-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 21.06.2015. |
Если что-то предпринимать против своих страстей вне молитв, то можно пожать плод своих действий, в виде усилившихся страстей. Нужно помнить о том, что каждый поступок, сделанный под воздействием страсти, усиливает страсть. Когда страсть гордости затопляет сердце человека, ему хочется обидеться раз и навсегда. Когда обида захлестывает сердце, нужно просто начать молиться. И возможно это состояние скоро пройдет. Когда начинает дуть сильный ветер, мы закрываем рукой глаза и идем вперед. Душа, которая закрылась от Бога и от людей облаком страсти гордости, открывается отмычкой исповеди.
Некоторые люди чувствуют, что гордость сжирает их, уничтожает их жизнь, их личность. Люди пытаются что-то предпринимать, но их попытки не увенчиваются успехом. Почему же так происходит? Возможно, потому что в этих попытках уже есть некая доля гордости. Человек хочет сам, своими силами победить страсть гордости. Архиепископ Антоний сказал удивительные слова: «Святые отцы, сознавая немощь человеческую, видя всемогущую силу Божью, <…> сами своей силой к делу спасения не приступали». Конечно, не то, что они бездействовали. Мы знаем, что многие святые совершали очень трудные подвиги. Дело состоит в том, что святые боролись со злом именем Божиим, а не собственными силами. Архиепископ Антоний считал, что если что-то предпринимать против своих страстей вне молитв, то можно пожать плод своих действий, в виде усилившихся страстей. Возможно, здесь уместно будет такое сравнение. Надуйте воздушный шарик и сожмите его. Он тут же раздуется с другой стороны.
Некоторые пытаются себя усмирить, проводить с собой беседы на счет того, что гордиться не нужно. Но Святитель Феофан Затворник не одобряет такую тактику действий. Он говорит, что если человек начинает говорить себе: «гордость Богу противна; ты, земля и пепел, как не стыдишься возноситься помыслом, помяни грехи свои и подобное»[1]. То пока человек все это говорит, страсть все равно будет находиться в сердце и тревожить его.
Когда начинает действовать в человеке страсть гордости человек должен переключиться на молитву. Можно читать Иисусову молитву и укорять себя за то, что в душе происходит такое безобразие. Если сердце тревожат мысли осуждения, ропота, то можно, произнося Иисусову молитву, укорять себя за то, что мы осуждаем и ропщем. Когда приходит мысль о тщеславии, то можно вспомнить слова из Псалтири: “Не нам, Господи, но имени твоему!” Эти слова можно применить к себе. Если человек, перефразировав их, говорит: “ Не мне, Господи…”, то тем самым он относит успех своего дела к Богу. Можно иногда произносить слова: “ Не в лыстех мужеских благоволит”(Пс. 146:10). Это тоже слова из Псалтири. Эти слова означают то, что Господь не благоволит к мужу, уповающему на силу своей голени (Разумея под «лыстями» (голенями) крепость ног, Пророк указывает, что не быстротою ног, не телесною силою, не искусством ездить на лошадях благоугождается Бог – но добрыми делами, богобоязненностью и упованием на«милость Его»(Феодорит). ).
Эти слова можно время от времени вспоминать, включив их в дневной режим, повторяя их во время какого-либо занятия. Если включить эти слова в режим, то может быть получится не забывать о них. Нужно помнить о том, что каждый поступок, сделанный под воздействием страсти, усиливает страсть. Каждый поступок, сделанный наперекор страсти, страсть умоляет. Так мыслил Святитель Игнатий Брянчанинов. Это означает, что если мы обидевшись на кого-то поддаемся чувству обиды и отказываемся встречаться с человеком, то после того случая страсть гордости только усилится. Соответственно она будет нас мучить еще сильнее. Когда страсть гордости затопляет сердце человека, ему хочется обидеться раз и навсегда. Особенно, когда слышим от близких людей колкие слова, мы должны найти в себе мужество и не уйти, хлопнув дверью, а остаться. Один человек рассказывал историю о том, как он со своей мамой собирался в гости к человеку, который мог стать мужем его сестры. Он должен был встретиться со своей мамой недалеко от дома этого человека, но опоздал. Мама его была женщиной темпераментной, и когда он появился, стала высказывать ему за опоздание, выбирая для убедительности самые весомые аргументы. В ход пошло все. Она вспомнила и о нынешнем положении своего сына и о том, о чем он с ней недавно делился. Ее сыну стало настолько обидно, что ему захотелось просто уйти со встречи, хлопнув при этом дверью. Желание было настолько сильным, что он и сам не понял, как он не поступил именно так. Он не ушел. В это вечер они хорошо беседовали с женихом сестры. Его сестра была очень довольна, что встреча и знакомство состоялись. Она очень переживала за то, как ее брат отреагирует на личность ее приятеля. После вечера, провожая брата, она так и сказала: ”Я так счастлива, что вы познакомились!” А все это могло бы и не произойти, если бы ее брат, обиделся, и развернувшись ушел домой.
