Мастер может помочь инстинктивное стремление облечь в отточенную технику. Также и священник поможет вам ваш религиозный порыв направить в русло. А если никакой конкретной формы ваш религиозный порыв не приобретет, то он может затухнуть или вылиться во что-то недолговечное и неустойчивое. Многие молодые люди например, находящиеся в духовном поиске, пытаются синтезировать различные религии и берут от христианства одно, от восточной религии другое, ни к чему конкретному они в итоге не приходят. К тому же советы опытного священника помогут вам сэкономить время и силы. В первое время вы будете проходить через те ситуации, которые возможно сам священник уже проходил и он подскажет вам, в какие двери входить стоит, а в какие не стоит. Может быть вы и сами поймете, в какие двери входить не стоит лет через 5. Идя в каком-то направлении, вы через какое-то время поймете, что оно ложное. Но зачем вам тратить впустую время и силы, если можно получить готовые знания опытного человека? Ведь в других областях мы стремимся получать такие знания. Эти знания имеют большое значение даже в случае с печками. Мастер, в течение многих лет испытывавший действие различных растворов, своему ученику может дать указания на самый оптимальный вариант. И ученик, получивший эти знания, сэкономит и время и силы, которые бы потратил на самостоятельное получение его. Конечно здесь речь идет не о том, чтобы вас держать на всем готовом, исключить сам факт самостоятельного усилия. Речь идет о другом. Это другое можно представить с помощью следующей аналогии. Вы едете по незнакомому городу. Если у вас есть карта или рядом сидит человек, который хорошо знает этот город, то вы достигаете цели своего путешествия. А если ни карты, ни опытного попутчика нет, то цели вы можете так и не достигнуть.
Картой духовного пути являются творения Святых Отцов, которые вам советую читать. У них была большая жажда Бога и у них было огромное самоотвержение. Пройдя путь духовной жизни, они оставили нам свои творения как некую карту, по которой и мы можем сверяться. Здесь можно вспомнить слова о том, что мастер помогает ученику облечь инстинктивное стремление в отточенную технику. Читая святоотечественные творения, вы можете облечь в конкретную форму ваш религиозный порыв. Тот же, кто отказывается от руководства Святых Отцов, рискует запутаться в непроходимых трущобах своего субъективного опыта. Здесь не имеется в виду, что у вас не должно быть личного опыта. И личный опыт должен быть, но и он должен быть очищен и обогащен. И чтобы он был истинен, он должен родиться из устремленности к истинной цели, а этих истинных целей люди во времена своего новоначалия могут не видеть или не понимать.