Дети. Женщине, которая видит себя виновной в неустройстве дочери
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  21.06.2015.



Диавол борет человека через тщеславие или отчаяние. Не будем возвращаться вспять и говорить, чего мы не сделали. Значение имеет то, что мы будем делать теперь, с этого момента и впредь.

     Вы говорили, что некоторое время назад вы имели возможность продать собственную жилплощадь и помочь на эти деньги устроить своей дочери развивать свою профессиональную деятельность. По вашим словам, в то время вы занимались своими делами, и дочери своей не помогли.

     Сейчас ей 40 лет, она потеряла работу и до сих пор не устроилась в личной жизни. Вот уже многие годы вы вините себя в ее неудачах. Сам строй ваших мыслей в чем-то верен. Святые отцы учили, что христиане должны укорять себя.

     Таким образом укорял себя старец Паисий Святогорец. Видя нездорового юношу, он говорил, что если бы он, старец, был бы духовным, то он исцелил бы этого юношу. Но в вашем случае христианское самоукорение выходит из своих естественных пределов. Диавол борет человека через тщеславие или отчаяние. Вас он повел по пути отчаяния., дал вам по-видимому добрую мысль, но сила ее чрезмерна.

     О том, что диавол может использовать покаянное чувство человека во вред самого человека, говорил старец Порфирий Кавсокаливит. Он считал, что «не является здоровым проявлением, когда сильно печалятся из-за своих грехов, восстают против себя плохого, доходя до отчаяния…». Человек думает, что он всего недостоин и опускает руки. «Это сеть, которую расставляет сатана, чтобы человек потерял надежду на любовь Божию».

      Старец Порфирий делится своим опытом, который, кстати, не мешает взять на вооружение и нам. Старец говорит, что «то, что печалит меня я претворяю в молитву, не запираю внутри себя, иду к духовнику, исповедую это и кончено. Не будем возвращаться вспять и говорить, чего мы не сделали. Значение имеет то, что мы будем делать теперь, с этого момента и впредь.»[1]

     Поступите согласно совету старца Порфирия, поисповедуйтесь в том, что было и успокойтесь и забудьте. Вы сделали все, что могли . Сейчас вы проявили христианское раскаяние, показали Господу, что вы сожалеете о всех ошибках, которые вы совершили.

    Покаяние должно не приводить к отчаянию, а растворяться в надежде на милосердие Божие. Господь видит ваше раскаяние и видит жизнь вашей дочери.

     Вы считаете, что самое главное – это то, чтобы у нее было все благополучно. Но так считать не совсем правильно. Главным для христианина является спасение души, то, чтобы их душа наследовала вечное блаженство. А благосостояние некоторым людям может помешать достижению этого блаженства. Возможно ваша дочка – одна из таких людей. Возможно, Господь не дает ей благосостояния именно поэтому, что оно не было бы ей полезно.

     Вы как-то удивились, услышав слова, что благосостояние может и не полезным. Вы считаете, что оно полезно всем. Чтобы пересмотреть этот вопрос вы можете прочитать в «Отечнике» повесть о Евлоге Каменносечце. Эта повесть была рассказана аввой Даниилом. Авву Даниила как-то приютил упомянутый Евлогий. У Евлогия был благочестивый обычай – на заработанные деньги он принимал путешественников, которых он кормил и давал им кров. После того, как он позаботился об авве, авва Даниил прилежно стал молиться, чтобы Господь послал Евлогию богатство.

     Авве  казалось, что если бы у Евлогия было бы больше денег, он больше  бы помогал людям. Авве Даниилу было откровение о том, что Евлогию «лучше остаться в том  положении, в котором он находится ныне». Авва Даниил настаивал на своей просьбе. Тогда его спросили, «готов ли он поручиться за душу Евлогия, что он спасет ее при умножении имения его». И авва Даниил поручился. Евлогий нашел золото, но это золото не принесло ему пользы. Это золото он не употребил на помощь людям. С помощью этого золота он стал вельможей и зажил великосветской жизнью.

     Узнав об этом, авва Даниил отправился поговорить с Евлогием, но слуги бывшего каменносечца прогнали авву и били его. Видя бесплодность всех усилий, авва усердно стал молиться. Его молитва была услышана. По предстательству Божией Матери с аввы было снято ручательство за душу Евлогия. Сам Евлогий непостижимыми судьбами и промыслом Божиим был возвращен к прежнему образу жизни. Его хотели репрессировать, но он успел убежать. Он вернулся в свое селение и как прежде продолжил работать каменносетцем и на заработанные деньги кормить путешественников.

     Мы не знаем, как ваша дочка начала бы вести себя, если бы у нее оказалось богатство. Но мы знаем, что ей уже достаточно лет, она не маленький ребенок и способна принимать самостоятельно решения относительно своей жизни. Вы не можете прожить ее жизнь за нее, у вас своя жизнь, у нее своя. Конечно, как мать вы можете за нее молиться, интересоваться ее жизнью. Целиком взваливать на свои плечи груз ее жизни – это вам не по силам.

     То, что вы хотите взвалить этот груз на свои плечи – это возможно является проявлением гордости. А гордость, как известно, ведет к отчаянию. Вы пытаетесь вынести какую-то проблему на своих плечах, естественно видя, что ваших сил не хватает. И как следствие – отчаиваетесь. А если бы вы ситуацию возложили на Бога в надежде на Его всесильную помощь и по силам проявили бы свое участие, то вы были бы спокойны.

[1]Порфирий (Байрактарис, Евангелос, иеромонах; 1906-1991). Житие и слова / Старец Порфирий Кавсокаливит; [пер. с греч. иерея Василия Петрова]. Малоярославец (Калужская обл.): Св.-Никольский Черноостровский женский монастырь, 2006. С. 262-263