Когда обида захлестывает сердце, нужно просто начать молиться. И возможно это состояние скоро пройдет. Когда начинает дуть сильный ветер, мы закрываем рукой глаза и идем вперед. Скоро порыв ветра утихает. И страсть со временем уходит. Да, мы иногда срываемся, мы видим свои недостатки. Но, слава Богу, что мы их видим. Если мы их видим, значит, мы имеем возможность от них освободиться. Некоторые, видя свои недостатки, впадают в отчаяние. Но смущаться, видя в себе действие страсти, считал преподобный Авва Дорофей, неразумно.
Если человек приходит в смущение от своих недостатков, то в этом смущении есть что-то и от гордости. Где-то в глубине человек себя считает хорошим, возможно, чуть ли не святым. Когда же он видит в себе страсть гнева, то он удивляется, как такое могло с ним произойти. Смиренный же не смущается. Он говорит себе: “ А что другого можно было от меня ожидать?” Некто из отцов увещевает не смущаться тогда, когда страсти начинают действовать. “ Этому должно быть,”- говорил он. Конечно, здесь не имеется в виду то, что мы должны выказывать свои страсти. Мол, таков уж я, и здесь ничего не поделаешь. Слова вышеуказанного отца могут быть отнесены к тем, кто с детства не был воспитан в вере. Если человек многие годы жил своими эгоистическими интересами, то, конечно, за один день он не станет святым. «Помни,- говорил иеросхимонах Михаил (Питкевич), - что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, гневаться, хвастаться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и должно держать тебя в смирении.» Да, человек падает, но он не должен отчаиваться. Если он на всех обидится и замкнется, то страсть гордости начнет только усиливаться.
Человек должен не замыкаться, а открываться на исповеди. Он должен исповедовать проявление страсти. Пусть он будет иногда исповедоваться без чувства сокрушения, как бы принуждая себя. Как говорят, аппетит приходит во время еды. Во время исповеди и причащения свет Христов может просветить сердце. Игумен Анатолий Берестов называл таинство покаяния отмычкой, которой открываются души. Он писал, что у многих людей, употребляющих алкоголь и наркотики, пропадает тяга к их употреблению. Он приводил в пример письмо одного из своих подопечных, у которого пропала тяга к наркотикам и даже наступила ломка. Душа, которая закрылась от Бога и от людей облаком страсти гордости, открывается отмычкой исповеди. Человек через силу, самопринуждением исповедует свою страсть и она отступает. Вечером каждый день человек уделяет немного времени на исследование того, как прошел день. Если он с кем-то поругался, то вспоминает, какова была причина конфликта, думает, как ему поступить в будущем.
Святитель Феофан Затворник советовал даже записывать то, как мы предполагаем в будущем избавиться от греха. Если человек срывается в общении с одним из своих знакомых, то данную ситуацию нужно исследовать, попытаться найти ключ к ней. Например, один из ваших знакомых постоянно вмешивается в ваши дела, навязывает свои решения проблемы. Некоторое время Вы сопротивлялись его вмешательствам, гневались и сами же после этого мучились, как же выйти из этой ситуации. Для начала постарайтесь выслушать то, что он предлагает. Возможно, ситуация разрешится, если Вы просто, выслушав человека, скажете ему о той причине, по которой Вы не можете сделать то, о чем он говорит. И когда мы гневаемся на тех, кто хочет нас учить. В данной ситуации следует проявить снисхождение. Бывает так, что люди только обратившись к Богу, что он еще не успел прийти к Богу, а уже начинает всех учить. Он сам скоро поймет, что учить никого не нужно. Но пока этого не произошло, его следует внимательно выслушать. Если мы накричим на него сейчас, то рискуем разорвать с ним отношения навсегда. Может быть, Вы слышали, как поет человек, который только-только начинает петь. Педагог объясняет, ему как нужно держать челюсть, как нужно держать язык, как дышать. Конечно, человек не сразу привыкает делать правильные движения. Первое время в его пении заметен элемент неестественности, но говорить об этом ему нельзя, ни в коем случае. Скоро он привыкнет петь правильно и эта неестественность исчезнет. Но если кто-то сделает замечание, человек может испугаться и перестать петь. В некоторых вещах человек должен додумываться до чего-то сам, и он непременно это сделает. Но он должен именно додуматься, чтобы прийти к естественному выводу. Если же мы его обругаем, то нарушим тем самым естественный ход вещей.
[1]Феофан Затворник, свт. Что такое духовная жизнь и как на неенастроиться. - М., 1914, с. 21